ВЕЛИКИЕ НАШИ «СОВРЕМЕННИКИ»
ИСААК ДУНАЕВСКИЙ – КРАСНЫЙ МОЦАРТ
ВЫПОЛНИЛ: педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦВР Петренко Валерий Васильевич
Исаак Осипович Дунаевский (1900 -1955)
По праву считается классиком советской оперетты и лучшим из мастеров советской массовой песни. Известные даже спустя более полувека хиты «Широка страна моя родная», «Сердце, тебе не хочется покоя…», «Ой, цветет калина…», «Каким ты был, таким остался…» – принадлежат Исааку Дунаевскому.
Кроме песен композитором написано более десятка оперетт и балетов, а также музыка ко множеству фильмов. Дунаевский обладал уникальным мелодическим даром, и его легкая музыка прекрасно сочеталась с симфоническим жанром.
ЮНОЕ ДАРОВАНИЕ
1900 год. Маленький уездный городок Лохвица близ Полтавы. 30 января в семье банковского служащего Цали Симоновича Дунаевского родился мальчик, которому дали имя Исаак. Семья Дунаевских была музыкальной. Мама и дедушка играли на разных инструментах, а дядя был виртуозным гитаристом, часто устраивал в доме музыкальные вечера. Здесь звучала украинская, русская и еврейская музыка.
Исаак был самым талантливым из пяти братьев Дунаевских — будущих музыкантов. В шесть лет он знал музыкальную грамоту, в семь — играл на рояле и уже выступал, с восьми лет учился игре на скрипке, а с десяти лет юный композитор сочинял музыку.
А затем, в 1900 году, была гимназия, которую Исаак закончил с золотой медалью, и консерватория, где он занимался параллельно по классу скрипки и композиции. Ненасытная жажда знаний побудила молодого Дунаевского поступить на юридический факультет Харьковского университета. Однако вскоре он понял, что эта профессия не для него и выбрал музыку.
Но всегда, даже став уже знаменитостью, Исаак Осипович с какой-то особой теплотой вспоминал всех своих учителей, которые так многому его научили. «Я хотел сочинить песню о своей первой учительнице — самой искренней и доброй», — писал позже Дунаевский. И он действительно создал такую песню — «Школьный вальс». Когда она была исполнена впервые, на школьной конференции, Дунаевский увидел, что большинство зрителей, присутствующих в зале, плачет…
В РАБОТУ С ГОЛОВОЙ
В 1919 году, после окончания консерватории, Дунаевский, не раздумывая, пришёл в драматический театр, который полюбил ещё с детства. Сначала он работал скрипачом в оркестре, затем дирижёром, и, наконец, заведующим музыкальной частью. Энергичного молодого человека с карими глазами, застенчивой обаятельной улыбкой можно было встретить в районной газете, клубах, где он читал лекции о музыке. Но его любимое занятие – сочинять музыку к спектаклям. Уже в 20-е годы он оформляет множество театральных постановок.
А затем был Ленинград… В 1929 году Дунаевского пригласили для работы дирижёром в эстрадный театр «Мюзик-холл», где в то время выступал со своим джаз-оркестром Леонид Утёсов. Здесь и произошла встреча двух замечательных музыкантов, перешедшая в многолетнюю дружбу. Дунаевский увлёкся джазом и начал писать музыку для ансамбля Утёсова. В период их совместной работы возник самобытный стиль Дунаевского, названный «песенным джазом». Привнеся элементы джаза в массовую песню, композитор позволил ей звучать по-новому. Джазовые ритмы придали ей активность и динамику.
Дунаевский - художественный руководитель Ансамбля песни и пляски Ленинградского Дворца пионеро в
Л. Утесов
Дружба Дунаевского с Утесовым увенчалась созданием музыкальной комедии «Веселые ребята». Режиссером фильма стал Григорий Александров, которому порекомендовали Дунаевского и который позже всегда предпочитал работать именно с этим музыкантом.
Любовь Орлова и Леонид Утесов, приглашенный в «Веселые ребята» на главную роль, сразу поставил условие: музыку к фильму пишет именно Дуня – только тогда он, Ледик, будет сниматься.
Дунаевскому пришлось помучиться, его упрекали в плагиате, в подражании Голливуду и Западу в целом, но в результате работа над «Веселыми ребятами» вознесла композитора на Эверест не только в профессии, но и в общественной жизни. Фильм с огромным успехом обошел все экраны страны, побывал на кинофестивале в Венеции – тогда впервые советская кинокомедия вышла на мировой экран, – а произведения про песню, «которая строить и жить помогает», и сердце, которому «не хочется покоя», запели во всех городах Советского Союза. За «Веселыми ребятами» последовали «Цирк» и «Волга-Волга», «Весна» и многое другое, столь же беспроигрышное.
И. Дунаевский и Л. Орлова
Д. Б. КАБАЛЕВСКИЙ
«Если И. Штрауса называли «королём вальсов», то Дунаевского смело можно назвать «королём маршей», – сказал композитор Д. Кабалевский. Стихия Дунаевского- это песни-марши, которые пользовались огромной популярностью. Бравурные, яркие, с чётким упругим ритмом, они воспевали радость жизни, смелость дерзаний, полёт мечты.
ВОЕННЫЕ ГОДЫ
В годы Великой Отечественной войны Дунаевский вместе с руководимым им Ансамблем песни и пляски железнодорожников объездил всю страну, давая концерты в воинских частях, на фабриках и заводах. Он написал немало песен на военную тему. Но лучшей среди них стала песня «Моя Москва». Созданная в 1942 году на стихи поэтов М. Лисянского и С. Аграняна, она долгое время считалась неофициальным гимном нашей столицы.
ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ
После войны Дунаевский жил и работал в Москве. Им написана музыка к фильмам «Весна», «Кубанские казаки», «Испытание верности», «Запасной игрок» и др. Музыка Дунаевского звучит почти в 30 фильмах, а песни подхватываются зрителем и исполняются на эстраде.
Многие песни Дунаевского стали народными. И это- самая большая позвала композитору. Одна из таких песен «Ой, цветёт калина» из кинофильма Кубанские казаки» хорошо знакома и вам, и вашим родителям, и, наверняка на раз звучала в семейном кругу.
ОСОБА ПРИБЛИЖЕННАЯ
Конечно, Исаак Осипович был по-своему придворным композитором, известным культурным и общественным деятелем, депутатом Верховного Совета РСФСР. Был увенчан званиями и наградами. Говорят, «Веселые ребята» Сталину понравились, а в «Волгу-Волгу» он и вовсе был влюблен, смотрел фильм множество раз и все реплики Бывалова – Ильинского знал наизусть и смаковал во время просмотра.
Дважды лауреат Сталинской премии, народный артиста РСФСР Исаак Дунаевский получал не только почетные звания, но и огромные гонорары. Однако даже он немало пострадал во время травли в 1940-х – начале 50-х годов. Особенно плотно кольцо вокруг него сжалось в 1951 году.
В этот период Исааку из Полтавы позвонила старшая сестра и спросила его о самочувствии. «Зиночка, – ответил он, – я отвык молиться. Если ты не потеряла этой способности, то помолись нашему еврейскому Богу за русского Тихона – я ему обязан честью и жизнью». Это Дунаевский говорил о музыканте, председателе Союза композиторов СССР Тихоне Хренникове. Он пошел в ЦК партии и открыто заступился за «первого композитора, который приблизил советскую музыку к народу».
Исаак Дунаевский – это и оперетты «Вольный ветер» и «Белая акация», и музыка к знаменитому фильму Пырьева «Кубанские казаки». А «Жил отважный капитан» и «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер!» остались с нами на десятилетия. Главная музыкальная тема фильма по роману Жюля Верна оказалась не просто удачной, а универсальной: когда уже совершенно в другую эпоху режиссер Станислав Говорухин снимал современный сериал «В поисках капитана Гранта», он не решился заменить знаменитую музыку Дунаевского – оставил ее как символ.
Каким был И. О. Дунаевский в обычной, повседневной жизни?
Друзья и близкие композитора запомнили его обаятельным и энергичным человеком, который очень любил жизнь.
В нём привлекало всё: щедрость души и необыкновенная человеческая доброта, любознательность и целеустремлённость, трудолюбие и колоссальная работоспособность.
В него постоянно влюблялись, им восхищались. Ему писали незнакомые люди, школьники, студенты — писали как другу, спрашивали совета, ждали его теплого слова, и всех он щедро одаривал своей сердечностью. Видимо, поэтому так и близка его музыка людям, что жил композитор их заботами и делами.
Ушел с музыкой в сердце
Композитор умер 25 июля 1955 года. В то утро проснулся рано, написал письмо и буквально через несколько минут скончался. Его обнаружил в квартире шофер, родные в этот момент были на даче.
Поговаривали, что музыкант застрелился, но музыковеды и исследователи его биографии не верят в эту версию. У Исаака Осиповича были проблемы с сердцем, а он отказывался ложиться в больницу и лечился только музыкой. «Кряхтеть на больничной койке я постараюсь тогда, когда к этому буду уже очень вынужден…». С музыкой в сердце и ушел…
Похоронен был Исаак Осипович на Новодевичьем кладбище в Москве…
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
Композитор оставил нам огромное творческое наследие: 12 оперетт, 3 балета, 2 кантаты, музыка к 88 драматическим спектаклям и 32 кинофильмам, Им было создано свыше 90 различных сочинений для джаз-оркестра и эстрады, симфонических и фортепианных произведений. Но, пожалуй, самые дорогие «жемчужины» Дунаевского - это его песни, которых он написал более ста.
Им созданы частушки и вальсы, куплеты и романсы — все жанры так называемой легкой музыки. Но он всегда восставал против тех, кто нес в лёгкую музыку серость, пошлость и плохой вкус. Дунаевский доказал, что в музыкальном искусстве нет низших форм и жанров и сумел поднять так называемую «лёгкую» бытовую музыку на уровень подлинного искусства
И. Дунаевский навечно обрёл почётное право называться первым классиком советской массовой песни.
КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ
- Исаак Дунаевский (полное имя Дунаевский Исаак Осипович, Иосифович) родился 30 января 1900 года в украинском городке Лохвица в семье мелкого банковского служащего Цали Симоновича и Розалии Исааковны Дунаевских.
- В 1910 году семья Дунаевских переехала в Харьков. В 1918 году с золотой медалью окончил гимназию, а через год — харьковскую консерваторию по классу скрипки (преподаватель — И. Ю. Ахрон), композицией занимался у С. С. Богатырёва.
- С 1919 года работал скрипачом в оркестре, концертмейстером. С 1920 композитор и дирижёр в Харьковском русском драматическом театре. Дебютировал, как театральный композитор в 1920 — музыка к спектаклю «Женитьба Фигаро».
- В 1924 году переехал в Москву. В 1924—1926 музыкальный руководитель театра «Эрмитаж». В 1926—1929 — Театра сатиры. Здесь были поставлены его первые оперетты — «Женихи», «Ножи».
- В 1929-41 был музыкальным руководителем и главным дирижером мюзик-холла в Ленинграде, сотрудничал с джазом Леонида Утесова, был председателем Ленинградского отделения Союза композиторов (1937-41). В 1932 началась деятельность Дунаевского как кинокомпозитора ("Первый взвод", Белгоскино).
- В 1943 переехал в Москву, где стал художественным руководителем ансамбля Центрального Дома культуры железнодорожников (1938-48).
- В 1947 году написал музыку к фильму «Весна». В 1950 году написал музыку к фильму Ивана Пырьева «Кубанские Казаки».
- Дунаевский был женат с 1925 г. на Зинаиде Судейкиной. В 1932 году у них родился сын Евгений. В 1945 году у Дунаевского от гражданской жены Зои Пашковой родился сын Максим.
- Умер в Москве 25 июля 1955 года от сердечного спазма. Существует неподтверждённая версия о самоубийстве Дунаевского.
- Похоронен на Новодевичьем кладбище.
- В 1962 году его именем была названа улица в Москве, на которой он жил (бывший 5-й Можайский переулок).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!