Просмотр содержимого документа
«Презентация к докладу "Организационный аспект урока в формировании адекватного учебного поведения младших школьников".»
2
Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,
реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
«Школа-интернат № 11»
Организационный аспект урока
в формировании адекватного учебного поведения
младших школьников
Хмеловская Е.В.
учитель начальных классов
п. Ванино
2022 г.
Самой первой задачей обучения детей с ОВЗ является формирование «учебного поведения».
«Учебное поведение» - это адекватное реагирование ребенка на предъявляемые ему требования, умение использовать предлагаемые пособия и игрушки по назначению.
Учебное поведение
- усаживание на своё рабочее место;
- направленность взгляда на говорящего взрослого, на задание;
- выполнение инструкций педагога: «дай», «покажи», «возьми»;
- использование по назначению учебных материалов;
- выполнение действий по образцу и по подражанию;
- формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритму деятельности.
Направления формирования учебного поведения у детей:
- формирование социального поведения (конкретного социально-бытового действия или умения);
- формирование и расширение импрессивного словаря;
- формирование умения ждать;
- формирование умения ориентироваться во времени и беречь его;
- формирование умения «рабочая зона»;
- формирование умения доводить начатое дело до конца;
- формирование умения копировать, списывать с доски.
Формирование социального поведения
Основные виды помощи:
- Физическая помощь — это физический контакт со стороны обучающего, который предъявляется с целью помочь обучаемому проявлять желательную поведенческую реакцию.
- Вербальная помощь — инструкции или подсказки, которые приводят к появлению формируемой поведенческой реакции.
- Жестовая помощь — это различные указательные жесты, кивки головой и т.п., направленные на то, чтобы вызвать желательную поведенческую реакцию.
- Помощь в виде наглядных стимулов (картинок, фотографий, схем, письменного текста).
Формирование и расширение импрессивного словаря
Формирование умения ждать
Формирование умения ждать
Формирование умения
ориентироваться во времени и беречь его
Формирование умения «рабочая зона»
Формирование умения доводить начатое дело до конца
Подкрепляющие стимулы можно разбить
2
на три основные группы:
- Материальные стимулы могут быть лакомства, любимые игрушки, книги и т.п.
- К социальным стимулам относится все, что связано с общением: улыбка другого человека, приятный тактильный контакт, словесное одобрение и т. п.
- Занятия, виды деятельности — рисование, прослушивание музыки, общение по телефону и т. д. — все это может использоваться как подкрепляющий стимул.
Формирование умения копировать, списывать с доски
Содержание коррекционной работы по формированию стереотипа учебного поведения включает несколько направлений, в том числе формирование навыков:
- социального взаимодействия со взрослыми и ровесниками;
- работы в классе (группе);
- следования правилам.
Литература:
1. Кириллова, Г. Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения. / Г. Д. Кириллова. — М.: Просвещение, 1980. — 174 с.
2. Подласый, И. П. Педагогика начальной школы: учебное пособие для студентов педагогических колледжей / И. П. Подласый. — М.: ВЛАДОС, 2000. — 400 с.
3. Сластёнин, В. А. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Академия, 2004. — 576 с.
4. Чуракова, Р. Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе / Р. Г. Чуракова. — М.: Академкнига, 2009. — 112 с.
Спасибо за внимание!