История профессионального образования в России с древних времён до 1940 года
Как всё начиналось…
Профессиональная подготовка
ученичество
С принятием христианства в 988 году получили распространение школы при монастырях , где помимо чтения и писания, обучали ремеслам .
Российская профессиональная школа ведет свое начало с эпохи Петра 1.
В Москве в 1701 году открылась Артиллерийская и Навигацкая школы.
Петр 1
Классно-урочной системы тогда еще не было
прием и выпуск учащихся не был единовременным
Развитие промышленности и машинной техники
связь с производством. более 100 средних и низших профессионально-технических
комитет по ПТО
отставала специальности имели свойство устаревать.
религиозно-нравственным
Зарождение профтехобразования в Приморье шло по мере освоения восточных территорий.
В 1875 году во Владивостокском торговом порту открылась кадровая школа. Готовились низшие технические кадры для обслуживания флота на месте.
Социальный состав обучающихся был однороден – дети рабочих и поселенцев .
Обучение ограничивалось в основном практической работой в мастерских.
В 1890 году открылись Александровские мореходные классы по подготовке штурманов малого каботажного флота.
В 1902 году в Никольск-Уссурийском и Никольске-на-Амуре открылись кузнечные ремесленные училища с кузнечно-слесарным и мебельно-строительным отделениями.
В 1909 году в Никольск-Уссурийском открылось училище с 4-х годичным обучением, дававшее и профессиональное обучение.
1913 году
2/3 учебного времени
1914 году во Владивостоке женское ремесленное училище За 4 года ремесла
Главную роль играл личный пример мастера.
1914 году во Владивостоке конторских служащих для фирм, банков, таможен
К 1917 году школьной формой подготовки рабочих кадров было охвачено всего 415 человек.
Профессионально-техническая школа нуждалась в средствах, мастерских, оборудовании, мастерах-педагогах.
Процесс становления профтехобразования в Приморье был прерван гражданской войной и интервенцией .
Дальнейшее развитие системы ПТО было напрямую связано с установлением Советской власти и формированием новых подходов к системе профессионального образования .
время развитие общества
Новая эпоха -
Советское время…
Г. Партизанск
Сучан (Партизанск)
1923 год – школа
горнопромышленного
ученичества
Г. Владивосток
Владивосток, 1931 год – училище подготовки
торговых работников,
с 1933 года – учебный комбинат,
с 1937 года – школа торгово-кулинарного
ученичества
Владивосток
1923 год – ж/д
школа ФЗУ
Владивосток, 1940 год –
одно из старейших профтехучилищ на базе школы ФЗУ (1933 г.) для подготовки кадров морского флота
Владивосток,1927 год
школа рыбопромышленного
ученичества,
пока единственная
в стране
Г. Уссурийск
Никольск-Уссурийский
1925 год
профшкола
перепрофилирована
на с/х
машиностроение
Г. Спасск
Спасск, 1925 год
образовалась
учебно-
производственная
мастерская
Г. Лесозаводск
Лесозаводск, 1929 год
лесопромышленная
школа ФЗУ
С. Черниговка,1932 год
школа механизаторов МТС
и бригадиров тракторных
бригад
Г. Арсеньев
Арсеньев, 1940 год
Школа ФЗО в с. Семеновка
готовила
рабочих металлистов
для оборонных заводов
Учащиеся 1 призыва Государственных Трудовых резервов, 1940 год
2 октября 1940 Государственных Трудовых резервов.
школы ФЗО, ремесленные и железнодорожные училища
с 17 лет с 15 лет
Передача школ ФЗУ в ведение хозяйственных органов привела к отставанию профтехобразования от потребностей производства.
Количество и качество кадров снизилось , что тормозило развитие народного хозяйства.
Особенно это сказывалось на удаленном от центра страны Приморском крае, где нехватка квалифицированной рабочей силы ощущалось наиболее остро.
А дальше?
Дальше была война…