Имя прилагательное как часть речи (повторение изученного в 5 классе)
МБОУ «Школа № 83 имени Г.И.Баланова
г. Донецка»
Учитель русского языка и литературы
Ивахно И.А.
Под ……………….. небесами
…………………… . коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
.……………. лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Цель урока : повторить изученное об имени прилагательном как части речи.
Задачи урока:
образовательные:
- углубить понятие о роли имени прилагательного в речи;
- формирование умения обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных;
- определять синтаксическую роль прилагательных в предложении.
развивающие:
- развивать мыслительные способности учащихся при выполнении логических операций распознания имён прилагательных в тексте
воспитательные:
- привить любовь к языку через выразительные возможности прилагательных, помочь учащимся понять эстетическую функцию слова, использовать прилагательные в устной и письменной речи
Тип урока: урок повторения пройденного
Оборудование : учебник, раздаточный материал, презентация, мультимедийный проектор , музика Антонио Вивальди «Зима».
Интерактивное упражнение Задание : выписать из текста прилагательные со словами, от которых они зависят, определить род, число, падеж прилагательных. Сделать вывод.
Соловей
Соловей – красивая и грациозная птица. Он стройный, у него высокие лапки, тонкий клюв и большие глаза. Хвост достаточно длинный, рыжий. Спинка рыжевато-бурая, шейка и грудка светло-серые с едва заметными зелёными пятнышками, животик белый. Перья мягкие, плотно прилегают к телу. Соловей очень быстрый, проворный, передвигается по земле прыжками.
Лягушка-невеста
Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: “Конечно, я немного толста, слишком зелена, не особенно молода, зато я мила, сообразительна и весьма интересна. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки. Несомненно, я хороша. Кого же из женихов мне предпочесть? Крокодила не считаем : он глуп, ленив и зол. Съест еще! Черный уж приятен, ловок, тонок и, прямо скажем, красив. Зато бобер богат, умен, знатен. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!”
Творческое групповое задание.
Задание: Составить предложения из данных слов, определить синтаксическую роль прилагательных.
1 группа . Со(?)нце, взойти. Оно, высветить, изумительный, красота, зимний, белоснежный, наряд.
2 группа . Снег, идти, густой. Снежинки, крупный, кружиться, в, свет, окна.
3 группа. Прийти, февраль, суровый. Это, в, пора, зимняя, приходиться, птицы, трудно, особенно.
4 группа. Чудесная , это, зима, пора. Крупными, снежок, мягкий, хлопьями, пушистый , сыпется, с неба.
Отлично!
Хорошо!
Так себе…
Домашнее задание : Написать небольшой текст из 9-10 предложений на тему
« Зимний день» , используя имена прилагательные .
Желаю удачи!