СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Использование СОВР в сфере дополнительного образования детей"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Использование современных образовательных технологий в сфере дополнительного образования детей»

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Использование СОВР в сфере дополнительного образования детей"»

 «Использование современных образовательных технологий в сфере дополнительного образования детей»

«Использование современных образовательных технологий в сфере дополнительного образования детей»

«….Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны».   (Концепция модернизации российского образования)

«….Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны». (Концепция модернизации российского образования)

 Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).  Современные педагогические технологии – это набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств по конструированию знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

Современные педагогические технологии

это набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств по конструированию знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями

Причины возникновения новых  психолого-педагогических технологий необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых; осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом; возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия педагога и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.

Причины возникновения новых психолого-педагогических технологий

  • необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;
  • осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;
  • возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия педагога и ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.
Любая технология отвечает на вопрос:   как добиться запланированного результата?

Любая технология отвечает на вопрос: как добиться запланированного результата?

Принципы деятельности учреждения дополнительного образования детей : дифференциация, индивидуализация, вариативность образования; развитие творческих способностей детей; учет реальных возможностей и условий обеспечения образовательных программ материальными, технологическими, кадровыми и финансовыми ресурсами; учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности; ориентация на потребности общества и личности обучающегося; возможная корректировка образовательной программы с учетом изменяющихся условий и требований к уровню образованности личности, возможности адаптации обучающихся к современной социокультурной среде.

Принципы деятельности

учреждения дополнительного образования детей :

  • дифференциация, индивидуализация, вариативность образования;
  • развитие творческих способностей детей;
  • учет реальных возможностей и условий обеспечения образовательных программ материальными, технологическими, кадровыми и финансовыми ресурсами;
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся при включении их в различные виды деятельности;
  • ориентация на потребности общества и личности обучающегося;
  • возможная корректировка образовательной программы с учетом изменяющихся условий и требований к уровню образованности личности, возможности адаптации обучающихся к современной социокультурной среде.
Принципы, отвечающие специфике деятельности дополнительного образования детей: Всеобщая талантливость детей : нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела. Взаимное превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше – это «что-то» нужно искать. Неизбежность перемен: ни одно суждение о ребенке не может считаться окончательным. Успех рождает успех. Основная задача – создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

Принципы, отвечающие специфике деятельности дополнительного образования детей:

Всеобщая талантливость детей : нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

Взаимное превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше – это «что-то» нужно искать.

Неизбежность перемен: ни одно суждение о ребенке не может считаться окончательным.

Успех рождает успех. Основная задача – создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям и возможностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

В условиях дополнительного образования важнее ответить на вопрос не «чему учить?», а «как учить?» 1. Объектом любой образовательной технологии в дополнительном образовании является не столько предметное содержание, сколько способы организации различных видов деятельности обучающихся и организационные формы образовательного процесса в целом.  2. Определяя главную цель воспитания и обучения как развитие личности, мы исходим из того, что каждое учебное занятие, каждое воспитательное мероприятие в учреждении дополнительного образования детей должно обеспечивать интеллектуальное и социальное развитие личности.

В условиях дополнительного образования важнее ответить на вопрос не «чему учить?», а «как учить?»

1. Объектом любой образовательной технологии в дополнительном образовании является не столько предметное содержание, сколько способы организации различных видов деятельности обучающихся и организационные формы образовательного процесса в целом.

2. Определяя главную цель воспитания и обучения как развитие личности, мы исходим из того, что каждое учебное занятие, каждое воспитательное мероприятие в учреждении дополнительного образования детей должно обеспечивать интеллектуальное и социальное развитие личности.

Технологии Технология личностно-ориентированного  развивающего обучения  Технология индивидуализации обучения (адаптивная) Групповые технологии   Технология коллективной творческой деятельности Технология исследовательского (проблемного) обучения Игровые технологии Информационные технологии Технология проектного обучения Здоровьесберегающие технологии

Технологии

  • Технология личностно-ориентированного развивающего обучения
  • Технология индивидуализации обучения (адаптивная)
  • Групповые технологии
  •   Технология коллективной творческой деятельности
  • Технология исследовательского (проблемного) обучения
  • Игровые технологии
  • Информационные технологии
  • Технология проектного обучения
  • Здоровьесберегающие технологии
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения Максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка Программа составляется на каждого ученика, приспосабливается к возможностям и динамике развития ребенка Работа с одаренными детьми, детьми – инвалидами

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения

Максимальное развитие индивидуальных познавательных способностей ребенка

Программа составляется на каждого ученика, приспосабливается к возможностям и динамике развития ребенка

Работа с одаренными детьми, детьми – инвалидами

«Дифференциация»  в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части. Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается в детьми, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно. Подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Нужно объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодиться и почему без этого нельзя (т.е. «завести мотор»). Вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие. Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. После чего дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Главное – каждый добывает знания сам. Итоговый этап – оценивание лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.

«Дифференциация» в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части.

Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается в детьми, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно.

Подготовительный этап. Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Нужно объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодиться и почему без этого нельзя (т.е. «завести мотор»).

Вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие.

Основной этап – усвоение знаний и умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. После чего дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Главное – каждый добывает знания сам.

Итоговый этап – оценивание лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии.

Технология индивидуализации обучения (адаптивная) Учет индивидуальных способностей и возможностей обучающихся Внутригрупповая дифференциация Профильное обучение Варианты дифференциации

Технология индивидуализации обучения (адаптивная)

Учет индивидуальных способностей и возможностей обучающихся

Внутригрупповая дифференциация

Профильное обучение

Варианты дифференциации

Групповые технологии. Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию. Выделяют следующие разновидности групповых технологий: групповой опрос; общественный смотр знаний; учебная встреча; дискуссия; диспут; нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.). Можно выделить уровни коллективной деятельности в группе: одновременная работа со всей группой;    работа в парах;   групповая работа на принципах дифференциации.

Групповые технологии.

Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.

Выделяют следующие разновидности групповых технологий: групповой опрос; общественный смотр знаний; учебная встреча; дискуссия; диспут; нетрадиционные занятия (конференция, путешествие, интегрированные занятия и др.).

Можно выделить уровни коллективной деятельности в группе:

  • одновременная работа со всей группой;
  • работа в парах;
  • групповая работа на принципах дифференциации.

Технология коллективной творческой деятельности (КТД)  Цели технологии:  выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.) воспитание общественно-активной творческой личности и способствование организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях. Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров. Главная методическая особенность – субъектная позиция личности.

Технология коллективной творческой деятельности (КТД)

Цели технологии:

выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.)

воспитание общественно-активной творческой личности и способствование организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.

Основной метод обучения – диалог, речевое общение равноправных партнеров. Главная методическая особенность – субъектная позиция личности.

Учебные кабинеты создаются как творческие лаборатории или мастерские (биологические, физические, лингвистические, художественные, технические и т.д.), в которых дети независимо от возраста получают начальную профессиональную подготовку. Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и др. Для оценивания результатов разрабатываются специальные творческие книжки, где отмечаются достижения и успехи.  Возрастные этапы технологии творчества: Младшие школьники: игровые формы творческой деятельности; освоение элементов творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты. Средние школьники: творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, конструирование и т.п.); участие в массовых литературных, музыкальных, театральных, спортивных мероприятиях. Старшие школьники: выполнение творческих проектов, направленных на улучшение мира; исследовательские работы; сочинения.

Учебные кабинеты создаются как творческие лаборатории или мастерские (биологические, физические, лингвистические, художественные, технические и т.д.), в которых дети независимо от возраста получают начальную профессиональную подготовку.

Оценивание результатов – похвала за инициативу, публикация работы, выставка, награждение, присвоение звания и др. Для оценивания результатов разрабатываются специальные творческие книжки, где отмечаются достижения и успехи.

Возрастные этапы технологии творчества:

Младшие школьники: игровые формы творческой деятельности; освоение элементов творчества в практической деятельности; обнаружение в себе способностей создать какие-то творческие продукты.

Средние школьники: творчество по широкому кругу прикладных отраслей (моделирование, конструирование и т.п.); участие в массовых литературных, музыкальных, театральных, спортивных мероприятиях.

Старшие школьники: выполнение творческих проектов, направленных на улучшение мира; исследовательские работы; сочинения.

Технология исследовательского (проблемного) обучения Принципы проблемного обучения: самостоятельность обучающихся; развивающий характер обучения; интеграция и вариативность в применении различных областей знаний; использование дидактических алгоритмизированных задач. Методические приемы создания проблемных ситуаций могут быть следующими: педагог подводит детей к противоречию и предлагает им найти способ его разрешения; излагает различные точки зрения на вопрос; предлагает рассмотреть явление с различных позиций; побуждает детей делать сравнения, обобщения, выводы; ставит проблемные вопросы, задачи, задает проблемные задания.

Технология исследовательского (проблемного) обучения

Принципы проблемного обучения:

  • самостоятельность обучающихся;
  • развивающий характер обучения;
  • интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;
  • использование дидактических алгоритмизированных задач.

Методические приемы создания проблемных ситуаций могут быть следующими:

  • педагог подводит детей к противоречию и предлагает им найти способ его разрешения;
  • излагает различные точки зрения на вопрос;
  • предлагает рассмотреть явление с различных позиций;
  • побуждает детей делать сравнения, обобщения, выводы;
  • ставит проблемные вопросы, задачи, задает проблемные задания.
Игровые технологии Различают следующие классификации педагогических игр : по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические); по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.); по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.); по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).

Игровые технологии

Различают следующие классификации педагогических игр :

  • по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);
  • по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, тренировочные, контролирующие, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);
  • по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);
  • по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).
Цели образования игровых технологий обширны: дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков; воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности; развивающие: развитие качеств и структур личности; социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Цели образования игровых технологий обширны:

дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;

воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;

развивающие: развитие качеств и структур личности;

социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Новые информационные технологии – это технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).   Компьютерная технология может осуществляться в следующих вариантах: I - как проникающая технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач). II - как  основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей. III - как  монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Новые информационные технологии – это технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео).

Компьютерная технология может осуществляться в следующих вариантах:

I - как проникающая технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).

II - как основная, определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.

III - как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).

Цели новых информационных технологий: Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей. Подготовка личности «информационного общества». Предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема учебного материала, сколько он может усвоить. Формирование у детей исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения. Интернет-технологии (не пользовательские, а профессиональные) - новое направление, которому более нельзя не уделять внимание.

Цели новых информационных технологий:

  • Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
  • Подготовка личности «информационного общества».
  • Предоставление ребенку возможности для усвоения такого объема учебного материала, сколько он может усвоить.
  • Формирование у детей исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.

Интернет-технологии (не пользовательские, а профессиональные) - новое направление, которому более нельзя не уделять внимание.

Особенности методики работы с использованием новых информационных технологий. В функции  педагога компьютер представляет: источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля. В функции рабочего инструмента компьютер выступает как: средство подготовки текстов, их хранения; текстовый редактор; графопостроитель, графический редактор; вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде); средство моделирования.

Особенности методики работы с использованием новых информационных технологий.

В функции педагога компьютер представляет:

  • источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу);
  • наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникации);
  • индивидуальное информационное пространство;
  • тренажер;
  • средство диагностики и контроля.

В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:

  • средство подготовки текстов, их хранения;
  • текстовый редактор;
  • графопостроитель, графический редактор;
  • вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);
  • средство моделирования.
Функцию объекта обучения компьютер выполняет при: программировании, обучении компьютера заданным процессам; создании программных продуктов; применении различных информационных сред.  Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet . Досуговая среда организуется с помощью: игровых программ; компьютерных игр по сети; компьютерного видео.

Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:

  • программировании, обучении компьютера заданным процессам;
  • создании программных продуктов;
  • применении различных информационных сред.

Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet .

Досуговая среда организуется с помощью:

  • игровых программ;
  • компьютерных игр по сети;
  • компьютерного видео.
    Технология проектного обучения  - это альтернатива классно-урочной системе, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Функции педагога в проектном обучении помогает обучаемым в поиске источников  сам является источником информации  поддерживает и поощряет учащихся  координирует и корректирует весь процесс  поддерживает непрерывную обратную связь

Технология проектного обучения - это альтернатива классно-урочной системе, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов.

Функции педагога в проектном обучении

  • помогает обучаемым в поиске источников
  • сам является источником информации
  • поддерживает и поощряет учащихся
  • координирует и корректирует весь процесс
  • поддерживает непрерывную обратную связь

Здоровьесберегающая технология - это: условия обучения ребенка в образовательном учреждении (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания); рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями); соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

Здоровьесберегающая технология - это:

  • условия обучения ребенка в образовательном учреждении (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  • соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Типы технологии Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания) Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия) Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла) Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

Типы технологии

  • Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
  • Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
  • Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
  • Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)
Оздоровительные моменты на уроке физкультминутки, динамические паузы минутки релаксации дыхательная гимнастика гимнастика для глаз массаж активных точек

Оздоровительные моменты на уроке

  • физкультминутки, динамические паузы
  • минутки релаксации
  • дыхательная гимнастика
  • гимнастика для глаз
  • массаж активных точек

Рекомендации по внедрению современных педагогических технологий в практику дополнительного образования детей. Все образовательные технологии, применяющиеся сегодня в дополнительном образовании детей, можно свести к основополагающим закономерностям: необходимо активизировать детей; вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности; подвести эту деятельность к творчеству; предоставить воспитанникам больше самостоятельности; развить такие личностные самообразования детей, как самостоятельность, активность, общение; постепенно предоставить детям полную свободу в принятии решений.  Особого внимания требует повышение квалификации педагогов: недостаточно показать им как надо работать, нужно организовать поддержку, взаимообучение, развить рефлексивную и креативную практику.

Рекомендации по внедрению современных педагогических технологий в практику дополнительного образования детей.

Все образовательные технологии, применяющиеся сегодня в дополнительном образовании детей, можно свести к основополагающим закономерностям:

  • необходимо активизировать детей;
  • вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;
  • подвести эту деятельность к творчеству;
  • предоставить воспитанникам больше самостоятельности;
  • развить такие личностные самообразования детей, как самостоятельность, активность, общение;
  • постепенно предоставить детям полную свободу в принятии решений.

Особого внимания требует повышение квалификации педагогов: недостаточно показать им как надо работать, нужно организовать поддержку, взаимообучение, развить рефлексивную и креативную практику.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!