СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "ИВАН САВВИЧ НИКИТИН. СТИХИ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "ИВАН САВВИЧ НИКИТИН. СТИХИ"»

ИВАН САВВИЧ НИКИТИН. СТИХИ. 1824г. – 1861г. русский поэт Подготовила: учитель начальных классов Кречетова Ю.С. МБОУ «Школа№38» (филиал) г. Рязань

ИВАН САВВИЧ НИКИТИН.

СТИХИ.

1824г. – 1861г.

русский поэт

Подготовила:

учитель начальных классов

Кречетова Ю.С.

МБОУ «Школа№38» (филиал)

г. Рязань

Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, на окраине города, в маленьком домике над рекой. Его отец, небогатый торговец, мечтал о том, чтобы сын стал врачом. С шести лет мальчик начал учиться грамоте у соседа - сапожника. Но учиться ему пришлось недолго. Отец разорился  и мальчик пошёл работать. Ему было тяжело, но он не падал духом. Всё свободное время читал и писал стихи. Писал о родной природе, о страдании крепостных крестьян. И сегодня с удовольствием читают его красивые, добрые и проникнутые любовью к Родине стихи.

Иван Саввич Никитин родился в Воронеже, на окраине города,

в маленьком домике над рекой. Его отец, небогатый торговец, мечтал о том, чтобы сын стал врачом.

С шести лет мальчик начал учиться грамоте у соседа - сапожника. Но учиться ему пришлось недолго. Отец разорился

и мальчик пошёл работать. Ему было тяжело, но он не падал духом. Всё свободное время читал и писал стихи.

Писал о родной природе, о страдании крепостных крестьян.

И сегодня с удовольствием читают его красивые, добрые и проникнутые любовью к Родине стихи.

 Цели урока:  Познакомиться с произведениями Ивана Саввича Никитина.  Отрабатывать умение видеть образные языковые средства.  Учиться сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию.  Совершенствовать умение выразительно читать стихотворения.  Связно рассказывать о своих впечатлениях.

Цели урока:

  • Познакомиться с произведениями Ивана Саввича Никитина.
  • Отрабатывать умение видеть образные языковые средства.
  • Учиться сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию.
  • Совершенствовать умение выразительно читать стихотворения.
  • Связно рассказывать о своих впечатлениях.
«Полно, степь моя, спать беспробудно…» Полно, степь моя, спать беспробудно:  Зимы-матушки царство прошло,  Сохнет скатерть дорожки безлюдной,  Снег пропал, — и тепло и светло.  Пробудись и умойся росою,  В ненаглядной красе покажись,  Принакрой свою грудь муравою,  Как невеста, в цветы нарядись. Скоро гости к тебе соберутся,  Сколько гнезд понавьют, — посмотри!  Что за звуки, за песни польются  День-деньской от зари до зари!  Там уж лето… ложись под косою,  Ковыль белый, в угоду косцам!  Подымайся, копна за копною!  Распевайте, косцы, по ночам!  Полюбуйся: весна наступает,  Журавли караваном летят,  В ярком золоте день утопает,  И ручьи по оврагам шумят.  Белоснежные тучки толпами  В синеве, на просторе, плывут,  По груди у тебя полосами,  Друг за дружкою, тени бегут.  И тогда, при мерцанье румяном  Ясных зорек в прохладные дни,  Отдохни, моя степь, под туманом,  Беззаботно и крепко усни.

«Полно, степь моя, спать беспробудно…»

Полно, степь моя, спать беспробудно: Зимы-матушки царство прошло, Сохнет скатерть дорожки безлюдной, Снег пропал, — и тепло и светло. Пробудись и умойся росою, В ненаглядной красе покажись, Принакрой свою грудь муравою, Как невеста, в цветы нарядись.

Скоро гости к тебе соберутся, Сколько гнезд понавьют, — посмотри! Что за звуки, за песни польются День-деньской от зари до зари! Там уж лето… ложись под косою, Ковыль белый, в угоду косцам! Подымайся, копна за копною! Распевайте, косцы, по ночам!

Полюбуйся: весна наступает, Журавли караваном летят, В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят. Белоснежные тучки толпами В синеве, на просторе, плывут, По груди у тебя полосами, Друг за дружкою, тени бегут.

И тогда, при мерцанье румяном Ясных зорек в прохладные дни, Отдохни, моя степь, под туманом, Беззаботно и крепко усни.

Полно, степь моя, спать беспробудно:  Зимы-матушки царство прошло,  Сохнет скатерть дорожки безлюдной,  Снег пропал, — и тепло и светло.  Пробудись и умойся росою,  В ненаглядной красе покажись,  Принакрой свою грудь муравою,  Как невеста, в цветы нарядись.

Полно, степь моя, спать беспробудно: Зимы-матушки царство прошло, Сохнет скатерть дорожки безлюдной, Снег пропал, — и тепло и светло. Пробудись и умойся росою, В ненаглядной красе покажись, Принакрой свою грудь муравою, Как невеста, в цветы нарядись.

Полюбуйся: весна наступает,  Журавли караваном летят,  В ярком золоте день утопает,  И ручьи по оврагам шумят.  Белоснежные тучки толпами  В синеве, на просторе, плывут,  По груди у тебя полосами,  Друг за дружкою, тени бегут.

Полюбуйся: весна наступает, Журавли караваном летят, В ярком золоте день утопает, И ручьи по оврагам шумят. Белоснежные тучки толпами В синеве, на просторе, плывут, По груди у тебя полосами, Друг за дружкою, тени бегут.

Скоро гости к тебе соберутся,  Сколько гнезд понавьют, — посмотри!  Что за звуки, за песни польются  День-деньской от зари до зари!  Там уж лето… ложись под косою,  Ковыль белый, в угоду косцам!  Подымайся, копна за копною!  Распевайте, косцы, по ночам!

Скоро гости к тебе соберутся, Сколько гнезд понавьют, — посмотри! Что за звуки, за песни польются День-деньской от зари до зари! Там уж лето… ложись под косою, Ковыль белый, в угоду косцам! Подымайся, копна за копною! Распевайте, косцы, по ночам!

И тогда, при мерцанье румяном  Ясных зорек в прохладные дни,  Отдохни, моя степь, под туманом,  Беззаботно и крепко усни.

И тогда, при мерцанье румяном Ясных зорек в прохладные дни, Отдохни, моя степь, под туманом, Беззаботно и крепко усни.

Словарная работа.  Мурава - зелёная, сочная, густо растущая сплошным ковром трава.   Беспробудно - состоянии беспрерывного сна.  Ковыль - травянистое растение из семейства злаки.   Косцы - это люди, которые косят траву (косарь)  Копна -   уплотнённая конусообразная куча  сена   или соломы, обычно складываемая на месте уборки.   Мерцанье - мигание, сияние, просвечивание, сверкание

Словарная работа.

Мурава - зелёная, сочная, густо растущая сплошным ковром трава. 

Беспробудно - состоянии беспрерывного сна.

Ковыль - травянистое растение из семейства злаки. 

Косцы - это люди, которые косят траву (косарь)

Копна -   уплотнённая конусообразная куча  сена  

или соломы, обычно складываемая на месте уборки. 

Мерцанье - мигание, сияние, просвечивание, сверкание

Изучение нового материала. 1. К кому обращается поэт? С кем он ведёт разговор? 2. Как называет поэт зиму? 3. Почему поэт говорит «царство зимы»? Что «царского» в зиме?

Изучение нового материала.

1. К кому обращается поэт? С кем он ведёт разговор?

2. Как называет поэт зиму?

3. Почему поэт говорит «царство зимы»? Что «царского» в зиме?

Приём МЕТАФОРА -  слова, употреблённые в переносном значении, в основе которого лежат сходства с предметом или явлением по какому-нибудь признаку.  Скатерть - дорожки Яркое золото - дня Принакрой грудь - степи Соберутся - гости

Приём МЕТАФОРА -  слова, употреблённые в переносном значении, в основе которого лежат сходства с предметом или явлением по какому-нибудь признаку. 

Скатерть - дорожки

Яркое золото - дня

Принакрой грудь - степи

Соберутся - гости

 Приём ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ - неживым предметам приписываются свойства живых, они как бы «оживляются».    Степь: пробудись, умойся, принакрой, полюбуйся, полно спать, отдохни, усни. Тени бегут Обращения как к живым: Ковыль – ложись  Копна - подымайся День утопает

Приём ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ - неживым предметам приписываются

свойства живых, они как бы «оживляются».

Степь:

пробудись, умойся, принакрой, полюбуйся, полно спать, отдохни, усни.

Тени

бегут

Обращения как к живым:

Ковыль – ложись

Копна - подымайся

День

утопает

Какое образное выражение вам понравилось больше всего? Каким настроением проникнуто стихотворение? Прочитайте стихотворение выразительно.
  • Какое образное выражение вам понравилось больше всего?
  • Каким настроением проникнуто стихотворение?
  • Прочитайте стихотворение выразительно.
«Утро» Рыбаки в шалаше пробудилися,  Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут…  А восток всё горит-разгорается. Птички солнышка ждут, птички песни поют,  И стоит себе лес, улыбается.  Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,  За морями ночлег свой покинуло,  На поля, на луга, на макушки ракит  Золотыми потоками хлынуло.  Едет пахарь с сохой, едет — песню поёт;  По плечу молодцу всё тяжёлое…  Не боли ты, душа! отдохни от забот!  Здравствуй, солнце да утро весёлое! Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.  Белый пар по лугам расстилается.  По зеркальной воде, по кудрям лозняка  От зари алый свет разливается.  Дремлет чуткий камыш.  Тишь — безлюдье вокруг.  Чуть приметна тропинка росистая.  Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг  С листьев брызнет роса серебристая.  Потянул ветерок, воду морщит-рябит.  Пронеслись утки с шумом и скрылися.  Далеко-далеко колокольчик звенит.

«Утро»

Рыбаки в шалаше пробудилися, Сняли сети с шестов, вёсла к лодкам несут… А восток всё горит-разгорается.

Птички солнышка ждут, птички песни поют, И стоит себе лес, улыбается. Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит, За морями ночлег свой покинуло, На поля, на луга, на макушки ракит Золотыми потоками хлынуло. Едет пахарь с сохой, едет песню поёт; По плечу молодцу всё тяжёлое… Не боли ты, душа! отдохни от забот! Здравствуй, солнце да утро весёлое!

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака. Белый пар по лугам расстилается. По зеркальной воде, по кудрям лозняка От зари алый свет разливается. Дремлет чуткий камыш. Тишь безлюдье вокруг. Чуть приметна тропинка росистая. Куст заденешь плечом на лицо тебе вдруг С листьев брызнет роса серебристая. Потянул ветерок, воду морщит-рябит. Пронеслись утки с шумом и скрылися. Далеко-далеко колокольчик звенит.

Найдите самые красивые, на ваш взгляд, обороты речи. Попробуйте объяснить, почему поэт сказал именно так, а не иначе? Удалось ли поэту передать всю прелесть тёплого утра? Какого времени года это утро? Докажите. Прочитайте выразительно.
  • Найдите самые красивые, на ваш взгляд, обороты речи.
  • Попробуйте объяснить, почему поэт сказал именно так, а не иначе?
  • Удалось ли поэту передать всю прелесть тёплого утра?
  • Какого времени года это утро? Докажите.
  • Прочитайте выразительно.
Поутру вчера дождь  В стёкла окон стучал,  Над землёю туман  Облаками вставал.  Веял холод в лицо  От угрюмых небес,  И, Бог знает о чём,  Плакал сумрачный лес.  В полдень дождь перестал,  И, что белый пушок,  На осеннюю грязь  Начал падать снежок.  Ночь прошла. Рассвело.  Нет нигде облачка.  Воздух лёгок и чист,  И замёрзла река.  На дворах и домах  Снег лежит полотном  И от солнца блестит  Разноцветным огнём. «Встреча зимы»

Поутру вчера дождь В стёкла окон стучал, Над землёю туман Облаками вставал. Веял холод в лицо От угрюмых небес, И, Бог знает о чём, Плакал сумрачный лес.

В полдень дождь перестал, И, что белый пушок, На осеннюю грязь Начал падать снежок. Ночь прошла. Рассвело. Нет нигде облачка. Воздух лёгок и чист, И замёрзла река. На дворах и домах Снег лежит полотном И от солнца блестит Разноцветным огнём.

«Встреча зимы»

На безлюдный простор  Побелевших полей Смотрит весело лес  Из-под чёрных кудрей,  Словно рад он чему, —  И на ветках берёз,  Как алмазы, горят  Капли сдержанных слёз.  Здравствуй, гостья-зима!  Просим милости к нам  Песни севера петь  По лесам и степям.  Есть раздолье у нас, —  Где угодно гуляй;  Строй мосты по рекам  И ковры расстилай.  Нам не стать привыкать, —  Пусть мороз твой трещит:  Наша русская кровь  На морозе горит!

На безлюдный простор Побелевших полей

Смотрит весело лес Из-под чёрных кудрей, Словно рад он чему, — И на ветках берёз, Как алмазы, горят Капли сдержанных слёз.

Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам Песни севера петь По лесам и степям. Есть раздолье у нас, — Где угодно гуляй; Строй мосты по рекам И ковры расстилай. Нам не стать привыкать, — Пусть мороз твой трещит: Наша русская кровь На морозе горит!

Искони уж таков  Православный народ:  Летом, смотришь, жара —  В полушубке идёт; Жгучий холод пахнул —  Всё равно для него:  По колено в снегу,  Говорит: «Ничего!»  В чистом поле метель  И крутит, и мутит, —  Наш степной мужичок  Едет в санках, кряхтит:  «Ну, соколики, ну!  Выносите, дружки!»  Сам сидит и поёт:  «Не белы-то снежки!..»  Да и нам ли подчас  Смерть не встретить шутя,  Если к бурям у нас  Привыкает дитя?

Искони уж таков Православный народ: Летом, смотришь, жара — В полушубке идёт;

Жгучий холод пахнул — Всё равно для него: По колено в снегу, Говорит: «Ничего!»

В чистом поле метель И крутит, и мутит, — Наш степной мужичок Едет в санках, кряхтит: «Ну, соколики, ну! Выносите, дружки!» Сам сидит и поёт: «Не белы-то снежки!..» Да и нам ли подчас Смерть не встретить шутя, Если к бурям у нас Привыкает дитя?

Когда мать в колыбель  На ночь сына кладёт,  Под окном для него  Песни вьюга поёт. И разгул непогод  С ранних лет ему люб , И растёт богатырь,  Что под бурями дуб.  Рассыпай же, зима,  До весны золотой  Серебро по полям  Нашей Руси святой!

Когда мать в колыбель На ночь сына кладёт, Под окном для него Песни вьюга поёт.

И разгул непогод С ранних лет ему люб ,

И растёт богатырь, Что под бурями дуб. Рассыпай же, зима, До весны золотой Серебро по полям Нашей Руси святой!

И случится ли, к нам  Гость незваный придёт  И за наше добро  С нами спор заведёт —  Уж прими ты его  На сторонке чужой,  Хмельный пир приготовь,  Гостю песню пропой;  Для постели ему  Белый пух припаси  И метелью засыпь  Его след на Руси!

И случится ли, к нам Гость незваный придёт И за наше добро С нами спор заведёт — Уж прими ты его На сторонке чужой, Хмельный пир приготовь, Гостю песню пропой; Для постели ему Белый пух припаси И метелью засыпь Его след на Руси!

Словарная работа.  Поутру вчера дождь;  Сумрачный -   полутёмный  В полдень дождь перестал;  Нет нигде облачка;   Угрюмый - пасмурный, неприветливый    Нашей Руси святой.   Раздолье - широкое свободное пространство, простор   Искони -   издавна, с незапамятных времен     Подчас - иногда, временами   Хмельный пир - торжественное угощение с приглашением многих гостей. Что обозначают эти слова? Прочитайте словосочетания, правильно ставьте ударения.

Словарная работа.

Поутру вчера дождь;

Сумрачный -   полутёмный

В полдень дождь перестал;

Нет нигде облачка;

Угрюмый - пасмурный, неприветливый  

Нашей Руси святой.

Раздолье - широкое свободное пространство, простор

Искони -   издавна, с незапамятных времен 

Подчас - иногда, временами

Хмельный пир - торжественное угощение с приглашением многих гостей.

  • Что обозначают эти слова?
  • Прочитайте словосочетания,
  • правильно ставьте ударения.
Аркадий Александрович Пластов «Первый снег» (1946г.) Посмотрите на картину. Похоже ли то, что здесь нарисовано, на то, что описывает Иван Саввич Никитин? Поэт и художник увидели и передали  красоту и прелесть первого морозного утра, первого снега. Подберите самые, самые красивые строки для описания картины. Почему русский народ не боится зимы? Одинаковое ли настроение на протяжении всего стихотворения? Где оно меняется? Как вы понимаете последний столбик стихотворения? Прочитайте стихотворение выразительно!

Аркадий Александрович Пластов

«Первый снег» (1946г.)

  • Посмотрите на картину.
  • Похоже ли то, что здесь нарисовано,
  • на то, что описывает Иван Саввич Никитин?
  • Поэт и художник увидели и передали
  • красоту и прелесть первого морозного
  • утра, первого снега.
  • Подберите самые, самые красивые строки
  • для описания картины.
  • Почему русский народ не боится зимы?
  • Одинаковое ли настроение на протяжении всего стихотворения? Где оно меняется?
  • Как вы понимаете последний столбик стихотворения?
  • Прочитайте стихотворение выразительно!
ЭТО ИНТЕРЕСНО! Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи зимы? Это 14 октября – праздник Покров. Выпадал первый снег, укрывал землю, заснувшую до весны. Дети в этот день пели заклички снегу,  который сохраняет тепло земли. Земля - матушка отдыхала от трудов, а с нею и все крестьяне. В сельских школах только в эту пору начинались занятия, в сёлах играли свадьбы.

ЭТО ИНТЕРЕСНО!

Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи зимы?

Это 14 октября – праздник Покров.

Выпадал первый снег, укрывал землю,

заснувшую до весны.

Дети в этот день пели заклички снегу,

который сохраняет тепло земли.

Земля - матушка отдыхала от трудов, а с нею и все крестьяне.

В сельских школах только в эту пору начинались занятия, в сёлах играли свадьбы.

Сочинение по стихотворению И.С. Никитина «Встреча зимы!» Вчера была поздняя осень: дождь стучал в окна, вставал туман, веял холод, плакал лес.  И человеку было грустно и тяжело. Но вот выпал снег! Лирический герой поражен.  Он рад и счастлив от обновления природы: воздух легок и чист, снег блестит  разноцветным огнем, весело смотрит лес, как алмазы горят капли. Через настроение природы поэт стремится выразить своё состояние и настроение.  В стихотворение автор использовал много средств выразительности:  Сравнение: капли как алмазы, снежок что белый пушок.  Метафора: снег лежит полотном.  Эпитеты: сумрачный лес, воздух легок и чист.  Олицетворение: дождь стучал, туман вставал, веял холод, плакал лес, смотрит лес, гостья зима.  Автор хочет сказать, что природа живая, что она может грустить и радоваться  и влиять на настроение человека.

Сочинение по стихотворению И.С. Никитина «Встреча зимы!»

Вчера была поздняя осень: дождь стучал в окна, вставал туман, веял холод, плакал лес.

И человеку было грустно и тяжело. Но вот выпал снег! Лирический герой поражен.

Он рад и счастлив от обновления природы: воздух легок и чист, снег блестит

разноцветным огнем, весело смотрит лес, как алмазы горят капли.

Через настроение природы поэт стремится выразить своё состояние и настроение. В стихотворение автор использовал много средств выразительности: Сравнение: капли как алмазы, снежок что белый пушок. Метафора: снег лежит полотном. Эпитеты: сумрачный лес, воздух легок и чист. Олицетворение: дождь стучал, туман вставал, веял холод, плакал лес, смотрит лес, гостья зима. Автор хочет сказать, что природа живая, что она может грустить и радоваться

и влиять на настроение человека.

ИТОГ УРОКА: Какие стихотворения мы сегодня прочитали? Какое из них вам понравилось больше? Почему?

ИТОГ УРОКА:

Какие стихотворения мы сегодня прочитали?

Какое из них вам понравилось больше? Почему?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!