Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школ ы.
Подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ Орловской СОШ №1
Склярова Татьяна Викторовна
Инклюзивное образование (включающее)
– это образование, при котором все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются в общеобразовательных школах вместе со своими сверстниками.
Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям.
Инклюзия учитывает потребности , также как и специальные условия и поддержку , необходимые ученику и учителям для достижения успеха.
В России для детей с инвалидностью создана и успешно функционирует система специального образования. В этих учреждениях созданы особые условия для занятий с такими детьми, работают врачи, специальные педагоги. Но во многом из-за обособленности специальных/коррекционных образовательных учреждений уже в детстве происходит разделение общества на здоровых и инвалидов. В результате обучения детей-инвалидов в специальных условиях – конкурентность их на образовательном рынке низкая и тяга к продолжению образования невелика по сравнению с выпускниками обычных общеобразовательных школ.
Альтернатива такой системы – ( инклюзивное образование )совместное обучение ребят с ограничениями физического развития и детей без инвалидности в обычных, общеобразовательных школах.
Инклюзивное образование как часть государственной политики РФ
- Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.
Законодательная база
- Конституция Российской Федерации
- Закон Российской Федерации «Об образовании» от 12 июля 1992 г. № 3266-1
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Кто же такие дети с ОВЗ?
- Дети с ограниченными возможностями в развитии :
- с расстройством поведения и общения;
- с нарушениями слуха;
- с нарушениями зрения;
- с речевыми дисфункциями;
- с изменениями опорно-двигательного аппарата;
- с отсталостью умственного развития;
- с задержкой психического развития;
- комплексные нарушения
- дети-инвалиды.
Как вовремя распознать ребёнка с ОВЗ ?
Распознавать никого не надо!
Должен быть официальный документ (медицинское заключение об инвалидности или заключение ПМПК) – только тогда можно говорить о ребенке с ОВЗ.
Комплектование инклюзивных классов осуществляется на основании заключения областной ПМПК при обязательном согласии родителей (законных представителей).
Основные формы при осуществлении инклюзивного обучения в массовой школе
- Частичная (фрагментарная) интеграция – при которой дети, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на несколько уроков (на уроки технологии в основной школе, уроки физической культуры специальной группы, занятия в кружках);
- Комбинированная интеграция – это посещение занятий в течение всего дня в классе вместе с обычными детьми, кроме того, получая постоянную коррекционную помощь учителя, психолога, логопеда и других специалистов;
- Полная интеграция - подразумевает помещение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обычный класс массовой школы на весь срок обучения.
Условия для инклюзивного образования
Программно-методического сопровождение (индивидуальная образовательная программа)
Создание материально-технических условий
Психолого-медико-педагогический консилиум образовательного учреждения (ПМПк ОУ)
Формирование толерантного отношения социума
Повышение профессиональной компетентности педагогических работников
9
Создание материально-технических условий. (Адаптивная среда).
- Пандусы, подъемники, все двери нужной ширины и без порогов.
- Санитарно-гигиеническая комната со специальным оборудованием( для самостоятельного или с помощью взрослого осуществления гигиенических процедур ребенка с конкретным ОВЗ).
- Наличие в классе индивидуальных парт (одноместных).
- Парты с регулируемой высотой и наклоном стола.
- Оборудование рабочего места для каждой категории детей с ОВЗ.
- Индивидуальное освещение.
- Специальные средства индивидуального пользования.
- Приспособления для фиксации рук, туловища.
- Специальная мебель.
Условия для восстановления работоспособности.
- Выделение изолированной зоны в пространстве класса (стол за ширмой).
- Специальная комната для парной или индивидуальной работы-ресурсная комната.
- Зона для двигательной активности.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение
Содержание деятельности консилиума ОУ :
- разработка и уточнение индивидуального образовательного маршрута;
-разработка содержательной части маршрута;
-динамическая оценка эффективности мероприятий по социальной адаптации ребенка с ОВЗ;
- изменение, при согласии родителей, образовательной траектории ребенка с ОВЗ;
- при выявлении изменений психофизического и соматического состояний направление родителей на консультацию к специалистам медицинского профиля.
Инклюзивное образование требует поддержки со стороны команды профессионалов
- В идеале такая команда состоит из:
- Педагога
- Психолога
- Логопеда
- Дефектолога
- Тьютора
- Социального работника
- Врача-педиатра
Принципы инклюзивного образования
- принимать учеников с инвалидностью как любых других детей в классе;
- обязательное использование наглядных средств;
- уменьшать объём выполняемой работы;
- демонстрация уже выполненного задания;
- предоставление дополнительного времени;
- обеспечение перемены видов деятельности;
- Обеспечение аудио- визуальными техническими средствами обучения;
- вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач;
Проблемы внедрения инклюзивного образования
- Школы и педагоги не готовы к изменениям в традиционных формах, принципах и методах обучения
- Консервативность общества
- Материальные трудности
- Незнание федеральных законов, правовых и экономических норм.
Решение проблем
- Профессиональная и психологическая готовность педагогов.
- Систематическая работа с родителями и их детьми по воспитанию толерантного отношения к детям с ОВЗ.
- Разработка и использование мероприятий по воспитанию толерантности среди педагогов.
- Правильное финансирование и расчет средств для создания условий обучения детей с ОВЗ на уровне учреждения.
- Изучение федеральных законов, правовых и экономических норм.
Спасибо за внимание!
Специальная педагогика исходит из того, что учиться могут все дети.