СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Источники фрзеологизмов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Источники фрзеологизмов"»

Источники фразеологизмов Урок русского языка в 6 классе Добрыднева Е.В., учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МОУ «Будоговищенская ООШ» Белевского района Тульской области

Источники фразеологизмов

Урок русского языка

в 6 классе

Добрыднева Е.В.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МОУ «Будоговищенская ООШ»

Белевского района Тульской области

Цели урока : сформировать у обучающихся представление об источниках фразеологизмов; научить с помощью «Фразеологического словаря» давать верное толкование фразеологическим оборотам; тренировать учащихся в правильном использовании фразеологизмов в речи.

Цели урока :

  • сформировать у обучающихся представление об источниках фразеологизмов;
  • научить с помощью «Фразеологического словаря» давать верное толкование фразеологическим оборотам;
  • тренировать учащихся в правильном использовании фразеологизмов в речи.
Задачи урока:  Образовательные: продолжить знакомство учащихся с фразеологией как с разделом науки о языке, с фразеологическими оборотами – устойчивыми сочетаниями слов, их ролью в обогащении речи; повторить и закрепить изученные фразеологизмы. Развивающие: развивать умение отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов, находить в тексте и правильно употреблять в речи, толковать их значение. Воспитательные: воспитывать любовь к слову и к родному языку.

Задачи урока:

Образовательные: продолжить знакомство учащихся с фразеологией как с разделом науки о языке, с фразеологическими оборотами – устойчивыми сочетаниями слов, их ролью в обогащении речи; повторить и закрепить изученные фразеологизмы.

Развивающие: развивать умение отличать фразеологизмы от свободных сочетаний слов, находить в тексте и правильно употреблять в речи, толковать их значение.

Воспитательные: воспитывать любовь к слову и к родному языку.

Планируемые результаты:

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роди в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений; владеют разными видами чтения, приёмами работы с книгой, со словарём; говорение и письмо: свободно и правильно излагают мысли в устной и письменной форме);

Метапредметные:

познавательные : владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, умением вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор, извлекают информацию из разных источников), применяют приобретённые знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение

в использовании родного языка как средства получения знания по другим учебным

предметам;

регулятивные: принимают и сохраняют цели учебной

деятельности, определяют последовательность действий,

оценивают достигнутые результаты;

коммуникативные: владеют коммуникативным

взаимодействием в процессе речевого общения,

совместного выполнения учебной задачи,

участия в обсуждениях;

Личностные: понимают, что русский язык является одной

из основных национально-культурных ценностей

русского народа, испытывают потребность в сохранении

чистоты русского языка как явления национальной культуры.

Летящему навстречу к своей цели «Ни пуха, ни пера!», - скажу вослед, Лети сквозь бури, штормы и метели Туда, куда другим дороги нет.  (Роберт Сибар) ФРАЗЕОЛОГИЗМ

Летящему навстречу к своей цели

«Ни пуха, ни пера!», - скажу вослед,

Лети сквозь бури, штормы и метели

Туда, куда другим дороги нет.

(Роберт Сибар)

ФРАЗЕОЛОГИЗМ

Отличие фразеологизмов от свободных словосочетаний Фразеологические обороты Свободные  словосочетания Характерен постоянный состав – слова менять нельзя. Слова потеряли смысловую самостоятельность. Требует запоминания. Можно свободно менять слова. Каждое слово самостоятельно по смыслу. Создаётся в речи

Отличие фразеологизмов от свободных словосочетаний

Фразеологические обороты

Свободные словосочетания

  • Характерен постоянный состав – слова менять нельзя.
  • Слова потеряли смысловую самостоятельность.
  • Требует запоминания.
  • Можно свободно менять слова.
  • Каждое слово самостоятельно по смыслу.
  • Создаётся в речи
Закончите фразеологизмы: Голоден как … Заживёт как на … Вернёмся к нашим … Упрямый как … Осёл Баранам Собаке Волк

Закончите фразеологизмы:

  • Голоден как …
  • Заживёт как на …
  • Вернёмся к нашим …
  • Упрямый как …
  • Осёл
  • Баранам
  • Собаке
  • Волк

Цели урока: Хочу узнать… Хочу понять… Хочу научиться…

Цели урока:

Хочу узнать…

Хочу понять…

Хочу научиться…

Соберите фразеологизмы: Время… Разделать под … Долгий … Где раки … орех ящик зимуют истекло  ВРЕМЯ ИСТЕКЛО РАЗДЕЛАТЬ ПОД ОРЕХ ДОЛГИЙ ЯЩИК ГДЕ РАКИ ЗИМУЮТ

Соберите фразеологизмы:

  • Время…
  • Разделать под …
  • Долгий …
  • Где раки …
  • орех
  • ящик
  • зимуют
  • истекло

ВРЕМЯ ИСТЕКЛО

РАЗДЕЛАТЬ ПОД ОРЕХ

ДОЛГИЙ ЯЩИК

ГДЕ РАКИ ЗИМУЮТ

Свыше 2,5 тысяч лет назад в Вавилоне, а позже в Греции и Риме, появились водяные часы. Они представляли собой высокий узкий сосуд с отверстием в дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, то есть время текло. Отсюда пошли и такие выражения, как сколько воды утекло с тех пор (как давно это было),  текущий год и т.п.

Свыше 2,5 тысяч лет назад в Вавилоне, а позже в Греции и Риме, появились водяные часы. Они представляли собой высокий узкий сосуд с отверстием в дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, то есть время текло.

Отсюда пошли и такие выражения,

как сколько воды утекло с тех

пор (как давно это было),

текущий год и т.п.

РАЗДЕЛАТЬ ПОД ОРЕХ Значение: разругать, раскритиковать – возникло у этого оборота на базе более старого - сделать (что-либо) очень основательно, хорошо. В своём первоначальном значении фразеологизм родился в речи столяров и краснодеревщиков. Изготовление мебели под ореховое дерево из других сортов древесины требовало большого труда и хорошего знания дела. Из речи столяров и краснодеревщиков выражение «разделать под орех» и проникло в русский литературный язык. Оттуда же пришли обороты «топорная работа» (первоначально о работе плотника) и «без сучка и задоринки» (буквально без каких-либо изъянов).

РАЗДЕЛАТЬ ПОД ОРЕХ

Значение: разругать, раскритиковать – возникло у этого оборота на базе более старого - сделать (что-либо) очень основательно, хорошо. В своём первоначальном значении фразеологизм родился в речи столяров и краснодеревщиков. Изготовление мебели под ореховое дерево из других сортов древесины требовало большого труда и хорошего знания дела. Из речи столяров и краснодеревщиков выражение «разделать под орех» и проникло

в русский литературный язык.

Оттуда же пришли обороты

«топорная работа» (первоначально о

работе плотника) и «без сучка и

задоринки» (буквально без

каких-либо изъянов).

РАЗДЕЛАТЬ ПОД ОРЕХ

РАЗДЕЛАТЬ ПОД ОРЕХ

ДОЛГИЙ ЯЩИК При царе Алексее Михайловиче существовал такой порядок: просьбы, жалобы или челобитные, обращённые к царю, опускали в специальный ящик, прибиты к столбу возле дворца в селе Коломенском под Москвой. В те времена все документы писали на бумаге, свёртываемой в виде свитка. Свитки эти были длинные, поэтому и ящик был длинный, или, как тогда говорили, долгий. Просители, опустившие своё прошение в ящик, должны были долго ждать ответа, кланяться в ноги боярам и дьякам, приносить им подарки и взятки, чтобы получить ответ на свою жалобу. Связанная с этим волокита была обычным явлением. Вот почему недобрая слава на долгие годы пережила долгий ящик, Выражение это означает: безбожно затянуть дело.

ДОЛГИЙ ЯЩИК

При царе Алексее Михайловиче существовал такой порядок: просьбы, жалобы или челобитные, обращённые к царю, опускали в специальный ящик, прибиты к столбу возле дворца в селе Коломенском под Москвой. В те времена все документы писали на бумаге, свёртываемой в виде свитка. Свитки эти были длинные, поэтому и ящик был длинный, или, как тогда говорили, долгий. Просители, опустившие

своё прошение в ящик, должны были

долго ждать ответа, кланяться в

ноги боярам и дьякам, приносить

им подарки и взятки, чтобы получить

ответ на свою жалобу. Связанная с

этим волокита была обычным

явлением. Вот почему недобрая

слава на долгие годы пережила долгий ящик,

Выражение это означает: безбожно затянуть дело.

ДОЛГИЙ ЯЩИК

ДОЛГИЙ ЯЩИК

ГДЕ РАКИ ЗИМУЮТ Выражение тесно связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озерка или реки и там зимуют. На ловлю раков посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промёрзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек очень тяжело болел. Отсюда и пошло, если хотят кого-то серьёзно наказать, говорят: «Я тебе покажу, где раки зимуют».

ГДЕ РАКИ ЗИМУЮТ

Выражение тесно связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озерка или реки и там зимуют. На ловлю раков посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промёрзнет в ветхой одежонке,

застудит руки. И часто после этого

человек очень тяжело болел. Отсюда и

пошло, если хотят кого-то серьёзно наказать,

говорят: «Я тебе покажу, где раки зимуют».

ГДЕ РАКИ ЗИМУЮТ

ГДЕ РАКИ ЗИМУЮТ

Источники фразеологизмов Исконно русские ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ Метафоры терминологического характера Заимствованные из старославянского языка Крылатые слова и выражения из греко-римской мифологии Бытовые наименование Крылатые слова и выражения из русской и западноевропейской литературы Крылатые слова и выражения из Библии (библеизмы) Фразеологические кальки

Источники фразеологизмов

Исконно русские

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

Метафоры терминологического характера

Заимствованные из старославянского языка

Крылатые слова и выражения из греко-римской мифологии

Бытовые наименование

Крылатые слова и выражения из русской и западноевропейской литературы

Крылатые слова и выражения из Библии (библеизмы)

Фразеологические кальки

Фразеологические словари

Фразеологические словари

Кричать во всю Ивановскую

Кричать во всю Ивановскую

Во всю Ивановскую Во всю ивановскую  (кричать, вопить, реветь)  – очень громко, изо всех сил.  Ивановская –  название площади в Московском Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого. Существует несколько версий происхождения фразеологизма: 1) на Ивановской в старину читали царские указы во всеуслышание, громким голосом; 2) на Ивановской площади также иногда наказывались дьяки за взятки и лихоимство, их нещадно били кнутами и батогами, отчего они кричали «во всю Ивановскую».  Возникновение оборота связывают также и с самой колокольней Ивана Великого:  звонить во всю Ивановскую –  во все колокола колокольни Ивана Великого.

Во всю Ивановскую

Во всю ивановскую  (кричать, вопить, реветь)  – очень громко, изо всех сил.  Ивановская –  название площади в Московском Кремле, на которой стоит колокольня Ивана Великого. Существует несколько версий происхождения фразеологизма: 1) на Ивановской в старину читали царские указы во всеуслышание, громким голосом; 2) на Ивановской площади также иногда наказывались дьяки за взятки и лихоимство, их нещадно били кнутами и батогами, отчего они

кричали «во всю Ивановскую». 

Возникновение оборота связывают

также и с самой колокольней Ивана Великого: 

звонить во всю Ивановскую –  во все

колокола колокольни Ивана Великого.

Авгиевы конюшни

Авгиевы конюшни

Авгиевы конюшни Авгиевы конюшни  – 1) о сильно загрязненном, захламленном, засоренном месте (в результате длительного небрежения), помещении, где царит полный беспорядок; 2) о каком-либо учреждении, организации и т. п., где царит беспорядок и хаос, полная неразбериха в ведении дел; 3) о сильно запущенных делах, беспорядочном скоплении бумаг, документов. Происхождение оборота связано с древнегреческой легендой о шестом из двенадцати подвигов Геракла. Герой смог очистить скотный двор царя Авгия, где содержались быки, подаренные Авгию отцом. Этот двор не убирался в течение многих лет. Геракл же разрушил с двух сторон стену, окружавшую двор, и отвел туда воду двух полноводных рек – Алфея и Пенея. Вода унесла весь навоз за один день. «Скотный двор» царя Авгия при калькировании на русский язык был неточно переведен словом  конюшни .

Авгиевы конюшни

Авгиевы конюшни  – 1) о сильно загрязненном, захламленном, засоренном месте (в результате длительного небрежения), помещении, где царит полный беспорядок; 2) о каком-либо учреждении, организации и т. п., где царит беспорядок и хаос, полная неразбериха в ведении дел; 3) о сильно запущенных делах, беспорядочном скоплении бумаг, документов. Происхождение оборота связано с древнегреческой легендой о шестом из

двенадцати подвигов Геракла. Герой

смог очистить скотный двор царя

Авгия, где содержались быки,

подаренные Авгию отцом. Этот двор не

убирался в течение многих лет. Геракл

же разрушил с двух сторон стену,

окружавшую двор, и отвел туда воду

двух полноводных рек – Алфея и Пенея. Вода

унесла весь навоз за один день.

«Скотный двор» царя Авгия при

калькировании на русский язык был неточно

переведен словом  конюшни .

Блудный сын

Блудный сын

Блудный сын Так называют человека, вернувшегося после блужданий на путь истинный, раскаявшегося в своих прегрешениях. Но почему именно сын, а не какой-нибудь другой родственник? Этот фразеологизм пришёл из Евангелии от Луки. В нём есть притча об отце, разделившем своё имущество между двумя сыновьями. Один из них, младший, ушёл от отца в дальние страны и там растратил все свои средства, живя беспутно. Его постигли лишения и нужда. Тогда он, раскаявшись, вернулся в родительский дом. Отец простил его и даже устроил пир в честь вновь обретённого блудного сына. А когда старший сын, всё время остававшийся дома и помогавший отцу,  обиделся на такое проявление любви к недостойному, отец ответил ему так: «Сын мой, ты всегда со мною, и всё моё — твоё, а о том надо радоваться, что брат твой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся». В этих словах притчи скрыта глубокая мудрость: у любого человека всегда есть возможность раскаяться и получить прощение.

Блудный сын

Так называют человека, вернувшегося после блужданий на путь истинный, раскаявшегося в своих прегрешениях. Но почему именно сын, а не какой-нибудь другой родственник? Этот фразеологизм пришёл из Евангелии от Луки. В нём есть притча об отце, разделившем своё имущество между двумя сыновьями. Один из них, младший, ушёл от отца в дальние страны и там растратил

все свои средства, живя беспутно. Его постигли лишения и нужда. Тогда он, раскаявшись, вернулся в родительский дом. Отец простил его и даже устроил пир в честь вновь обретённого блудного сына.

А когда старший сын, всё время

остававшийся дома и помогавший отцу, 

обиделся на такое проявление любви к

недостойному, отец ответил ему так: «Сын

мой, ты всегда со мною, и всё моё — твоё, а о том надо радоваться, что брат твой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».

В этих словах притчи скрыта глубокая мудрость: у

любого человека всегда есть возможность

раскаяться и получить прощение.

План исследования фразеологизма 1. Назвать выбранный для исследования фразеологизм. 2. Определить его источник. 3. Объяснить значение фразеологизма. 4. Рассказать историю происхождения фразеологизма. 5. Привести аналог фразеологизма из другого языка (если он есть). 6. Собрать и оформить информацию о фразеологизме в тетради.

План исследования фразеологизма

1. Назвать выбранный для исследования фразеологизм.

2. Определить его источник.

3. Объяснить значение фразеологизма.

4. Рассказать историю происхождения фразеологизма.

5. Привести аналог фразеологизма из другого языка

(если он есть).

6. Собрать и оформить информацию

о фразеологизме в тетради.

Назовите автора и произведение А воз и ныне там. Пора, красавица, проснись… Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. На деревню дедушке. Как белка в колесе.

Назовите автора и произведение

  • А воз и ныне там.
  • Пора, красавица, проснись…
  • Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.
  • На деревню дедушке.
  • Как белка в колесе.
А воз и ныне там. И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

А воз и ныне там.

И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

Пора, красавица, проснись… А.С. Пушкин «Зимнее утро»

Пора, красавица, проснись…

А.С. Пушкин «Зимнее утро»

Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

На деревню дедушке А.П. Чехов «Ванька»

На деревню дедушке

А.П. Чехов «Ванька»

Как белка в колесе И.А. Крылов «Белка»

Как белка в колесе

И.А. Крылов «Белка»

Наши результаты: Я узнал… Я понял… Я научился…

Наши результаты:

Я узнал…

Я понял…

Я научился…

Домашнее задание: Упражнение 277

Домашнее задание:

Упражнение 277

Источники: https://gramota.ru/ https://urok.1sept.ru/articles/664059 https://multiurok.ru/files/urok-russkogho-iazyka-istochniki-frazieologhizmov.html https://ppt-online.org/1001292

Источники:

  • https://gramota.ru/
  • https://urok.1sept.ru/articles/664059
  • https://multiurok.ru/files/urok-russkogho-iazyka-istochniki-frazieologhizmov.html
  • https://ppt-online.org/1001292
Для данного шаблона использовались источники: Пергамент: http://s42.radikal.ru/i098/0908/ea/f5cecf407502.png Завиток: http://fotki.yandex.ru/users/inmira/view/220548/?page=0 Чернильница с пером: http://i041.radikal.ru/0902/f3/14358e5cf301.png

Для данного шаблона использовались источники:

Пергамент: http://s42.radikal.ru/i098/0908/ea/f5cecf407502.png

Завиток: http://fotki.yandex.ru/users/inmira/view/220548/?page=0

Чернильница с пером: http://i041.radikal.ru/0902/f3/14358e5cf301.png

Автор данного шаблона: ФИО: Конева Надежда Александровна  ОУ: МОУ Борисоглебская СОШ №4 Воронежская область Должность: учитель математики Категория: высшая Название сайта: http://pedsovet.su/

Автор данного шаблона:

ФИО: Конева Надежда Александровна

ОУ: МОУ Борисоглебская СОШ №4

Воронежская область

Должность: учитель математики

Категория: высшая

Название сайта: http://pedsovet.su/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!