Тема: Занимательная продуктивная деятельность как средство развития творческой активности детей 5 года жизни
« Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении »
Л.С.Выготский.
Объект исследования : творческая активность детей дошкольного возраста
Предмет исследования: занимательная продуктивная деятельность, как средство развития творческой активности детей пятого года жизни
Цель исследования : экспериментально доказать, что занимательная продуктивная деятельность является средством развития творческих навыков детей пятого года жизни
Задачи : проанализировать различные точки зрения педагогов психологов о своеобразии детского творчества, дать характеристику формам работы занимательной продуктивной деятельности, экспериментально доказать целесообразность применения различных форм занимательной продуктивной деятельности, с целью формирования творческой активности дошкольников пятого года жизни
Гипотеза:
творчество дошкольников будет активно
развиваться при условии:
- если будет использоваться различный изобразительный материал, ребёнку будет предоставляться право выбора
- различные формы работы: непосредственная образовательная деятельность, игровые упражнения, изобразительные задачки.
- новизна в приёмах руководства: вариативность заданий, техник изображения, преобразование уже знакомых упражнений
- тесное сотрудничество с родителями
Что касается детского творчества, то понимание его важно для взрослого не только в смысле осознанного управления творческим развитием ребенка, но и для осознанного зрелого творчества, поскольку в его истоках, в «зернышке» (Е.А.Флерина), зародыше заложено и, может быть ярче проявляется то, что характерно, но более скрыто в деятельности взрослого человека.
Александр Владимирович Запорожец утверждает, что «детское творчество существует», но обращает внимание на то, что необходимо научиться управлять особенностями его проявления, разрабатывать методы, побуждающие и развивающие детское творчество.
Показатели наличия творческого начала в художественной деятельности
Первая группа
- искренность, правдивость, непосредственность переживаний;
- развитое творческое воображение, на основе которого преобразуется прошлый опыт; способность "вхождения" в изображаемые обстоятельства, в условные ситуации;
- увлеченность, захваченность деятельностью,
- специальные художественные способности (образное видение, поэтический и музыкальный слух);
- видоизменение мотивов деятельности, доставляющей детям удовольствие своими результатами; возникновение потребностей, интересов к творчеству.
Вторая группа выявляет качество способов творческих действий
В нее входят:
- дополнения, изменения, вариации, преобразование уже знакомого материала, создание новой комбинации из усвоенных старых элементов, применение известного в новых ситуациях
- самостоятельные поиски наилучшего решения задания
- нахождение новых приемов решения (когда старых уже недостаточно), самостоятельность и инициатива в их применении, нахождение своих оригинальных приемов решения творческих заданий
- быстрота реакций, находчивость в действиях
Третья группа - показатели качества продукции детского художественного творчества:
- нахождение адекватных (соответствующих) изобразительно-выразительных средств для воплощения образа
- индивидуальный "почерк" детской продукции, своеобразие манеры исполнения и характера выражения своего отношения
- соответствие детской продукции элементарным художественным требованиям
В условиях работы дошкольного учреждения можно выделить следующие условия развития творческой личности дошкольника:
- широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни)
-организация интересной содержательной жизни ребенка в дошкольном учреждении и семье;
-единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними
-общение с искусством
-учет индивидуальных особенностей ребенка
-создание атмосферы творчества
-комплексное и системное использование методов и приемов
-мотивация задания
-бережное отношение к процессу и результату детской деятельности.
Б.М.Теплов писал: «Возникает большая педагогическая проблема - нахождение таких стимулов к творчеству, которые рождали бы у ребенка подлинное, действенное желание «сочинять»
-в этом возраст лучше всего развито непроизвольное внимание
-между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать
Возраст
с 4 до 5 лет
- ребёнок действует пока ему интересно, как только пропадает интерес ребёнок перестает действовать
МБДОО ДС комбинированного вида № 24 г Кузнецка
Группа младшего дошкольного возраста №11«Дружная семейка»
Цель: Выявить уровень развития творческих способностей через диагностические методики
Формы работы: анализ художественно-эстетической среды группы, проведение игровой продуктивной деятельности, анализ детских работ, беседа с детьми, беседа с воспитателем, диагностика развития творческих навыков детей пятого года жизни
Цель: разработать, спланировать и провести различные формы занимательной продуктивной деятельности с целью развития творческой активности детей пятого года жизни.
Формы работы: разработка заданий, планирование различных форм работы
«Дом, в котором мы живем»
Коллективное рисование «Осеннее дерево»
Организованная образовательная деятельность
«Веселая клякса»
«Придумай узор»
«Оживи предмет»
Рисуем с закрытыми глазами
Игровые упражнения
«Волшебные кляксы»
Работа в режиме дня
«На что это похоже»
Индивидуальная работа
Работа в изобразительном уголке « Что это может быть? »
Работа с детьми на прогулке «На что это похоже»
(кустарники)
Цель этого эксперимента:
Выявить изменения в уровне развития творческих способностей детей через различные формы работы диагностической работы, с целью подтверждения выдвинутой гипотезы. Формы работы: ООД, проведение игровой продуктивной деятельности, анализ детских работ, беседа с детьми, беседа с воспитателем, родителями, повторная диагностика развития творческих навыков детей.
Информационные карты
Буклеты для родителей
Работа с родителями
Игровое упражнение «Давай я тебя научу»
Практикум для родителей