СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к исследовательской работе по теме "Демография"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентацию можно использоватьво внеурочной деятельности и на уроках географии.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к исследовательской работе по теме "Демография"»

XIX муниципальные ученические чтения  Исследовательская работа Демографический портрет МБОУ ООШ №2  г. Ковдор 2019 г

XIX муниципальные ученические чтения

Исследовательская работа

Демографический портрет МБОУ ООШ №2 г. Ковдор 2019 г

Демографический портрет школы  Автор:  Костенкова  Анастасия Ивановна,  ученица 8 «Б» класса  МБОУ ООШ № 2 Руководитель: Кашкарова Тамара Ивановна, учитель географии МБОУ ООШ № 2

Демографический портрет школы

Автор:

Костенкова

Анастасия Ивановна,

ученица 8 «Б» класса

МБОУ ООШ № 2

  • Руководитель: Кашкарова Тамара Ивановна, учитель географии МБОУ ООШ № 2
Актуальность темы Актуальность темы связана с тем, что я третий год занимаюсь по индивидуальному образовательному маршруту по географии, участвую в различных олимпиадах и конкурсах и я выбрала географию для сдачи экзамена в 9 классе. Готовясь к экзаменам, я заметила, что очень часто в заданиях встречаются вопросы, касающиеся населения. Поэтому я решила детально изучить тему, связанную с разными характеристиками населения.  После изучения литературных источников и материалов сети - Интернет, я решила провести исследование по этой теме и создать демографический портрет своей школы.

Актуальность темы

  • Актуальность темы связана с тем, что я третий год занимаюсь по индивидуальному образовательному маршруту по географии, участвую в различных олимпиадах и конкурсах и я выбрала географию для сдачи экзамена в 9 классе. Готовясь к экзаменам, я заметила, что очень часто в заданиях встречаются вопросы, касающиеся населения. Поэтому я решила детально изучить тему, связанную с разными характеристиками населения.
  • После изучения литературных источников и материалов сети - Интернет, я решила провести исследование по этой теме и создать демографический портрет своей школы.
Цель исследования  Изучение аспектов демографии и структуры населения, определение места школы в масштабе страны, создание демографического портрета школы.

Цель исследования

Изучение аспектов демографии и структуры населения, определение места школы в масштабе страны, создание демографического портрета школы.

Задачи исследования Изучить информацию о науке демографии, определить предмет ее изучения, познакомиться с составом населения. Определить какое население преобладает по возрасту, полу, языку, национальному и религиозному составу. Выяснить какое население преобладает: коренное или пришлое. Исследовать причины миграций. Проанализировать соотношение всех видов структуры населения в школе, сравнить их с общероссийскими показателями и сделать соответствующие выводы.

Задачи исследования

  • Изучить информацию о науке демографии, определить предмет ее изучения, познакомиться с составом населения.
  • Определить какое население преобладает по возрасту, полу, языку, национальному и религиозному составу.
  • Выяснить какое население преобладает: коренное или пришлое. Исследовать причины миграций.
  • Проанализировать соотношение всех видов структуры населения в школе, сравнить их с общероссийскими показателями и сделать соответствующие выводы.
Гипотеза исследования Демографический состав школы не отличается большим разнообразием народов, религий и языковых семей, родного языка. По возрасту преобладает дети, по полу – женское население, коренное население по численности больше, чем приезжие, имеются мигранты, причины миграций в основном  экономические.

Гипотеза исследования

  • Демографический состав школы не отличается большим разнообразием народов, религий и языковых семей, родного языка.
  • По возрасту преобладает дети, по полу – женское население, коренное население по численности больше, чем приезжие, имеются мигранты, причины миграций в основном экономические.
Объект исследования Обучающиеся и взрослые  (учителя и технический персонал)  МБОУ ООШ №2 Предмет исследования –  структура населения по разным признакам  Место исследования – МБОУ ООШ № 2  Сроки проведения: зима 2019 года

Объект исследования

Обучающиеся и взрослые

(учителя и технический персонал)

МБОУ ООШ №2

Предмет исследования структура населения по разным признакам

Место исследования – МБОУ ООШ № 2

Сроки проведения: зима 2019 года

Используемые методы Изучение электронных журналов, анкетирование, сбор материала, интервью, сравнение, обобщение, анализ информации, графические методы, статистический, математический.

Используемые методы

  • Изучение электронных журналов, анкетирование, сбор материала, интервью, сравнение, обобщение, анализ информации, графические методы, статистический, математический.
Практическая  значимость Работа может быть интересна для учащихся школ с целью изучения демографии и состава населения, так как этот материал изучается на уроках географии в 9 классе, необходим для сдачи экзамена по географии и для подготовки к олимпиадам.

Практическая значимость

  • Работа может быть интересна для учащихся школ с целью изучения демографии и состава населения, так как этот материал изучается на уроках географии в 9 классе, необходим для сдачи экзамена по географии и для подготовки к олимпиадам.
Научная новизна Подобное исследование обучающимися школ города ранее не проводилось. Мною проведено данное исследование и получены результаты о структуре населения школы, сделано сравнение с общероссийскими показателями, сформулированы выводы.

Научная новизна

  • Подобное исследование обучающимися школ города ранее не проводилось.
  • Мною проведено данное исследование и получены результаты о структуре населения школы, сделано сравнение с общероссийскими показателями, сформулированы выводы.

Характеристика места исследования МБОУ ООШ № 2 открыта 1.09.1970 года. Рассчитана на 550 ученических мест. Количество учебных кабинетов - 30. Школа оснащена необходимым оборудованием и компьютерной техникой, необходимой для осуществления полноценного образовательного процесса. В школе реализуются образовательные программы основного общего и начального общего образования. Школа № 2 – постоянный участник многих проектов. Объектом исследования стали ученический и педагогический коллектив, и обслуживающий персонал. Количество обучающихся - 572, педагогов – 35, обслуживающего персонала – 20 человек. Перечисленные коллективы изучались по разным источникам и критериям.

Характеристика места исследования

  • МБОУ ООШ № 2 открыта 1.09.1970 года.
  • Рассчитана на 550 ученических мест. Количество учебных кабинетов - 30. Школа оснащена необходимым оборудованием и компьютерной техникой, необходимой для осуществления полноценного образовательного процесса. В школе реализуются образовательные программы основного общего и начального общего образования.
  • Школа № 2 – постоянный участник многих проектов.
  • Объектом исследования стали ученический и педагогический коллектив, и обслуживающий персонал. Количество обучающихся - 572, педагогов – 35, обслуживающего персонала – 20 человек. Перечисленные коллективы изучались по разным источникам и критериям.
Основная часть Слово «демография» образовано из двух греческих слов: «демос» – народ и «графу» - пишу, что означает «народоописание». Предметом изучения науки является 1. Численность населения 2. Состав населения по возрасту и полу 3. Плотность населения 4. Географическое распределение 5. Миграции населения 6. Рождаемость смертность естественный прирост 7. Разводимость и брачность.

Основная часть

  • Слово «демография» образовано из двух греческих слов: «демос» – народ и «графу» - пишу, что означает «народоописание».
  • Предметом изучения науки является
  • 1. Численность населения
  • 2. Состав населения по возрасту и полу
  • 3. Плотность населения
  • 4. Географическое распределение
  • 5. Миграции населения
  • 6. Рождаемость смертность естественный прирост
  • 7. Разводимость и брачность.
 Основные показатели статистики населения  Возрастная структура населения — распределение населения по возрастным группам: (0— 14 лет, 15—55 (60) лет, 60 лет и старше), выраженное в процентах.. Половая структура населения — распределение населения по полу: мужчины и женщины. Рождаемость – это показатель, характеризующий частоту рождений на 1000 жителей за год. Смертность – это показатель, характеризующий частоту смертей на 1000 жителей за год. Естественный прирост – разность между рождаемостью и смертностью. Брачность и разводимость – Это показатель разводов и браков на 1000 жителей за  год

Основные показатели статистики населения Возрастная структура населения — распределение населения по возрастным группам: (0— 14 лет, 15—55 (60) лет, 60 лет и старше), выраженное в процентах..

Половая структура населения — распределение населения по полу: мужчины и женщины.

Рождаемость – это показатель, характеризующий частоту рождений на 1000 жителей за год.

Смертность – это показатель, характеризующий частоту смертей на 1000 жителей за год. Естественный прирост – разность между рождаемостью и смертностью.

Брачность и разводимость – Это показатель разводов и браков на 1000 жителей за год

Миграция населения Миграция (механическое движение) — перемещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства.  Эмиграция — добровольное или вынужденное переселение со своей территории на другую на постоянное или временное проживание.  Иммиграция — въезд (вселение) на постоянное или временное проживание граждан на другую территорию.

Миграция населения

Миграция (механическое движение) — перемещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства. Эмиграция — добровольное или вынужденное переселение со своей территории на другую на постоянное или временное проживание. Иммиграция — въезд (вселение) на постоянное или временное проживание граждан на другую территорию.

Виды миграций Миграция подразделяется на:  • внутреннюю — перемещение из одного пункта в другой, внутри одной страны;  • внешнюю — перемещение, связанное с пересечением государственных границ между странами.  Главные причины миграций — социально-экономические, политические, военные и природно-климатические. В последние входят стихийные бедствия (землетрясения, наводнения). Основными источниками сведений о механической миграции служат материалы учета паспортных отделов милиции.

Виды миграций

  • Миграция подразделяется на: • внутреннюю — перемещение из одного пункта в другой, внутри одной страны; • внешнюю — перемещение, связанное с пересечением государственных границ между странами. Главные причины миграций — социально-экономические, политические, военные и природно-климатические. В последние входят стихийные бедствия (землетрясения, наводнения).
  • Основными источниками сведений о механической миграции служат материалы учета паспортных отделов милиции.
Другие составы населения Религиозный состав - деление население на группы по вероисповеданию. Этнический состав – деление населения на народы. Языковый состав – деление населения на языковые семьи и группы. Знание демографических процессов, протекающих в стране, напрямую влияет на правильность принимаемых правительством решений в области экономики, политики.

Другие составы населения

  • Религиозный состав - деление население на группы по вероисповеданию.
  • Этнический состав – деление населения на народы.
  • Языковый состав – деление населения на языковые семьи и группы.
  • Знание демографических процессов, протекающих в стране, напрямую влияет на правильность принимаемых правительством решений в области экономики, политики.
Демографический анализ  Сбор информации возможен четырьмя способами: Переписи населения. Текущий учёт естественного движения населения. Текущие регистры населения (списки, картотеки). Выборочные и специальные обследования.

Демографический анализ

Сбор информации возможен четырьмя способами:

  • Переписи населения.
  • Текущий учёт естественного движения населения.
  • Текущие регистры населения (списки, картотеки).
  • Выборочные и специальные обследования.
Методика исследования Для своего исследования я выбрала методы: анкетирование, интервью, работа с электронными журналами, списками, анализ разных источников информации, обобщение, синтез, моделирование, статистический метод. Наибольшую часть исследования составила работа с электронными журналами, обработка анкет и анализ статистических данных.

Методика исследования

  • Для своего исследования я выбрала методы: анкетирование, интервью, работа с электронными журналами, списками, анализ разных источников информации, обобщение, синтез, моделирование, статистический метод.
  • Наибольшую часть исследования составила работа с электронными журналами, обработка анкет и анализ статистических данных.
Для исследования я взяла такие показатели, как половой, возрастной, этнический, языковый, религиозный состав и механическое движение. Именно эти показатели стали объектом моего исследования, потому что их можно исследовать в любом учреждении, не прибегая к помощи государственных служб и их легко проследить по списочному составу или в ходе анкетирования участников.
  • Для исследования я взяла такие показатели, как половой, возрастной, этнический, языковый, религиозный состав и механическое движение. Именно эти показатели стали объектом моего исследования, потому что их можно исследовать в любом учреждении, не прибегая к помощи государственных служб и их легко проследить по списочному составу или в ходе анкетирования участников.
Работая с электронными журналами, я определила половой и возрастной состав обучающихся и представила результаты в виде таблиц и диаграмм. Миграции, национальный, языковый, религиозный состав участников образовательного процесса изучила через вопросы анкеты. Анкетирование проводилось среди взрослых участников и обучающихся 5-9 классов, в нем приняло участие более 300 человек. Данные анкетирования представлены в гистограммах .
  • Работая с электронными журналами, я определила половой и возрастной состав обучающихся и представила результаты в виде таблиц и диаграмм.
  • Миграции, национальный, языковый, религиозный состав участников образовательного процесса изучила через вопросы анкеты. Анкетирование проводилось среди взрослых участников и обучающихся 5-9 классов, в нем приняло участие более 300 человек. Данные анкетирования представлены в гистограммах .
Численность населения

Численность населения

Возрастной состав школы Дети 572 чел Взрослые 29 Пожилые 26

Возрастной состав школы

Дети

572 чел

Взрослые

29

Пожилые

26

Коренное население 206 чел (33%)  Внутренняя миграция 406 чел (96,4%) Приезжие 421 чел  (67%) Внешняя  Миграция 15 чел 3,6%

Коренное население

206 чел

(33%)

Внутренняя миграция

406 чел

(96,4%)

Приезжие

421 чел

(67%)

Внешняя

Миграция

15 чел

3,6%

Выводы В результате проведенного исследования сформировался определенный демографический портрет. Вот его обобщенная характеристика: Численность МБОУ ООШ №2 составляет 627 человек, из них 572 обучающихся, 55 взрослых. Возрастной состав характеризуется преобладанием доли детей и пожилых, взрослые составляют меньший процент, соотношение соответственно ( 91,2%; 4,6%; 4,1%). В половом составе преобладает женское население (53%).

Выводы

  • В результате проведенного исследования сформировался определенный демографический портрет. Вот его обобщенная характеристика:
  • Численность МБОУ ООШ №2 составляет 627 человек, из них 572 обучающихся, 55 взрослых.
  • Возрастной состав характеризуется преобладанием доли детей и пожилых, взрослые составляют меньший процент, соотношение соответственно ( 91,2%; 4,6%; 4,1%).
  • В половом составе преобладает женское население (53%).
Религиозный состав не отличается разнообразием, основная часть участников проповедуют христианство (православие). Но, доля атеистов тоже не мала. Этнический состав представлен 12 народами, среди которых преобладают русские (94,5%), другие народы составляют незначительный процент.
  • Религиозный состав не отличается разнообразием, основная часть участников проповедуют христианство (православие). Но, доля атеистов тоже не мала.
  • Этнический состав представлен 12 народами, среди которых преобладают русские (94,5%), другие народы составляют незначительный процент.
По языковому составу преобладают представители индоевропейской семьи (95,6%), на втором месте алтайская семья – 2,2%, наименьшую часть представляют народы уральской семьи - 0,4%. Родным языком у представителей в основном является русский язык.
  • По языковому составу преобладают представители индоевропейской семьи (95,6%), на втором месте алтайская семья – 2,2%, наименьшую часть представляют народы уральской семьи - 0,4%. Родным языком у представителей в основном является русский язык.
Механическое движение характеризуется преобладанием приезжих (67%), коренные жители составляют меньший процент (33%). Миграции в основном внутренние (96,4%). Причины миграций преимущественно экономические. О демографии имеют представление из числа опрошенных 164 человека, 136 человек не знают такой науки и предмета ее изучения.
  • Механическое движение характеризуется преобладанием приезжих (67%), коренные жители составляют меньший процент (33%). Миграции в основном внутренние (96,4%). Причины миграций преимущественно экономические.
  • О демографии имеют представление из числа опрошенных 164 человека, 136 человек не знают такой науки и предмета ее изучения.
Заключение В ходе проведенного исследования я узнала, что такое демография, каков предмет ее изучения, какие основные показатели подвергаются анализу, какой бывает структура населения.

Заключение

  • В ходе проведенного исследования я узнала, что такое демография, каков предмет ее изучения, какие основные показатели подвергаются анализу, какой бывает структура населения.
Поставленная мной гипотеза подтвердилась частично, что-то было верным, что-то ошибочным. Подтвердилось, что демографический состав школы не отличается большим разнообразием народов, религий и языковых семей, родного языка. Верным оказалось предположение о том, что в школе гендерное соотношение, такое же, как и в целом по стране, по возрасту преобладают дети, поскольку обучающихся в школе больше, чем взрослых.
  • Поставленная мной гипотеза подтвердилась частично, что-то было верным, что-то ошибочным. Подтвердилось, что демографический состав школы не отличается большим разнообразием народов, религий и языковых семей, родного языка. Верным оказалось предположение о том, что в школе гендерное соотношение, такое же, как и в целом по стране, по возрасту преобладают дети, поскольку обучающихся в школе больше, чем взрослых.
Мое предположение о преобладании коренного населения оказалось ошибочным, больше все- таки приезжих. Причины миграций разные, но преобладают экономические причины. Правильной оказалась и моя уверенность в том, что многие участники анкетирования не знают о демографии, о предмете ее изучения, интересно, что среди таковых немало взрослых.
  • Мое предположение о преобладании коренного населения оказалось ошибочным, больше все- таки приезжих. Причины миграций разные, но преобладают экономические причины. Правильной оказалась и моя уверенность в том, что многие участники анкетирования не знают о демографии, о предмете ее изучения, интересно, что среди таковых немало взрослых.
В дальнейшем я продолжу работать над данной темой, так как мне это необходимо для сдачи экзамена по географии. Со своей работой я предполагаю выступить на классных часах в 8 и 9 классах нашей школы.
  • В дальнейшем я продолжу работать над данной темой, так как мне это необходимо для сдачи экзамена по географии.
  • Со своей работой я предполагаю выступить на классных часах в 8 и 9 классах нашей школы.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!