СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Использование кейс-технологии на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стержень данной работы представляет собой описание использования кейс-технологии на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«"Использование кейс-технологии на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе"»

Использование кейс-технологии на уроках  и во внеурочной деятельности в начальной школе   Подготовила учитель начальных классов МОУ Заозерской сош Яблокова Надежда Анатольевна

Использование кейс-технологии на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе

Подготовила учитель начальных классов МОУ Заозерской сош

Яблокова Надежда Анатольевна

История возникновения Метод анализа конкретных ситуаций возник в начале XXв. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Название его произошло от латинского термина «казус» — запутанный или необычный случай. Главная особенность метода — изучение студентами прецедентов, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из деловой практики. Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.

История возникновения

Метод анализа конкретных ситуаций возник в начале XXв. в Школе бизнеса Гарвардского университета (США). Название его произошло от латинского термина «казус» — запутанный или необычный случай.

Главная особенность метода — изучение студентами прецедентов, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из деловой практики.

Внедрение учебных кейсов в практику российского образования в настоящее время является весьма актуальной задачей.

Кейс – технология Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!

Кейс – технология

Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

Главное её предназначение – развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией.

При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!

Возможности кейс - технологии  в обогащающем обучении При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения. В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее представлена не явно.

Возможности кейс - технологии в обогащающем обучении

При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.

В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее представлена не явно.

Создание кейса В начале нужно ответить на три вопроса: Для кого и чего пишется кейс? Чему должны научиться дети? Какие уроки они из этого извлекут? После этого процесс создания кейса будет иметь вид: Цель обучения Выбор организационных форм, методов и средств обучения Структурирование учебного материала 5

Создание кейса

В начале нужно ответить на три вопроса:

  • Для кого и чего пишется кейс?
  • Чему должны научиться дети?
  • Какие уроки они из этого извлекут?

После этого процесс создания кейса будет иметь вид:

Цель обучения

Выбор организационных форм, методов и средств обучения

Структурирование учебного материала

5

Игровое проектирование Цель — процесс создания или совершенствования проектов. Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект. Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический. Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития

Игровое проектирование

Цель — процесс создания или совершенствования проектов.

Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.

Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития

Ситуационно-ролевая игра Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры. Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра. Метод дискуссии Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры. К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

Ситуационно-ролевая игра

Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.

Метод дискуссии

Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.

К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии.

Работа ученика с кейсом I этап — знакомство с ситуацией, её особенностями; II этап — выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию; III этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»; IV этап — анализ последствий принятия того или иного решения; V этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения

Работа ученика с кейсом

I этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;

II этап — выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;

III этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

IV этап — анализ последствий принятия того или иного решения;

V этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения

Действия учителя  в кейс - технологии  создание кейса или использование уже имеющегося;  распределение учеников по малым группам (4-6 человек);  знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;  организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;  работа с кейсом;  организация презентации решений в малых группах;  организация общей дискуссии;  обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;  оценивание учащихся преподавателем.

Действия учителя в кейс - технологии

  • создание кейса или использование уже имеющегося;
  • распределение учеников по малым группам (4-6 человек);
  • знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;
  • организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;
  • работа с кейсом;
  • организация презентации решений в малых группах;
  • организация общей дискуссии;
  • обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;
  • оценивание учащихся преподавателем.
 Есть 3 возможные стратегии поведения преподавателя (учителя) в ходе работы с кейсом : Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации; В определенных условиях учитель будет сам давать ответ; Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой. 

Есть 3 возможные стратегии поведения преподавателя (учителя) в ходе работы с кейсом :

  • Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации;
  • В определенных условиях учитель будет сам давать ответ;
  • Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой. 
Виды кейсов Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу. Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным). Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы). Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра  искажение информации и ошибки).

Виды кейсов

Кейс – это единый информационный комплекс.

Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу.

Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).

Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра  искажение информации и ошибки).

Вывод  Кейс метод является достаточно эффективным средством организации обучения, однако его нельзя считать универсальным для решения всех образовательных задач. Эффективность метода в том, что он достаточно легко может быть соединён с другими методами обучения. «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» Конфуций

Вывод

Кейс метод является достаточно эффективным средством организации обучения, однако его нельзя считать универсальным для решения всех образовательных задач. Эффективность метода в том, что он достаточно легко может быть соединён с другими методами обучения.

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем» Конфуций

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!