СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к городскому семинару "ФГОС ООО и внеурочная деятельность"

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация к семинару от 24.03.23 для учителей технологии

Просмотр содержимого документа
«Презентация к городскому семинару "ФГОС ООО и внеурочная деятельность"»

ФГОС ООО и внеурочная деятельность Во ФГОС понятие «внеурочная деятельность», рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

ФГОС ООО и внеурочная деятельность

Во ФГОС понятие «внеурочная деятельность», рассматривается как неотъемлемая часть образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Цель внеурочной деятельности: способствовать достижению результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.  Задачи внеурочной деятельности: -обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; -оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; -улучшить условия для развития ребенка; -учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося. Направления внеурочной деятельности:  духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Цель внеурочной деятельности:

способствовать достижению результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Задачи внеурочной деятельности:

-обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;

-оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

-улучшить условия для развития ребенка;

-учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающегося.

Направления внеурочной деятельности:

духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

Духовно-нравственное направление -формирование гражданской идентичности; -приобщение к культурным ценностям социокультурной группы; -базовым национальным ценностям российского общества; -общечеловеческим ценностям. -укрепление здоровья средствами физической культуры;  -гармоничное физическое развитие;  -обогащение двигательного опыта и развитие двигательных качеств;  -приобщение к спортивным традициям.   Спортивно-оздоровительное  направление

Духовно-нравственное направление

-формирование гражданской идентичности;

-приобщение к культурным ценностям социокультурной группы;

-базовым национальным ценностям российского общества;

-общечеловеческим ценностям.

-укрепление здоровья средствами физической культуры; -гармоничное физическое развитие; -обогащение двигательного опыта и развитие двигательных качеств; -приобщение к спортивным традициям.

Спортивно-оздоровительное направление

Социальное направление - усвоение основных понятий о социальных нормах отношений, в том числе об общечеловеческих ценностях; -сформированность основных элементов гражданско-патриотического сознания; -усвоение основных обобщенных закономерностей жизни и развития общества и человека в нем; -усвоение основных понятий культуры социальных отношений, включая экономические и правовые. Общеинтеллектуальное направление -усвоение основных понятий об эффективных способах мыслительных действий применительно к решению задач и к другим видам практического применения аналитико-синтетической деятельности;  -усвоение основных элементов общенаучных методов познания.

Социальное направление

- усвоение основных понятий о социальных нормах отношений, в том числе об общечеловеческих ценностях;

-сформированность основных элементов гражданско-патриотического сознания;

-усвоение основных обобщенных закономерностей жизни и развития общества и человека в нем;

-усвоение основных понятий культуры социальных отношений, включая экономические и правовые.

Общеинтеллектуальное направление

-усвоение основных понятий об эффективных способах мыслительных действий применительно к решению задач и к другим видам практического применения аналитико-синтетической деятельности;

-усвоение основных элементов общенаучных методов познания.

Общекультурное направление - усвоение основных общеэстетических понятий (культурологических, культурно-национальных и др. основных понятий, связанных с художественно-образным способом познания); -усвоение основных экологических понятий, отражающих непосредственное взаимодействие человека с окружающей средой и его последствия; -усвоение основных понятий, определяющих управление собой (своим здоровьем, физическим развитием, творческим самосовершенствованием). Формы внеурочной деятельности: кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

Общекультурное направление

- усвоение основных общеэстетических понятий (культурологических, культурно-национальных и др. основных понятий, связанных с художественно-образным способом познания);

-усвоение основных экологических понятий, отражающих непосредственное взаимодействие человека с окружающей средой и его последствия;

-усвоение основных понятий, определяющих управление собой (своим здоровьем, физическим развитием, творческим самосовершенствованием).

Формы внеурочной деятельности:

кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации,

краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества,

олимпиады, поисковые и научные исследования,

общественно полезные практики и т. д.

Образовательное учреждение определяет В документе от 05.07.2022г. №ТВ 1208/03: Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности использует возможности других образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Образовательное учреждение определяет

В документе от 05.07.2022г. №ТВ 1208/03:

Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности использует возможности других образовательных учреждений дополнительного образования детей.

Проектная деятельность как одно из направлений внеурочной деятельности школы в условиях реализации ФГОС ООО Проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. научные Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. социальные учебные Формирование УУД через: личностное развитие (умение учиться, самостоятельность, целеустремленность); освоение социальных ролей; освоение научной картины мира; развитие компетентности общения.

Проектная деятельность как одно из направлений внеурочной деятельности школы в условиях реализации ФГОС ООО

Проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

научные

Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнёров, имеющая общую цель и согласованные способы, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

социальные

учебные

Формирование УУД через: личностное развитие (умение учиться, самостоятельность, целеустремленность); освоение социальных ролей; освоение научной картины мира; развитие компетентности общения.

Задачи проектной деятельности -обучение целеполаганию, планированию и контролю; -владение приемами работы с информацией; -овладение методами решения проектных задач; -формирование умения представления отчетности; -социализация и ориентация в мире профессий . Принципы организации проектной деятельности: доступности, естественности, наглядности (экспериментальности) осмысленности, культуросообразности, самодеятельности.

Задачи проектной деятельности

-обучение целеполаганию, планированию и контролю;

-владение приемами работы с информацией;

-овладение методами решения проектных задач;

-формирование умения представления отчетности;

-социализация и ориентация в мире профессий .

Принципы организации проектной деятельности:

доступности, естественности, наглядности (экспериментальности)

осмысленности, культуросообразности, самодеятельности.

Типы проектов Монопредметный проект : проект по одному учебному предмету. Межпредметный проект : проект, объединяющий несколько предметных областей. Монопредметный проект : проект по одному учебному предмету. Межпредметный проект : проект, объединяющий несколько предметных областей. Индивидуальный проект : проект, выполняемый одним учащимся. Парный проект : выполняется двумя учащимися. Гупповой проект : проект, выполняемый группой (группами) учащихся. Индивидуальный проект : проект, выполняемый одним учащимся. Парный проект : выполняется двумя учащимися. Гупповой проект : проект, выполняемый группой (группами) учащихся. Мини-проект : один урок. Кратковременный: несколько уроков . Долговоременный : от недели до года. Мини-проект : один урок. Кратковременный: несколько уроков . Долговоременный : от недели до года. Внутренний (региональный) Международный Внутренний (региональный) Международный По содержанию По организационной форме По времени выполнения По характеру контактов 10

Типы проектов

  • Монопредметный проект : проект по одному учебному предмету. Межпредметный проект : проект, объединяющий несколько предметных областей.
  • Монопредметный проект : проект по одному учебному предмету.
  • Межпредметный проект : проект, объединяющий несколько предметных областей.
  • Индивидуальный проект : проект, выполняемый одним учащимся. Парный проект : выполняется двумя учащимися. Гупповой проект : проект, выполняемый группой (группами) учащихся.
  • Индивидуальный проект : проект, выполняемый одним учащимся.
  • Парный проект : выполняется двумя учащимися.
  • Гупповой проект : проект, выполняемый группой (группами) учащихся.
  • Мини-проект : один урок. Кратковременный: несколько уроков . Долговоременный : от недели до года.
  • Мини-проект : один урок.
  • Кратковременный: несколько уроков .
  • Долговоременный : от недели до года.
  • Внутренний (региональный) Международный
  • Внутренний (региональный)
  • Международный

По содержанию

По организационной форме

По времени выполнения

По характеру контактов

10

Типы проектов по виду деятельности

  • предполагают доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, проведение экспериментов, научное описание изучаемых явлений.
  • предполагают доказательство или опровержение какой-либо гипотезы, проведение экспериментов, научное описание изучаемых явлений.
  • направлены на решение практических задач, результат выполнения проекта – конкретный полезный предмет, модель, учебное пособие и т.п.
  • направлены на решение практических задач, результат выполнения проекта – конкретный полезный предмет, модель, учебное пособие и т.п.
  • направлены на сбор информации о каком-либо предмете или явлении (например, проведение опроса школьников для публикации в школьной газете и т.п.).
  • направлены на сбор информации о каком-либо предмете или явлении (например, проведение опроса школьников для публикации в школьной газете и т.п.).
  • результатом становится создание литературных произведений, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмов.
  • результатом становится создание литературных произведений, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмов.
  • предполагают подготовку какого-либо мероприятия (игры, состязания, викторины, экскурсии и т.п.).
  • предполагают подготовку какого-либо мероприятия (игры, состязания, викторины, экскурсии и т.п.).

Исследовательские проекты

Практико-ориентированные проекты

Информационные проекты

Творческие проекты

Игровые проекты

 Этапы проектной деятельности IV  I II V III Осмысление Презентация  Реализация проекта Планирование Подготовительный  и оценка Этап 1 (подготовительный): собрать различные идеи учащихся; организовать дискуссию для обсуждения выдвинутых идей; поддержать (или тактично cкорректировать) идею, получившую коллективное одобрение. Тема (что мы будем делать?)  Цели (для чего мы это будем делать?)  Задачи проекта (как мы это будем делать?)  Проектный продукта (что должно получиться в результате?)

Этапы проектной деятельности

IV

I

II

V

III

Осмысление

Презентация

Реализация проекта

Планирование

Подготовительный

и оценка

Этап 1 (подготовительный): собрать различные идеи учащихся; организовать дискуссию для обсуждения выдвинутых идей; поддержать (или тактично cкорректировать) идею, получившую коллективное одобрение.

Тема (что мы будем делать?)

Цели (для чего мы это будем делать?)

Задачи проекта (как мы это будем делать?)

Проектный продукта (что должно получиться в результате?)

Этап 2. Планирование Учитель предлагает разделиться на группы, спланировать деятельность по решению задач проекта, выбрать возможные виды продукта и формы его презентации, распределить время. Ученики разбиваются на группы, распределяют роли в группе, определяют вид проектного продукта и форму его презентации, делят работу на промежуточные этапы, определяют время работы над каждым этапом. Алгоритм планирования: Вопрос Почему выбрана эта тема проекта? Ответ Что надо сделать, чтобы решить данную проблему? Проблема проекта. Образ проектного продукта (ожидаемый результат). Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена проблема? Существует ли необходимая связь между проблемой, целью и проектным продуктом.

Этап 2. Планирование

Учитель предлагает разделиться на группы, спланировать деятельность по решению задач проекта, выбрать возможные виды продукта и формы его презентации, распределить время.

Ученики разбиваются на группы, распределяют роли в группе, определяют вид проектного продукта и форму его презентации, делят работу на промежуточные этапы, определяют время работы над каждым этапом. Алгоритм планирования:

Вопрос

Почему выбрана эта тема проекта?

Ответ

Что надо сделать, чтобы решить данную проблему?

Проблема проекта.

Образ проектного продукта (ожидаемый результат).

Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена проблема?

Существует ли необходимая связь между проблемой, целью и проектным продуктом.

Этап 2. Планирование Алгоритм планирования Вопрос Ответ Почему выбрана эта тема проекта? Проблема проекта. Что надо сделать, чтобы решить данную проблему? Образ проектного продукта (ожидаемый результат). Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена проблема? Существует ли необходимая связь между проблемой, целью и проектным продуктом.

Этап 2. Планирование

Алгоритм планирования

Вопрос

Ответ

Почему выбрана эта тема проекта?

Проблема проекта.

Что надо сделать, чтобы решить данную проблему?

Образ проектного продукта (ожидаемый результат).

Если ты сделаешь такой продукт, достигнешь ли ты цели проекта и будет ли в этом случае решена проблема?

Существует ли необходимая связь между проблемой, целью и проектным продуктом.

Этап 2. Планирование Алгоритм планирования (продолжение) Вопрос Ответ  Всё ли у тебя есть, чтобы проделать эти шаги (информация, оборудование и прочее для проведения исследований, материалы для изготовления продукта, чего не хватает, где это найти, что ты уже умеешь делать и чему придётся научиться)?  Развёрнутый план работы.  Когда ты будешь осуществлять всё необходимое?  Индивидуальный график проектной работы.

Этап 2. Планирование

Алгоритм планирования (продолжение)

Вопрос

Ответ

Всё ли у тебя есть, чтобы проделать эти шаги (информация, оборудование

и прочее для проведения исследований, материалы для изготовления продукта, чего не хватает, где это найти, что ты уже умеешь делать и чему придётся научиться)?

Развёрнутый план работы.

Когда ты будешь осуществлять всё необходимое?

Индивидуальный график проектной работы.

Этап 3. Реализация проекта   Ученики работают в группах, собирают и обрабатывают информацию, решают возникающие вопросы и проблемы, корректируют план, оформляют документацию проекта.  Учитель оказывает помощь в поиске и обработке информации, проводит индивидуальные и групповые консультации, осуществляет контроль за соблюдением сроков. Роль учителя Организующая и стимулирующая помощь на всех этапах проекта с поощрением самостоятельной работы Помощь в отдельных, критических ситуациях Минимальное участие, консультации по запросу учащихся 5-6 классы 7-9 классы 10-11 классы

Этап 3. Реализация проекта

Ученики работают в группах, собирают и обрабатывают информацию, решают возникающие вопросы и проблемы, корректируют план, оформляют документацию проекта.

Учитель оказывает помощь в поиске и обработке информации, проводит индивидуальные и групповые консультации, осуществляет контроль за соблюдением сроков.

Роль учителя

Организующая и стимулирующая помощь на всех этапах проекта с поощрением самостоятельной работы

Помощь в отдельных, критических ситуациях

Минимальное участие, консультации по запросу учащихся

5-6 классы

7-9 классы

10-11 классы

Этап 4. Презентация проекта    Основная задача - представить одноклассникам или специальному жюри результаты своей работы. Устное сообщение на уроке Защита проекта Театрализованное представление Демонстрация видеофильма Презентация веб-сайта и др.

Этап 4. Презентация проекта

Основная задача - представить одноклассникам или специальному жюри результаты своей работы.

  • Устное сообщение на уроке
  • Защита проекта
  • Театрализованное представление
  • Демонстрация видеофильма
  • Презентация веб-сайта и др.
Примерные формы организации деятельности на внеурочных занятиях  Исследовательская практика. Образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями и продуманными формами контроля. Факультативные занятия. Ученическое исследовательское общество. Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Примерные формы организации деятельности на внеурочных занятиях

  • Исследовательская практика.
  • Образовательные экспедиции – походы, поездки, экскурсии с четко обозначенными образовательными целями и продуманными формами контроля.
  • Факультативные занятия.
  • Ученическое исследовательское общество.
  • Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!