СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к исследовательской работе на тему "Психологическая готовность младших школьников к переходу в среднее звено"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к исследовательской работе на тему "Психологическая готовность младших школьников к переходу в среднее звено"»

«Диагностика психологической готовности младших школьников к обучению в среднем звене»

«Диагностика психологической готовности младших школьников к обучению в среднем звене»

Цель и Актуальность исследования Цель исследования - изучение психологической готовности младших школьников к переходу в среднее звено; выявление и диагностирование уровня личностной тревожности, сформированности учебной мотивации и эмоциональной готовности учащихся младшего школьного возраста при переходе в среднее звено. Актуальность исследования  обусловлена тем, что именно при переходе из начального в среднее звено личностная высокая тревожность и низкая мотивационная сфера может закрепиться в качестве устойчивого образования и принять хроническую форму.

Цель и Актуальность исследования

  • Цель исследования - изучение психологической готовности младших школьников к переходу в среднее звено; выявление и диагностирование уровня личностной тревожности, сформированности учебной мотивации и эмоциональной готовности учащихся младшего школьного возраста при переходе в среднее звено.
  • Актуальность исследования  обусловлена тем, что именно при переходе из начального в среднее звено личностная высокая тревожность и низкая мотивационная сфера может закрепиться в качестве устойчивого образования и принять хроническую форму.
Основные критерии психологической готовности:   1.  Сформированность учебной мотивации. 2. Эмоциональная готовность. 3.  Уровень интеллектуального развития. 4.  Социальная готовность. В данной исследовательской работе я рассмотрела, продиагностировала и сделала выводы по учебной мотивации, эмоциональной и социальной готовности.

Основные критерии психологической готовности:

  • 1.  Сформированность учебной мотивации.
  • 2. Эмоциональная готовность.
  • 3.  Уровень интеллектуального развития.
  • 4.  Социальная готовность.

В данной исследовательской работе я рассмотрела, продиагностировала и сделала выводы по учебной мотивации, эмоциональной и социальной готовности.

В ходе работы, по данной теме, мною были использованы следующие общепринятые методики:   Методика «Направленности на оценку», авторы Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова. Методика «Диагностики уровня школьной тревожности», автор Б.Н. Филлипс. Социометрическая методика «Наши отношения», автор Дж. Морено. ______________________________________________________________ В исследовании принимали участие 129 учащихся 4-х классов из 150 по списочному составу Участие в исследовании было добровольным и не анонимным. Возраст испытуемых 10-11 лет. Исследование проводилось в апреле-мае 2022 года.

В ходе работы, по данной теме, мною были использованы следующие общепринятые методики:

  • Методика «Направленности на оценку», авторы Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова.
  • Методика «Диагностики уровня школьной тревожности», автор Б.Н. Филлипс.
  • Социометрическая методика «Наши отношения», автор Дж. Морено.

______________________________________________________________

В исследовании принимали участие 129 учащихся 4-х классов из 150 по списочному составу

Участие в исследовании было добровольным и не анонимным.

Возраст испытуемых 10-11 лет.

Исследование проводилось в апреле-мае 2022 года.

Сводной график по методике «Направленность на оценку»

Сводной график по методике «Направленность на оценку»

Методика «Диагностики уровня школьной тревожности»

Методика «Диагностики уровня школьной тревожности»

Социометрическая методика «Наши отношения» 4А, 4Б, 4Г классы – большинство учащихся удовлетворены жизнью классного коллектива, чувствуют себя в нем комфортно и безопасно. Активно вовлечены в жизнь класса и школьной жизни в целом. 4В и 4П классы – большинство учащихся удовлетворены жизнью классного коллектива, чувствуют в нем себя комфортно, но вовлечены в жизнь класса средне, без указаний учителя проявлять активность не будут. 4С класс – частичная удовлетворенность, желание улучшить взаимоотношения в классном коллективе.

Социометрическая методика «Наши отношения»

4А, 4Б, 4Г классы – большинство учащихся удовлетворены жизнью классного коллектива, чувствуют себя в нем комфортно и безопасно. Активно вовлечены в жизнь класса и школьной жизни в целом.

4В и 4П классы – большинство учащихся удовлетворены жизнью классного коллектива, чувствуют в нем себя комфортно, но вовлечены в жизнь класса средне, без указаний учителя проявлять активность не будут.

4С класс – частичная удовлетворенность, желание улучшить взаимоотношения в классном коллективе.

Общие выводы по результатам проведенного исследования: Большинство учеников имеют хороший и высокий уровень направленности на оценку. 2. В целом, учащиеся 4х классов не испытывают высокого уровня тревожности при нахождении в школьном коллективе, но на отдельных школьников педагогам необходимо обратить особое внимание. 3. Исследование взаимоотношений обучающихся коллективе показало: в 4х классе нет отверженных детей. Большинство классных коллективов школы являются дружными, атмосфера внутри классов удовлетворяет всех учащихся. Но классному руководителю 4С стоит обратить внимание на разобщенность коллектива и путем вовлечения детей в совместную интересную и познавательную деятельность работать над сплочением коллектива.

Общие выводы по результатам проведенного исследования:

  • Большинство учеников имеют хороший и высокий уровень направленности на оценку.
  • 2. В целом, учащиеся 4х классов не испытывают высокого уровня тревожности при нахождении в школьном коллективе, но на отдельных школьников педагогам необходимо обратить особое внимание.
  • 3. Исследование взаимоотношений обучающихся коллективе показало: в 4х классе нет отверженных детей. Большинство классных коллективов школы являются дружными, атмосфера внутри классов удовлетворяет всех учащихся. Но классному руководителю 4С стоит обратить внимание на разобщенность коллектива и путем вовлечения детей в совместную интересную и познавательную деятельность работать над сплочением коллектива.
Рекомендации:   Социальный стресс , прежде всего переживания, как развиваются взаимоотношения со сверстниками нужно обратить на это внимание классному руководителю и больше акцентировать внимание на сплочении коллектива. Внеурочные мероприятия лучше больше затрагивать такие темы как дружба, доверие. Вовлекать детей в совместную деятельность. Страх самовыражения . Необходимо создавать ситуации (Практические занятия на внеурочной деятельности) уверенности в себе, где дети не боялись бы спорить, попасть в нелепую ситуацию, ошибиться. Поощрять инициативу, хвалить. Даже если в итоге получился результат, который вам кажется незначительным или отрицательным похвалите ребенка или группу учеников за то, что он/они сам принял решение, сделал самостоятельный выбор, взял на себя ответственность.

Рекомендации:

  • Социальный стресс , прежде всего переживания, как развиваются взаимоотношения со сверстниками нужно обратить на это внимание классному руководителю и больше акцентировать внимание на сплочении коллектива. Внеурочные мероприятия лучше больше затрагивать такие темы как дружба, доверие. Вовлекать детей в совместную деятельность.
  • Страх самовыражения . Необходимо создавать ситуации (Практические занятия на внеурочной деятельности) уверенности в себе, где дети не боялись бы спорить, попасть в нелепую ситуацию, ошибиться. Поощрять инициативу, хвалить. Даже если в итоге получился результат, который вам кажется незначительным или отрицательным похвалите ребенка или группу учеников за то, что он/они сам принял решение, сделал самостоятельный выбор, взял на себя ответственность.
Рекомендации: Страх ситуации проверки знаний. Делайте ошибки нормальным и нужным явлением. Формируйте веру в успех. Подчеркивайте любые улучшения. Раскрывайте сильные стороны своих учеников. Демонстрируйте веру в своих учеников. Концентрируйте внимание учеников на прошлых успехах.   Признание достижений.

Рекомендации:

Страх ситуации проверки знаний.

  • Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.
  • Формируйте веру в успех.
  • Подчеркивайте любые улучшения.
  • Раскрывайте сильные стороны своих учеников.
  • Демонстрируйте веру в своих учеников.
  • Концентрируйте внимание учеников на прошлых успехах.  
  • Признание достижений.

 Рекомендации: Страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Повышение самооценки. Систематически фиксировать информацию о результатах и достижениях учеников, которыми можно гордиться. Это могут быть даже самые незначительные изменения в лучшую сторону. Необходимо сообщать о достижениях ребёнка его родителям. Желательно, чтобы тревожные дети чаще участвовали в играх и мероприятиях, которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя глазами других детей. Проблемы и страхи в отношениях с учителями. Необходимо создавать доверительные взаимоотношения учителя с классом. Дать понять ученикам, что учитель готов помогать. Авторитарный стиль общения должен быть исключен. Стараться не повышать голос, не обсуждать ребенка и его семью с другими детьми класса, тем более в присутствии самого ребенка. Создавать общую активность класса: посещать экскурсии, театры, кино. Замечать и хвалить успехи каждого учащегося класса.

Рекомендации:

  • Страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Повышение самооценки. Систематически фиксировать информацию о результатах и достижениях учеников, которыми можно гордиться. Это могут быть даже самые незначительные изменения в лучшую сторону. Необходимо сообщать о достижениях ребёнка его родителям. Желательно, чтобы тревожные дети чаще участвовали в играх и мероприятиях, которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя глазами других детей.
  • Проблемы и страхи в отношениях с учителями. Необходимо создавать доверительные взаимоотношения учителя с классом. Дать понять ученикам, что учитель готов помогать. Авторитарный стиль общения должен быть исключен. Стараться не повышать голос, не обсуждать ребенка и его семью с другими детьми класса, тем более в присутствии самого ребенка. Создавать общую активность класса: посещать экскурсии, театры, кино. Замечать и хвалить успехи каждого учащегося класса.
Важно помнить! Переход их младшей школы в среднее звено является одним из кризисных периодов личностного развития обучающихся. У многих школьников в это время происходит снижение успеваемости, потеря интереса к учебе, нарастание чувства тревожности из-за понижения самооценки, возникают проблемы в поведении в школе и дома, эмоциональная нестабильность, повышенная утомляемость и тревожность. Чтобы переход из начального звена в 5 класс прошел плавно и безболезненно необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

Важно помнить!

Переход их младшей школы в среднее звено является одним из кризисных периодов личностного развития обучающихся. У многих школьников в это время происходит снижение успеваемости, потеря интереса к учебе, нарастание чувства тревожности из-за понижения самооценки, возникают проблемы в поведении в школе и дома, эмоциональная нестабильность, повышенная утомляемость и тревожность.

  • Чтобы переход из начального звена в 5 класс прошел плавно и безболезненно необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
Памятка для классных руководителей: Принимайте ребёнка таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками. Старайтесь всегда найти то, за что можно похвалить ребёнка. Не делайте ничего за своих учеников, а делайте вместе с ними. Главное достоинство учителя – это чувство справедливости. Научитесь всё видеть и слышать и кое-что не замечать. Будьте готовы понять интересы ребят, их взгляды, настроение, моду, кумиров. Не выбирайте себе любимчиков. Умейте выслушать и услышать каждый ответ ребёнка. Если вам кажется, что вас не любят дети, то вам правильно кажется. Если вы говорите, что у вас ужасные дети, вы правы: у вас они не могут быть другими.

Памятка для классных руководителей:

  • Принимайте ребёнка таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками.
  • Старайтесь всегда найти то, за что можно похвалить ребёнка.
  • Не делайте ничего за своих учеников, а делайте вместе с ними.
  • Главное достоинство учителя – это чувство справедливости.
  • Научитесь всё видеть и слышать и кое-что не замечать.
  • Будьте готовы понять интересы ребят, их взгляды, настроение, моду, кумиров.
  • Не выбирайте себе любимчиков.
  • Умейте выслушать и услышать каждый ответ ребёнка.
  • Если вам кажется, что вас не любят дети, то вам правильно кажется.
  • Если вы говорите, что у вас ужасные дети, вы правы: у вас они не могут быть другими.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!