ИВАН САВВИЧ НИКИТИН.
СТИХИ.
1824г. – 1861г.
русский поэт
Подготовила:
учитель начальных классов
Кречетова Ю.С.
МБОУ «Школа№38» (филиал)
г. Рязань
Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, на окраине города,
в маленьком домике над рекой. Его отец, небогатый торговец, мечтал о том, чтобы сын стал врачом.
С шести лет мальчик начал учиться грамоте у соседа - сапожника. Но учиться ему пришлось недолго. Отец разорился
и мальчик пошёл работать. Ему было тяжело, но он не падал духом. Всё свободное время читал и писал стихи.
Писал о родной природе, о страдании крепостных крестьян.
И сегодня с удовольствием читают его красивые, добрые и проникнутые любовью к Родине стихи.
Цели урока:
- Познакомиться с произведениями Ивана Саввича Никитина.
- Отрабатывать умение видеть образные языковые средства.
- Учиться сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию.
- Совершенствовать умение выразительно читать стихотворения.
- Связно рассказывать о своих впечатлениях.
«Полно, степь моя, спать беспробудно…»
Полно, степь моя, спать беспробудно: Зимы-матушки царство прошло, Сохнет скатерть дорожки безлюдной, Снег пропал, — и тепло и светло. Пробудись и умойся росою, В ненаглядной красе покажись, Принакрой свою грудь муравою, Как невеста, в цветы нарядись.
Скоро гости к тебе соберутся, Сколько гнезд понавьют, — посмотри! Что за звуки, за песни польются День-деньской от зари до зари! Там уж лето… ложись под косою, Ковыль белый, в угоду косцам! Подымайся, копна за копною! Распевайте, косцы, по ночам!
Полюбуйся: весна наступает, Журавли караваном летят, В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят. Белоснежные тучки толпами В синеве, на просторе, плывут, По груди у тебя полосами, Друг за дружкою, тени бегут.
И тогда, при мерцанье румяном Ясных зорек в прохладные дни, Отдохни, моя степь, под туманом, Беззаботно и крепко усни.
Полно, степь моя, спать беспробудно: Зимы-матушки царство прошло, Сохнет скатерть дорожки безлюдной, Снег пропал, — и тепло и светло. Пробудись и умойся росою, В ненаглядной красе покажись, Принакрой свою грудь муравою, Как невеста, в цветы нарядись.
Полюбуйся: весна наступает, Журавли караваном летят, В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят. Белоснежные тучки толпами В синеве, на просторе, плывут, По груди у тебя полосами, Друг за дружкою, тени бегут.
Скоро гости к тебе соберутся, Сколько гнезд понавьют, — посмотри! Что за звуки, за песни польются День-деньской от зари до зари! Там уж лето… ложись под косою, Ковыль белый, в угоду косцам! Подымайся, копна за копною! Распевайте, косцы, по ночам!
И тогда, при мерцанье румяном Ясных зорек в прохладные дни, Отдохни, моя степь, под туманом, Беззаботно и крепко усни.
Словарная работа.
Мурава - зелёная, сочная, густо растущая сплошным ковром трава.
Беспробудно - состоянии беспрерывного сна.
Ковыль - травянистое растение из семейства злаки.
Косцы - это люди, которые косят траву (косарь)
Копна - уплотнённая конусообразная куча сена
или соломы, обычно складываемая на месте уборки.
Мерцанье - мигание, сияние, просвечивание, сверкание
Изучение нового материала.
1. К кому обращается поэт? С кем он ведёт разговор?
2. Как называет поэт зиму?
3. Почему поэт говорит «царство зимы»? Что «царского» в зиме?
Приём МЕТАФОРА - слова, употреблённые в переносном значении, в основе которого лежат сходства с предметом или явлением по какому-нибудь признаку.
Скатерть - дорожки
Яркое золото - дня
Принакрой грудь - степи
Соберутся - гости
Приём ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ - неживым предметам приписываются
свойства живых, они как бы «оживляются».
Степь:
пробудись, умойся, принакрой, полюбуйся, полно спать, отдохни, усни.
Тени
бегут
Обращения как к живым:
Ковыль – ложись
Копна - подымайся
День
утопает
- Какое образное выражение вам понравилось больше всего?
- Каким настроением проникнуто стихотворение?
- Прочитайте стихотворение выразительно.
«Утро»
Рыбаки в шалаше пробудилися, Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут… А восток всё горит-разгорается.
Птички солнышка ждут, птички песни поют, И стоит себе лес, улыбается. Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит, За морями ночлег свой покинуло, На поля, на луга, на макушки ракит Золотыми потоками хлынуло. Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт; По плечу молодцу всё тяжёлое… Не боли ты, душа! отдохни от забот! Здравствуй, солнце да утро весёлое!
Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая. Потянул ветерок, воду морщит-рябит. Пронеслись утки с шумом и скрылися. Далеко-далеко колокольчик звенит.
- Найдите самые красивые, на ваш взгляд, обороты речи.
- Попробуйте объяснить, почему поэт сказал именно так, а не иначе?
- Удалось ли поэту передать всю прелесть тёплого утра?
- Какого времени года это утро? Докажите.
- Прочитайте выразительно.
Поутру вчера дождь В стёкла окон стучал, Над землёю туман Облаками вставал. Веял холод в лицо От угрюмых небес, И, Бог знает о чём, Плакал сумрачный лес.
В полдень дождь перестал, И, что белый пушок, На осеннюю грязь Начал падать снежок. Ночь прошла. Рассвело. Нет нигде облачка. Воздух лёгок и чист, И замёрзла река. На дворах и домах Снег лежит полотном И от солнца блестит Разноцветным огнём.
«Встреча зимы»
На безлюдный простор Побелевших полей
Смотрит весело лес Из-под чёрных кудрей, Словно рад он чему, — И на ветках берёз, Как алмазы, горят Капли сдержанных слёз.
Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам Песни севера петь По лесам и степям. Есть раздолье у нас, — Где угодно гуляй; Строй мосты по рекам И ковры расстилай. Нам не стать привыкать, — Пусть мороз твой трещит: Наша русская кровь На морозе горит!
Искони уж таков Православный народ: Летом, смотришь, жара — В полушубке идёт;
Жгучий холод пахнул — Всё равно для него: По колено в снегу, Говорит: «Ничего!»
В чистом поле метель И крутит, и мутит, — Наш степной мужичок Едет в санках, кряхтит: «Ну, соколики, ну! Выносите, дружки!» Сам сидит и поёт: «Не белы-то снежки!..» Да и нам ли подчас Смерть не встретить шутя, Если к бурям у нас Привыкает дитя?
Когда мать в колыбель На ночь сына кладёт, Под окном для него Песни вьюга поёт.
И разгул непогод С ранних лет ему люб ,
И растёт богатырь, Что под бурями дуб. Рассыпай же, зима, До весны золотой Серебро по полям Нашей Руси святой!
И случится ли, к нам Гость незваный придёт И за наше добро С нами спор заведёт — Уж прими ты его На сторонке чужой, Хмельный пир приготовь, Гостю песню пропой; Для постели ему Белый пух припаси И метелью засыпь Его след на Руси!
Словарная работа.
Поутру вчера дождь;
Сумрачный - полутёмный
В полдень дождь перестал;
Нет нигде облачка;
Угрюмый - пасмурный, неприветливый
Нашей Руси святой.
Раздолье - широкое свободное пространство, простор
Искони - издавна, с незапамятных времен
Подчас - иногда, временами
Хмельный пир - торжественное угощение с приглашением многих гостей.
- Что обозначают эти слова?
- Прочитайте словосочетания,
- правильно ставьте ударения.
Аркадий Александрович Пластов
«Первый снег» (1946г.)
- Посмотрите на картину.
- Похоже ли то, что здесь нарисовано,
- на то, что описывает Иван Саввич Никитин?
- Поэт и художник увидели и передали
- красоту и прелесть первого морозного
- утра, первого снега.
- Подберите самые, самые красивые строки
- для описания картины.
- Почему русский народ не боится зимы?
- Одинаковое ли настроение на протяжении всего стихотворения? Где оно меняется?
- Как вы понимаете последний столбик стихотворения?
- Прочитайте стихотворение выразительно!
ЭТО ИНТЕРЕСНО!
Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи зимы?
Это 14 октября – праздник Покров.
Выпадал первый снег, укрывал землю,
заснувшую до весны.
Дети в этот день пели заклички снегу,
который сохраняет тепло земли.
Земля - матушка отдыхала от трудов, а с нею и все крестьяне.
В сельских школах только в эту пору начинались занятия, в сёлах играли свадьбы.
Сочинение по стихотворению И.С. Никитина «Встреча зимы!»
Вчера была поздняя осень: дождь стучал в окна, вставал туман, веял холод, плакал лес.
И человеку было грустно и тяжело. Но вот выпал снег! Лирический герой поражен.
Он рад и счастлив от обновления природы: воздух легок и чист, снег блестит
разноцветным огнем, весело смотрит лес, как алмазы горят капли.
Через настроение природы поэт стремится выразить своё состояние и настроение. В стихотворение автор использовал много средств выразительности: Сравнение: капли как алмазы, снежок что белый пушок. Метафора: снег лежит полотном. Эпитеты: сумрачный лес, воздух легок и чист. Олицетворение: дождь стучал, туман вставал, веял холод, плакал лес, смотрит лес, гостья зима. Автор хочет сказать, что природа живая, что она может грустить и радоваться
и влиять на настроение человека.
ИТОГ УРОКА:
Какие стихотворения мы сегодня прочитали?
Какое из них вам понравилось больше? Почему?