Использование инновационных технологий в работе
учителя – логопеда
г. Рыльск
Детский сад – островок радости, где каждый ребёнок уникален и неповторим, где мир добра, мир здоровья так же важен, как и мир знаний.
В нашем саду с 1991 года функционируют группы компенсирующей направленности, на базе которых детям предоставляется возможность получать логопедическую помощь.
Современный логопед – это педагог, который, работая с детьми, делает вклад в их завтрашний день, формируя навыки владения правильной речью, дающие перспективы для успешной жизни.
Развитие ребенка – это путь истины, поиск удивительного начала своего уникального «Я». Это путь становления индивидуальности.
Логопед – больше, чем специальность, ответственнее, чем профессия.
Л – любовь к детям
О – образование
Г – гордость профессией
О – опыт
П – позитив
Е – единство в работе с семьёй
Д – достижение результата
Я горжусь своей профессией. Она одна их самых
древних, самых сложных. Она почётна тем, что
оставляет доброе чувство исполненного долга перед
детьми, позволяет ощущать свою причастность к их
судьбе, а значит, свою полезность. Я убеждена, что
профессия учителя – логопеда самая лучшая на свете.
ФГОС раскрывает направления в организации коррекционной деятельности учителя-логопеда.
В качестве приоритетов определяются такие задачи, как развитие всех компонентов устной речи детей:
- лексической стороны,
- грамматического строя речи,
- произносительной стороны речи,
- связной речи – диалогической и монологической форм в различных видах детской деятельности,
- практическое овладение воспитанниками нормами речи;
- развитие литературной речи,
- развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.
Для реализации данных задач необходима систематическая профилактика и коррекция речевых нарушений у воспитанников ДОУ, поскольку многие из них имеют особенности, которые могут нарушить благоприятный ход онтогенеза речи, что наиболее явно проявляется к пятилетнему возрасту. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушение речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушения.
Профессиональная деятельность учителя-логопеда ДОУ в свете требований ФГОС направлена на оказание своевременной коррекционно-педагогической помощи детям с различными видами речевых нарушений .
Создавая условия для овладения речью, я не забываю о привлекательной окружающей обстановке, каждый предмет в которой несёт в себе смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и обязательно тайну или загадку. Для этого есть специально оборудованный кабинет, больше похожий на комнату , в которой нет места строгому стилю. В нем всё: обои, шторы, игрушки, мебель проникнуто теплом и уютом домашнего, «дружелюбного» мира, где ребёнок не чувствует себя скованным, зажатым.
Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий . В своей деятельности применяю здоровьесберегающие технологии. Это дыхательная гимнастика, которая стимулирует работу мозга, регулирует нервно -психические процессы.
Су-джок-терапия способствует развитию мелкой
моторики, что тем самым развивая речь.
Пальчиковая гимнастика способствует развитию
мелкой моторики и речи.
Применяю крупотерапию, пескотерапию .
Обучаю детей выразительным движениям,
тренирую психомоторные функции, снижаю
эмоциональное напряжение. Использую сказкотерапию
при выполнении артикуляционной гимнастики. А так же театрализованную деятельность. Это нормализует речевую моторику, эмоционально развивает, улучшает произносительные навыки.
Технология проблемного обучения развивает познавательную активность. Данную технологию я реализую выдвигая перед воспитанниками
познавательные задачи для активного усвоения знаний.
Технология игрового обучения развивает воображение, внимание, память, речь, мышление, умение сравнивать, сопоставлять, находить аналогии.
Использую дидактические и словесные игры, игры на развитие психических процессов, фонематического слуха и звукового анализа.
Коррекционную работу провожу на индивидуальных и фронтальных занятиях, которые организую с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей,используя пособия,изготовленные своими руками.
Для развития связной речи применяю
таблицы-схемы .
Добиться положительных результатов мне помогает использование различных методов и приемов – словесных, наглядных и практических.
Большой интерес вызывает использование Синквейна
- методического приема, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам…
Создавая условия для овладения речью, я не забываю
о привлекательной окружающей обстановке, каждый предмет
в которой доступен и безопасен, несёт в себе смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и обязательно тайну или загадку.
Это специально оборудованный кабинет .В нём всё: обои, шторы, игрушки, мебель проникнуто теплом и уютом домашнего, «дружелюбного» мира, где ребёнок не чувствует себя скованным, зажатым.
Создавая условия для овладения речью, я не забываю
о привлекательной окружающей обстановке, каждый предмет
в которой доступен и безопасен, несёт в себе смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и обязательно тайну или загадку.
Это специально оборудованный кабинет .В нём всё: обои, шторы, игрушки, мебель проникнуто теплом и уютом домашнего, «дружелюбного» мира, где ребёнок не чувствует себя скованным, зажатым.
Примеры синквейнов, составленных детьми
1. Тема « Игрушки » .
Медвежонок
Коричневый, мягкий
Сидит, умывается, ест
Мишка косолапый любит мед
Игрушка
2. Тема « Деревья » .
Береза
Высокая, стройная
Качается, шелестит, растет
У березы собирают березовый сок
Дерево
3. Тема « Воздушный транспорт »
Вертолёт
Быстрый, удобный
Летает, перевозит, садится
Вертолёт похож на стрекозу.
Транспорт
Коррекционную работу осуществляю
на индивидуальных занятиях
На основе синквейна строю работу по обучению рассказыванию.
Пример составления рассказа по синквейну:
Заяц.
Белый, пушистый.
Боится, пугается, убегает.
Я жалею зайца.
Дикое животное.
Рассказ: «Заяц белый, пушистый. Живет в лесу. Заяц боится волка и лису, он пугается и убегает от них. Мне жалко зайца. Зимой диким животным трудно жить».
Малая осведомленность родителей в вопросах патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых дефектов и своевременного воздействия на них,
ложные, а порой и вредные установки неграмотных советчиков в отношении речи детей говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому работе с родителями я уделяю большое внимание. Провожу консультации, беседы, открытые занятия и праздники, «круглые столы», презентации.
Наглядную информацию в родительских уголках
стараюсь сделать яркой, доступной, понятной, побуждающей к действию.
Только работая в одной связке: логопед + родители, считаю возможным добиться максимальных результатов. Родители всегда прислушиваются к моим советам. Они знают, что в работу запущен целый механизм, состоящий из звеньев: учитель-логопед – воспитатели – родители. Если хоть одно звено выпадает, то и работа по устранению дефектов значительно затягивается.
Конечный результат в работе логопеда – это чистая, грамотная, правильная речь ребенка. И высшая награда для нас , когда наши воспитанники научатся красиво говорить, правильно излагать свои мысли. Какое счастье испытываешь, когда слышишь грамматически правильную речь детей, которых мы обучали , с которыми мы прошли через все трудности и достигли того, чего хотели.
Надо верить в свои силы и силы тех, чьи глаза каждый день с надеждой смотрят на тебя! Годы работы всё очевиднее подтверждают, что дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, что нам приятно быть с ними в этой ясной атмосфере ласковых ощущений, веселого смеха, первых бодрых усилий и удивления, чистых, светлых и милых радостей, что работа эта живая, плодотворная и красивая.
- Конечный результат в работе логопеда – это чистая, грамотная, правильная речь ребенка. И высшая награда для нас , когда наши воспитанники научатся красиво говорить, правильно излагать свои мысли. Какое счастье испытываешь, когда слышишь грамматически правильную речь детей, которых мы обучали , с которыми мы прошли через все трудности и достигли того, чего хотели. Надо верить в свои силы и силы тех, чьи глаза каждый день с надеждой смотрят на тебя! Годы работы всё очевиднее подтверждают, что дети заслуживают уважения, доверия и дружеского отношения, что нам приятно быть с ними в этой ясной атмосфере ласковых ощущений, веселого смеха, первых бодрых усилий и удивления, чистых, светлых и милых радостей, что работа эта живая, плодотворная и красивая.
СПАСИБО
ЗА
ВНИМАНИЕ!