СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация ИЗО 6 класс "Сказочно-былинный жанр — удивительный мир древних русских сказаний и легенд"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация знакомит учащихся с творчеством В.М.Васнецова, И.Я.Билибина.

Просмотр содержимого документа
«Презентация ИЗО 6 класс "Сказочно-былинный жанр — удивительный мир древних русских сказаний и легенд"»

Сказочно-былинный жанр — удивительный мир  древних русских сказаний и легенд Учитель: Кайгородова Наталья Евгеньевна

Сказочно-былинный жанр —

удивительный мир

древних русских сказаний и легенд

Учитель: Кайгородова Наталья Евгеньевна

Сказочно-былинный жанр — раздел изобразительного искусства, в котором героями произведений выступают вымышленные или древние исторические персонажи русского народного фольклора. Сказочно-былинный жанр — это уникальный мир ярких художественных образов, созданных на основе национальных традиций, древних верований и культурных особенностей восточных славян. И.Репин «Садко» 1876 г.

Сказочно-былинный жанр — раздел изобразительного искусства, в котором героями произведений выступают вымышленные или древние исторические персонажи русского народного фольклора. Сказочно-былинный жанр — это уникальный мир ярких художественных образов, созданных на основе национальных традиций, древних верований и культурных особенностей восточных славян.

И.Репин «Садко» 1876 г.

Особенности сказочно-былинного жанра Сказочно-былинный жанр не случайно пользуется особой любовью у миллионов ценителей искусства. Ведь с увлекательным миром его персонажей большинство людей знакомятся еще в детском возрасте, а такие впечатления остаются в памяти на всю жизнь. Произведения сказочно-былинного жанра пробуждают у людей интерес к народному творчеству, воспевают героическое прошлое и знакомят зрителя с истоками национальной культуры.   М.Врубель «Царевна-лебедь» 1900г.

Особенности сказочно-былинного жанра

Сказочно-былинный жанр не случайно пользуется особой любовью у миллионов ценителей искусства. Ведь с увлекательным миром его персонажей большинство людей знакомятся еще в детском возрасте, а такие впечатления остаются в памяти на всю жизнь. Произведения сказочно-былинного жанра пробуждают у людей интерес к народному творчеству, воспевают героическое прошлое и знакомят зрителя с истоками национальной культуры.

М.Врубель «Царевна-лебедь» 1900г.

К основным особенностям сказочно-былинного жанра относятся: Ярко выраженная патриотическая направленность произведений. Романтическая привлекательность художественных образов. Выразительность и богатая цветовая гамма сюжетных композиций. Масштабность и монументальность картин. Большое количество аллегорических и символических деталей.

К основным особенностям сказочно-былинного жанра относятся:

  • Ярко выраженная патриотическая направленность произведений.
  • Романтическая привлекательность художественных образов.
  • Выразительность и богатая цветовая гамма сюжетных композиций.
  • Масштабность и монументальность картин.
  • Большое количество аллегорических и символических деталей.
История сказочно-былинного жанра История сказочно-былинного жанра берет свое начало с незапамятных времен. Древние легенды на протяжении многих поколений наши далекие предки бережно передавали потомкам в виде песен и рассказов. Вплоть до начала XVI века этот жанр использовался исключительно в устном народном творчестве, но затем ситуация кардинально изменилась. Причиной этому послужило изобретение книгопечатания в Европе и бурное развитие техник изготовления гравюры. В Московское княжество начали массово проникать печатные картинки, созданные немецкими и польскими мастерами. Вскоре русские умельцы освоили производство собственных форм для печатания гравюр, что привело к появлению лубка — оригинального вида изобразительного искусства.

История сказочно-былинного жанра

История сказочно-былинного жанра берет свое начало с незапамятных времен. Древние легенды на протяжении многих поколений наши далекие предки бережно передавали потомкам в виде песен и рассказов. Вплоть до начала XVI века этот жанр использовался исключительно в устном народном творчестве, но затем ситуация кардинально изменилась.

Причиной этому послужило изобретение книгопечатания в Европе и бурное развитие техник изготовления гравюры. В Московское княжество начали массово проникать печатные картинки, созданные немецкими и польскими мастерами. Вскоре русские умельцы освоили производство собственных форм для печатания гравюр, что привело к появлению лубка — оригинального вида изобразительного искусства.

Но полноценное признание сказочно-былинного жанра в русском изобразительном искусстве произошло лишь во второй половине XIX века и это событие напрямую связано с именем гениального художника Виктора Васнецова -1848-1926 . Художник, театральный декоратор, мастер исторического и мифологического жанров. В начале 1880-х годов выдающийся мастер русской живописи решил отказаться от написания картин бытового жанра и увлекся тематикой народных сказок и былин. В течение последующих двух десятилетий он создал множество великолепных произведений, в том числе всемирно известные работы:   Автопортрет (1873). Виктор Михайлович Васнецов

Но полноценное признание сказочно-былинного жанра в русском изобразительном искусстве произошло лишь во второй половине XIX века и это событие напрямую связано с именем гениального художника Виктора Васнецова -1848-1926 . Художник, театральный декоратор, мастер исторического и мифологического жанров. В начале 1880-х годов выдающийся мастер русской живописи решил отказаться от написания картин бытового жанра и увлекся тематикой народных сказок и былин. В течение последующих двух десятилетий он создал множество великолепных произведений, в том числе всемирно известные работы:

Автопортрет (1873).

Виктор Михайлович Васнецов

« Богатыри » (1898) На картине  «Богатыри» , над которой художник работал почти 20 лет, богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого. Герои былин вставали на защиту земли русской, стремились к объединению земель, помогали слабым и обездоленным, боролись с врагами. В былинах прославлялись сила и благородство, мощь и смекалка русских богатырей. Художники сказочно-былинного жанра воспевали далекое легендарное прошлое Древней Руси и открывали для современников истоки национальной культуры.

« Богатыри » (1898)

На картине  «Богатыри» , над которой художник работал почти 20 лет, богатыри Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде — примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого. Герои былин вставали на защиту земли русской, стремились к объединению земель, помогали слабым и обездоленным, боролись с врагами. В былинах прославлялись сила и благородство, мощь и смекалка русских богатырей. Художники сказочно-былинного жанра воспевали далекое легендарное прошлое Древней Руси и открывали для современников истоки национальной культуры.

« Витязь на распутье », (1878)

« Витязь на распутье », (1878)

«Алёнушка» (1881) Картина  «Алёнушка»  создана под влиянием не только русских сказок, но и личных впечатлений. Как говорил сам Васнецов, «Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё».

«Алёнушка» (1881)

Картина  «Алёнушка»  создана под влиянием не только русских сказок, но и личных впечатлений. Как говорил сам Васнецов, «Алёнушка» как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё».

« Иван-царевич на Сером волке » (1889). Сюжетом картины  «Иван-царевич на сером волке»  стала сказочная тема, позаимствованная из народных русских сказок: Иван царевич и Елена Прекрасная спасаются от настигающей их погони на сером волке. Только сильный и добрый может завоевать любовь красавицы, богатство и счастье.

« Иван-царевич на Сером волке » (1889).

Сюжетом картины  «Иван-царевич на сером волке»  стала сказочная тема, позаимствованная из народных русских сказок: Иван царевич и Елена Прекрасная спасаются от настигающей их погони на сером волке. Только сильный и добрый может завоевать любовь красавицы, богатство и счастье.

«Ковер-самолет» (1880).

«Ковер-самолет» (1880).

«Три царевны подземного царства» (1884).

«Три царевны подземного царства» (1884).

«Снегурочка» (1899). Царевна Несмеяна, 1916-1926

«Снегурочка» (1899).

Царевна Несмеяна, 1916-1926

Иван Яковлевич Билибин Иван Яковлевич Билибин ( 1876 –1942) Иван Яковлевич Билибин – известный русский график-иллюстратор и театральный художник. «Билибинский стиль», характерный для его книжных иллюстраций, основан на символах русского народного творчества. Иллюстрации И. Я. Билибина к сказкам и былинам воссоздают фантастический и сказочный мир. Портрет И. Я. Билибина (Б. Кустодиев, 1901)

Иван Яковлевич Билибин

Иван Яковлевич Билибин ( 1876 –1942) Иван Яковлевич Билибин – известный русский график-иллюстратор и театральный художник. «Билибинский стиль», характерный для его книжных иллюстраций, основан на символах русского народного творчества. Иллюстрации И. Я. Билибина к сказкам и былинам воссоздают фантастический и сказочный мир.

Портрет И. Я. Билибина (Б. Кустодиев, 1901)

Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. С 1899 по 1902 годы он создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг, затем то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина. В частности, появились «Сказка о царе Салтане» (1905) и «Сказка о золотом петушке» (1910). В 1905 году издана иллюстрированная Билибиным былина «Вольга», а в 1911 году — сказки Рославлева в издательстве «Общественная Польза». К тому же «сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной Билибиным оперы «Золотой Петушок» в 1909 году в театре Зимина в Москве.

Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. С 1899 по 1902 годы он создаёт серию из шести «Сказок», изданных Экспедицией заготовления государственных бумаг, затем то же издательство выпускает сказки Пушкина с иллюстрациями Билибина. В частности, появились «Сказка о царе Салтане» (1905) и «Сказка о золотом петушке» (1910). В 1905 году издана иллюстрированная Билибиным былина «Вольга», а в 1911 году — сказки Рославлева в издательстве «Общественная Польза». К тому же «сказочному» стилю с древнерусскими орнаментальными мотивами относится постановка оформленной Билибиным оперы «Золотой Петушок» в 1909 году в театре Зимина в Москве.

Вдохновение Васнецовым: первые картины Билибина

Вдохновение Васнецовым: первые картины Билибина

Руслан и Людмила Слово о полку Игореве Баба Яга. 1900

Руслан и Людмила

Слово о полку Игореве

Баба Яга. 1900

Золотой петушок. 1909

Золотой петушок. 1909

Михаил Александрович Врубель (1910-1956) Жизнь этого мастера сложилась из дивной сказки и суровой реальности. Два мира изображены и на его полотнах. Пугающие, завораживающие, магические, яркие герои его полотен запоминаются, врезаюся в память! Сказка Врубеля соседствует с мистикой: богатыри и демоны, языческие боги и сказочные красавицы, нечитсть и святые. Она совсем иная, не такая как на полотнах Билибина и Васнецова. 

Михаил Александрович Врубель (1910-1956)

Жизнь этого мастера сложилась из дивной сказки и суровой реальности. Два мира изображены и на его полотнах. Пугающие, завораживающие, магические, яркие герои его полотен запоминаются, врезаюся в память! Сказка Врубеля соседствует с мистикой: богатыри и демоны, языческие боги и сказочные красавицы, нечитсть и святые. Она совсем иная, не такая как на полотнах Билибина и Васнецова. 

Михаил Врубель  Город Леденец. Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова Сказка о царе Салтане

Михаил Врубель  Город Леденец. Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова Сказка о царе Салтане

Михаил Врубель Пан Снегурочка

Михаил Врубель

Пан

Снегурочка

Михаил Врубель

Михаил Врубель

"Богатырь", 1898

Сказочно-былинный жанр один из самых ярких направлений в искусстве. За ним стоит не только история русской земли, но и замечательные волшебные миры древних легенд, былин и сказок. ЗАДАНИЕ Нарисовать иллюстрацию к выбранной сказке.

Сказочно-былинный жанр один из самых ярких направлений в искусстве. За ним стоит не только история русской земли, но и замечательные волшебные миры древних легенд, былин и сказок.

ЗАДАНИЕ

Нарисовать иллюстрацию к выбранной сказке.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!