Исследовательский проект
«Опасность за спиной
или сколько весит здоровье
школьника»
Автор : Загородняя Анастасия Александровна
ученица 8 класса МКОУ «Рождественская СОШ»
Руководитель: Ефремова Елена Валериевна
учитель химии, биологии и географии
2018г .
Согласно современной статистике, нарушение осанки наблюдается у 28% детей в возрасте 7-9 лет, у 36% детей 10-14 лет, а в возрасте 15-17 лет – уже более чем у 41%!
Осанка
- это привычная поза тела человека в вертикальном положении .
При правильной осанке позвоночник и стопы обладают наилучшими возможностями пружинить и смягчать толчки и сотрясения в таких движениях, как бег, прыжки, ходьба;
все органы в грудной и брюшной полости тела занимают положение, наиболее удобное
для их деятельности; улучшается
самочувствие и настроение .
При неправильной осанке движения человека становятся неловкими; внутренние органы смещаются, что приводит к нарушению их деятельности; возникают боли в суставах, мышцах, стопах, пояснице».
Сколиоз
Позвоночник может искривиться под влиянием постоянной нагрузки на одну сторону,
например при постоянном ношении тяжелых предметов в одной руке или при увеличении допустимой нагрузки за плечами.
«Портфель –тяжеловес» является виновником болей в области шеи, плеч и поясницы,
может стать причиной различных патологий в развитии опорно-двигательной и сердечнососудистой систем.
Цель работы : Активизировать познавательную деятельность учеников МКОУ «Рождественской СОШ», обратить внимание на сбережение своего здоровья путем ежедневного контроля тяжестей за спиной.
Задачи: 1) изучить научную литературу и ресурсы Интернета,
2) проанализировать данных медицинских карт учащихся,
3) провести взвешивание;
4) обработать полученные данные и сделать выводы;
5) ознакомить с результатами исследования учащихся, их
родителей и учителей, дать рекомендации по
уменьшению веса ранцев.
Какой вес является максимально допустимым для школьного ранца вместе с содержимым?
Вес ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей не должен превышать: для учащихся 1-2-х классов - более 1,5 кг,
3-4-х классов - более 2 кг,
5-6-х - более 2,5 кг,
7-8-х - более 3,5 кг,
9-11-х - более 4 кг,
вес ранца без учебников должен составлять
для учащихся 1-4 классов не более 0,7 кг,
5-11классах - не более 1кг.
Ортопедические нормы ограничивают вес портфеля
вместе с содержимым до 10 % веса школьника.
То есть, если ребенок 10-11 лет весит 25 кг, то вес ранца с учебниками и сменной обувью не должен превышать 2,5 кг.
Методы и приёмы исследования :
работа с различными источниками информации; наблюдение; беседа; измерение и анализ полученных результатов .
Ход работы.
Изучила нормативы. В медицинском кабинете взвесила
учеников 1, 3, 5-9 классов в количестве 102 человека,
их полные и пустые портфели. Проверила вес учебных пособий, необходимых по программе, на соответствие с
гигиеническими нормами. Рассчитала правильный вес
портфеля и выявила причины лишнего веса. В течение
недели наблюдала за изменением веса. Составила
рекомендации для учащихся , их родителей и учителей.
Модели школьных портфелей.
всего
рюкзак с узкими лямками
120
24
рюкзак с широкими лямками
ранец с широкими лямками
30
ранец с узкими лямками
28
19
сумка с одной лямкой
1
Доля учащихся, у которых вес пустого портфеля
не соответствует норме
Причины лишнего
веса портфеля:
Изменение веса ранца в течение учебной недели
Изменение веса ранца в течение учебной недели
Влияние веса портфеля на здоровье учащихся
Вывод: систематическое ношение тяжелого портфеля
может стать причиной нарушения осанки .
Пять советов, как сделать портфель школьника легче:
- Не брать ничего лишнего.
- Распределять предметы равномерно: самые тяжелые учебники надо положить ближе к спинке — вес от этого не уменьшится, но спине станет легче.
- Носить портфель нужно обязательно на двух плечах.
- Лямки должны быть тщательно отрегулированы, чтобы ранец заканчивался строго на пояснице, а не в области таза.
- Проверять портфель ежедневно и не забывать выкладывать из него ненужные учебники .
Учащиеся понимающие, что вес портфеля влияет на осанку и состояние опорно-двигательного аппарата
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Базарный, В.Ф. Здоровье и развитие ребёнка: экспресс-контроль в школе и дома: практикум. Пособие / В.Ф. Базарный. М.: АРКТИ, 2005.
- Большая медицинская энциклопедия /Гл.ред. акад. Б.В. Петровский. - Москва: «Совместная энциклопедия», 1985 г.
- Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений / Авт. – сост. Ю.В.Науменко. – М.: Издательство «Глобус», 2009.
- Сайт «Ортопедический портал»
- Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и типология здоровья в школе. — М., 2005.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
- https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/04/24/bondarenko_e._skolko_vesit_zdorove.docx
- http://gostrf.com/normadata/1/4293853/4293853290.htm Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования Санитарные правила и нормативы СанПиН 2.4.7.1166-02
- http://files.stroyinf.ru/Data2/1/4293811/4293811314.htm СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,