ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
Выразительные средства языка подразделяются в риторике на тропы и фигуры.
Троп – это необычное употребление слова, образное использование его, которое способно служить украшением речи.
Термин троп восходит к латинскому глаголу со значением «поворачивать» – троп «поворачивает», изменяет значение слова.
В античной и средневековой риторике выделялось 11 основных тропов. Рассмотрим некоторые из них.
Метафора – перенос имени на основе сходства. В результате метафорического переноса возникает двуплановость: свойства одного предмета «просвечивают» сквозь признаки другого, прямое значение оттеняется на второй план и становится фоном для переносного.
Чем неожиданнее обнаруженное метафорой сходство, тем ярче метафора.
Так, например, назвав девушку розой или лилией , вы вряд ли будете оригинальны.
А вот метафора Шекспира, сравнившего возлюбленную с музыкой (Ты – музыка, но звукам музыкальным ты внемлешь с непонятною тоской…) , безусловно, привлечет внимание.
Сильным эстетическим средством становится развернутая метафора , состоящая их ряда однотипных метафорических употреблений, которые как бы поддерживают друг друга, развивая один центральный образ:
Ведь ночи играть садятся в шахматы
Со мной на лунном паркетном полу,
Акацией пахнет, и окна распахнуты,
И страсть, как свидетель, сидит в углу.
И тополь – король. Я играю с бессонницей.
И ферзь – соловей. Я тянусь к соловью.
И ночь побеждает, фигуры сторонятся,
Я белое утро в лицо узнаю.
(Б.Пастернак. Марбург)
Олицетворение – разновидность метафоры, троп, состоящий в перенесении свойств живого существа на неодушевленные предметы:
Когтистый враг, скребущий сердце – совесть, заимодавец жадный, эта ведьма.
(А.С.Пушкин)
Сравнение – троп, близкий к метафоре и отличающийся от нее наличием специальных сравнительных союзов как, будто, словно, точно, подобно.
Сравнения, как и метафоры, могут быть привычными и необычными, оригинальными, одиночными и развернутыми:
Как правая и левая рука –
Твоя душа моей душе близка.
Мы смежены блаженно и тепло,
Как правое и левое крыло.
Но вихрь встает – и бездна пролегла
От правого и левого крыла!
(М.Цветаева)
Эпитет – яркое определение, признак предмета, выражаемый обычно именем прилагательным.
Эпитет часто сочетается с метафорой, в этом случае перед нами метафорический эпитет :
Золотая голубятня у воды
Ласковой и млеюще-зеленой;
Заметает ветерок соленый
Черных лодок узкие следы.
(А.Ахматова. Венеция)
Метонимия – перенос наименования по смежности: обозначаемый предмет наделяется свойствами другого, с которым он тесно связан.
Среди метонимических переносов много привычных, таких, которые мы даже не замечаем
(шерсть – «волосяной покров животных» и «ткань, сделанная из него»
Золото – «металл» и «медаль, сделанная из этого материала»)
Синекдоха – особая разновидность метонимии, акцентирующая количественный аспект – наименование целого по части и части по целому.
Когда отец Чичикова поучает сына: «А пуще всего, Павлуша, береги копейку», то он конечно же имеет в виду более крупные суммы.
Гипербола – образное словоупотребление, основанное на преувеличении.
Когда Гамлет говорит о погибшей Офелии:
«Я так любил, как сорок тысяч братьев любить не могут», он употребляет гиперболу.
Гипербол много и в обычной разговорной речи:
сто лет не виделись;
век живи – век учись;
я так голоден, что готов слона съесть.
Литота – образное словоупотребление, противоположное гиперболе, преуменьшение величины или значимости признака, предмета, события.
Дни стали короче воробьиного носа.
Перифраза – троп, состоящий в использовании описательного выражения вместо одного слова:
Петербург – «город Петра», «город на Неве».
Перифраза может включать в себя метафору (метафорическая перифраза). Такие образные перифразы любил, например, С.Есенин:
месяц – «всадник унылый»
мельница – «бревенчатая птица с крылом единственным»
трактора – «стальная конница»
Ирония – употребление слова в противоположном основному значении. Ирония постоянно используется и в обыденной речи, и в художественной.
Например, о хилом, тщедушном человеке мы можем иронически сказать «настоящий Геркулес»,
О глупом, тупом – «наш Ломоносов».
В басне Крылова к ослу обращаются с вопросом:
«Откуда, умная, бредешь ты, голова?»
Реминисценция – скрытая цитация.
Известный пример:
начало пушкинского «Евгения Онегина» –
реминисценция из басни Крылова:
«Осел был самых честных правил»
упражнения
Разграничьте в следующих примерах:
А – олицетворение
Б – перифразу
В – метонимию
Г – сравнение
1)В лесу раздавался топор дровосека. (Н.Некрасов)
2)И золотеющая осень слезами плачет на песок. (С.Есенин)
3)И солнце, колыхнувши флот, всплыло на водяной арене, как обалдевший кашалот . (Б.Пастернак)
4)Однако несколько творений он из опалы исключил: певца Гяура и Жуана (т.е.Байрона) да с ним еще два-три романа .(А.Пушкин)
Ответ:
А – олицетворение
2)И золотеющая осень слезами плачет на песок. (С.Есенин)
Б – перифраза
4)Однако несколько творений он из опалы исключил: певца Гяура и Жуана (т.е.Байрона) да с ним еще два-три романа .(А.Пушкин)
В – метонимия
1)В лесу раздавался топор дровосека. (Н.Некрасов)
Г – сравнение
3)И солнце , колыхнувши флот, всплыло на водяной арене, как обалдевший кашалот . (Б.Пастернак)
Разграничьте в следующих примерах:
А – олицетворение
Б – метафору
В – сравнение
Г – реминисценцию
1)Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою. (А.Пушкин)
2)Дивный голос твой, низкий и странный, славит бурю цыганских страстей . (А.Блок)
3)И словно из-за дымовой завесы друзей явились лица и семьи . (В.Высоцкий)
4)Служение стихии не терпит суеты . (В.Высоцкий)
Ответы:
А – олицетворение
1)Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою. (А.Пушкин)
Б – метафора
2)Дивный голос твой, низкий и странный, славит бурю цыганских страстей . (А.Блок)
В – сравнение
3)И словно из-за дымовой завесы друзей явились лица и семьи . (В.Высоцкий)
Г – реминисценция
4)Служение стихии не терпит суеты . (В.Высоцкий)
«Служенье муз не терпит суеты» ( А.Пушкин)
Разграничьте в следующих примерах:
А – метафору
Б – олицетворение
В – метонимию
Г – синекдоху
1)Все мы – смешные актеры в театре Господа Бога . (Н.Гумилев)
2)Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал . (А.Пушкин)
3)В почтенной кичке, в Шушуне Москва – премилая старушка . (А.Пушкин)
4)Скажите: скоро ль нам Варшава (т.е.Польша) предпишет гордый свой закон? (А.Пушкин)
Ответы:
А – метафора
1)Все мы – смешные актеры в театре Господа Бога . (Н.Гумилев)
Б – олицетворение
3)В почтенной кичке, в Шушуне Москва – премилая старушка . (А.Пушкин)
В – метонимия
2)Читал охотно Апулея , а Цицерона не читал . (А.Пушкин)
Г – синекдоха
4)Скажите: скоро ль нам Варшава (т.е.Польша) предпишет гордый свой закон? (А.Пушкин)
Разграничьте в следующих примерах:
А – метафору
Б – олицетворение
В – метонимию
Г – реминисценцию
1)Все украшало кабинет философа в осьмнадцать лет: янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе … (А.Пушкин)
2)Туман – с кровожадным лицом каннибала жевал невкусных людей . (В.Маяковский)
3)В безрадостной песне поется, как ямщик замерзал в той глухой незнакомой степи . (В.Высоцкий)
4)Вас притягивали луны двух огромных глаз . (М.Цветаева)
Ответы:
А – метафора
4)Вас притягивали луны двух огромных глаз .(М.Цветаева)
Б – олицетворение
2) Туман – с кровожадным лицом каннибала жевал невкусных людей .(В.Маяковский)
В – метонимия
1)Все украшало кабинет философа в осьмнадцать лет: янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе …(А.Пушкин)
Г – реминисценция
3)В безрадостной песне поется, как ямщик замерзал в той глухой незнакомой степи .(В.Высоцкий)
Разграничьте в следующих примерах:
А – гиперболу
Б – литоту
В – метонимию
Г - олицетворение
1)Уведи меня в ночь, где течет Енисей, где сосна до звезды достает. (О.Мандельштам)
2)Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка . (А.Грибоедов)
3)Налетели на мертвого жирные карандаши . (О.Мандельштам)
4)Я три тарелки съел . (И.Крылов)
Ответы:
А – гипербола
1)Уведи меня в ночь, где течет Енисей, где сосна до звезды достает. (О.Мандельштам)
Б – литота
2)Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка . (А.Грибоедов)
В – метонимия
4)Я три тарелки съел . (И.Крылов)
Г - олицетворение
3) Налетели на мертвого жирные карандаши . (О.Мандельштам)
Разграничьте в следующих примерах:
А – гиперболу
Б – олицетворение
В – перифразу
Г – сравнение
1)Скоро сам узнаешь в школе, как архангельский мужик (т.е.Ломоносов) по своей и божьей воле стал разумен и велик. (Н.Некрасов)
2)Ты – как отзвук забытого гимна в моей черной и дикой судьбе. (А.Блок)
3)И тогда обиделось Время и застыли маятники Времени .(В.Высоцкий)
4)Солнце русской поэзии закатилось. (Жуковский о Пушкине)
Ответы:
А – гипербола
Б – олицетворение
3)И тогда обиделось Время и застыли маятники Времени .(В.Высоцкий)
В – перифраза
1)Скоро сам узнаешь в школе, как архангельский мужик (т.е.Ломоносов) по своей и божьей воле стал разумен и велик. (Н.Некрасов)
4)Солнце русской поэзии закатилось. (Жуковский о Пушкине)
Г – сравнение
2) Ты – как отзвук забытого гимна в моей черной и дикой судьбе. (А.Блок)
Термин «фигура» античная риторика заимствовала из искусства танца: риторическая фигура – это необычный оборот речи, особое синтаксическое построение, предназначенное для ее украшения, усиления эмоционального воздействия.
Фигура всегда состоит из нескольких слов.
Анафора, или единоначатие , - это повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание (предложений, частей предложений, стихотворных строк, строф, абзацев и т.д.)
Анафора в афоризмах:
« Красота ума вызывает удивление, красота души – восхищение» (Б.Фонтенель)
« Человек без адреса подозрителен, человек с двумя адресами – тем более» (Б.Шоу)
Эпифора, или концовка, - повторение слов или выражений в конце смежных отрывков (фраз).
«Всегда наслаждаться – значит вовсе не наслаждаться » (Вольтер)
«Бедный родственник – всегда дальний родственник » (Б.Шоу)
«Истинное красноречие – это умение сказать все, что нужно , и не больше, чем нужно » (Ф.Ларошфуко).
Параллелизм (синтаксический параллелизм) – это одинаковое синтаксическое построение соседних конструкций.
«Заткнуть глотку дураку – невежливо, но позволить ему продолжить – жестоко» (Б.Франклин)
«Бедняку не хватает многого, алчному – решительно всего» (Публий Сир).
Нередко параллелизм сочетается с анафорой и эпифорой.
«Кто видел нищету мужчины, тот ничего не видел – нужно видеть нищету женщины; кто видел нищету женщины, тот тоже ничего не видел – нужно видеть нищету ребенка» (В.Гюго) (параллелизм плюс анафора)
«Нельзя жить надеждой – нельзя жить без надежды» (параллелизм плюс эпифора)
Антитеза – это резкое противопоставление понятий, образов, мыслей.
«И глупец, когда молчит, может показаться мудрым» (царь Соломон)
«Нет некрасивых женщин – есть только женщины, не знающие, что они красивы» (Вивьен Ли)
Очень часто в антитезе используются антонимы:
«Ум – это способность находить убедительные оправдания собственной глупости»
«Прежде чем приказывать, научись повиноваться» (Солон)
Оксюморон – фигура, близкая к антитезе, соединение двух противоположных друг другу понятий в едином высказывании.
стареющий юноша
красноречивое молчание
горькая радость
«Сорок – старость молодости, пятьдесят – молодость старости» (В.Гюго)
Градация – это стилистическая фигура, состоящая в таком расположении слов, при котором каждое последующее усиливает (реже ослабляет) предыдущее.
«Сейте разумное, доброе, вечное» (Н.Некрасов)
«дружба в настоящем, подлинном, классическом смысле этого слова – прекраснейшая жемчужина мысли» (К.Маркс)
Инверсия – изменение обычного порядка слов.
В русском языке обычно сначала идет подлежащее, потом – сказуемое, далее – прямое и косвенное дополнение; определение, как правило, предшествует определяемому слову, обстоятельство стоит в самом начале или в конце предложения.
«Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас сверх того – для воровства». (М.Е.Салтыков-Щедрин)
(дополнение стоит перед сказуемым, логически акцентируя два противоположных слова:
для передвижения – для воровства )
Парцелляция – это особое членение текста, при котором части одного предложения оформляются как несколько самостоятельных предложений для придания фразе большей выразительности.
«Кто-нибудь всегда смотрит из-за твоего плеча, как ты пишешь.Мать.Учитель.Шекспир.Бог. (М.Эмис)
Парцелляция – художественное средство только в том случае, если несет особую эстетическую нагрузку, если она не случайна, а обусловлена авторским замыслом;
В противном случае это речевая ошибка. (Газеты печатают все факты и ценные материалы. Чтобы люди читали и читали)
Риторический вопрос, риторическое обращение, риторическое восклицание – это фигуры, основная цель которых не в том, чтобы задать вопрос или обратиться к кому-либо, но в том, чтобы привлечь внимание.
«Что мы можем сказать о Боге? Ничего. Что мы можем сказать Богу? Все» (М.Цветаева)
«Сколько бы вам было лет, если бы вы не знали, сколько вам было лет?» (У.Дайер)
Многосоюзие – намеренное использование повторяющихся союзов для логического и интонационного членения частей высказывания.
«И отвращение от жизни, и к ней безумная любовь, и страсть, и ненависть к отчизне… и черная, земная кровь сулит нам, раздувая вены, все разрушая рубежи, неслыханные перемены, невиданные мятежи» (А.Блок)
Эллипсис – намеренный пропуск во фразе какого-либо слова, легко подразумевающегося.
«Богаты мы, едва (вышли) из колыбели, ошибками отцов и поздним их умом» (М.Лермонтов)
«Я не люблю, когда наполовину (что-то делают) или когда прервали разговор» (В.Высоцкий)
Эллипсис придает высказыванию лаконизм и энергию.
упражнения
Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах?
А – антитеза
Б – параллелизм
В – анафора
Г – риторический вопрос
Д – оксюморон
1)Когда тебя любят, не сомневаешься ни в чем. Когда любишь сам, во всем сомневаешься. (Коллет)
2)Так легко быть любимым, так трудно любить. (Ф.С.Фицджеральд)
3)Что такое пессимизм? Результат столкновения двух разных оптимизмов. (С.Лец)
4)И в восемьдесят лет можно остаться молодым стариком. (Р.Эмерсон)
Ответ:
1)Когда тебя любят, не сомневаешься ни в чем. Когда любишь сам, во всем сомневаешься. (Коллет)
А – антитеза В – анафора
2)Так легко быть любимым, так трудно любить. (Ф.С.Фицджеральд)
А – антитеза Б – параллелизм В – анафора
3)Что такое пессимизм? Результат столкновения двух разных оптимизмов. (С.Лец)
А – антитеза Г – риторический вопрос
4)И в восемьдесят лет можно остаться молодым стариком. (Р.Эмерсон)
Д – оксюморон
Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах?
А – параллелизм
Б – оксюморон
В – риторическое обращение
Г – эпифора
1)Исключения не всегда подтверждают правило. Они могут предвещать другое, еще не известное правило. (М.Эбнер-Эшенбах)
2)Проза – это слова в наилучшем порядке; поэзия – наилучшие слова в наилучшем порядке; а журналистика – давно известные слова в давно известном порядке. (Журнал «Таймс».)
3)У него были грешные благие желания. (С.Лец)
4)Знай, читатель, что мудрость уменьшает жалобы, но не страдания! (Козьма Прутков)
Ответы:
1)Исключения не всегда подтверждают правило. Они могут предвещать другое, еще не известное правило. (М.Эбнер-Эшенбах)
Г – эпифора
2)Проза – это слова в наилучшем порядке; поэзия – наилучшие слова в наилучшем порядке; а журналистика – давно известные слова в давно известном порядке. (Журнал «Таймс».)
А – параллелизм Г – эпифора
3)У него были грешные благие желания. (С.Лец)
Б – оксюморон
4)Знай, читатель, что мудрость уменьшает жалобы, но не страдания! (Козьма Прутков)
В – риторическое обращение
Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах?
А – антитеза
Б – парцелляция
В – параллелизм
Г – риторический вопрос
1)Где начинается тщеславие, там кончается разум. (М.Эбнер Эшенбах)
2)Мужчина наслаждается счастьем, которое испытывает, женщина – счастьем, которое приносит. (Лакло)
3)Жить надо дольше. И чаще. (К.Сломиньский)
4)Почему у нас нет семидесяти жизней? Да ведь мы и одну не используем. (У.Хоултби)
Ответы:
1)Где начинается тщеславие, там кончается разум. (М.Эбнер Эшенбах)
А – антитеза В – параллелизм
2)Мужчина наслаждается счастьем, которое испытывает, женщина – счастьем, которое приносит. (Лакло)
В – параллелизм
3)Жить надо дольше. И чаще. (К.Сломиньский)
Б – парцелляция
4)Почему у нас нет семидесяти жизней? Да ведь мы и одну не используем. (У.Хоултби)
Б – парцелляция
Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах?
А – парцелляция
Б – эллипсис
В – параллелизм
Г – оксюморон
1)Раньше мужчина начинал с поручика, теперь – с «мерседеса» (В.Ленц)
2)Ошибаться – свойство человека, прощать – свойство богов. (А.Поп)
3)Обожаю мелодраму. Потому что я реалист. (С.Лец)
4)Усложнить просто, упрощать сложно. («Закон Мейера»)
Ответы:
1)Раньше мужчина начинал с поручика, теперь – с «мерседеса» (В.Ленц)
Б – эллипсис
2)Ошибаться – свойство человека, прощать – свойство богов. (А.Поп)
В – параллелизм
3)Обожаю мелодраму. Потому что я реалист. (С.Лец)
А – парцелляция
4)Усложнить просто, упрощать сложно. («Закон Мейера»)
Г – оксюморон
Какие риторические фигуры использованы в следующих примерах?
А – анафора
Б – риторическое восклицание
В – инверсия
Г – градация
Д – риторический вопрос
Е - риторическое обращение
1)Выдумал тоже, супружество! Настоящему мужчине достаточно няни! (Х.Хорош)
2)Мы уже не верим в прогресс – разве это не прогресс?
3)Ложь бывает четырех видов: ложь, наглая ложь, статистика и цитирование.
4)Знай, читатель, что мудрость уменьшает жалобы, но не страдания. (Козьма Прутков)
Ответы:
Б – риторическое восклицание
1)Выдумал тоже, супружество! Настоящему мужчине достаточно няни! (Х.Хорош)
Г – градация
3)Ложь бывает четырех видов: ложь, наглая ложь, статистика и цитирование.
Д – риторический вопрос
2)Мы уже не верим в прогресс – разве это не прогресс?
Е – риторическое обращение
4)Знай, читатель, что мудрость уменьшает жалобы, но не страдания. (Козьма Прутков)
ПОВТОРИМ
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА
Какие средства выразительности использованы в следующих примерах?
А – оксюморон
Б – метафора
В – антитеза
Г – парцелляция
1)Театр – это такая кафедра, с которой много можно сказать миру. (Н.Гоголь)
2)Недоверчивость – мудрость дурака. (Б.Шоу)
3)Джентльмены не говорят о деньгах – джентльмены имеют деньги.
4)Человеку не нужно ничего сверх того, что дала ему природа. За исключением денег. (Ю.Бестер)
Ответы:
А – оксюморон
2)Недоверчивость – мудрость дурака. (Б.Шоу)
Б – метафора
1)Театр – это такая кафедра, с которой много можно сказать миру. (Н.Гоголь)
В – антитеза
3)Джентльмены не говорят о деньгах – джентльмены имеют деньги.
Г – парцелляция
4)Человеку не нужно ничего сверх того, что дала ему природа. За исключением денег. (Ю.Бестер)
Какие средства выразительности использованы в следующих примерах?
А – параллелизм Б – антитеза
В – анафора Г – эпифора
Д – оксюморон Е – градация
Ж – гипербола З – метафора
1)Если у вас нет денег, вы все время думаете о деньгах. Если у вас есть деньги, вы думаете только о деньгах. (П.Гетти)
2)В поэтическом произведении предпочтительнее вероятное невозможное, чем невероятное, хотя и возможное. (Аристотель)
3)Мысль – двигатель всякой нации, предводитель всякой армии. Не будь мысли, даже глупость утратила бы значение. (Папини)
4)Одна женщина может быть сильнее тысячи мужчин. (Коллет)
Ответы:
1)Если у вас нет денег, вы все время думаете о деньгах. Если у вас есть деньги, вы думаете только о деньгах. (П.Гетти)
А – параллелизм Б – антитеза В – анафора Г – эпифора
2)В поэтическом произведении предпочтительнее вероятное невозможное, чем невероятное, хотя и возможное. (Аристотель ) Д – оксюморон
3)Мысль – двигатель всякой нации, предводитель всякой армии. Не будь мысли, даже глупость утратила бы значение. (Папини) Е – градация З – метафора
4)Одна женщина может быть сильнее тысячи мужчин. (Коллет ) Ж – гипербола
Какие средства выразительности использованы в следующих примерах?
А – параллелизм Б – метафора
В – антитеза Г – эпифора
Д – оксюморон Е – эпитет
1)Переводчик в прозе – раб, переводчик в стихах – соперник. (В.Жуковский)
2)Правительства – паруса, народ – ветер, государство – корабль, время – море. (Берне)
3)Тощая свобода лучше жирного рабства. (Т.Фуллер)
4)Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены. (Л.Фейербах)
Ответы:
1)Переводчик в прозе – раб, переводчик в стихах – соперник. (В.Жуковский)
А – параллелизм Б – метафора В – антитеза
2)Правительства – паруса, народ – ветер, государство – корабль, время – море. (Берне)
А – параллелизм Б – метафора
3)Тощая свобода лучше жирного рабства. (Т.Фуллер)
В – антитеза Е – эпитет
4)Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены. (Л.Фейербах)
Б – метафора
Какие средства выразительности использованы в следующих примерах?
А – параллелизм Б – антитеза
В – парцелляция Г – оксюморон
Д – метафора
1)Решительность: настойчивость в достижении цели, которую вы одобряете. Упрямство: настойчивость в достижении цели, которую вы не одобряете. (А.Бирс)
2)Женщины и вороны нападают стаяей. (М.Жванецкий)
3)Принцы мечтают о Золушках-замарашках. В сказках. (Л.Кумор)
4)Можно родиться стариком, так же как можно умереть молодым. (Ж.Кокто)
Ответы:
1)Решительность: настойчивость в достижении цели, которую вы одобряете. Упрямство: настойчивость в достижении цели, которую вы не одобряете. (А.Бирс)
А – параллелизм Б – антитеза
2)Женщины и вороны нападают стаяей. (М.Жванецкий)
Д – метафора
3)Принцы мечтают о Золушках-замарашках. В сказках. (Л.Кумор)
В – парцелляция
4)Можно родиться стариком, так же как можно умереть молодым. (Ж.Кокто)
А – параллелизм Д – метафора