СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Использование приемов ТРИЗ на уроках окружающего мира в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование приемов ТРИЗ на уроках окружающего мира в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Использование приемов ТРИЗ на уроках окружающего мира в начальной школе"»

МБОУ СОШ № 24 Использование приемов ТРИЗ на уроках окружающего мира  в начальной школе.        Подготовили: учителя начальных классов Моисеева А.Г. и Иванова С.А.

МБОУ СОШ № 24

Использование приемов ТРИЗ на уроках окружающего мира в начальной школе.

Подготовили: учителя начальных классов

Моисеева А.Г. и Иванова С.А.

Главная задача данной методики – научить думать ребенка нестандартно и находить собственные решения.

Главная задача данной методики – научить думать ребенка нестандартно и находить собственные решения.

Книги Г.С.Альтшуллера

Книги Г.С.Альтшуллера

Урок с элементами технологии ТРИЗ   помогает находить варианты решения проблемного вопроса, развивать оригинальные творческие идеи;   регулярно тренирует творческое мышление (если ребёнок не сам решает, то от товарищей набирает большой объём вариантов решений);   на изобретательских задачах из разных областей человеческой деятельности и вырабатывается та самая способность применять знания в реальных ситуациях.

Урок с элементами технологии ТРИЗ

  • помогает находить варианты решения проблемного вопроса, развивать оригинальные творческие идеи;

  • регулярно тренирует творческое мышление (если ребёнок не сам решает, то от товарищей набирает большой объём вариантов решений);

  • на изобретательских задачах из разных областей человеческой деятельности и вырабатывается та самая способность применять знания в реальных ситуациях.
 Приемы ТРИЗ:   «Удивляй» «Нестандартный вход в урок» «Да-Нетка» «Морфологический ящик» Алгоритм сочинения загадок «Хокко» Игра «Много-Мало» «Эмпатия» Игра «Маша-растеряша» «Системный лифт» «Раскадровка» «Создай паспорт» «Метод Маленьких Человечков» «Синквейн» «Мозговой штурм»

Приемы ТРИЗ:

«Удивляй»

«Нестандартный вход в урок»

«Да-Нетка»

«Морфологический ящик»

Алгоритм сочинения загадок

«Хокко»

Игра «Много-Мало»

«Эмпатия»

Игра «Маша-растеряша»

«Системный лифт»

«Раскадровка»

«Создай паспорт»

«Метод Маленьких Человечков»

«Синквейн»

«Мозговой штурм»

Приемы ТРИЗ-технологии можно использовать на разных этапах урока: 1. Начало урока : «ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА» - направлен на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке. Вариант приема.  В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. - Какую способность у обучающихся для решения нестандартных задач можно развить, применяя приемы ТРИЗ-технологии?

Приемы ТРИЗ-технологии можно использовать на разных этапах урока:

1. Начало урока :

«ОТСРОЧЕННАЯ ОТГАДКА» -

направлен на активизацию мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Вариант приема.

В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.

- Какую способность у обучающихся для решения нестандартных задач

можно развить, применяя приемы ТРИЗ-технологии?

2. Актуализация знаний  «ЛОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА» Например: Что растет на березе – яблоки или груши? Кто быстрее плавает – утенок или цыпленок? Столица России – Чебоксары или Казань? Какие звери живут в Африке – мамонты или динозавры?

2. Актуализация знаний

«ЛОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА»

Например:

Что растет на березе – яблоки или груши?

Кто быстрее плавает – утенок или цыпленок?

Столица России – Чебоксары или Казань?

Какие звери живут в Африке – мамонты или динозавры?

3. Обобщение изученного «СИСТЕМНЫЙ ЛИФТ» Например: «Класс → первый этаж →  школа №24→  Ленинский район город Чебоксары→ Чувашская Республика → Российская Федерация →  материк Евразия → Северное полушарие → планета Земля →  Солнечная система Модель «Системный лифт» используется для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта.

3. Обобщение изученного «СИСТЕМНЫЙ ЛИФТ»

Например:

«Класс →

первый этаж →

школа №24→

Ленинский район

город Чебоксары→

Чувашская Республика →

Российская Федерация →

материк Евразия →

Северное полушарие →

планета Земля →

Солнечная система

Модель «Системный лифт» используется для рассмотрения частей изучаемого объекта и объекта как части другого более крупного объекта.

4. Обсуждение и решение проблем  «ХОРОШО – ПЛОХО» У: Сегодня идет дождь. Это хорошо . Почему? Д: Потому что быстрее вырастут грибы. У: То, что грибы быстро вырастут, плохо . Почему? Д: Потому что люди не успеют их собрать, они станут червивыми. У: То, что грибы станут червивыми, хорошо. Почему? Д: Это хорошо для червячков, они смогут вырастить больше потомства и т. д. Прием направлен на активизацию мыслительной деятельности учащихся, формирующий представление о том, как устроено противоречие.  

4. Обсуждение и решение проблем

«ХОРОШО – ПЛОХО»

У: Сегодня идет дождь. Это хорошо . Почему?

Д: Потому что быстрее вырастут грибы.

У: То, что грибы быстро вырастут, плохо . Почему?

Д: Потому что люди не успеют их собрать, они станут червивыми.

У: То, что грибы станут червивыми, хорошо. Почему?

Д: Это хорошо для червячков, они смогут вырастить больше потомства и т. д.

Прием направлен на активизацию мыслительной деятельности учащихся, формирующий представление о том, как устроено противоречие.

 

«СВЯЗИ» Пример Игра «связи в природе». Для этого нам потребуются два кубика. На каждой грани написано название какого-то природного объекта: солнце, воздух, почва и т. д. Дети подбрасывают кубики, на одном выпадает почва, на другом – птица. У: Ваша задача – найти связи между этими природными объектами. Кто найдет, к тому переходит ход. Д: В земле развиваются гусеницы, а птицы их клюют. Прием помогает увидеть связи между объектами в системе.

«СВЯЗИ»

Пример

Игра «связи в природе». Для этого нам потребуются два кубика. На каждой грани написано название какого-то природного объекта: солнце, воздух, почва и т. д. Дети подбрасывают кубики, на одном выпадает почва, на другом – птица.

У: Ваша задача – найти связи между этими природными объектами. Кто найдет, к тому переходит ход.

Д: В земле развиваются гусеницы, а птицы их клюют.

Прием помогает увидеть связи между объектами в системе.

 «ЛОВИ ОШИБКУ»  Например: Учитель дает текст с ошибками. Задача детей: найдите в рассказе ошибки, подчеркнуть их.  Наступила осень. Со всех деревьев опадают последние листья. Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это журавли, кукушки, синицы, грачи. Заяц, ёж, лиса меняют шубки на более теплые и густые. Белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны.

«ЛОВИ ОШИБКУ»

Например:

Учитель дает текст с ошибками. Задача детей: найдите в рассказе ошибки, подчеркнуть их.

Наступила осень. Со всех деревьев опадают последние листья. Животные готовятся к зиме. Некоторые птицы улетают на юг. Это журавли, кукушки, синицы, грачи. Заяц, ёж, лиса меняют шубки на более теплые и густые. Белка и ёж делают запасы, медведь и крот засыпают до весны.

5. Решение учебных задач  «ДА-НЕТКА» Игра «Да-нетка» относится к методу сужения поиска посредством постановки вопросов, на которые можно отвечать «да» или «нет». Главная задача заключается в том, чтобы задать вопрос, который отсекает половину всех остальных вопросов. Учитель может отвечать лишь фразами: «Да», «Нет», «Нет информации», «Не имеет значения». Игра развивает умения выделять различные признаки объектов, осуществлять классификации по различным основаниям, формирует умение систематизировать уже имеющуюся информацию, умение слушать и слышать друг друга.

5. Решение учебных задач

«ДА-НЕТКА»

Игра «Да-нетка» относится к методу сужения поиска посредством постановки вопросов, на которые можно отвечать «да» или «нет». Главная задача заключается в том, чтобы задать вопрос, который отсекает половину всех остальных вопросов. Учитель может отвечать лишь фразами: «Да», «Нет», «Нет информации», «Не имеет значения». Игра развивает умения выделять различные признаки объектов, осуществлять классификации по различным основаниям, формирует умение систематизировать уже имеющуюся информацию, умение слушать и слышать друг друга.

 Составление метафор - перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака общего для обоих сопоставляемых объектов . Например: составим метафору про морковь. Работаем по алгоритму : 1. Что? Морковь. 2. Какая? Оранжевая. 3. С чем или кем сравним? Принцесса. 4. Где?   В огороде. 5. В каком?   В веселом огороде. 6. Что делала? Красовалась. - Что получилось? Составим предложение: Оранжевая принцесса веселого огорода красовалась на солнышке.

Составление метафор - перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака общего для обоих сопоставляемых объектов .

Например: составим метафору про морковь.

Работаем по алгоритму :

1. Что? Морковь.

2. Какая? Оранжевая.

3. С чем или кем сравним? Принцесса.

4. Где?   В огороде.

5. В каком?   В веселом огороде.

6. Что делала? Красовалась.

- Что получилось? Составим предложение:

Оранжевая принцесса веселого огорода красовалась на солнышке.

6. Систематизации, обобщения полученных знаний, рефлексия    «ПАСПОРТ» Паспорт природной зоны по алгоритму: Географическое положение  Климат  Растения  Животный мир  Занятия людей Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану.

6. Систематизации, обобщения полученных знаний, рефлексия

«ПАСПОРТ»

Паспорт природной зоны по алгоритму:

  • Географическое положение
  • Климат
  • Растения
  • Животный мир
  • Занятия людей

Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану.

«Синквейн»—  это методический прием, который представляет собой составление стихотворения,  состоящего из 5 строк. Дом.  Большой, красивый.  Защищает, греет.  Нужен всем людям.  Убежище. Мозг.  Здоровый, главный.  Думает, работает, заботится.  Очень важен для человека.  Командир.

«Синквейн»—  это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк.

Дом. Большой, красивый. Защищает, греет. Нужен всем людям. Убежище.

Мозг. Здоровый, главный. Думает, работает, заботится. Очень важен для человека. Командир.

ТРИЗ в педагогической деятельности позволяет достичь следующих целей:  - развитие умения работать с разными источниками;  -формирование нового взгляда на решение проблемных ситуации    - формирование сильного мышления учащихся;  - воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных нестандартных задач в различных областях деятельности.

ТРИЗ в педагогической деятельности позволяет достичь следующих целей: - развитие умения работать с разными источниками; -формирование нового взгляда на решение проблемных ситуации   - формирование сильного мышления учащихся; - воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных нестандартных задач в различных областях деятельности.

  Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко. Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко». Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны, Но  от учителя зависит, Какими дети быть должны. Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе Светились от улыбок и любви, Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!