СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к исследовательскому проекту по литературе по теме «Литература и кинематограф» (на основе повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» и кинофильма режиссера А.Роома «Гранатовый браслет»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к исследовательскому проекту по литературе  по теме «Литература и кинематограф» (на основе повести А. И. Куприна  «Гранатовый браслет»  и кинофильма режиссера А.Роома  «Гранатовый браслет»)

Просмотр содержимого документа
«Презентация к исследовательскому проекту по литературе по теме «Литература и кинематограф» (на основе повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» и кинофильма режиссера А.Роома «Гранатовый браслет»»

ОБОУ ЦДО «Новые технологии» Исследовательский проект по литературе «Литература и кинематограф» (на основе повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет» и кинофильма режиссера А.Роома «Гранатовый браслет») Автор работы : Коробков А., 11Ж Руководитель проекта : учитель русского языка и литературы Ходыревская А. Н.

ОБОУ ЦДО «Новые технологии»

Исследовательский проект

по литературе

«Литература и кинематограф»

(на основе повести А. И. Куприна

«Гранатовый браслет»

и кинофильма режиссера А.Роома

«Гранатовый браслет»)

Автор работы : Коробков А., 11Ж

Руководитель проекта : учитель русского языка и литературы Ходыревская А. Н.

Цель проекта: проанализировать повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет» и фильм режиссера Абрама Роома «Гранатовый браслет» с целью выявления противоречий художественно текста и кинематографического произведения. Задачи проекта : 1. Прочитать и проанализировать произведение А. И. Куприна «Гранатовый браслет»; 2. Посмотреть фильм Абрама Роома «Гранатовый браслет»; 3. Выявить идею режиссера и сравнить ее с авторской мыслью, выяснить способы, которыми режиссер пытается передать идею автора; 4. Определить, что лучше: смотреть или читать?

Цель проекта: проанализировать повесть А. И. Куприна «Гранатовый браслет» и фильм режиссера Абрама Роома «Гранатовый браслет» с целью выявления противоречий художественно текста и кинематографического произведения.

Задачи проекта :

1. Прочитать и проанализировать произведение А. И. Куприна «Гранатовый браслет»;

2. Посмотреть фильм Абрама Роома «Гранатовый браслет»;

3. Выявить идею режиссера и сравнить ее с авторской мыслью, выяснить способы, которыми режиссер пытается передать идею автора;

4. Определить, что лучше: смотреть или читать?

Гипотеза: можно предположить, что в процессе работы над художественным произведением возможна замена чтения текста просмотром соответствующей экранизации. Практическая значимость: данная работа может применяться на уроках литературы.
  • Гипотеза: можно предположить, что в процессе работы над художественным произведением возможна замена чтения текста просмотром соответствующей экранизации.
  • Практическая значимость: данная работа может применяться на уроках литературы.
Александр Иванович Куприн написал повесть — а по объему это именно повесть, а не рассказ — «Гранатовый браслет» в 1910 году. Опубликовано произведение было на следующий год, в 1911г. в альманахе «Земля». Писатель никогда не скрывал, что в основе произведения лежала совершенно реальная история... Илья Репин «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения» Этот случай произошел с российским государственным деятелем Дмитрием Любимовым, губернатором Виленской губернии. Губернатор был человеком высокопоставленным и достаточно известным в свете. Он изображен на известной картине Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения» — и даже лично консультировал художника во время создания полотна.

Александр Иванович Куприн написал повесть — а по объему это именно повесть, а не рассказ — «Гранатовый браслет» в 1910 году. Опубликовано произведение было на следующий год, в 1911г. в альманахе «Земля». Писатель никогда не скрывал, что в основе произведения лежала совершенно реальная история...

Илья Репин «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения»

Этот случай произошел с российским государственным деятелем Дмитрием Любимовым, губернатором Виленской губернии. Губернатор был человеком высокопоставленным и достаточно известным в свете.

Он изображен на известной картине Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея со дня его учреждения» — и даже лично консультировал художника во время создания полотна.

На первый взгляд, в образе Желткова можно было бы увидеть тип «маленького человека», но это не так. «Маленький человек» — это герой невысокого социального положения и неблагородного происхождения, который не обладает ни выдающимся интеллектом, ни сильным характером: например, Самсон Вырин из «Станционного смотрителя» Александра Сергеевича Пушкина

После угрозы обратиться в полицию Желтков будто просыпается. Он перестает дрожать и мямлить, его голос становится твердым, а поза — уверенной. Что же вызывает в нем такие перемены? Дело в том, что в это время вопросы о чести дамы мужчины благородного происхождения решали единственным способом — дуэлью. Однако Желтков столь мелок и незначителен в глазах Мирзы-Булат-Тугановского, его происхождение столь низко, что тот даже не удостаивает его вызова. И то, что брат Веры собирается решать проблему полицейскими методами, невероятно оскорбляет Желткова. Потому что он — человек с невероятным чувством собственного достоинства. И ведет после оскорбления он себя отнюдь не как испуганный «маленький человек» — а уверенно, надменно и почти вызывающе.

От своей любви Желтков не отказывается даже под угрозой. Он считает, что такой любовью его наградил Бог и что ничего дурного в ней нет. Чиновник прощается с княгиней по телефону, не унижаясь и не оправдываясь, и в этом ведет себя даже благороднее, чем дворянин Тугановский.

Абрам Матвеевич Роом (урожденный Абрам Мордхелевич Ром) - советский кинорежиссер, сценарист, театральный деятель, педагог, лауреат двух Сталинских премии (1946, 1949). Народный артист РСФСР (1965). Абрам Ромм был, безусловно, талантливый, экспансивный и предприимчивый режиссер. Он всегда старался показать крупным планом лицо, обнажить человеческие чувства. Роом снимал фильмы, в которых все внимание акцентируется на конкретного человека, его проблеме и потаенных секретах. Среди его работ и фильм «Поцелуй Мэри Пикфорд», в котором он дебютировал в качестве актера, и новаторские полностью немые фильмы - «Третья Мещанская» и «Привидение, которое не возвращается» -сделавшие его европейской кинознаменитостью. Однако самый известный его фильм - «Гранатовый браслет», снятый студией «Мосфильм» в 1965г. по мотивам одноимённой повести Александра Ивановича Куприна. Премьера фильма состоялась 18 марта 1965 года.

Абрам Матвеевич Роом (урожденный Абрам Мордхелевич Ром) - советский кинорежиссер, сценарист, театральный деятель, педагог, лауреат двух Сталинских премии (1946, 1949). Народный артист РСФСР (1965).

Абрам Ромм был, безусловно, талантливый, экспансивный и предприимчивый режиссер. Он всегда старался показать крупным планом лицо, обнажить человеческие чувства. Роом снимал фильмы, в которых все внимание акцентируется на конкретного человека, его проблеме и потаенных секретах.

Среди его работ и фильм «Поцелуй Мэри Пикфорд», в котором он дебютировал в качестве актера, и новаторские полностью немые фильмы - «Третья Мещанская» и «Привидение, которое не возвращается» -сделавшие его европейской кинознаменитостью. Однако самый известный его фильм - «Гранатовый браслет», снятый студией «Мосфильм» в 1965г. по мотивам одноимённой повести Александра Ивановича Куприна. Премьера фильма состоялась 18 марта 1965 года.

Большой зал консерватории, в зале - Александр Куприн, а на сцене - Станислав Нейгауз, сын советского пианиста немецкого происхождения Генриха Нейгаузена. Станислав Нейгауз играет 2-ю сонату Бетховена, звучит вторая ее часть, лярго апассионато, и к Куприну возвращаются воспоминания о юге, о море, о написанном когда-то

Большой зал консерватории, в зале - Александр Куприн, а на сцене - Станислав Нейгауз, сын советского пианиста немецкого происхождения Генриха Нейгаузена. Станислав Нейгауз играет 2-ю сонату Бетховена, звучит вторая ее часть, лярго апассионато, и к Куприну возвращаются воспоминания о юге, о море, о написанном когда-то "Гранатовом браслете". Все это больше напоминает художественный вымысел, чем реальность, т к жизненные пути Куприна и Нейгауза не пересекались.

Через весь фильм звучит 2 часть сонаты Бетховена№2, ларго апассионато, а сам автор, Куприн А. И., становится в экранизации своего произведения одним из центральных персонажей.

Желтков, изображаемый актером Игорем Озеровым, и княгиня Вера, изображаемая Ариадной Шенгелая - образы, внешне весьма выразительные. Однако внутренняя драма, психология героев ярко не показана, не передана игрой актеров. Внутренние переживания, размышления кажутся несколько стертыми, тусклыми. Из характеров намного ярче оказываются муж Веры, князь Василий (Олег Басилашвили), и ее брат, помощник прокурора Николая (Владислав Стржельчик). Первый - более мягкий, сомневающийся, уступчивый, второй - жесткий, деспотичный. Как режиссер Роом мало внимания уделяет такому важному в первоисточнике персонажу, как генерал Аносов (Леонид Галлис), хотя и оставляет за ним хрестоматийные суждения о любви как

Желтков, изображаемый актером Игорем Озеровым, и княгиня Вера, изображаемая Ариадной Шенгелая - образы, внешне весьма выразительные. Однако внутренняя драма, психология героев ярко не показана, не передана игрой актеров. Внутренние переживания, размышления кажутся несколько стертыми, тусклыми. Из характеров намного ярче оказываются муж Веры, князь Василий (Олег Басилашвили), и ее брат, помощник прокурора Николая (Владислав Стржельчик). Первый - более мягкий, сомневающийся, уступчивый, второй - жесткий, деспотичный. Как режиссер Роом мало внимания уделяет такому важному в первоисточнике персонажу, как генерал Аносов (Леонид Галлис), хотя и оставляет за ним хрестоматийные суждения о любви как "трагедии" и "величайшей тайне в мире

Фрагмент

Текст А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

Начало

Фильм режиссера А. Роома «Гранатовый браслет»

Произведение начинается с описания погоды и места событий.

Главы 2, 3..

Глава 4.

В произведении беседа Анны и Веры описывается подробно.

Фильм начинается с музыкального выступления пианистов на сцене «Большого Театра», где зрителю показывают Веру, Василия и Желткова.

В фильме беседа Анны и Веры проходит в течении трех минут, достаточно кратко, но упоминаются все важные детали, которые описывает автор в произведении.

В произведении описывается приезд генерала Аносова и других гостей

Глава 5.

В фильме сразу после беседы Анны и Веры начинается застолье, приезд гостей не показан, все они уже сидят за столом.

В произведении все гости садятся за стол и отмечают день рождения Веры Николаевны. Василий Львович начал рассказывать шутки, гости играют в покер, а Вера уходит. Вера получила подарок от неизвестного человека, который пишет любовные послания ей. Подарок – гранатовый браслет.

Глава 6.

В фильме Веру Николаевну от застолья отвлекает прислуга, которая сообщает о подарке. Вера уходит из-за стола в другую комнату, где получает подарок с письмом. После этого в фильме показывают Желткова, который пришел отметить день рождения возлюбленной в таверну. Там он встречается с Александром Ивановичем, писателем

Князь Василий Львович рассказывает историю про влюбленного телеграфиста. Вера Николаевна смутилась и попыталась перевести тему разговора, позвав гостей пить чай.

Глава 7.

Глава 8.

Князь Василий Львович рассказывает историю про влюбленного телеграфиста. Затем сюжет фильма вновь возвращает нас к автору и Желткову. Желтков рассказывает историю того, как полюбил Веру Николаевну, описывает свои чувства к этой женщине.

Гости разъезжаются. Вера просит мужа прочитать письмо и посмотреть браслет, а сама провожает генерала Аносова. Они идут и разговаривают о той истории, которую рассказал Василий Львович.

Глава 9.

Гости разъезжаются. Вера и Аносов идут и разговаривают о той истории, которую рассказал Василий Львович. Параллельно Желтков разговаривает об этом с автором, Александром Ивановичем Куприным.

Между Верой и Аносовым возникает дружеский спор о настоящей любви.

Глава 10.

Между Верой и Аносовым возникает дружеский спор о настоящей любви.

Вера вернулась домой. Константин и князь Шеин обсуждали подарок и письмо незнакомца, рассуждали, как с этим быть. Было решено вернуть браслет и найти незнакомца, поговорить с ним так, чтобы тот перестал писать письма и присылать подарки..

Глава 11.

Вера вернулась домой. Ее брат и муж обсудили вместе с ней подарок и письмо от незнакомца, приняли общее решение, что это нужно прекратить. Решили, что с ним нужно поговорить лично. В этот же момент Желтков прощается с Александром Ивановичем и идет домой. Вера, Константин и Василий завершают разговор и уходят спать.

Брат и муж Веры смогли найти Желткова и поговорить с ним. Желтков в ходе разговора попросил ненадолго отлучиться, чтобы поговорить с Верой по телефону. После разговора он возвращается с грустным лицом и соглашается больше не тревожить их семейную жизнь своими письмами, но просит разрешить ему написать последнее письмо

Глава 12.

Вера узнала из газеты о смерти Желткова. Читает письмо, которое прислал ей Желтков и решает навестить его.

Все происходит так же, как описано в произведении до момента звонка Желткова Вере Николаевне. Вера слышит его голос, но тут же сбрасывает трубку. После Желтков показан сидящим у печи и сжигающим предметы, которые каким-то образом были связаны с Верой. Он погрузился в воспоминания. На миг появляется Вера Николаевна, которая спешно собирается и куда-то едет. Затем Желтков пишет письмо и читает его

Глава 13.

Александр Иванович рассказывает журналисту историю Желткова, который «чист и верен своей любви», но несчастен, потому что это безответная любовь. Затем Вера узнает из газеты о смерти Желткова. Прислуга находит Веру в саду и передает последнее письмо Желткова. В этом письме он рассказывает о своих чувствах Вере. Она передает письмо мужу

Вера приехала в квартиру Желткова, где ее встречает хозяйка квартиры, она же рассказывает про него. После она позволяет Вере войти в его комнату. Вера простилась с Желтковым и уехала домой.

Вера Николаевна приехала в квартиру Желткова. Она встретилась с владелицей квартиры, которая сдавала ее Желткову. Та рассказала про него и позволила Вере пройти в его комнату. На столе лежал гроб с его телом. Она простилась с ним и покинула квартиру.

Вера вернулась домой, где была только лишь Женни Рейтер. Она просит ее сыграть произведение Бетховена. И заиграла та самая соната, номер которой оставил Желтков в своей записке. Вера вспоминает слова генерала Аносова об истинной любви и плачет.

Василий Шеин приехал в гости к Женни Рейтер и попросил ее сыграть любимое произведение Желткова. В этот же момент там появляется Вера, но она не входит в комнату и возвращается вниз по лестнице. Спускаясь, она слышит голос Желткова.

При сопоставлении текста произведения А. И. Куприна

«Гранатовый браслет» и фильма режиссера А. Роома

«Гранатовый браслет» были

выявлены значительные несоответствия.

Из 13 глав произведения сюжет изменен в 9 из них. Однако, благодаря мастерству режиссера и сценариста, данные неточности второстепенны, они не меняют главную авторскую мысль, а, наоборот, подчеркивают ее, стремятся усилить. Именно поэтому, на мой взгляд, в фильме появляется новый герой, сам автор. Задача этого героя- усилить чувства Желткова, показать их ярче, донести до зрителей.

Несомненно, что тест художественного произведения и его экранизация часто имеют существенные отличия. Это обоснованно и деятельностью режиссера, так как именно он воплощает в фильме свое видение и понимание сюжетной линии, и игрой актеров, которые порой имеют внешность и характеры, не идентичные изображаемым в тексте. Безусловно, режиссер имеет право на отражение в кинематографе собственного видения художественного произведения, но все преобразования исходного текста должны оставаться в рамках сюжетной линии. В противном случае произведение кинематографа не может являться экранизацией художественного, авторского текста. Поэтому в процессе работы над художественном текстом невозможна замена изучения его в текстовом виде на просмотр соответствующей экранизации . Произведения кинематографа по художественным произведениям уместно использовать в тандеме с чтением оригинальных текстов. В таком случае это вполне приемлемый вид работы, позволяющий оптимизировать обучение, сделать его увлекательным, реализующим потребности творческого самовыражения. Это инновационные формы работы, удачно дополняющие традиционные способы решения задач литературного образования .

Процентное соотношение текста произведения и сценария фильма

Список использованной литературы и других источников А. И. Куприн «Гранатовый браслет»,Интернет-библиотека Алексея Комарова https://ilibrary.ru/text/1022/index.html ; Культура.РФ, художественные фильмы, «Гранатовый браслет» (1964) https://www.culture.ru/movies/2031/granatovyi-braslet ; Культура.РФ, публикации раздела «Литература», «Как читать «Гранатовый браслет» Куприна» https://www.culture.ru/materials/255937/kak-chitat-granatovyi-braslet-kuprina ; FB.ru: https://fb.ru/article/261773/abram-room-biografiya-i-filmografiya

Список использованной литературы и других источников

А. И. Куприн «Гранатовый браслет»,Интернет-библиотека Алексея Комарова https://ilibrary.ru/text/1022/index.html ;

Культура.РФ, художественные фильмы, «Гранатовый браслет» (1964) https://www.culture.ru/movies/2031/granatovyi-braslet ;

Культура.РФ, публикации раздела «Литература», «Как читать «Гранатовый браслет» Куприна» https://www.culture.ru/materials/255937/kak-chitat-granatovyi-braslet-kuprina ;

FB.ru: https://fb.ru/article/261773/abram-room-biografiya-i-filmografiya


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!