К 80-летию книги
А.Гайдар «Тимур и его команда» (от истоков к современности)
выполнил Федин Егор
Цель работы :
- показать, что повесть А.Гайдара «Тимур и его команда» актуальна в наши дни, так как она воспитывает в юных читателях милосердие, желание бескорыстно совершать добрые поступки, умение быть верным другом, быть частью одной команды, жить во имя высокой цели, служить людям и Родине. Эти качества являются необходимыми для людей любой эпохи, и воспитывать их в юном поколении необходимо.
Задачи исследования
- Изучить историю создания и идейное содержание повести А. Гайдара «Тимур и его команда».
- Изучить историю тимуровского движения в России.
- Рассказать о добрых делах, совершаемых учащимися нашей школы.
Методы исследования
В процессе работы над исследованием была изучена художественная, публицистическая и научная литература, а также было проведено интервьюирование преподавателей и учеников нашей школы.
АРКАДИЙ ПЕТРОВИЧ ГОЛИКОВ ГАЙДАР (1904 – 1941)
ГАЙДАР
Когда в давние времена
шли в поход воины-конники,
они высылали вперед всадника.
Этот всадник, скачущий впереди всех,
всматривающийся в неизвестную даль,
куда держал путь отряд,
назывался «гайдаром».
Аркадий Гайдар – боец, писатель, гражданин
- Родился в 1904 г. в городе Льгове Курской губернии
- Детство прошло в городе Арзамас
- В 14 лет Гайдар вступил в ряды Красной Армии, учился на Киевских командных курсах
- В 17 лет командовал полком
- В 1941 г. пошел добровольцем на фронт
- 26 октября 1941 г. пал смертью храбрых в неравном бою с фашистами
- Посмертно награжден орденом Отечественной войны 1 степени
История создания повести «Тимур и его команда»
- Написана в 1940 году
- Книга вышла в печать 1941 году.
- В течение всего сентября печаталась в газете «Пионерская правда»
- Повесть появилась чуть позже сценария «Тимур и его команда»
- В 1940 году вышел на экран фильм «Тимур и его команда»
Повесть «Тимур и его команда» появилась чуть позже одноименного сценария. Сам киносценарий, судя по дневникам Аркадия Гайдара, он начал писать в конце 1939 года в Старой Рузе, а закончил в апреле 1940 года на Кавказе». Повесть «Тимур и его команда», как и кинофильм, должна была помочь советским ребятам найти своё место в тяжёлых испытаниях. Она была закончена 27 августа1940 года и впервые напечатана в «Пионерской правде», в 1941 году трижды выходила отдельным изданием, а в январе вышел на экраны фильм «Тимур и его команда»
Книга появилась накануне Великой Отечественной войны
Заметки о работе над повестью перемежаются в дневнике А. Гайдара записями о том, что происходит в мире: «Война гремит по земле… Давно уже Франция разбита… Пишу «Тимур и его команда», работа идёт неровно, рывками».
Анализ повести «Тимур и его команда»
Работая над повестью, Гайдар стремился создать образ положительного героя-современника, характер и дела которого должны были стать образцом поведения. Однако писатель никак не мог предположить, что его книга найдет такое необычайное продолжение в жизни советских ребят.
Тимур Гараев – образ собирательный. Аркадий Гайдар наделил его лучшими чертами, присущими ребятам: добротой, смелостью, честностью, верностью дружбе, любовью к Родине, горячим желанием в детском возрасте приносить ей посильную пользу.
Тимур объединяет вокруг себя в дачном поселке группу сверстников, с которыми бескорыстно помогает старикам, малышам – тем, кто обычно в силу своей беззащитности является жертвой озорства подростков. Они совершают свои добрые дела тайно. Знак тайного покровительства тимуровцев – пятиконечная звезда на воротах дома, обитатели которого попадали под их защиту.
Тимуровцы умели не только делать добро, но и противостоять злу, бороться с ним, не проходить мимо подлости, бесчестия, грубости; учились не только помогать младшим, старым, слабым, но и защищать их. Командир отряда Тимур уверен в своей правоте: ведь он хочет, чтобы всем было хорошо, чтобы все были спокойны. Перед его глазами «блестят и мерцают» прямые, острые лучи красных звезд, которые зажжены им на домах тех, кто ушел в Красную Армию. Тимур оказался литературным предшественником многих последующих героев детской литературы.
Повесть А.Гайдара «Тимур и его команда» учит быть настоящим патриотом, любить и защищать свою Родину. Помогать окружающим людям – высшая степень этой любви.
Киносценарий «Клятва Тимура» На второй день после начала Великой Отечественной войны Аркадий Гайдар приступил к работе над сценарием «Клятва Тимура». Это было срочное задание Комитета по делам кинематографии. Вместо 15 дней, Аркадий Гайдар написал «Клятву Тимура» за 12 дней.
Со страниц он поведал о необходимости детской организации в военных условиях. Члены этого сообщества будут дежурить во время затемнения и бомбежек. Они будут охранять территорию от диверсантов и шпионов, будут помогать семействам красноармейцев и крестьянам в сельскохозяйственных работах. Собственно, так и случилось
Режиссёр Л.В.Кулешов, который должен был ставить картину, работал параллельно с Гайдаром.
19 июля 1941 года газета «Пионерская правда» начала печатать «Клятву Тимура».
В октябре 1942 года фильм «Клятва Тимура» вышел на экраны страны. Он повествует о жизни штаба тимуровской команды в первые дни Великой Отечественной войны. Идея фильма в том, что пользу в борьбе с захватчиками могут принести и дети.
«Тимур и его команда»
сыграла большую роль в массовом
детском движении, каким
является форма тимуровской работы в книге Гайдара.
Тимуровское движение в стране
Самый первый тимуровский отряд появился в 1940-м в Клине, что в Московской области. В нём было всего лишь шесть подростков. Они учились в одной из клинских школ. Вслед за ними такие отряды возникли и по всей территории Советского Союза. С особой силой тимуровское движение развёртывается в военные годы 1941 – 1945 годов. Тимуровские команды и отряды действуют в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров, только в РСФСР насчитывалось свыше 2 млн. тимуровцев.
Тимуровское движение сегодня
- В настоящее время тимуровское движение в школах возрождается. Но я замечу, что в нашей школе оно и не умирало. За каждым классом у нас постоянно закреплены дома, где живут ветераны, вдовы ветеранов, труженики тыла, одинокие люди. Мы помогаем им. Участвуем в благотворительных акциях, ярмарках, субботниках. Взяли шефство над обелиском павшим воинам в Великой Отечественной войне
- Наш класс не забывает работников школы: Гущину Марию Петровну, которая проработала в Рождественской школе более тридцати лет, учителя русского языка и литературы Иванову Антонину Николаевну, вдову ветерана Великой Отечественной войны, а также мы частые гости у ветерана войны и почетного жителя села Романычева Михаила Ивановича
Милосердие и доброта… в последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближнем. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро.
Я не знаю, кем станем мы в будущем, но уверен в одном: мы всегда будем делать добро, потому что мы неравнодушны. Ветераны Великой Отечественной войны, педагогического труда и пожилые люди должны почувствовать, что вокруг живут люди, по зову души и сердца способные разделить их проблемы и заботы, подарить им надежду.