- Информационные технологии – это огромная растущая область деятельности, приоритетом которой является информатизация образования – процесс обеспечения сферы образования методологией разработки и использования ИТ, ориентированных на реализацию целей обучения и воспитания. Этот процесс инициирует:
- совершенствование хранения и распространения педагогического опыта;
- совершенствование отбора содержания, методов и организационных форм обучения, воспитания;
- создание и внедрение новых методических систем обучения;
- создание и использование новых методик контроля и оценки уровня знаний;
- создание новых форм учебного процесса, позволяющих уменьшить непроизводительные затраты труда учителей
Внедрение современных компьютерных технологий в школьную логопедическую практику позволяет сделать работу логопеда более продуктивной и эффективной. Использование ИКТ органично дополняет традиционные формы работы школьного логопеда, расширяя возможности организации взаимодействия логопеда с другими участниками образовательного процесса.
1) с учащимися (логодиагностика, развивающая и коррекционно - логопедическая работа, логопедическое просвещение) - ≈60% от общего использования ИКТ в работе;
2) с педагогами (сопровождение профессионального развития педагога, логопедическое просвещение и консультирование) ≈ 20%;
3) с родителями (логопедическое просвещение, групповое консультирование) ≈20%
- Доступ к разнообразным источникам информации благодаря Интернет;
- Возможность опосредованного консультирования и просвещения;
- Точность и быстрота обработки диагностического материала;
- Большой интерес учащихся к современным информационным технологиям ( а следовательно это можно использовать для повышения учебной мотивации);
- Наличие компьютерных развивающих тренажеров;
- Высокое качество и наглядность стимулирующего материала
- Новые информационные технологии стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.
- В современных условиях логопедические занятия уже не мыслимы без применения новых компьютерных технологий. Логопед сам может готовить задания в электронном виде, используя такие программы как MS PowerPoint, Word, Excel, Krabtest и другие.
- самостоятельно-разработанный инструментарий:
- игры и программы-презентации,
составленные с помощью
программы Microsoft Power
Point ;
- веб-страницы и веб-сайт («Логопедия для учителя»); подборки компьютерных тестов, набранных в креаторе тестов;
- цифровые видеоролики и др.
готовый продукт:
- Компьютерные логопедические тренажеры;
- батареи компьютерных тестов;
- приключенческие квесты и обучающие игры;
- книги, учебники и энциклопедии;
- электронные рассылки;
- логопедические ресурсы Рунета
Л
ИЗ-ПОД
Использование программы создания презентаций MS PowerPoint представляется очень удобной. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты, размеры которых можно варьировать.
М_м_ купил_ в м_г_зине в_ту
Около дом_ стоит _втомобиль.
Соб_к_ сидит около будки.
В з_боре был_ огромн_я дыр_
Для последовательного восприятия учащимися учебного материала небольшими “порциями” существует настройка анимации.
Синий – голубой
Фиолетовый – сиреневый
Чёрный – серый
Жёлтый – лимонный
Красный – бордовый
Розовый - малиновый
При желании можно добавлять музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации.
Давай прогуляемся с тобой по лесу и послушаем разные звуки.
Данная программа удобна для совместной проектной деятельности учащихся и учителя-логопеда.
- Цели и задачи; познакомить детей с буквой У, учит соотносить звук с буквой и символом, отрабатывать четко произношение звука У; учить детей выделять звук У в ряду звуков, слогов и слов; определять основные признаки ягод и грибов, обогащать словарь детей словами со звуком У;
- развивать у детей навык письма; тренировать детей в понпимании пословиц и поговорок; развивать у детей зрительное восприятие, память, внимание, связную речь.
- Оборудование: стилизованная буква У, символ для обозначения буквы У, запись буквы У в печатном и рукописно шрифта пособие «Уля в лесу»’, карточки с изображением ягод и грибов со звуком У, парные картинки, текст сказки: «Заяц-хваста», карточки разных цветов; альбомы.
Цели и задачи: закрепить знания детей о гласных звуках и буквах; познакомить детей с характеристикой и нормой произношения звука О; учить соотносить звук с буквой и символом; развивать навыки звукового анализа и синтеза; припомнить вместе с детьми произведения К.И. Чуковского; формировать знания о структуре предложений (учить подбирать предложения к предложенным схемам); учить составлять предложения по картинкам; закреплять навыки орфографически правильного письма и знания языковых норм языка; развивать зрительную память, внимание, восприятие, логическое мышление.
Оборудование: буква О (запись на доске); стилизованное изображение буквы О; символ звука О; пособие .Колодец.; разрезная картинка с изображением ослика Жоры; альбомы.
Тема: Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква О
Мои разработки логопедических занятий выполнены в виде слайдовых презентаций (PowerPoint) и демонстрируются на экране с помощью проектора.
Авторские разработки занятий применяются для:
Флажок
Лодка
Я в руке - флажок держу И ребятам им машу.
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.
Лодочка плывет по речке, Оставляя на воде колечки.
Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).
автоматизации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи
С
С
С
Выбери овощи, в названии которых есть звук «Р»
Дифференциации звуков в слогах, словах, предложениях и связной речи
Гру.а, кры.овник, .иповник, ин.ир, ви.ня, е.евика
Крыжовник
Инжир
Ежевика
Груша
Шиповник
Вишня
Развитие связной речи и познавательных способностей («Четвёртый лишний», «Загадки», «Сериация»)
У
Б
Е
Л
К
А
На этапе закрепления пройденной темы использую тестовые задания с выбором ответа (Krabtest).
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
ЛОШАДЬ
?
ОСЕЛ
КОРОВА
- При обработке результатов обследовании речи учащихся, для ведения мониторинга речевого развития детей удобно применять MS Excel (“Тестовая экспресс-диагностика сенсомоторного уровня развития речи по методике Фотековой Т.А.”).
Данные эксперимента представлены в таблице и диаграммах.
- Использование ИКТ в системе работы логопеда позволяет существенно усилить мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, сократить время, необходимое для коррекции и автоматизации ряда речевых навыков, формировать у ребенка активную позицию субъекта обучения; систематизировать работу школьного логопеда.