Просмотр содержимого документа
«Презентация "Интегрированные уроки литературы и географии, как способ реализации метапредметных компетенций в образовательном процессе"»
«Интегрированные уроки литературы и географии, как способ реализации метапредметных компетенций в образовательном процессе».
Учитель географии Татаркина С.Е.
М етапредметные результаты - это «освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться». (Стандарт)
Основная цель
метапредметного подхода
–
создание условий для формирования у учащихся целостной картины мира, представления о единстве методов его познания и овладения этими методами
на достаточном для дальнейшего
самообразования уровне.
Интеграция географии и литературы позволяют достичь следующих метапредметных результатов:
- умении понимать проблему, выдвигать гипотезу , структурировать материал , подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы ;
- умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее , определять сферу своих интересов;
- умении работать с разными источниками информации , находить ее, анализировать , использовать в самостоятельной деятельности».
В своей работе мы применяем следующие методы интеграции: 1) Анализ поэтического описания природы (научный и художественный) Пример: поэзия Лермонтова в стихотворении «Дары Терека»
2. Сопоставительный анализ описаний природы из произведений писателей и статей из учебника географии. Например: Сопоставьте картины русской природы в рассказах И.С.Тургенева из цикла «Записки охотника»
3. Внеклассное чтение по произведениям приключенческой литературы и книг знаменитых путешественников.
Система интегрированных уроков литературы и географии
Тема урока по географии
Тема урока по литературе
Крупные природные районы России.
«Бежин луг» И. С. Тургенев
Движение земной коры.
«Таинственный остров» Ж. Верн.
Рельеф суши. Горы.
Образ Кавказа в поэзии М. Ю. Лермонтова
Погода и климат.
Рассказ «Малиновая вода» И. С. Тургенева.
Влияние природы на жизнь и здоровье человека
«Жизнь и приключения Робинзона Крузо» Д. Дефо.
Практика применения элементов метапредметного подхода в обучении показала, что данный подход обеспечивает организацию деятельности учащихся не с целью передачи им знаний, а с целью передачи им способов работы со знаниями.
Образование – это то, что остаётся после того, как всё выученное забудется.
Макс Теодор Феликс фон Лауэ, лауреат Нобелевской премии
за 1914 год по физике