Просмотр содержимого документа
«Презентация. Ирина Пивоварова«Жила-была собака», «Мост и сом». Гайда Лагздынь «Утренняя кричалка»»
Современные поэтические тексты. Ирина Пивоварова «Жила-была собака», «Мост и сом» Гайда Лагздынь «утренняя кричалка»
Бутузова Ольга Александровна учитель начальных классов МАОУ «СОШ №59» г. Чебоксары 2022 год
Речевая разминка
- Рододендроны из дендрария.
Поиграем, повспоминаем… Догадайтесь, о чем идет речь?
- Золотое решето черных домиков полно.
ЗАГАДКА
- Загадка – («гадати» «думать, рассуждать») – жанр устного народного творчества.
Это краткое замысловатое описание какого-либо предмета или явления, которое требует отгадки.
Поиграем, повспоминаем… Догадайтесь, о чем идет речь?
- – Рассказать тебе сказку?
- - Ты говоришь «расскажи», я говорю «расскажи».
- Рассказать тебе сказку?
- - Не надо.
- - Ты говоришь «не надо», я говорю «не надо». Рассказать тебе сказку?
- - Отстань.
- - Ты говоришь «отстань», я говорю «отстань». Рассказать тебе сказку?
Докучная сказка
- Докучная сказка - это сказка с зацикливанием, то есть с повторением одного и того же эпизода и не имеющая конца. Придумать подобную сказку не так уж сложно, как может показаться на первый взгляд.
Поиграем, повспоминаем… Догадайтесь, о чем идет речь?
- Плыл по морю чемодан.
- В чемодане был диван,
- А в диване спрятан слон.
- Ты не веришь? Выйди вон!
СЧИТАЛКА
- Считалка – это рифмованный стишок, состоящий из различных слов и созвучий со строгим соблюдений ритма.
- Считалки можно назвать и по другому: например, счет, счетки, пересчет, сосчиталочки, гадалки, ворожитки. Детские считалки произошли от древних форм гаданий.
Поиграем, повспоминаем… Догадайтесь, о чем идет речь?
- Ай-дуду, ай – дуду,
- Потерял мужик дугу.
- Потерял мужик дугу
- За поленницей в углу.
- Шарил, шарил – не нашёл,
- Так заплакал и пошёл.
ПРИБАУТКА
- Прибаутка – маленькое напевное стихотворение, имеющее яркий положительный сюжет. Очень короткий стихотворный рассказ, понятный ребёнку. В прибаутке часто используются звуковые образы.
Поиграем, повспоминаем… Догадайтесь, о чем идет речь?
- Дождик, дождик, пуще, Дам тебе гущи, Выйду на крылечко, Дам огуречка. Дам и хлеба каравай – Сколько хочешь поливай!
Закличка
- Закличка – небольшая песенка для распевки группы детей или стихотворное обращение к явлениям природы и т. п.
Поиграем, повспоминаем… Догадайтесь, о чем идет речь?
- У нас лошади в галошах, А коровы в сапогах. У нас пашут на телегах, А боронят на санях.
Небылица
- Небылица - это рассказ о том, чего не было или чего вообще не может быть.
Ирина Михайловна Пивоварова (1939-1986)
русская писательница, создававшая детские книги, наполненные чудесами, легкостью и добром. Родилась в Москве, 3 марта 1939 года в семье врача. По окончании школы поступила в институт на художника.
Несколько лет Ирина работала на Мосфильме.
Позже стала писать для детей.
ЖИЛА-БЫЛА СОБАКА Ирина Пивоварова
Игра «Ответь на вопросы»
- Какое впечатление произвела на вас собака?
- Найдите и прочитайте слова, которые показывают нам внешний вид собаки.
- Прочитайте строчки, от которых нам становится страшно, мы боимся этой собаки.
- Какой мы видим собаку во второй части стихотворения?
- Как называются такие истории: прибаутками или небылицами?
- Что кажется вам самым невероятным?
МОСТ И СОМ Ирина Пивоварова
Поразмышляем…
- – Прочитайте эти слова справа налево. Что вы обнаружили?
- – Это перевертыш, как бы зеркальное отражение одного слова в другом.
- – К какому жанру относится это стихотворение?
- Это небылица?
- Прибаутка?
- Или докучная сказка в стихах?
Лагздынь Гайда Рейнгольдовна (1930-2022)
Родилась 1 августа 1930 г. в г. Ленинграде. С отличием окончила Калининский государственный педагогический институт, более 30 лет преподавала химию и биологию в школе.
Сочинять стихи Г.Р. Лагздынь начала еще в третьем классе. Впервые они были опубликованы в журнале «Дошкольное воспитание» в декабре 1966 г.
Г. Р. Лагздынь - автор всесоюзных и областных теле-, радиопрограмм и диафильмов Госкино, многочисленных книг и сборников.
УТРЕННЯЯ КРИЧАЛКА Гайда Лагздынь
- К кому обращена кричалка: зорьке, солнцу, лучу и лукошку?
- Что напоминает вам это стихотворение?
- Загадку?
- Закличку?
- Скороговорку?
Рефлексия.
- Над какими произведениями сегодня работали?
- Что вы узнали нового?
- Что из сегодняшнего урока вам бы хотелось рассказать дома?
- Что вам понравилось на уроке?
- Что не понравилось?
Спасибо за работу! Молодцы!!!