МБОУ СОШ № 24
Использование приемов ТРИЗ на уроках окружающего мира в начальной школе.
Подготовили: учителя начальных классов
Моисеева А.Г. и Иванова С.А.
Главная задача данной методики – научить думать ребенка нестандартно и находить собственные решения.
Книги Г.С.Альтшуллера
Урок с элементами технологии ТРИЗ
- помогает находить варианты решения проблемного вопроса, развивать оригинальные творческие идеи;
- регулярно тренирует творческое мышление (если ребёнок не сам решает, то от товарищей набирает большой объём вариантов решений);
- на изобретательских задачах из разных областей человеческой деятельности и вырабатывается та самая способность применять знания в реальных ситуациях.
Приемы ТРИЗ:
«Удивляй»
«Нестандартный вход в урок»
«Да-Нетка»
«Морфологический ящик»
Алгоритм сочинения загадок
«Хокко»
Игра «Много-Мало»
«Эмпатия»
Игра «Маша-растеряша»
«Системный лифт»
«Раскадровка»
«Создай паспорт»
«Метод Маленьких Человечков»
«Синквейн»
«Мозговой штурм»
Приемы ТРИЗ-технологии можно использовать на разных этапах урока:
1. Начало урока :
«ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА» -
направлен на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.
Вариант приема.
В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
- Какую способность у обучающихся для решения нестандартных задач
можно развить, применяя приемы ТРИЗ-технологии?
2. Актуализация знаний
«ЛОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА»
Например:
Что растет на березе – яблоки или груши?
Кто быстрее плавает – утенок или цыпленок?
Столица России – Чебоксары или Казань?
Какие звери живут в Африке – мамонты или динозавры?
3. Обобщение изученного «СИСТЕМНЫЙ ЛИФТ»
Например:
«Класс →
первый этаж →
школа №24→
Ленинский район
город Чебоксары→
Чувашская Республика →
Российская Федерация →
материк Евразия →
Северное полушарие →
планета Земля →
Солнечная система
Модель «Системный лифт» используется для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта.
4. Обсуждение и решение проблем
«ХОРОШО – ПЛОХО»
У: Сегодня идет дождь. Это хорошо . Почему?
Д: Потому что быстрее вырастут грибы.
У: То, что грибы быстро вырастут, плохо . Почему?
Д: Потому что люди не успеют их собрать, они станут червивыми.
У: То, что грибы станут червивыми, хорошо. Почему?
Д: Это хорошо для червячков, они смогут вырастить больше потомства и т. д.
Прием направлен на активизацию мыслительной деятельности учащихся, формирующий представление о том, как устроено противоречие.
«СВЯЗИ»
Пример
Игра «связи в природе». Для этого нам потребуются два кубика. На каждой грани написано название какого-то природного объекта: солнце, воздух, почва и т. д. Дети подбрасывают кубики, на одном выпадает почва, на другом – птица.
У: Ваша задача – найти связи между этими природными объектами. Кто найдет, к тому переходит ход.
Д: В земле развиваются гусеницы, а птицы их клюют.
Прием помогает увидеть связи между объектами в системе.
«ЛОВИ ОШИБКУ»
Например:
Учитель дает текст с ошибками. Задача детей: найдите в рассказе ошибки, подчеркнуть их.
Наступила осень. Со всех деревьев опадают последние листья. Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это журавли, кукушки, синицы, грачи. Заяц, ёж, лиса меняют шубки на более теплые и густые. Белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны.
5. Решение учебных задач
«ДА-НЕТКА»
Игра «Да-нетка» относится к методу сужения поиска посредством постановки вопросов, на которые можно отвечать «да» или «нет». Главная задача заключается в том, чтобы задать вопрос, который отсекает половину всех остальных вопросов. Учитель может отвечать лишь фразами: «Да», «Нет», «Нет информации», «Не имеет значения». Игра развивает умения выделять различные признаки объектов, осуществлять классификации по различным основаниям, формирует умение систематизировать уже имеющуюся информацию, умение слушать и слышать друг друга.
Составление метафор - перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака общего для обоих сопоставляемых объектов .
Например: составим метафору про морковь.
Работаем по алгоритму :
1. Что? Морковь.
2. Какая? Оранжевая.
3. С чем или кем сравним? Принцесса.
4. Где? В огороде.
5. В каком? В веселом огороде.
6. Что делала? Красовалась.
- Что получилось? Составим предложение:
Оранжевая принцесса веселого огорода красовалась на солнышке.
6. Систематизации, обобщения полученных знаний, рефлексия
«ПАСПОРТ»
Паспорт природной зоны по алгоритму:
- Географическое положение
- Климат
- Растения
- Животный мир
- Занятия людей
Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану.
«Синквейн»— это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк.
Дом. Большой, красивый. Защищает, греет. Нужен всем людям. Убежище.
Мозг. Здоровый, главный. Думает, работает, заботится. Очень важен для человека. Командир.
ТРИЗ в педагогической деятельности позволяет достичь следующих целей: - развитие умения работать с разными источниками; -формирование нового взгляда на решение проблемных ситуации - формирование сильного мышления учащихся; - воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных нестандартных задач в различных областях деятельности.
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!