СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация исследовательской деятельности «Шахматы: польза или вред» (для детей в старшей группе)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель исследования:

Создать условия для развития мыслительных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры в шахматы с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть кошельки.
  2. Рассмотреть купюры, монеты, пластиковые карты.
  3. Поэкспериментировать с монетами и купюрами.

Образовательные задачи:

- сформировать первичные экономические понятия;

- научить правильному отношению к деньгам;

- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, проезд и т.д.)

Развивающие задачи:

- развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;

- развивать способность сравнивать и анализировать.

Воспитывающие задачи:

- воспитывать представление о сущности таких нравственных категорий как, экономность, бережливость, честность, экономность

Просмотр содержимого документа
«Презентация исследовательской деятельности «Шахматы: польза или вред» (для детей в старшей группе)»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара  Исследовательская деятельность «Шахматы: польза или вред» (для детей в старшей группе)       Составила: воспитатель Бута Надежда Владимировна  Сыктывкар, 2024

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 92 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара

Исследовательская деятельность

«Шахматы: польза или вред»

(для детей в старшей группе)

Составила: воспитатель

Бута Надежда Владимировна

Сыктывкар, 2024

«Учитесь в шахматы играть»  Учитесь в шахматы играть – Древнейшая игра. Она научит побеждать И закалит тебя. Научит думать и решать, Как верный делать ход, С ней легче будет мир познать И совершить поход. Учитесь в шахматы играть – Мудрейшая игра. Её секреты разгадать Вы сможете тогда.  Григорий Кайгородов

«Учитесь в шахматы играть»

Учитесь в шахматы играть –

Древнейшая игра.

Она научит побеждать

И закалит тебя.

Научит думать и решать,

Как верный делать ход,

С ней легче будет мир познать

И совершить поход.

Учитесь в шахматы играть –

Мудрейшая игра.

Её секреты разгадать

Вы сможете тогда.

Григорий Кайгородов

Актуальность работы

Роль семьи в обществе нельзя сравнить по своей силе, ни с какими другими социальными институтами. Именно в семье формируется и развивается личность ребенка.

Известно, что настоящее и будущее любой семьи, каждого малыша во многом зависит от усилий родителей и воспитателей. Цель у нас одна – полноценное физическое и духовное развитие детей.

В кругу семьи или коллектива мальчикам и девочкам передаются тепло, любовь, многолетний опыт поколений, прививаются интеллектуальные ценности, так необходимые в дальнейшей самостоятельной жизни.

В соответствии с требованиями ФГОС ДО, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи особенно актуален в наши дни.

Игра в шахматы способствует детям в дальнейшем самостоятельно принимать ответственные решения, ведущие к предвиденным последствиям. Дети знакомятся с буквами, считают до 10, знают цифры, отличают вертикаль от горизонтали, владеют некоторой способностью концентрировать внимание. Игра в шахматы способствует развитию у ребят самостоятельного мышления, расширяет лексику, расширяет и развивает интеллектуальные способности.

Конечно, шахматы сами по себе в определённой мере способствуют формированию у детей механизма «мысль – действие». Но малышам надо помочь, чтобы этот процесс ускорить.

Если ребёнок начинает заниматься шахматами ещё в детском саду, у него развивается левое и правое полушария. Левое полушарие отвечает за логику, то есть ребенок начинает мыслить логически. А правое полушарие отвечает за творчество, за фантазию. Именно шахматы помогают развивать у ребенка сразу два полушария. А так как ребенок очень легко адаптируется ко всему новому, он будет добиваться хороших результатов, как в детском саду, так и при дальнейшем обучению в школе.

Цель исследования: Создать условия для развития мыслительных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры в шахматы с использованием информационно-коммуникативных технологий. Задачи исследования: 1.  Рассмотреть кошельки. 2.  Рассмотреть купюры, монеты, пластиковые карты. 3.  Поэкспериментировать с монетами и купюрами. Образовательные задачи: - сформировать первичные экономические понятия; - научить правильному отношению к деньгам; - научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, проезд и т.д.) Развивающие задачи: - развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности; - развивать способность сравнивать и анализировать. Воспитывающие задачи: воспитывать представление о сущности таких нравственных категорий как, экономность, бережливость, честность, экономность.

Цель исследования:

Создать условия для развития мыслительных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством игры в шахматы с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть кошельки.

2. Рассмотреть купюры, монеты, пластиковые карты.

3. Поэкспериментировать с монетами и купюрами.

Образовательные задачи:

- сформировать первичные экономические понятия;

- научить правильному отношению к деньгам;

- научить детей правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине, проезд и т.д.)

Развивающие задачи:

- развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;

- развивать способность сравнивать и анализировать.

Воспитывающие задачи:

  • воспитывать представление о сущности таких нравственных категорий как, экономность, бережливость, честность, экономность.
Объект исследования – игра в шахматы. Предмет исследования – влияние игры в шахматы на здоровье и интеллектуальное развитие. Гипотеза: предположим, что игра в шахматы может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на здоровье и интеллектуальное развитие игроков. Ожидаемые результаты проекта: Дети научиться играть в шахматы в соответствии с правилами игры. У детей появится интерес и желание научиться играть в шахматы. У детей будут развиваться познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений. У детей сформируется привычка к преодолению трудностей в процессе обучения игре. У детей воспитается усидчивость, творчество, фантазия и логика.

Объект исследования – игра в шахматы.

Предмет исследования – влияние игры в шахматы на здоровье и интеллектуальное развитие.

Гипотеза: предположим, что игра в шахматы может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на здоровье и интеллектуальное развитие игроков.

Ожидаемые результаты проекта:

Дети научиться играть в шахматы в соответствии с правилами игры.

У детей появится интерес и желание научиться играть в шахматы.

У детей будут развиваться познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений.

У детей сформируется привычка к преодолению трудностей в процессе обучения игре.

У детей воспитается усидчивость, творчество, фантазия и логика.

Информационная характеристика исследовательской деятельности: Тип исследования: •  по составу участников – групповой (дети, педагоги) •  по целевой установке – исследовательский. Возраст детей: 5 - 6 лет. Участники реализации исследовательской деятельности: Педагог: Бута Надежда Владимировна. Воспитанники: дети старшей группы. Срок реализации исследования: 1.02.2024-29.02.2024

Информационная характеристика исследовательской деятельности:

Тип исследования:

по составу участников – групповой (дети, педагоги)

по целевой установке – исследовательский.

Возраст детей: 5 - 6 лет.

Участники реализации исследовательской деятельности:

Педагог: Бута Надежда Владимировна.

Воспитанники: дети старшей группы.

Срок реализации исследования: 1.02.2024-29.02.2024

Ожидаемые результаты проекта:   У родителей детей расширяться представления о возможностях игры в шахматы для полноценного интеллектуального развития ребенка. Будет создана предметно-развивающая среда для сотрудничества с семьями воспитанников по обучению детей игре в шахматы. Родители будут оказывать помощь своим детям в выполнении домашних заданий по шахматам. Родители и дети будут привлекаться к совместному творчеству в изготовлении занимательного материала по обучению игры в шахматы, к поиску и пополнению познавательного материала по шахматам в группе. Дети научиться играть в шахматы в соответствии с правилами игры. У детей появится интерес и желание научиться играть в шахматы. У детей будут развиваться познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений. У детей сформируется привычка к преодолению трудностей в процессе обучения игре. У детей сформируется усидчивость, творчество, фантазия и логика.

Ожидаемые результаты проекта:

  • У родителей детей расширяться представления о возможностях игры в шахматы для полноценного интеллектуального развития ребенка.
  • Будет создана предметно-развивающая среда для сотрудничества с семьями воспитанников по обучению детей игре в шахматы.
  • Родители будут оказывать помощь своим детям в выполнении домашних заданий по шахматам.
  • Родители и дети будут привлекаться к совместному творчеству в изготовлении занимательного материала по обучению игры в шахматы, к поиску и пополнению познавательного материала по шахматам в группе.
  • Дети научиться играть в шахматы в соответствии с правилами игры.
  • У детей появится интерес и желание научиться играть в шахматы.
  • У детей будут развиваться познавательные процессы (восприятие, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение) посредством специальных игр и упражнений.
  • У детей сформируется привычка к преодолению трудностей в процессе обучения игре.
  • У детей сформируется усидчивость, творчество, фантазия и логика.
Перспективный план реализации исследовательской деятельности: Сроки реализации Название темы 1.02.2024-4.02.2024 Проводимые мероприятия  1 этап: Организационно-подготовительный   Выбор темы проекта. Беседа диагностического характера с детьми на тему: «Что такое шахматы?». Консультация для родителей «Развивающие игры». Подбор методического материала. Разработка тематического планирования исследовательской деятельности. Обогащение развивающей среды группы наборами шахмат. Повышение мотивации родителей воспитанников, активности в реализации исследовательской деятельности. Разработка и подбор игр по знакомству детей с шахматной игрой.  Изготовление альбома «Великие шахматисты».

Перспективный план реализации исследовательской деятельности:

Сроки

реализации

Название темы

1.02.2024-4.02.2024

Проводимые мероприятия

1 этап: Организационно-подготовительный

 

  • Выбор темы проекта.
  • Беседа диагностического характера с детьми на тему: «Что такое шахматы?».
  • Консультация для родителей «Развивающие игры».
  • Подбор методического материала.
  • Разработка тематического планирования исследовательской деятельности.
  • Обогащение развивающей среды группы наборами шахмат.
  • Повышение мотивации родителей воспитанников, активности в реализации исследовательской деятельности.
  • Разработка и подбор игр по знакомству детей с шахматной игрой.
  • Изготовление альбома «Великие шахматисты».
5.02.2024 -28.02.2024   этап: Практический   1 неделя «Понятие «шахматы». «Мир шахмат». Знакомство и чтение книги «Шахматный учебник-сказка: для малышей и их наставников» А.С.Трофимова.  Информация для родителей об истории происхождения шахмат.     2 неделя «Шахматная доска»     Закрепление знаний о шахматной доске. Чтение  сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Дидактические задания:  «Горизонталь». «Вертикаль», «Диагональ».     Закрепление знаний о шахматных фигурах - ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.  Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Угадай-ка».  Просмотр мультфильма «Смешарики в шахматном королевстве».   3 неделя «Шахматные фигуры»      

5.02.2024 -28.02.2024

 

  • этап: Практический

 

1 неделя «Понятие «шахматы». «Мир шахмат».

  • Знакомство и чтение книги «Шахматный учебник-сказка: для малышей и их наставников» А.С.Трофимова.
  • Информация для родителей об истории происхождения шахмат.

 

  2 неделя «Шахматная доска»

 

 

  • Закрепление знаний о шахматной доске.
  • Чтение сказки «Удивительные приключения шахматной доски».
  • Дидактические задания: «Горизонталь». «Вертикаль», «Диагональ».

 

 

  • Закрепление знаний о шахматных фигурах - ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
  • Дидактические игры: «Волшебный мешочек», «Угадай-ка».
  • Просмотр мультфильма «Смешарики в шахматном королевстве».

  3 неделя «Шахматные фигуры»

 

 

 

      4 неделя «Начальное положение шахматных фигур» 29.02.2024 этап:  Заключительный   Закрепление расстановки фигур перед шахматной партией.     Дидактические задания:     «Горизонталь». «Вертикаль», «Диагональ». Семейный вечер «Играем в шахматы» (развивающие дидактические игры и задания для начинающих шахматистов). Шахматный турнир. Выставка «Такие разные уникальные шахматные наборы» ( выставка шахматных наборов в группе) 5 неделя «Шахматные фигуры – ладья, слон, конь, ферзь…». Знакомство с книгой Ф.Лозано «Шахматы для детей» (уроки мудрой игры).    «Подготовка к шахматному турниру». Знание о фигуре ладья. Знания о месте слона в начальном положении. Ход слона и взятие. Ход коня и взятие. Знания о место ферзя в начальном положении. Ход ферзя и взятие. Знакомство с королем, его ходами. Просмотр мультфильмов о шахматах. Рисование «Шахматные приключения».

 

 

  4 неделя «Начальное положение шахматных фигур»

29.02.2024

  • этап:  Заключительный

  Закрепление расстановки фигур перед шахматной партией.

 

 

  • Дидактические задания:

 

«Горизонталь». «Вертикаль», «Диагональ».

  • Семейный вечер «Играем в шахматы» (развивающие дидактические игры и задания для начинающих шахматистов). Шахматный турнир.
  • Выставка «Такие разные уникальные шахматные наборы» ( выставка шахматных наборов в группе)

5 неделя «Шахматные фигуры – ладья, слон, конь, ферзь…».

  • Знакомство с книгой Ф.Лозано «Шахматы для детей» (уроки мудрой игры).

 

«Подготовка к шахматному турниру».

  • Знание о фигуре ладья. Знания о месте слона в начальном положении. Ход слона и взятие. Ход коня и взятие. Знания о место ферзя в начальном положении. Ход ферзя и взятие. Знакомство с королем, его ходами.
  • Просмотр мультфильмов о шахматах.
  • Рисование «Шахматные приключения».
Информация для родителей     Консультация «Шахматы в дошкольном возрасте».   Информация для родителей об истории происхождения шахмат.   Консультация «Развивающие игры». Советы родителям при обучении игре в шахматы.   Консультация «Шахматы в дошкольном возрасте ».

Информация для родителей

 

  •   Консультация «Шахматы в дошкольном возрасте».
  •   Информация для родителей об истории происхождения шахмат.
  •   Консультация «Развивающие игры».
  • Советы родителям при обучении игре в шахматы.
  •   Консультация «Шахматы в дошкольном возрасте ».
Результаты сравнительной промежуточной диагностики по уровням усвоения шахматной грамоты :

Результаты сравнительной промежуточной диагностики по уровням усвоения шахматной грамоты :

Вывод: Анализ работы по обучению детей игре в шахматы, результаты диагностик позволяют сделать вывод, что мыслительная деятельность детей активизировалась. Как показала практика, у детей, отмечается устойчивая познавательная активность и способность самостоятельно выполнять сложные логические задания, в том числе предполагающие осуществление операций классификации, сериации, анализа и синтеза. Таким образом, выдвинутая гипотеза исследования о том, что игра в шахматы является эффективным средством развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста, подтвердилась. Подводя итог работы с детьми по обучению детей первоначальным навыкам шахматной игры можно утверждать, что шахматы являются эффективным средством развития мышления и повышения интеллектуальной работоспособности детей дошкольного возраста. Шахматы - это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития дошкольника.

Вывод:

Анализ работы по обучению детей игре в шахматы, результаты диагностик позволяют сделать вывод, что мыслительная деятельность детей активизировалась. Как показала практика, у детей, отмечается устойчивая познавательная активность и способность самостоятельно выполнять сложные логические задания, в том числе предполагающие осуществление операций классификации, сериации, анализа и синтеза. Таким образом, выдвинутая гипотеза исследования о том, что игра в шахматы является эффективным средством развития мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста, подтвердилась.

Подводя итог работы с детьми по обучению детей первоначальным навыкам шахматной игры можно утверждать, что шахматы являются эффективным средством развития мышления и повышения интеллектуальной работоспособности детей дошкольного возраста. Шахматы - это отличная возможность расширения кругозора ребенка, прекрасное средство внесения разнообразия в его досуг, ускорения развития дошкольника.

Используемая литература

  • В.Я.Юзюк, В.К.Погрибной «Приключения Шашечки и Шахматика». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.
  • Григорий Кайгородов «Азбука шахмат в стихах». Издание – 3е, дополненное, 2011.
  • Ф.Лозано «Шахматы для детей» (уроки мудрой игры).- Ростов-на-Дону: Владис, 2014.
  • Гришин, В. Г. Малыши играют в шахматы: книга для воспитателя детского сада. – Москва: Просвещение, 1991. – 158 с.: ил.
  • Сухин, И. Шахматы для самых маленьких: книга-сказка для совместного чтения родителей и детей / И. Сухин. - Москва: Астрель: АСТ, 2008. - 279 с.: ил.
  • Носов, Н. Как Незнайка заболел шахматной горячкой  //  Незнайка в Солнечном Городе: [для мл. шк. возраста] / Н. Носов. – Москва, 2013. – С.252-263.
  • Методические рекомендации по обучению игре в шахматы для педагога дошкольных образовательных организаций/ автор-сост. А.М.Гафт; Авт. Учреждение доп. Проф. Образования Ханты-Манс. Авт. Окр. – Югры «Институт развития образования». – Ханты-Мансийск; «Ин-т развития образования». 2015.
  • «Шахматный учебник-сказка: для малышей и их наставников/ А.С.Трофимова. – Ростов н/Д: Феникс, 2012.

  Используемые интернет источники

  • https:// vospitatel.online/94342-prezentatsiya-k-proektu-shakhmaty-kak-sredstvo-razvitiya-myshleniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-priobshenie-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-k-igre-v-shahmaty-s-ispolzovaniem-informacionno-kommun-4198815.html?ysclid=luzfmin3sk576572161 https://infourok.ru/proekt-po-teme-shahmatiigra-koroley-starshaya-gruppa-1888149.html?ysclid=lugmce6gf9140669063 https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/04/01/proekt-korolevstvo-shahmat
  • https:// vospitatel.online/94342-prezentatsiya-k-proektu-shakhmaty-kak-sredstvo-razvitiya-myshleniya-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
  • https://infourok.ru/issledovatelskaya-rabota-priobshenie-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-k-igre-v-shahmaty-s-ispolzovaniem-informacionno-kommun-4198815.html?ysclid=luzfmin3sk576572161
  • https://infourok.ru/proekt-po-teme-shahmatiigra-koroley-starshaya-gruppa-1888149.html?ysclid=lugmce6gf9140669063
  • https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/04/01/proekt-korolevstvo-shahmat
 Дидактические задания: «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».

Дидактические задания: «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ».

Задание: вылепи шахматную фигуру

Задание: вылепи шахматную фигуру

Задание: нарисуй шахматную фигуру

Задание: нарисуй шахматную фигуру

Развивающие дидактические игры и задания для начинающих шахматистов

Развивающие дидактические игры и задания

для начинающих шахматистов

Семейный вечер «Играем в шахматы»

Семейный вечер «Играем в шахматы»

Выставка «Такие разные уникальные шахматные наборы» (выставка шахматных наборов в группе)

Выставка «Такие разные уникальные шахматные наборы» (выставка шахматных наборов в группе)

Используемая литература

Используемая литература

«Шахматы – это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд».  Владимир Путин

«Шахматы – это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперёд».

Владимир Путин


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!