Презентация по ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОМУ НАСЛЕДИЮ БУДДИЗМА. Образ мира этно-конфессиональной общности, в том числе и на историческую картину мира, oсистему ценностей и ценностных ориентаций, менталитет и поведенческие модели представителей этно-конфессиональной общности, oбазовые универсалии культуры.
Просмотр содержимого документа
«Презентация. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ БУДДИЗМА»
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ БУДДИЗМА
АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИСТОРИИ РЕЛИГИЙ
Изучает влияние религии на:
- образ мира этно-конфессиональной общности, в том числе и на историческую картину мира
- систему ценностей и ценностных ориентаций
- менталитет и поведенческие модели представителей этно-конфессиональной общности
- базовые универсалии культуры
ЧТО ТАКОЕ БУДДИЗМ
- Порождение арийской культуры, одна из древнейших религий спасения;
- древнейшая из мировых религий ( VI в. до н.э.);
- цель буддизма: избавление от страданий и помощь живым существам (всем, а не только человеку!) в обретении непреходящего счастья; конечная цель буддизма – достижение состояния Просветления, т.е. состояния Будды;
- сущность учения Будды – непричинение вреда другим существам (биоэтика – благоговение перед жизнью, современность - экологизм сознания);
- основа буддизма – сострадание, любовь (4 встречи Будды: со стариком, больным, мёртвым, нищим отшельником)
- метод буддизма – духовно-нравственное совершенствование личности
БУДДА:
- Сиддхартха Гаутама, наследный индийский принц царского рода, род. 8.04.621 г. до н.э.
- Будда – сокровище многих миров, имеющий 108 признаков, в том числе длинные мочки ушей;
- Будда – Аватар, посланец высших миров. Аватары - учителя человечества, они приходят для того, чтобы управлять течением его духовной эволюции (близость русскому космизму: мы не одни во Вселенной).
- Будда – светоч мира, полностью реализовавший себя. Его учение – Путеводитель по жизни и смерти.
- Будда не творил чудес. Чудеса – это тяга к миру, проявление гордыни; люди идут за такими людьми, но это неверный путь.
ОБРАЗ МИРА: ЖИЗНЬ КАК СТРАДАНИЕ
4 благородные истины Будды
- Жизнь есть страдание. Страдают все живые существа на этой планете.
- У страданий есть причина: страсти (петух), невежество (свинья), гнев (змея).
- Никто не желает страдать. Страдания можно прекратить, работая над собой, избавляясь от страстей, невежества, гнева.
- Есть путь, который ведёт к прекраще-нию страданий и достижению счастья.
ОБРАЗ МИРА: НИРВАНА И САНСАРА
- Истинный мир, в котором нет страданий, болезни, старости и дальнейших перерождений
- Достигший нирваны больше не нуждается в Учении
- Просветлеть может только мужчина (в чань-буддизме – любое живое существо, в том числе и женщина)
- Нирвану нельзя воспринимать как конец в нашем понимании; это начало истинной жизни раскрепощённого сознания
Прообраз виртуальной реальности???
ОБРАЗ МИРА: НИРВАНА И САНСАРА
- Иллюзорный мир, в котором всё оказывается совсем не так, так нам кажется
- К этому миру нельзя привязываться, он – «суета сует», привязанность к нему мешает просветлению
- После смерти человека его душа (поток дхармы) находится 49 дней в состоянии бордо – ожидания нового предназначения
Фильм «Матрица»: буддистская идея о том, что всё, что ты видишь – это иллюзия
МЕНТАЛИТЕТ: ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА
- Человек – существо космическое, ему доступно всё; не существует человеческого «я», отдельного от окружающего мира;
- Материальный мир есть иллюзия. Человек – существо духовное, его телесная оболочка есть помеха дальнейшему развитию; то, что человек родился в человеческом облике, это само по себе большое благо.
- В жизни живых существ действует закон причины и следствия (закон кармы): все действия тела, речь и мысли имеют свои последствия; жизнь следует за жизнью.
- Свобода Человека есть свобода от тягостного колеса сансары (цепочки перевоплощений, земной мир) в нирване – том, что противоположно земному миру
- Жизнь человека – это результат его творчества и воли, это щедевр, который человек творит сам, всегда, каждую секунду.
- Если человек не понимает, как надо жить, условия его жизни будут хуже и хуже. Люди живут миллионы лет, всё время меняя тела и застревая на земле.
ВЕРОУЧЕНИЕ
- Бхавагат-гита – «библия» буддизма
- Принцип: «узнай – сделай» (компетентностное обучение???)
- Принцип «познай веру» (чем лучше человек познаёт веру, тем больше он может стать сотворцом этой веры)
- В буддизме нет понятия «ересь». Будда говорил, что его учение нельзя принимать на веру. Всё необходимо подвергать сомнению.
- Вера должна быть рациональна. Надо верить только в то, что доказано, в том числе и наукой. Между наукой и буддизмом нет противоречий.
- Тот, кто размышляет и знает, тот близок к нирване. Полагаться надо на писание, а не на толкование.
ТРИ ДРАГО-ЦЕННОСТИ БУДДИЗМА
- БУДДА
- ДХАРМА (собственно учение Будды, а также любое возвышенное действие тела, речи, мыслей, аналог души человека).
- САНГХА (собрание личностей, которые практикуют Учение Будды; посвящённые буддийские монахи и монахини)
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ
- СОСТРАДАНИЕ – ощущение великой любви к страждущим живым существам, потребность в постоянном и неустанном оказании им помощи.
- МИЛОСЕРДИЕ – путь к освобождению от страстей, ненависти и невежества; это не всепрощение, а реальное намерение оказать помощь живому существу, проявив жалость к нему.
- МУДРОСТЬ – понимание истины о том, что существуют страдания и причины этих страданий, а также есть Путь, ведущий к Просветлению и устранению страданий. Посредством мудрости устраняются все заблуждения и отсекается корень всех несчастий.
- ДОБРО – это состояние, когда не плохо
СИСТЕМА АНТИ-ЦЕННОСТЕЙ В БУДДИЗМЕ
- 10 неблагих деяний, от которых отказывается буддист
- Убийство
- Воровство
- Прелюбодеяние
- Ложь
- Клевета
- Грубая речь
- Пустая болтовня и сплетни
- Скупость
- Злонамеренность (негативные мысли плохо сказываются на теле)
- Ложные взгляды.
Пьянство, наркомания очерняют карму, так как при этом теряется контроль над разумом, телом, страстями.
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ: ПУТЬ К ПРЕКРАЩЕНИЮ СТРАДАНИЙ (ОТ САНСАРЫ – К НИРВАНЕ)
- БЛАГОРОДНЫЙ ВОСЬМЕРИЧНЫЙ ПУТЬ:
- Истинное воззрение (правильное понимание 4-х благородных истин)
- Истинная решимость (правильные устремления)
- Истинная речь (отказ от грубой, праздной, лживой речи, говорить надо только по делу, молчание – золото)
- Истинное поведение (поступать согласно тому, что сказали; не навреди живому – ахимса - Шаолинь)
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ: ПУТЬ К ПРЕКРАЩЕНИЮ СТРАДАНИЙ (ОТ САНСАРЫ – К НИРВАНЕ)
- Истинный образ жизни (великое недеяние – у-вэй: не твори того, что выбивается из нормального хода вещей)
- Истинное усилие (эмоции естественны, но надо преодолевать дурные эмоции; главное – дисциплина ума, который спасает от пропасти страданий)
- Истинное направление мысли (всегда быть готовым к тому, что наступит смерть; её не надо бояться)
- Истинное сосредоточение (медмтация, чтение мантр, осуществление религиозных практик – чань-буддизм, дзен-буддизм)
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ: ДЕТИ И РОДИТЕЛИ
- Дети выбирают своих родителей
- Если начинаются конфликты в семье между родителями и детьми, в конфликтах всегда виноваты родители, так как дети выбрали именно их
- Семья занимается вопросами образования и воспитания детей
- Образование направлено на развитие интеллекта
- Воспитание направлено на привитие нужных качеств
ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ: ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ И ГОСУДАРСТВЕ
- В обществе и государстве должен торжествовать приоритет морально-нравственных установок перед любыми социально-экономическими и социально-политическими преобразованиями (гуманитарная экспертиза действий властей)
- Лучше сдержать себя, чем броситься на другого.
- Единство общества и крепкая власть в государстве – залог уменьшения страданий
- Если правитель творит несправедливость, то от этого страдает масса людей. Ради прекращения чрезмерных страданий его надо убрать.
- Лучше пойти на ухудшение («очернение») кармы, чем позволить человеку убить массу людей.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!