Приёмы формирования УУД на уроках технологии
Подготовил: Тагиров Раджаб Магомедович,
учитель технологии
«Султанянгиюртовская СОШ №2».
В широком значении термин
«универсальные учебные действия»
означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом значении) этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений , включая организацию этого процесса.
Номенклатура универсальных учебных действий
личностные
регулятивные
познавательные
коммуникативные
Личностные универсальные учебные действия
Освоение личностного смысла учения, желания продолжить свою учебу.
Осознание, исследование и принятие жизненных и нравственных норм, способность выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя и своего будущего.
Регулятивные универсальные учебные действия
- Целеполагание
- Планирование
- Прогнозирование
- Саморегуляция
- Контроль
- Коррекция
- Оценка
Познавательные универсальные учебные действия
Общеучебные
- Умение строить высказывания
- Умение работать с текстом
- Умение извлекать информацию из прослушанных текстов
- Умение работать с таблицами
- Умение действовать по образцу
- Умение пользоваться справочниками
Логические
- Анализ
- Синтез
- Сравнение
- Классификация
- Подведение под понятие
- Установление причинноследственных связей
- Построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные универсальные учебные действия
- Умение слушать и вести диалог
- Учет позиции собеседника
- Умение работать в паре
- Умение работать в группе
Уровни сформированности учебных действий
1) отсутствие учебных действий как целостных «единиц» деятельности;
2) выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем по постоянному, уже усвоенному алгоритму;
3) не может самостоятельно внести коррективы в действия, перенося их на решение новых задач;
4) адекватный перенос учебных действий (самостоятельное обнаружение учеником несоответствия между условиями задачами и имеющимися способами ее решения и правильное изменение способа действия в сотрудничестве с учителем);
5) самостоятельное построение учебных целей (самостоятельное построение новых учебных действий на основе анализа условий задачи и ранее усвоенных способов действия);
6) обобщение учебных и выведение новых способов действия для каждой конкретной задачи.
Метод «шесть цветов мышления»
позволяет развить гибкость ума, креативность, отлично помогает преодолеть творческий кризис, помогает правильно принять решение и более точно соотносить свой образ мыслей с поставленными целями и стоящими задачами. Особенно хорошо он подходит для оценки необычных и инновационных идей, когда важно учесть любое мнение и рассмотреть ситуацию под разными плоскостями.
Концепция метода «шесть цветов мышления»
- Белый цвет представляет информацию о решаемой задаче, формулирует вопросы для обсуждения.
- Красный цвет отдает себя во власть эмоций, интуиции, чувств.
(Какие у меня по этому поводу возникают чувства?)
- Черный цвет проявляет осторожность. (Сработает ли это? В чем недостатки? У нас ничего не получится, потому что…)
- Желтый цвет полон оптимизма, он ищет преимущества.
(Все у нас получится, потому что…)
- Зеленый символизирует творческое начало и расцвет новых идей.
(Я знаю как у нас все получится…)
- Синий связан с организацией и управлением.
(Чего мы достигли? Что нужно делать дальше?)
«Посредственный учитель излагает . Хороший учитель объясняет . Выдающийся учитель показывает . Великий учитель вдохновляет »
Уильям Уорд - британский политик и яхтсмен, бронзовый призёр летних Олимпийских игр 1908
Интернет ресурсы
- http://www.vitamarg.com/konsultacii/uspeh/2981-metod-6-shliap
- http://www.menobr.ru/materials/46/37549/
- http://www.openclass.ru/node/159449
- http://www.ug.ru/method_article/260
- http://www.menobr.ru/materials/46/37549/