СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к докладу "Применение графических способов представления информации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к докладу "Применение графических способов представления информации"»

 Применение графических способов представления информации  на уроках литературы как средства самостоятельного познания обучающихся Автор: Горшкова С.Н, учитель русского языка и литературы Югорский колледж олимпийского резерва

Применение графических способов представления информации на уроках литературы как средства самостоятельного познания обучающихся

Автор: Горшкова С.Н,

учитель русского языка и литературы

Югорский колледж олимпийского резерва

Приемы графических способов представления информации: 1. Кластер  2. Интеллект-карта  3. Денотатные графы  4. Концептуальные схемы

Приемы графических способов представления информации:

  • 1. Кластер

  • 2. Интеллект-карта

  • 3. Денотатные графы

  • 4. Концептуальные схемы

К Л А С Т Е Р

  • Термин "кластер" происходит от английского "cluster" - рой, гроздь, груда, скопление.
  • Кластер – педагогический прием, который развивает вариантность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы (понятие, явление, событие).
  • Кластер – графический способ, позволяющий представить большой объём информации в структурированном и систематизированном виде, выявить ключевые слова темы. Это графическая схема из овалов. В центре кластера, в главном овале, – основная проблема, тема, идея. В овалах следующего уровня – классифицирующие признаки или основания для систематизации, в овалах третьего уровня – дальнейшая детализация и т.д.
  • Кластеры могут сильно ветвиться, поэтому всегда нужно уметь остановиться на разумном уровне детализации.
  • Кластер содержит ключевые слова, ключевые идеи с указанием логических связей между текстовыми субъектами, которые придают картине целостность и наглядность. Кластер (как и все графические схемы) является моделью изучаемой темы, позволяет увидеть её целиком, «с высоты птичьего полёта». Повышается мотивация, т.к. легче воспринимаются идеи. Человеку всегда нужны графические образы. Мозг запоминает модели. Представление информации обучающимися в виде кластера способствует её творческой переработке, поэтому обеспечивает усвоение информации на уровне понимания.
  • Кластеры (как и другие схемы) позволяют развить мышление, сделать его более гибким, избавиться от стереотипов, догматическое мышление превратить в критическое.
 Подготовка кластера:   Прочитать текст и выделить в нем большие и малые смысловые единицы. После обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоков в прямоугольных рамках записать принятые названия. Вокруг каждой рамки в кружках (в «веточках») кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам. Попытаться установить связи между отдельными блоками и «веточками» кластера и соединить их стрелками. После обсуждения дополнить кластеры новыми «веточками»

Подготовка кластера:

  • Прочитать текст и выделить в нем большие и малые смысловые единицы.
  • После обсуждения и уточнения формулировок смысловых блоков в прямоугольных рамках записать принятые названия.
  • Вокруг каждой рамки в кружках (в «веточках») кратко вписать сведения, соответствующие смысловым блокам.
  • Попытаться установить связи между отдельными блоками и «веточками» кластера и соединить их стрелками.
  • После обсуждения дополнить кластеры новыми «веточками»
 Использование кластера на уроке   Цель: подготовить учащихся к восприятию новой информации.  

Использование кластера на уроке

  • Цель: подготовить учащихся к восприятию новой информации.

 

Кластер

Кластер

 Рекомендации:     Записывайте все идеи учащихся. Не судите о качестве идей (не комментируйте). Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо. Не переставайте писать, пока  не  закончится отведенное время. При необходимости можно помочь с идеями учащимся, задавая наводящие вопросы. Постарайтесь  построить как  можно больше связей. Не ограничивайте количество идей, их поток и связи между ними. Помните о том, что групповое составление кластера служит в качестве стержня для идей группы.

Рекомендации:

 

  • Записывайте все идеи учащихся.
  • Не судите о качестве идей (не комментируйте).
  • Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо.
  • Не переставайте писать, пока  не  закончится отведенное время. При необходимости можно помочь с идеями учащимся, задавая наводящие вопросы.
  • Постарайтесь  построить как  можно больше связей. Не ограничивайте количество идей, их поток и связи между ними.
  • Помните о том, что групповое составление кластера служит в качестве стержня для идей группы.
Работы обучающихся

Работы обучающихся

Интеллект-карта

Интеллект-карта

Правила создания интеллект-карт:

  • Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д. Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
  • Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева), живыми, гибкими — в общем, органическими.
  • Рисование ментальной карты в стиле традиционной схемы полностью противоречит идее майндмэппинга. Это сильно затруднит движение взгляда по ветвям и создаст много лишних одинаковых, а следовательно монотонных, объектов. Над каждой линией — ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления.
  • Раздельное написание слов может привести к новым идеям. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Преимущества интеллект-карт Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.  Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно. Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.  Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.  Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.  Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект — карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Преимущества интеллект-карт

  • Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
  • Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
  • Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
  • Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
  • Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.  Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект — карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Работы обучающихся

Работы обучающихся

 Концептуальные таблицы   Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий. Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа (если необходимо рассматривать каждый из изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной опенки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления). Очень удобно применять матрицу в проектной работе: В заголовке таблицы – основополагающий вопрос. Для анализа проблемы составляется концептуальная таблица. Она помогает определить группы учащихся в проектной работе и наметить направления их исследований. Таблица также может существенно помочь в выборе ключевых словосочетаний для поиска информации в Internet.

Концептуальные таблицы

  • Концептуальные таблицы используются для систематизации информации, выявления существенных признаков изучаемых явлений, событий.
  • Концептуальные таблицы представляют собой матрицу, составление которой дает возможность более четкого сравнительного анализа (если необходимо рассматривать каждый из изучаемых процессов, объектов или явлений более детально) или комплексной опенки (в том случае, когда рассматриваемые процессы, объекты, явления или события изучаются как составляющие единой проблемы, события, объекта, процесса или явления).
  • Очень удобно применять матрицу в проектной работе:
  • В заголовке таблицы – основополагающий вопрос.
  • Для анализа проблемы составляется концептуальная таблица. Она помогает определить группы учащихся в проектной работе и наметить направления их исследований. Таблица также может существенно помочь в выборе ключевых словосочетаний для поиска информации в Internet.
ФОРМА КОНЦЕТУАЛЬНОЙ ТАБЛИЦЫ : ОБЪЕКТ СРАВНЕНИЯ ЛИНИЯ СРАВНЕНИЯ ЛИНИЯ СРАВНЕНИЯ

ФОРМА КОНЦЕТУАЛЬНОЙ ТАБЛИЦЫ :

ОБЪЕКТ СРАВНЕНИЯ

ЛИНИЯ СРАВНЕНИЯ

ЛИНИЯ СРАВНЕНИЯ

ТАБЛИЦА- СИНТЕЗ  для работы с художественным текстом КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА До прочтения (связанные с ключевыми словами) После прочтения ПОЧЕМУ ЭТА ЦИТАТА ВАЖНА ДЛЯ МЕНЯ 1. (мысли, рассуждения) 1. 2. 2. 3. 3. 4. 5. 4. 5.

ТАБЛИЦА- СИНТЕЗ для работы с художественным текстом

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА

До прочтения

(связанные с ключевыми словами)

После прочтения

ПОЧЕМУ ЭТА ЦИТАТА ВАЖНА ДЛЯ МЕНЯ

1.

(мысли, рассуждения)

1.

2.

2.

3.

3.

4.

5.

4.

5.

Таблица- синтез для работы с информационным текстом КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА ТОЛКОВАНИЕ До прочтения: ВЫПИСКА ИЗ ТЕКСТА 1. Во время прочтения: 1. 2. 3. 2. 3. 4. 5. 4. 5.

Таблица- синтез для работы с информационным текстом

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

ТОЛКОВАНИЕ

До прочтения:

ВЫПИСКА ИЗ ТЕКСТА

1.

Во время прочтения:

1.

2.

3.

2.

3.

4.

5.

4.

5.

Денотатный граф Денотатный граф [от лат. denote – обозначаю и греч. grapho – пишу] – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Способ основан на чередовании существительных и глаголов. Размещение понятий одного уровня на одной позиции. Выделение ключевого слова или словосочетания. Элементы логики изображаются стрелками, указывающими , к чему относятся частные понятия или признаки понятий, то есть направления чтения логической структуры. В структурах не допускается пересечения линий или стрелок.

Денотатный граф

  • Денотатный граф [от лат. denote – обозначаю и греч. grapho – пишу] – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. Способ основан на чередовании существительных и глаголов.
  • Размещение понятий одного уровня на одной позиции. Выделение ключевого слова или словосочетания. Элементы логики изображаются стрелками, указывающими , к чему относятся частные понятия или признаки понятий, то есть направления чтения логической структуры. В структурах не допускается пересечения линий или стрелок.
  Способ создания денотатного графа:      Выделение ключевого слова или словосочетания. Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку). Точный выбор глагола, связывающею ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель – направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата – достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата – основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия). Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова - «веточки». Соотнесение каждого слова –

Способ создания денотатного графа:  

  • Выделение ключевого слова или словосочетания.
  • Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку).
  • Точный выбор глагола, связывающею ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель – направлять, предполагать, приводить, давать и т.д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата – достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата – основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия).
  • Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова - «веточки». Соотнесение каждого слова – "веточки" с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.д.
Работы обучающихся

Работы обучающихся


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!