Просмотр содержимого документа
«Презентация к исследовательской работе на тему "Психологическая готовность младших школьников к переходу в среднее звено"»
«Диагностика психологической готовности младших школьников к обучению в среднем звене»
Цель и Актуальность исследования
- Цель исследования - изучение психологической готовности младших школьников к переходу в среднее звено; выявление и диагностирование уровня личностной тревожности, сформированности учебной мотивации и эмоциональной готовности учащихся младшего школьного возраста при переходе в среднее звено.
- Актуальность исследования обусловлена тем, что именно при переходе из начального в среднее звено личностная высокая тревожность и низкая мотивационная сфера может закрепиться в качестве устойчивого образования и принять хроническую форму.
Основные критерии психологической готовности:
- 1. Сформированность учебной мотивации.
- 2. Эмоциональная готовность.
- 3. Уровень интеллектуального развития.
- 4. Социальная готовность.
В данной исследовательской работе я рассмотрела, продиагностировала и сделала выводы по учебной мотивации, эмоциональной и социальной готовности.
В ходе работы, по данной теме, мною были использованы следующие общепринятые методики:
- Методика «Направленности на оценку», авторы Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова.
- Методика «Диагностики уровня школьной тревожности», автор Б.Н. Филлипс.
- Социометрическая методика «Наши отношения», автор Дж. Морено.
______________________________________________________________
В исследовании принимали участие 129 учащихся 4-х классов из 150 по списочному составу
Участие в исследовании было добровольным и не анонимным.
Возраст испытуемых 10-11 лет.
Исследование проводилось в апреле-мае 2022 года.
Сводной график по методике «Направленность на оценку»
Методика «Диагностики уровня школьной тревожности»
Социометрическая методика «Наши отношения»
4А, 4Б, 4Г классы – большинство учащихся удовлетворены жизнью классного коллектива, чувствуют себя в нем комфортно и безопасно. Активно вовлечены в жизнь класса и школьной жизни в целом.
4В и 4П классы – большинство учащихся удовлетворены жизнью классного коллектива, чувствуют в нем себя комфортно, но вовлечены в жизнь класса средне, без указаний учителя проявлять активность не будут.
4С класс – частичная удовлетворенность, желание улучшить взаимоотношения в классном коллективе.
Общие выводы по результатам проведенного исследования:
- Большинство учеников имеют хороший и высокий уровень направленности на оценку.
- 2. В целом, учащиеся 4х классов не испытывают высокого уровня тревожности при нахождении в школьном коллективе, но на отдельных школьников педагогам необходимо обратить особое внимание.
- 3. Исследование взаимоотношений обучающихся коллективе показало: в 4х классе нет отверженных детей. Большинство классных коллективов школы являются дружными, атмосфера внутри классов удовлетворяет всех учащихся. Но классному руководителю 4С стоит обратить внимание на разобщенность коллектива и путем вовлечения детей в совместную интересную и познавательную деятельность работать над сплочением коллектива.
Рекомендации:
- Социальный стресс , прежде всего переживания, как развиваются взаимоотношения со сверстниками нужно обратить на это внимание классному руководителю и больше акцентировать внимание на сплочении коллектива. Внеурочные мероприятия лучше больше затрагивать такие темы как дружба, доверие. Вовлекать детей в совместную деятельность.
- Страх самовыражения . Необходимо создавать ситуации (Практические занятия на внеурочной деятельности) уверенности в себе, где дети не боялись бы спорить, попасть в нелепую ситуацию, ошибиться. Поощрять инициативу, хвалить. Даже если в итоге получился результат, который вам кажется незначительным или отрицательным похвалите ребенка или группу учеников за то, что он/они сам принял решение, сделал самостоятельный выбор, взял на себя ответственность.
Рекомендации:
Страх ситуации проверки знаний.
- Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.
- Формируйте веру в успех.
- Подчеркивайте любые улучшения.
- Раскрывайте сильные стороны своих учеников.
- Демонстрируйте веру в своих учеников.
- Концентрируйте внимание учеников на прошлых успехах.
- Признание достижений.
Рекомендации:
- Страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Повышение самооценки. Систематически фиксировать информацию о результатах и достижениях учеников, которыми можно гордиться. Это могут быть даже самые незначительные изменения в лучшую сторону. Необходимо сообщать о достижениях ребёнка его родителям. Желательно, чтобы тревожные дети чаще участвовали в играх и мероприятиях, которые помогут им узнать много приятного о себе от окружающих, взглянуть на себя глазами других детей.
- Проблемы и страхи в отношениях с учителями. Необходимо создавать доверительные взаимоотношения учителя с классом. Дать понять ученикам, что учитель готов помогать. Авторитарный стиль общения должен быть исключен. Стараться не повышать голос, не обсуждать ребенка и его семью с другими детьми класса, тем более в присутствии самого ребенка. Создавать общую активность класса: посещать экскурсии, театры, кино. Замечать и хвалить успехи каждого учащегося класса.
Важно помнить!
Переход их младшей школы в среднее звено является одним из кризисных периодов личностного развития обучающихся. У многих школьников в это время происходит снижение успеваемости, потеря интереса к учебе, нарастание чувства тревожности из-за понижения самооценки, возникают проблемы в поведении в школе и дома, эмоциональная нестабильность, повышенная утомляемость и тревожность.
- Чтобы переход из начального звена в 5 класс прошел плавно и безболезненно необходимо придерживаться следующих рекомендаций:
Памятка для классных руководителей:
- Принимайте ребёнка таким, какой он есть, со всеми достоинствами и недостатками.
- Старайтесь всегда найти то, за что можно похвалить ребёнка.
- Не делайте ничего за своих учеников, а делайте вместе с ними.
- Главное достоинство учителя – это чувство справедливости.
- Научитесь всё видеть и слышать и кое-что не замечать.
- Будьте готовы понять интересы ребят, их взгляды, настроение, моду, кумиров.
- Не выбирайте себе любимчиков.
- Умейте выслушать и услышать каждый ответ ребёнка.
- Если вам кажется, что вас не любят дети, то вам правильно кажется.
- Если вы говорите, что у вас ужасные дети, вы правы: у вас они не могут быть другими.
Спасибо за внимание!