СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация Изобразительно-выразительные средства художественной речи на уроках русского родного языка 9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главная цель обучения родному языку в современной школе заключается в том, чтобы обеспечить речевое развитие учащихся, помочь им овладеть основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать звучащую речь и печатное слово; грамотно, точно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения.

Просмотр содержимого документа
«Презентация Изобразительно-выразительные средства художественной речи на уроках русского родного языка 9 класс»

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ  СРЕДСТВА  ЯЗЫКА

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА

Выразительные средства языка подразделяются в риторике на тропы и фигуры.  Троп – это необычное употребление слова, образное использование его, которое способно служить украшением речи.  Термин троп восходит к латинскому глаголу со значением «поворачивать» – троп «поворачивает», изменяет значение слова. В античной и средневековой риторике выделялось 11 основных тропов. Рассмотрим некоторые из них.

Выразительные средства языка подразделяются в риторике на тропы и фигуры.

Троп – это необычное употребление слова, образное использование его, которое способно служить украшением речи.

Термин троп восходит к латинскому глаголу со значением «поворачивать» – троп «поворачивает», изменяет значение слова.

В античной и средневековой риторике выделялось 11 основных тропов. Рассмотрим некоторые из них.

Метафора – перенос имени на основе сходства. В результате метафорического переноса возникает двуплановость: свойства одного предмета «просвечивают» сквозь признаки другого, прямое значение оттеняется на второй план и становится фоном для переносного. Чем неожиданнее обнаруженное метафорой сходство, тем ярче метафора. Так, например, назвав девушку розой или лилией , вы вряд ли будете оригинальны. А вот метафора Шекспира, сравнившего возлюбленную с музыкой  (Ты – музыка, но звукам музыкальным ты внемлешь с непонятною тоской…) , безусловно, привлечет внимание.

Метафора – перенос имени на основе сходства. В результате метафорического переноса возникает двуплановость: свойства одного предмета «просвечивают» сквозь признаки другого, прямое значение оттеняется на второй план и становится фоном для переносного.

Чем неожиданнее обнаруженное метафорой сходство, тем ярче метафора.

Так, например, назвав девушку розой или лилией , вы вряд ли будете оригинальны.

А вот метафора Шекспира, сравнившего возлюбленную с музыкой (Ты – музыка, но звукам музыкальным ты внемлешь с непонятною тоской…) , безусловно, привлечет внимание.

 Сильным эстетическим средством становится развернутая метафора , состоящая их ряда однотипных метафорических употреблений, которые как бы поддерживают друг друга, развивая один центральный образ: Ведь ночи играть садятся в шахматы Со мной на лунном паркетном полу, Акацией пахнет, и окна распахнуты, И страсть, как свидетель, сидит в углу.  И тополь – король. Я играю с бессонницей. И ферзь – соловей. Я тянусь к соловью. И ночь побеждает, фигуры сторонятся, Я белое утро в лицо узнаю.  (Б.Пастернак. Марбург)

Сильным эстетическим средством становится развернутая метафора , состоящая их ряда однотипных метафорических употреблений, которые как бы поддерживают друг друга, развивая один центральный образ:

Ведь ночи играть садятся в шахматы

Со мной на лунном паркетном полу,

Акацией пахнет, и окна распахнуты,

И страсть, как свидетель, сидит в углу.

И тополь – король. Я играю с бессонницей.

И ферзь – соловей. Я тянусь к соловью.

И ночь побеждает, фигуры сторонятся,

Я белое утро в лицо узнаю.

(Б.Пастернак. Марбург)

 Олицетворение – разновидность метафоры, троп, состоящий в перенесении свойств живого существа на неодушевленные предметы:  Когтистый враг, скребущий сердце – совесть, заимодавец жадный, эта ведьма.  (А.С.Пушкин)

Олицетворение – разновидность метафоры, троп, состоящий в перенесении свойств живого существа на неодушевленные предметы:

Когтистый враг, скребущий сердце – совесть, заимодавец жадный, эта ведьма.

(А.С.Пушкин)

 Сравнение – троп, близкий к метафоре и отличающийся от нее наличием специальных сравнительных союзов как, будто, словно, точно, подобно.  Сравнения, как и метафоры, могут быть привычными и необычными, оригинальными, одиночными и развернутыми: Как правая и левая рука – Твоя душа моей душе близка.  Мы смежены блаженно и тепло, Как правое и левое крыло.  Но вихрь встает – и бездна пролегла От правого и левого крыла!  (М.Цветаева)

Сравнение – троп, близкий к метафоре и отличающийся от нее наличием специальных сравнительных союзов как, будто, словно, точно, подобно.

Сравнения, как и метафоры, могут быть привычными и необычными, оригинальными, одиночными и развернутыми:

Как правая и левая рука –

Твоя душа моей душе близка.

Мы смежены блаженно и тепло,

Как правое и левое крыло.

Но вихрь встает – и бездна пролегла

От правого и левого крыла!

(М.Цветаева)

 Эпитет – яркое определение, признак предмета, выражаемый обычно именем прилагательным.  Эпитет часто сочетается с метафорой, в этом случае перед нами метафорический эпитет : Золотая голубятня у воды Ласковой и млеюще-зеленой; Заметает ветерок соленый Черных лодок узкие следы.  (А.Ахматова. Венеция)

Эпитет – яркое определение, признак предмета, выражаемый обычно именем прилагательным.

Эпитет часто сочетается с метафорой, в этом случае перед нами метафорический эпитет :

Золотая голубятня у воды

Ласковой и млеюще-зеленой;

Заметает ветерок соленый

Черных лодок узкие следы.

(А.Ахматова. Венеция)

 Метонимия – перенос наименования по смежности: обозначаемый предмет наделяется свойствами другого, с которым он тесно связан.   Среди метонимических переносов много привычных, таких, которые мы даже не замечаем (шерсть – «волосяной покров животных» и «ткань, сделанная из него» Золото – «металл» и «медаль, сделанная из этого материала»)

Метонимия – перенос наименования по смежности: обозначаемый предмет наделяется свойствами другого, с которым он тесно связан.

Среди метонимических переносов много привычных, таких, которые мы даже не замечаем

(шерсть – «волосяной покров животных» и «ткань, сделанная из него»

Золото – «металл» и «медаль, сделанная из этого материала»)

 Синекдоха – особая разновидность метонимии, акцентирующая количественный аспект – наименование целого по части и части по целому.  Когда отец Чичикова поучает сына: «А пуще всего, Павлуша, береги копейку», то он конечно же имеет в виду более крупные суммы.

Синекдоха – особая разновидность метонимии, акцентирующая количественный аспект – наименование целого по части и части по целому.

Когда отец Чичикова поучает сына: «А пуще всего, Павлуша, береги копейку», то он конечно же имеет в виду более крупные суммы.

 Гипербола – образное словоупотребление, основанное на преувеличении.  Когда Гамлет говорит о погибшей Офелии:  «Я так любил, как сорок тысяч братьев любить не могут», он употребляет гиперболу.  Гипербол много и в обычной разговорной речи:  сто лет не виделись;  век живи – век учись;  я так голоден, что готов слона съесть.

Гипербола – образное словоупотребление, основанное на преувеличении.

Когда Гамлет говорит о погибшей Офелии:

«Я так любил, как сорок тысяч братьев любить не могут», он употребляет гиперболу.

Гипербол много и в обычной разговорной речи:

сто лет не виделись;

век живи – век учись;

я так голоден, что готов слона съесть.

 Литота – образное словоупотребление, противоположное гиперболе, преуменьшение величины или значимости признака, предмета, события.  Дни стали короче воробьиного носа.

Литота – образное словоупотребление, противоположное гиперболе, преуменьшение величины или значимости признака, предмета, события.

Дни стали короче воробьиного носа.

 Перифраза – троп, состоящий в использовании описательного выражения вместо одного слова: Петербург – «город Петра», «город на Неве».  Перифраза может включать в себя метафору (метафорическая перифраза). Такие образные перифразы любил, например, С.Есенин: месяц – «всадник унылый» мельница – «бревенчатая птица с крылом единственным» трактора – «стальная конница»

Перифраза – троп, состоящий в использовании описательного выражения вместо одного слова:

Петербург – «город Петра», «город на Неве».

Перифраза может включать в себя метафору (метафорическая перифраза). Такие образные перифразы любил, например, С.Есенин:

месяц – «всадник унылый»

мельница – «бревенчатая птица с крылом единственным»

трактора – «стальная конница»

 Ирония – употребление слова в противоположном основному значении. Ирония постоянно используется и в обыденной речи, и в художественной.  Например, о хилом, тщедушном человеке мы можем иронически сказать «настоящий Геркулес»,  О глупом, тупом – «наш Ломоносов».  В басне Крылова к ослу обращаются с вопросом:  «Откуда, умная, бредешь ты, голова?»

Ирония – употребление слова в противоположном основному значении. Ирония постоянно используется и в обыденной речи, и в художественной.

Например, о хилом, тщедушном человеке мы можем иронически сказать «настоящий Геркулес»,

О глупом, тупом – «наш Ломоносов».

В басне Крылова к ослу обращаются с вопросом:

«Откуда, умная, бредешь ты, голова?»

Реминисценция – скрытая цитация. Известный пример: начало пушкинского «Евгения Онегина» – реминисценция из басни Крылова: «Осел был самых честных правил»

Реминисценция – скрытая цитация.

Известный пример:

начало пушкинского «Евгения Онегина» –

реминисценция из басни Крылова:

«Осел был самых честных правил»

упражнения

упражнения

Разграничьте в следующих примерах: А – олицетворение Б – перифразу В – метонимию Г – сравнение 1)В лесу раздавался топор дровосека. (Н.Некрасов) 2)И золотеющая осень слезами плачет на песок. (С.Есенин) 3)И солнце, колыхнувши флот, всплыло на водяной арене, как обалдевший кашалот . (Б.Пастернак) 4)Однако несколько творений он из опалы исключил: певца Гяура и Жуана (т.е.Байрона) да с ним еще два-три романа .(А.Пушкин)

Разграничьте в следующих примерах:

А – олицетворение

Б – перифразу

В – метонимию

Г – сравнение

1)В лесу раздавался топор дровосека. (Н.Некрасов)

2)И золотеющая осень слезами плачет на песок. (С.Есенин)

3)И солнце, колыхнувши флот, всплыло на водяной арене, как обалдевший кашалот . (Б.Пастернак)

4)Однако несколько творений он из опалы исключил: певца Гяура и Жуана (т.е.Байрона) да с ним еще два-три романа .(А.Пушкин)

Ответ: А – олицетворение 2)И золотеющая осень слезами плачет на песок. (С.Есенин)  Б – перифраза 4)Однако несколько творений он из опалы исключил: певца Гяура и Жуана (т.е.Байрона) да с ним еще два-три романа .(А.Пушкин)  В – метонимия 1)В лесу раздавался топор дровосека. (Н.Некрасов)  Г – сравнение 3)И солнце , колыхнувши флот, всплыло на водяной арене, как обалдевший кашалот . (Б.Пастернак)

Ответ:

А – олицетворение

2)И золотеющая осень слезами плачет на песок. (С.Есенин)

Б – перифраза

4)Однако несколько творений он из опалы исключил: певца Гяура и Жуана (т.е.Байрона) да с ним еще два-три романа .(А.Пушкин)

В – метонимия

1)В лесу раздавался топор дровосека. (Н.Некрасов)

Г – сравнение

3)И солнце , колыхнувши флот, всплыло на водяной арене, как обалдевший кашалот . (Б.Пастернак)

Разграничьте в следующих примерах: А – олицетворение Б – метафору В – сравнение Г – реминисценцию 1)Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою. (А.Пушкин) 2)Дивный голос твой, низкий и странный, славит бурю цыганских страстей . (А.Блок) 3)И словно из-за дымовой завесы друзей явились лица и семьи . (В.Высоцкий) 4)Служение стихии не терпит суеты . (В.Высоцкий)

Разграничьте в следующих примерах:

А – олицетворение

Б – метафору

В – сравнение

Г – реминисценцию

1)Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою. (А.Пушкин)

2)Дивный голос твой, низкий и странный, славит бурю цыганских страстей . (А.Блок)

3)И словно из-за дымовой завесы друзей явились лица и семьи . (В.Высоцкий)

4)Служение стихии не терпит суеты . (В.Высоцкий)

Ответы: А – олицетворение 1)Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою. (А.Пушкин)  Б – метафора 2)Дивный голос твой, низкий и странный, славит бурю цыганских страстей . (А.Блок)  В – сравнение 3)И словно из-за дымовой завесы друзей явились лица и семьи . (В.Высоцкий)  Г – реминисценция 4)Служение стихии не терпит суеты . (В.Высоцкий) «Служенье муз не терпит суеты» ( А.Пушкин)

Ответы:

А – олицетворение

1)Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою. (А.Пушкин)

Б – метафора

2)Дивный голос твой, низкий и странный, славит бурю цыганских страстей . (А.Блок)

В – сравнение

3)И словно из-за дымовой завесы друзей явились лица и семьи . (В.Высоцкий)

Г – реминисценция

4)Служение стихии не терпит суеты . (В.Высоцкий)

«Служенье муз не терпит суеты» ( А.Пушкин)

Разграничьте в следующих примерах: А – метафору Б – олицетворение В – метонимию Г – синекдоху 1)Все мы – смешные актеры в театре Господа Бога . (Н.Гумилев) 2)Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал . (А.Пушкин) 3)В почтенной кичке, в Шушуне Москва – премилая старушка . (А.Пушкин) 4)Скажите: скоро ль нам Варшава (т.е.Польша) предпишет гордый свой закон? (А.Пушкин)

Разграничьте в следующих примерах:

А – метафору

Б – олицетворение

В – метонимию

Г – синекдоху

1)Все мы – смешные актеры в театре Господа Бога . (Н.Гумилев)

2)Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал . (А.Пушкин)

3)В почтенной кичке, в Шушуне Москва – премилая старушка . (А.Пушкин)

4)Скажите: скоро ль нам Варшава (т.е.Польша) предпишет гордый свой закон? (А.Пушкин)

Ответы: А – метафора 1)Все мы – смешные актеры в театре Господа Бога . (Н.Гумилев)  Б – олицетворение 3)В почтенной кичке, в Шушуне Москва – премилая старушка . (А.Пушкин)  В – метонимия 2)Читал охотно Апулея , а Цицерона не читал . (А.Пушкин)  Г – синекдоха 4)Скажите: скоро ль нам Варшава (т.е.Польша) предпишет гордый свой закон? (А.Пушкин)

Ответы:

А – метафора

1)Все мы – смешные актеры в театре Господа Бога . (Н.Гумилев)

Б – олицетворение

3)В почтенной кичке, в Шушуне Москва – премилая старушка . (А.Пушкин)

В – метонимия

2)Читал охотно Апулея , а Цицерона не читал . (А.Пушкин)

Г – синекдоха

4)Скажите: скоро ль нам Варшава (т.е.Польша) предпишет гордый свой закон? (А.Пушкин)

Разграничьте в следующих примерах: А – метафору Б – олицетворение В – метонимию Г – реминисценцию 1)Все украшало кабинет философа в осьмнадцать лет: янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе … (А.Пушкин) 2)Туман – с кровожадным лицом каннибала жевал невкусных людей . (В.Маяковский) 3)В безрадостной песне поется, как ямщик замерзал в той глухой незнакомой степи . (В.Высоцкий) 4)Вас притягивали луны двух огромных глаз . (М.Цветаева)

Разграничьте в следующих примерах:

А – метафору

Б – олицетворение

В – метонимию

Г – реминисценцию

1)Все украшало кабинет философа в осьмнадцать лет: янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе (А.Пушкин)

2)Туман – с кровожадным лицом каннибала жевал невкусных людей . (В.Маяковский)

3)В безрадостной песне поется, как ямщик замерзал в той глухой незнакомой степи . (В.Высоцкий)

4)Вас притягивали луны двух огромных глаз . (М.Цветаева)

Ответы: А – метафора 4)Вас притягивали луны двух огромных глаз .(М.Цветаева)  Б – олицетворение 2) Туман – с кровожадным лицом каннибала жевал невкусных людей .(В.Маяковский)  В – метонимия 1)Все украшало кабинет философа в осьмнадцать лет: янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе …(А.Пушкин)  Г – реминисценция 3)В безрадостной песне поется, как ямщик замерзал в той глухой незнакомой степи .(В.Высоцкий)

Ответы:

А – метафора

4)Вас притягивали луны двух огромных глаз .(М.Цветаева)

Б – олицетворение

2) Туман с кровожадным лицом каннибала жевал невкусных людей .(В.Маяковский)

В – метонимия

1)Все украшало кабинет философа в осьмнадцать лет: янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе …(А.Пушкин)

Г – реминисценция

3)В безрадостной песне поется, как ямщик замерзал в той глухой незнакомой степи .(В.Высоцкий)

Разграничьте в следующих примерах: А – гиперболу Б – литоту В – метонимию Г - олицетворение 1)Уведи меня в ночь, где течет Енисей, где сосна до звезды достает. (О.Мандельштам) 2)Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка . (А.Грибоедов) 3)Налетели на мертвого жирные карандаши . (О.Мандельштам) 4)Я три тарелки съел . (И.Крылов)

Разграничьте в следующих примерах:

А – гиперболу

Б – литоту

В – метонимию

Г - олицетворение

1)Уведи меня в ночь, где течет Енисей, где сосна до звезды достает. (О.Мандельштам)

2)Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка . (А.Грибоедов)

3)Налетели на мертвого жирные карандаши . (О.Мандельштам)

4)Я три тарелки съел . (И.Крылов)

Ответы: А – гипербола 1)Уведи меня в ночь, где течет Енисей, где сосна до звезды достает. (О.Мандельштам)  Б – литота 2)Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка . (А.Грибоедов)  В – метонимия 4)Я три тарелки съел . (И.Крылов)  Г - олицетворение 3) Налетели на мертвого жирные карандаши . (О.Мандельштам)

Ответы:

А – гипербола

1)Уведи меня в ночь, где течет Енисей, где сосна до звезды достает. (О.Мандельштам)

Б – литота

2)Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка . (А.Грибоедов)

В – метонимия

4)Я три тарелки съел . (И.Крылов)

Г - олицетворение

3) Налетели на мертвого жирные карандаши . (О.Мандельштам)

Разграничьте в следующих примерах: А – гиперболу Б – олицетворение В – перифразу Г – сравнение 1)Скоро сам узнаешь в школе, как архангельский мужик (т.е.Ломоносов) по своей и божьей воле стал разумен и велик. (Н.Некрасов) 2)Ты – как отзвук забытого гимна в моей черной и дикой судьбе. (А.Блок) 3)И тогда обиделось Время и застыли маятники Времени .(В.Высоцкий) 4)Солнце русской поэзии закатилось. (Жуковский о Пушкине)

Разграничьте в следующих примерах:

А – гиперболу

Б – олицетворение

В – перифразу

Г – сравнение

1)Скоро сам узнаешь в школе, как архангельский мужик (т.е.Ломоносов) по своей и божьей воле стал разумен и велик. (Н.Некрасов)

2)Ты – как отзвук забытого гимна в моей черной и дикой судьбе. (А.Блок)

3)И тогда обиделось Время и застыли маятники Времени .(В.Высоцкий)

4)Солнце русской поэзии закатилось. (Жуковский о Пушкине)

Ответы: А – гипербола Б – олицетворение 3)И тогда обиделось Время и застыли маятники Времени .(В.Высоцкий)  В – перифраза 1)Скоро сам узнаешь в школе, как архангельский мужик (т.е.Ломоносов) по своей и божьей воле стал разумен и велик. (Н.Некрасов) 4)Солнце русской поэзии закатилось. (Жуковский о Пушкине)  Г – сравнение 2) Ты – как отзвук забытого гимна в моей черной и дикой судьбе. (А.Блок)

Ответы:

А – гипербола

Б – олицетворение

3)И тогда обиделось Время и застыли маятники Времени .(В.Высоцкий)

В – перифраза

1)Скоро сам узнаешь в школе, как архангельский мужик (т.е.Ломоносов) по своей и божьей воле стал разумен и велик. (Н.Некрасов)

4)Солнце русской поэзии закатилось. (Жуковский о Пушкине)

Г – сравнение

2) Ты – как отзвук забытого гимна в моей черной и дикой судьбе. (А.Блок)

Термин «фигура» античная риторика заимствовала из искусства танца: риторическая фигура – это необычный оборот речи, особое синтаксическое построение, предназначенное для ее украшения, усиления эмоционального воздействия. Фигура всегда состоит из нескольких слов.

Термин «фигура» античная риторика заимствовала из искусства танца: риторическая фигура – это необычный оборот речи, особое синтаксическое построение, предназначенное для ее украшения, усиления эмоционального воздействия.

Фигура всегда состоит из нескольких слов.

Анафора, или единоначатие , - это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание (предложений, частей предложений, стихотворных строк, строф, абзацев и т.д.) Анафора в афоризмах: « Красота ума вызывает удивление, красота души – восхищение» (Б.Фонтенель) « Человек без адреса подозрителен, человек с двумя адресами – тем более» (Б.Шоу)

Анафора, или единоначатие , - это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание (предложений, частей предложений, стихотворных строк, строф, абзацев и т.д.)

Анафора в афоризмах:

« Красота ума вызывает удивление, красота души – восхищение» (Б.Фонтенель)

« Человек без адреса подозрителен, человек с двумя адресами – тем более» (Б.Шоу)

Эпифора, или концовка, - повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (фраз). «Всегда наслаждаться – значит вовсе не наслаждаться » (Вольтер) «Бедный родственник – всегда дальний родственник » (Б.Шоу) «Истинное красноречие – это умение сказать все, что нужно , и не больше, чем нужно » (Ф.Ларошфуко).

Эпифора, или концовка, - повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (фраз).

«Всегда наслаждаться – значит вовсе не наслаждаться » (Вольтер)

«Бедный родственник – всегда дальний родственник » (Б.Шоу)

«Истинное красноречие – это умение сказать все, что нужно , и не больше, чем нужно » (Ф.Ларошфуко).

Параллелизм (синтаксический параллелизм) – это одинаковое синтаксическое построение соседних конструкций. «Заткнуть глотку дураку – невежливо, но позволить ему продолжить – жестоко» (Б.Франклин) «Бедняку не хватает многого, алчному – решительно всего» (Публий Сир).  Нередко параллелизм сочетается с анафорой и эпифорой. «Кто видел нищету мужчины, тот ничего не видел – нужно видеть нищету женщины; кто видел нищету женщины, тот тоже ничего не видел – нужно видеть нищету ребенка» (В.Гюго) (параллелизм плюс анафора) «Нельзя жить надеждой – нельзя жить без надежды» (параллелизм плюс эпифора)

Параллелизм (синтаксический параллелизм) – это одинаковое синтаксическое построение соседних конструкций.

«Заткнуть глотку дураку – невежливо, но позволить ему продолжить – жестоко» (Б.Франклин)

«Бедняку не хватает многого, алчному – решительно всего» (Публий Сир).

Нередко параллелизм сочетается с анафорой и эпифорой.

«Кто видел нищету мужчины, тот ничего не видел – нужно видеть нищету женщины; кто видел нищету женщины, тот тоже ничего не видел – нужно видеть нищету ребенка» (В.Гюго) (параллелизм плюс анафора)

«Нельзя жить надеждой – нельзя жить без надежды» (параллелизм плюс эпифора)

Антитеза – это резкое противопоставление понятий, образов, мыслей. «И глупец, когда молчит, может показаться мудрым» (царь Соломон) «Нет некрасивых женщин – есть только женщины, не знающие, что они красивы» (Вивьен Ли) Очень часто в антитезе используются антонимы: «Ум – это способность находить убедительные оправдания собственной глупости» «Прежде чем приказывать, научись повиноваться» (Солон)

Антитеза – это резкое противопоставление понятий, образов, мыслей.

«И глупец, когда молчит, может показаться мудрым» (царь Соломон)

«Нет некрасивых женщин – есть только женщины, не знающие, что они красивы» (Вивьен Ли)

Очень часто в антитезе используются антонимы:

«Ум – это способность находить убедительные оправдания собственной глупости»

«Прежде чем приказывать, научись повиноваться» (Солон)

Оксюморон – фигура, близкая к антитезе, соединение двух противоположных друг другу понятий в едином высказывании. стареющий юноша красноречивое молчание горькая радость  «Сорок – старость молодости, пятьдесят – молодость старости» (В.Гюго)

Оксюморон – фигура, близкая к антитезе, соединение двух противоположных друг другу понятий в едином высказывании.

стареющий юноша

красноречивое молчание

горькая радость

«Сорок – старость молодости, пятьдесят – молодость старости» (В.Гюго)

Градация – это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) предыдущее. «Сейте разумное, доброе, вечное» (Н.Некрасов) «дружба в настоящем, подлинном, классическом смысле этого слова – прекраснейшая жемчужина мысли» (К.Маркс)

Градация – это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) предыдущее.

«Сейте разумное, доброе, вечное» (Н.Некрасов)

«дружба в настоящем, подлинном, классическом смысле этого слова – прекраснейшая жемчужина мысли» (К.Маркс)

Инверсия – изменение обычного порядка слов.  В русском языке обычно сначала идет подлежащее, потом – сказуемое, далее – прямое и косвенное дополнение; определение, как правило, предшествует определяемому слову, обстоятельство стоит в самом начале или в конце предложения. «Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того – для воровства». (М.Е.Салтыков-Щедрин) (дополнение стоит перед сказуемым, логически акцентируя два противоположных слова:  для передвижения – для воровства )

Инверсия – изменение обычного порядка слов.

В русском языке обычно сначала идет подлежащее, потом – сказуемое, далее – прямое и косвенное дополнение; определение, как правило, предшествует определяемому слову, обстоятельство стоит в самом начале или в конце предложения.

«Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того – для воровства». (М.Е.Салтыков-Щедрин)

(дополнение стоит перед сказуемым, логически акцентируя два противоположных слова:

для передвижения – для воровства )

Парцелляция – это особое членение текста, при котором части одного предложения оформляются как несколько самостоятельных предложений для придания фразе большей выразительности. «Кто-нибудь всегда смотрит из-за твоего плеча, как ты пишешь.Мать.Учитель.Шекспир.Бог. (М.Эмис) Парцелляция – художественное средство только в том случае, если несет особую эстетическую нагрузку, если она не случайна, а обусловлена авторским замыслом; В противном случае это речевая ошибка. (Газеты печатают все факты и ценные материалы. Чтобы люди читали и читали)

Парцелляция – это особое членение текста, при котором части одного предложения оформляются как несколько самостоятельных предложений для придания фразе большей выразительности.

«Кто-нибудь всегда смотрит из-за твоего плеча, как ты пишешь.Мать.Учитель.Шекспир.Бог. (М.Эмис)

Парцелляция – художественное средство только в том случае, если несет особую эстетическую нагрузку, если она не случайна, а обусловлена авторским замыслом;

В противном случае это речевая ошибка. (Газеты печатают все факты и ценные материалы. Чтобы люди читали и читали)

Риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание – это фигуры, основная цель которых не в том, чтобы задать вопрос или обратиться к кому-либо, но в том, чтобы привлечь внимание. «Что мы можем сказать о Боге? Ничего. Что мы можем сказать Богу? Все» (М.Цветаева) «Сколько бы вам было лет, если бы вы не знали, сколько вам было лет?» (У.Дайер)

Риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание – это фигуры, основная цель которых не в том, чтобы задать вопрос или обратиться к кому-либо, но в том, чтобы привлечь внимание.

«Что мы можем сказать о Боге? Ничего. Что мы можем сказать Богу? Все» (М.Цветаева)

«Сколько бы вам было лет, если бы вы не знали, сколько вам было лет?» (У.Дайер)

Многосоюзие – намеренное использование повторяющихся союзов для логического и интонационного членения частей высказывания. «И отвращение от жизни, и к ней безумная любовь, и страсть, и ненависть к отчизне… и черная, земная кровь сулит нам, раздувая вены, все разрушая рубежи, неслыханные перемены, невиданные мятежи» (А.Блок)

Многосоюзие – намеренное использование повторяющихся союзов для логического и интонационного членения частей высказывания.

«И отвращение от жизни, и к ней безумная любовь, и страсть, и ненависть к отчизне… и черная, земная кровь сулит нам, раздувая вены, все разрушая рубежи, неслыханные перемены, невиданные мятежи» (А.Блок)

Эллипсис – намеренный пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося. «Богаты мы, едва (вышли) из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом» (М.Лермонтов) «Я не люблю, когда наполовину (что-то делают) или когда прервали разговор» (В.Высоцкий) Эллипсис придает высказыванию лаконизм и энергию.

Эллипсис – намеренный пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося.

«Богаты мы, едва (вышли) из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом» (М.Лермонтов)

«Я не люблю, когда наполовину (что-то делают) или когда прервали разговор» (В.Высоцкий)

Эллипсис придает высказыванию лаконизм и энергию.

упражнения

упражнения

Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах? А – антитеза Б – параллелизм В – анафора Г – риторический вопрос Д – оксюморон  1)Когда тебя любят, не сомневаешься ни в чем. Когда любишь сам, во всем сомневаешься. (Коллет) 2)Так легко быть любимым, так трудно любить. (Ф.С.Фицджеральд) 3)Что такое пессимизм? Результат столкновения двух разных оптимизмов. (С.Лец) 4)И в восемьдесят лет можно остаться молодым стариком. (Р.Эмерсон)

Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах?

А – антитеза

Б – параллелизм

В – анафора

Г – риторический вопрос

Д – оксюморон

1)Когда тебя любят, не сомневаешься ни в чем. Когда любишь сам, во всем сомневаешься. (Коллет)

2)Так легко быть любимым, так трудно любить. (Ф.С.Фицджеральд)

3)Что такое пессимизм? Результат столкновения двух разных оптимизмов. (С.Лец)

4)И в восемьдесят лет можно остаться молодым стариком. (Р.Эмерсон)

Ответ:  1)Когда тебя любят, не сомневаешься ни в чем. Когда любишь сам, во всем сомневаешься. (Коллет) А – антитеза В – анафора  2)Так легко быть любимым, так трудно любить. (Ф.С.Фицджеральд) А – антитеза Б – параллелизм В – анафора  3)Что такое пессимизм? Результат столкновения двух разных оптимизмов. (С.Лец) А – антитеза Г – риторический вопрос  4)И в восемьдесят лет можно остаться молодым стариком. (Р.Эмерсон) Д – оксюморон

Ответ:

1)Когда тебя любят, не сомневаешься ни в чем. Когда любишь сам, во всем сомневаешься. (Коллет)

А – антитеза В – анафора

2)Так легко быть любимым, так трудно любить. (Ф.С.Фицджеральд)

А – антитеза Б – параллелизм В – анафора

3)Что такое пессимизм? Результат столкновения двух разных оптимизмов. (С.Лец)

А – антитеза Г – риторический вопрос

4)И в восемьдесят лет можно остаться молодым стариком. (Р.Эмерсон)

Д – оксюморон

Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах? А – параллелизм Б – оксюморон В – риторическое обращение Г – эпифора 1)Исключения не всегда подтверждают правило. Они могут предвещать другое, еще не известное правило. (М.Эбнер-Эшенбах) 2)Проза – это слова в наилучшем порядке; поэзия – наилучшие слова в наилучшем порядке; а журналистика – давно известные слова в давно известном порядке. (Журнал «Таймс».) 3)У него были грешные благие желания. (С.Лец) 4)Знай, читатель, что мудрость уменьшает жалобы, но не страдания! (Козьма Прутков)

Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах?

А – параллелизм

Б – оксюморон

В – риторическое обращение

Г – эпифора

1)Исключения не всегда подтверждают правило. Они могут предвещать другое, еще не известное правило. (М.Эбнер-Эшенбах)

2)Проза – это слова в наилучшем порядке; поэзия – наилучшие слова в наилучшем порядке; а журналистика – давно известные слова в давно известном порядке. (Журнал «Таймс».)

3)У него были грешные благие желания. (С.Лец)

4)Знай, читатель, что мудрость уменьшает жалобы, но не страдания! (Козьма Прутков)

Ответы: 1)Исключения не всегда подтверждают правило. Они могут предвещать другое, еще не известное правило. (М.Эбнер-Эшенбах) Г – эпифора  2)Проза – это слова в наилучшем порядке; поэзия – наилучшие слова в наилучшем порядке; а журналистика – давно известные слова в давно известном порядке. (Журнал «Таймс».) А – параллелизм Г – эпифора  3)У него были грешные благие желания. (С.Лец) Б – оксюморон  4)Знай, читатель, что мудрость уменьшает жалобы, но не страдания! (Козьма Прутков) В – риторическое обращение

Ответы:

1)Исключения не всегда подтверждают правило. Они могут предвещать другое, еще не известное правило. (М.Эбнер-Эшенбах)

Г – эпифора

2)Проза – это слова в наилучшем порядке; поэзия – наилучшие слова в наилучшем порядке; а журналистика – давно известные слова в давно известном порядке. (Журнал «Таймс».)

А – параллелизм Г – эпифора

3)У него были грешные благие желания. (С.Лец)

Б – оксюморон

4)Знай, читатель, что мудрость уменьшает жалобы, но не страдания! (Козьма Прутков)

В – риторическое обращение

Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах? А – антитеза Б – парцелляция В – параллелизм Г – риторический вопрос 1)Где начинается тщеславие, там кончается разум. (М.Эбнер Эшенбах) 2)Мужчина наслаждается счастьем, которое испытывает, женщина – счастьем, которое приносит. (Лакло) 3)Жить надо дольше. И чаще. (К.Сломиньский) 4)Почему у нас нет семидесяти жизней? Да ведь мы и одну не используем. (У.Хоултби)

Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах?

А – антитеза

Б – парцелляция

В – параллелизм

Г – риторический вопрос

1)Где начинается тщеславие, там кончается разум. (М.Эбнер Эшенбах)

2)Мужчина наслаждается счастьем, которое испытывает, женщина – счастьем, которое приносит. (Лакло)

3)Жить надо дольше. И чаще. (К.Сломиньский)

4)Почему у нас нет семидесяти жизней? Да ведь мы и одну не используем. (У.Хоултби)

Ответы: 1)Где начинается тщеславие, там кончается разум. (М.Эбнер Эшенбах) А – антитеза В – параллелизм  2)Мужчина наслаждается счастьем, которое испытывает, женщина – счастьем, которое приносит. (Лакло) В – параллелизм  3)Жить надо дольше. И чаще. (К.Сломиньский) Б – парцелляция  4)Почему у нас нет семидесяти жизней? Да ведь мы и одну не используем. (У.Хоултби) Б – парцелляция

Ответы:

1)Где начинается тщеславие, там кончается разум. (М.Эбнер Эшенбах)

А – антитеза В – параллелизм

2)Мужчина наслаждается счастьем, которое испытывает, женщина – счастьем, которое приносит. (Лакло)

В – параллелизм

3)Жить надо дольше. И чаще. (К.Сломиньский)

Б – парцелляция

4)Почему у нас нет семидесяти жизней? Да ведь мы и одну не используем. (У.Хоултби)

Б – парцелляция

Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах? А – парцелляция Б – эллипсис В – параллелизм Г – оксюморон 1)Раньше мужчина начинал с поручика, теперь – с «мерседеса» (В.Ленц) 2)Ошибаться – свойство человека, прощать – свойство богов. (А.Поп) 3)Обожаю мелодраму. Потому что я реалист. (С.Лец) 4)Усложнить просто, упрощать сложно. («Закон Мейера»)

Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах?

А – парцелляция

Б – эллипсис

В – параллелизм

Г – оксюморон

1)Раньше мужчина начинал с поручика, теперь – с «мерседеса» (В.Ленц)

2)Ошибаться – свойство человека, прощать – свойство богов. (А.Поп)

3)Обожаю мелодраму. Потому что я реалист. (С.Лец)

4)Усложнить просто, упрощать сложно. («Закон Мейера»)

Ответы:  1)Раньше мужчина начинал с поручика, теперь – с «мерседеса» (В.Ленц) Б – эллипсис  2)Ошибаться – свойство человека, прощать – свойство богов. (А.Поп) В – параллелизм  3)Обожаю мелодраму. Потому что я реалист. (С.Лец) А – парцелляция  4)Усложнить просто, упрощать сложно. («Закон Мейера») Г – оксюморон

Ответы:

1)Раньше мужчина начинал с поручика, теперь – с «мерседеса» (В.Ленц)

Б – эллипсис

2)Ошибаться – свойство человека, прощать – свойство богов. (А.Поп)

В – параллелизм

3)Обожаю мелодраму. Потому что я реалист. (С.Лец)

А – парцелляция

4)Усложнить просто, упрощать сложно. («Закон Мейера»)

Г – оксюморон

Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах? А – анафора Б – риторическое восклицание В – инверсия Г – градация Д – риторический вопрос Е - риторическое обращение  1)Выдумал тоже, супружество! Настоящему мужчине достаточно няни! (Х.Хорош) 2)Мы уже не верим в прогресс – разве это не прогресс? 3)Ложь бывает четырех видов: ложь, наглая ложь, статистика и цитирование. 4)Знай, читатель, что мудрость уменьшает жалобы, но не страдания. (Козьма Прутков)

Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах?

А – анафора

Б – риторическое восклицание

В – инверсия

Г – градация

Д – риторический вопрос

Е - риторическое обращение

1)Выдумал тоже, супружество! Настоящему мужчине достаточно няни! (Х.Хорош)

2)Мы уже не верим в прогресс – разве это не прогресс?

3)Ложь бывает четырех видов: ложь, наглая ложь, статистика и цитирование.

4)Знай, читатель, что мудрость уменьшает жалобы, но не страдания. (Козьма Прутков)

Ответы: Б – риторическое восклицание 1)Выдумал тоже, супружество! Настоящему мужчине достаточно няни! (Х.Хорош)  Г – градация 3)Ложь бывает четырех видов: ложь, наглая ложь, статистика и цитирование.  Д – риторический вопрос 2)Мы уже не верим в прогресс – разве это не прогресс?  Е – риторическое обращение 4)Знай, читатель, что мудрость уменьшает жалобы, но не страдания. (Козьма Прутков)

Ответы:

Б – риторическое восклицание

1)Выдумал тоже, супружество! Настоящему мужчине достаточно няни! (Х.Хорош)

Г – градация

3)Ложь бывает четырех видов: ложь, наглая ложь, статистика и цитирование.

Д – риторический вопрос

2)Мы уже не верим в прогресс – разве это не прогресс?

Е – риторическое обращение

4)Знай, читатель, что мудрость уменьшает жалобы, но не страдания. (Козьма Прутков)

ПОВТОРИМ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

ПОВТОРИМ

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

Какие средства выразительности использованы в следующих примерах? А – оксюморон Б – метафора В – антитеза Г – парцелляция 1)Театр – это такая кафедра, с которой много можно сказать миру. (Н.Гоголь) 2)Недоверчивость – мудрость дурака. (Б.Шоу) 3)Джентльмены не говорят о деньгах – джентльмены имеют деньги. 4)Человеку не нужно ничего сверх того, что дала ему природа. За исключением денег. (Ю.Бестер)

Какие средства выразительности использованы в следующих примерах?

А – оксюморон

Б – метафора

В – антитеза

Г – парцелляция

1)Театр – это такая кафедра, с которой много можно сказать миру. (Н.Гоголь)

2)Недоверчивость – мудрость дурака. (Б.Шоу)

3)Джентльмены не говорят о деньгах – джентльмены имеют деньги.

4)Человеку не нужно ничего сверх того, что дала ему природа. За исключением денег. (Ю.Бестер)

Ответы: А – оксюморон 2)Недоверчивость – мудрость дурака. (Б.Шоу)  Б – метафора 1)Театр – это такая кафедра, с которой много можно сказать миру. (Н.Гоголь)  В – антитеза 3)Джентльмены не говорят о деньгах – джентльмены имеют деньги.  Г – парцелляция 4)Человеку не нужно ничего сверх того, что дала ему природа. За исключением денег. (Ю.Бестер)

Ответы:

А – оксюморон

2)Недоверчивость – мудрость дурака. (Б.Шоу)

Б – метафора

1)Театр – это такая кафедра, с которой много можно сказать миру. (Н.Гоголь)

В – антитеза

3)Джентльмены не говорят о деньгах – джентльмены имеют деньги.

Г – парцелляция

4)Человеку не нужно ничего сверх того, что дала ему природа. За исключением денег. (Ю.Бестер)

Какие средства выразительности использованы в следующих примерах? А – параллелизм Б – антитеза В – анафора Г – эпифора Д – оксюморон Е – градация Ж – гипербола З – метафора  1)Если у вас нет денег, вы все время думаете о деньгах. Если у вас есть деньги, вы думаете только о деньгах. (П.Гетти) 2)В поэтическом произведении предпочтительнее вероятное невозможное, чем невероятное, хотя и возможное. (Аристотель) 3)Мысль – двигатель всякой нации, предводитель всякой армии. Не будь мысли, даже глупость утратила бы значение. (Папини) 4)Одна женщина может быть сильнее тысячи мужчин. (Коллет)

Какие средства выразительности использованы в следующих примерах?

А – параллелизм Б – антитеза

В – анафора Г – эпифора

Д – оксюморон Е – градация

Ж – гипербола З – метафора

1)Если у вас нет денег, вы все время думаете о деньгах. Если у вас есть деньги, вы думаете только о деньгах. (П.Гетти)

2)В поэтическом произведении предпочтительнее вероятное невозможное, чем невероятное, хотя и возможное. (Аристотель)

3)Мысль – двигатель всякой нации, предводитель всякой армии. Не будь мысли, даже глупость утратила бы значение. (Папини)

4)Одна женщина может быть сильнее тысячи мужчин. (Коллет)

Ответы: 1)Если у вас нет денег, вы все время думаете о деньгах. Если у вас есть деньги, вы думаете только о деньгах. (П.Гетти) А – параллелизм Б – антитеза В – анафора Г – эпифора  2)В поэтическом произведении предпочтительнее вероятное невозможное, чем невероятное, хотя и возможное. (Аристотель ) Д – оксюморон  3)Мысль – двигатель всякой нации, предводитель всякой армии. Не будь мысли, даже глупость утратила бы значение. (Папини) Е – градация З – метафора  4)Одна женщина может быть сильнее тысячи мужчин. (Коллет ) Ж – гипербола

Ответы:

1)Если у вас нет денег, вы все время думаете о деньгах. Если у вас есть деньги, вы думаете только о деньгах. (П.Гетти)

А – параллелизм Б – антитеза В – анафора Г – эпифора

2)В поэтическом произведении предпочтительнее вероятное невозможное, чем невероятное, хотя и возможное. (Аристотель ) Д – оксюморон

3)Мысль – двигатель всякой нации, предводитель всякой армии. Не будь мысли, даже глупость утратила бы значение. (Папини) Е – градация З – метафора

4)Одна женщина может быть сильнее тысячи мужчин. (Коллет ) Ж – гипербола

Какие средства выразительности использованы в следующих примерах? А – параллелизм Б – метафора В – антитеза Г – эпифора Д – оксюморон Е – эпитет 1)Переводчик в прозе – раб, переводчик в стихах – соперник. (В.Жуковский) 2)Правительства – паруса, народ – ветер, государство – корабль, время – море. (Берне) 3)Тощая свобода лучше жирного рабства. (Т.Фуллер) 4)Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены. (Л.Фейербах)

Какие средства выразительности использованы в следующих примерах?

А – параллелизм Б – метафора

В – антитеза Г – эпифора

Д – оксюморон Е – эпитет

1)Переводчик в прозе – раб, переводчик в стихах – соперник. (В.Жуковский)

2)Правительства – паруса, народ – ветер, государство – корабль, время – море. (Берне)

3)Тощая свобода лучше жирного рабства. (Т.Фуллер)

4)Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены. (Л.Фейербах)

Ответы: 1)Переводчик в прозе – раб, переводчик в стихах – соперник. (В.Жуковский) А – параллелизм Б – метафора В – антитеза  2)Правительства – паруса, народ – ветер, государство – корабль, время – море. (Берне) А – параллелизм Б – метафора  3)Тощая свобода лучше жирного рабства. (Т.Фуллер) В – антитеза Е – эпитет  4)Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены. (Л.Фейербах) Б – метафора

Ответы:

1)Переводчик в прозе – раб, переводчик в стихах – соперник. (В.Жуковский)

А – параллелизм Б – метафора В – антитеза

2)Правительства – паруса, народ – ветер, государство – корабль, время – море. (Берне)

А – параллелизм Б – метафора

3)Тощая свобода лучше жирного рабства. (Т.Фуллер)

В – антитеза Е – эпитет

4)Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены. (Л.Фейербах)

Б – метафора

Какие средства выразительности использованы в следующих примерах? А – параллелизм Б – антитеза В – парцелляция Г – оксюморон Д – метафора 1)Решительность: настойчивость в достижении цели, которую вы одобряете. Упрямство: настойчивость в достижении цели, которую вы не одобряете. (А.Бирс) 2)Женщины и вороны нападают стаяей. (М.Жванецкий) 3)Принцы мечтают о Золушках-замарашках. В сказках. (Л.Кумор) 4)Можно родиться стариком, так же как можно умереть молодым. (Ж.Кокто)

Какие средства выразительности использованы в следующих примерах?

А – параллелизм Б – антитеза

В – парцелляция Г – оксюморон

Д – метафора

1)Решительность: настойчивость в достижении цели, которую вы одобряете. Упрямство: настойчивость в достижении цели, которую вы не одобряете. (А.Бирс)

2)Женщины и вороны нападают стаяей. (М.Жванецкий)

3)Принцы мечтают о Золушках-замарашках. В сказках. (Л.Кумор)

4)Можно родиться стариком, так же как можно умереть молодым. (Ж.Кокто)

Ответы: 1)Решительность: настойчивость в достижении цели, которую вы одобряете. Упрямство: настойчивость в достижении цели, которую вы не одобряете. (А.Бирс) А – параллелизм Б – антитеза  2)Женщины и вороны нападают стаяей. (М.Жванецкий) Д – метафора  3)Принцы мечтают о Золушках-замарашках. В сказках. (Л.Кумор) В – парцелляция  4)Можно родиться стариком, так же как можно умереть молодым. (Ж.Кокто) А – параллелизм Д – метафора

Ответы:

1)Решительность: настойчивость в достижении цели, которую вы одобряете. Упрямство: настойчивость в достижении цели, которую вы не одобряете. (А.Бирс)

А – параллелизм Б – антитеза

2)Женщины и вороны нападают стаяей. (М.Жванецкий)

Д – метафора

3)Принцы мечтают о Золушках-замарашках. В сказках. (Л.Кумор)

В – парцелляция

4)Можно родиться стариком, так же как можно умереть молодым. (Ж.Кокто)

А – параллелизм Д – метафора


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!