СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к элективному курсу "Подготовка к ОГЭ". Сочинение на лингвистическую тему 15.1.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация содержит материалы для подготовки обучающихся к сдаче ОГЭ по русскому языку в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к элективному курсу "Подготовка к ОГЭ". Сочинение на лингвистическую тему 15.1.»

Сочинение на лингвистическую тему Подготовка к ОГЭ 9 класс

Сочинение на лингвистическую тему

Подготовка к ОГЭ

9 класс

Что такое «сочинение на лингвистическую тему»? Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика» .  Лингви́стика  (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки. основное содержание сочинения -  лингвистический материал.

Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?

Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика» .

Лингви́стика  (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.

основное содержание сочинения -  лингвистический материал.

Формулировка задания 15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания (имя автора высказывания): «Цитата». Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами автора высказывания. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Формулировка задания

15.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания (имя автора высказывания): «Цитата».

Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами автора высказывания.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Основные требования НЕОБХОДИМО:  1.  раскрыть смысл высказывания , т.е. написать о том, как вы поняли цитату;  2. раскрывать смысл высказывания  на лингвистическом материале;  3. привести  не менее 2 примеров из прочитанного текста , аргументируя свой ответ;   4. соблюдать объём сочинения: он должен составлять  не менее 70 слов. МОЖНО:  1. приводя примеры,  указывать номера  нужных предложений или применять  цитирование;  2. писать работу  в научном  или  публицистическом стиле;  3. начать сочинение  с высказывания.

Основные требования

НЕОБХОДИМО: 1.  раскрыть смысл высказывания , т.е. написать о том, как вы поняли цитату; 2. раскрывать смысл высказывания  на лингвистическом материале; 3. привести  не менее 2 примеров из прочитанного текста , аргументируя свой ответ;  4. соблюдать объём сочинения: он должен составлять  не менее 70 слов.

МОЖНО: 1. приводя примеры,  указывать номера  нужных предложений или применять  цитирование; 2. писать работу  в научном  или  публицистическом стиле; 3. начать сочинение  с высказывания.

НЕЛЬЗЯ:    1. писать сочинение  без опоры на прочитанный текст ;   2. вместо сочинения   пересказывать  или  переписывать  исходный текст.

НЕЛЬЗЯ:  1. писать сочинение  без опоры на прочитанный текст ; 2. вместо сочинения   пересказывать  или  переписывать  исходный текст.

СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ ТЕЗИС (ЦИТАТА)  (ОБЪЯСНЯЕМ СМЫСЛ)    ДОВОД (АРГУМЕНТ) 1 ДОВОД (АРГУМЕНТ) 2    ИЛЛЮСТРАЦИЯ (ФАКТ) 1 ИЛЛЮСТРАЦИЯ (ФАКТ) 2    ВЫВОД

СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ

ТЕЗИС

(ЦИТАТА)

(ОБЪЯСНЯЕМ СМЫСЛ)

ДОВОД (АРГУМЕНТ) 1 ДОВОД (АРГУМЕНТ) 2

ИЛЛЮСТРАЦИЯ (ФАКТ) 1 ИЛЛЮСТРАЦИЯ (ФАКТ) 2

ВЫВОД

1. Знакомимся с высказыванием Внимательно  прочитайте  высказывание о языке.   Осмыслите  его. Выделите  ключевые слова. « Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского:  «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом ». русским словом можно передать ВСЁ: самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.

1. Знакомимся с высказыванием

Внимательно  прочитайте  высказывание о языке.   Осмыслите  его. Выделите  ключевые слова.

« Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского:  «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом ».

русским словом можно передать ВСЁ:

самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.

2.  Определяем языковое явление Разделы лингвистики Предмет изучения Фонетика звуковой строй языка Орфоэпия нормы произношения Графика принципы отражения звучащей речи на письме Орфография система правил правописания морфем в словах разных частей речи Лексика совокупность всех слов языка или его словарный состав Фразеология устойчивые выражения и сочетания Морфемика состав слова Словообразование способы образования слов Морфология слова как части Синтаксис словосочетания, предложения, их строение, значение и функции Пунктуация правила постановки знаков препинания на письме Стилистика стили речи и средства языковой выразительности Грамматика грамматический строй языка, закономерности построения словоформ, предложений, текстов

2.  Определяем языковое явление

Разделы лингвистики

Предмет изучения

Фонетика

звуковой строй языка

Орфоэпия

нормы произношения

Графика

принципы отражения звучащей речи на письме

Орфография

система правил правописания морфем в словах разных частей речи

Лексика

совокупность всех слов языка или его словарный состав

Фразеология

устойчивые выражения и сочетания

Морфемика

состав слова

Словообразование

способы образования слов

Морфология

слова как части

Синтаксис

словосочетания, предложения, их строение, значение и функции

Пунктуация

правила постановки знаков препинания на письме

Стилистика

стили речи и средства языковой выразительности

Грамматика

грамматический строй языка, закономерности построения словоформ, предложений, текстов

3.  Составляем план сочинения 1. Цитируем высказывание.   2. Объясняем смысл высказывания.   3. Приводим 2 примера из прочитанного текста.   4. Делаем вывод.

3.  Составляем план сочинения

1. Цитируем высказывание.

2. Объясняем смысл высказывания.

3. Приводим 2 примера из прочитанного текста.

4. Делаем вывод.

Речевые клише 1. Глаголы говорения: сказал утверждал рассуждал отмечал считал и т.д.

Речевые клише

1. Глаголы говорения:

сказал

утверждал

рассуждал

отмечал

считал и т.д.

2. Переход от тезиса к аргументации  Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры.  Убедимся в этом, обратившись к тексту ...  Докажем это на примерах, взятых из текста ...  Попробую доказать это на примерах, взятых из текста …  Обратимся к тексту ...  Докажем эту мысль на примерах из текста...  Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ...   Это можно доказать примерами из текста …  Доказательством могут служить примеры из текста …  Об этом свидетельствуют примеры из текста …

2. Переход от тезиса к аргументации

  • Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры.
  • Убедимся в этом, обратившись к тексту ...
  • Докажем это на примерах, взятых из текста ...
  • Попробую доказать это на примерах, взятых из текста …
  • Обратимся к тексту ...
  • Докажем эту мысль на примерах из текста...
  • Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста ... 
  • Это можно доказать примерами из текста …
  • Доказательством могут служить примеры из текста …
  • Об этом свидетельствуют примеры из текста …
3. Вводим аргументы вводные слова

3. Вводим аргументы

вводные слова "во-первых", "во-вторых".

Не забывайте, что они отделяются  запятой.

В аргументации необходимо

  • назвать языковое явление
  • объяснить его значение
  • привести примеры из текста
  • указать роль в тексте

Наш язык очень богат  синонимами  ( названо языковое явление )  словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской  ( объяснено его значение ).  Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы "разговор обеспокоил, удивил, обидел" (предложение 33)  ( приведен пример из текста ) , которые  помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини  ( указана роль в тексте ).

4. Пишем заключение В заключительной части сочинения делается  вывод  из всего сказанного. Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами. Таким образом, ...  Итак, ... Следовательно, ... В итоге можно прийти к такому выводу: ... В заключение можно сказать, что ... Обобщая сказанное, ... Из этого следует, что ...

4. Пишем заключение

В заключительной части сочинения делается  вывод  из всего сказанного.

Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.

  • Таким образом, ... 
  • Итак, ...
  • Следовательно, ...
  • В итоге можно прийти к такому выводу: ...
  • В заключение можно сказать, что ...
  • Обобщая сказанное, ...
  • Из этого следует, что ...
№ Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1) С1К1  Балл Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет 2 Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса 1 Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса, ИЛИ 0 тезис  не  доказан , ИЛИ дано  рассуждение  вне  контекста  задания , ИЛИ тезис  доказан  на  бытовом  уровне

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (15.1)

С1К1

Балл

Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет

2

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса

1

Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса,

ИЛИ

0

тезис не доказан ,

ИЛИ

дано рассуждение вне контекста задания ,

ИЛИ

тезис доказан на бытовом уровне

С1К2   Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте 3 Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте, ИЛИ 2 Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте привёл два примера-аргумента из текста, указав роль 1 Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, ИЛИ 0 в тексте одного из них, экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из ИЛИ привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте прочитанного текста

С1К2

Наличие примеров-аргументов

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте

3

Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте,

ИЛИ

2

Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте

привёл два примера-аргумента из текста, указав роль

1

Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис,

ИЛИ

0

в тексте одного из них,

экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из

ИЛИ

привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте

прочитанного текста

С1К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой 2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: цельностью, связностью и последовательностью изложения, 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, – логические ошибки отсутствуют , последовательность НО допущена одна логическая ошибка, НО допущено более одной логической ошибки, 0 изложения не нарушена ; И/ИЛИ И/ИЛИ – в работе нет нарушений абзацного членения текста в работе имеется одно нарушение абзацного членения имеется два случая нарушения абзацного членения текста текста

С1К3

Смысловая цельность, речевая связность и

последовательность сочинения

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой

2

Работа экзаменуемого характеризуется смысловой

цельностью, речевой связностью и последовательностью

изложения:

цельностью, связностью и последовательностью изложения,

1

В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел,

логические ошибки отсутствуют , последовательность

НО допущена одна логическая ошибка,

НО допущено более одной логической ошибки,

0

изложения не нарушена ;

И/ИЛИ

И/ИЛИ

в работе нет нарушений абзацного членения текста

в работе имеется одно нарушение абзацного членения

имеется два случая нарушения абзацного членения текста

текста

С1К4 Композиционная стройность работы Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет 2 Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, НО 1 В работе допущено две и более ошибки в построении текста Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4 допущена одна ошибка в построении текста 0 9

С1К4

Композиционная стройность работы

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет

2

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью,

НО

1

В работе допущено две и более ошибки в построении текста

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4

допущена одна ошибка в построении текста

0

9


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!