СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к изучению творчества поэтов Серебряного века. А. Блок и Н.Гумилев.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презетнация содержит интресный материал о творчестве двух великих поэтов.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к изучению творчества поэтов Серебряного века. А. Блок и Н.Гумилев.»

путешественника домоседа воина эстета-аристократа книжника педанта романтика влюбленного поэта авантюриста
  • путешественника
  • домоседа
  • воина
  • эстета-аристократа
  • книжника
  • педанта
  • романтика
  • влюбленного
  • поэта
  • авантюриста
Блок и Гумилев:  две судьбы,  два поэта,  два мифа

Блок и Гумилев: две судьбы, два поэта, два мифа

Александр Блок Николай Гумилев

Александр Блок

Николай Гумилев

А. Блок Из цикла “Стихи о Прекрасной даме” Мы встречались с тобой на закате… Блок в период написания данного стихотворения является последовательным символистом. Существует предположение, что в стихотворении отразились встречи Блока с З. Гиппиус весной 1902 г.

А. Блок

Из цикла “Стихи о Прекрасной даме”

Мы встречались с тобой на закате…

Блок в период написания данного стихотворения является последовательным символистом.

Существует предположение, что в стихотворении отразились встречи Блока с

З. Гиппиус весной 1902 г.

  Мы встречались с тобой на закате,  Ты веслом рассекала залив. Я любил твое белое платье,  Утонченность мечты разлюбив.     Были странны безмолвные встречи.   Впереди - на песчаной косе Загорались вечерние свечи.  Кто-то думал о бледной красе.  Приближений, сближений, сгораний - не приемлет лазурная тишь... Мы встречались в вечернем тумане, Где у берега рябь и камыш.   Ни тоски, ни любви, ни обиды, Все померкло, прошло, отошло... Белый стан, голоса панихиды И твое золотое весло.

Мы встречались с тобой на закате,

Ты веслом рассекала залив.

Я любил твое белое платье,

Утонченность мечты разлюбив.

 

Были странны безмолвные встречи.

Впереди - на песчаной косе

Загорались вечерние свечи.

Кто-то думал о бледной красе.

Приближений, сближений, сгораний -

не приемлет лазурная тишь...

Мы встречались в вечернем тумане,

Где у берега рябь и камыш.

 

Ни тоски, ни любви, ни обиды,

Все померкло, прошло, отошло...

Белый стан, голоса панихиды

И твое золотое весло.

Н. Гумилев     * * * Я сам над собой насмеялся А все океаны, все горы, Архангелы, люди, цветы - И сам себя обманул, Когда мог подумать, что в мире Они в хрустале отразились Прозрачных девических глаз. Есть что-нибудь кроме тебя.     Лишь белая, в белой одежде, Как странно подумать, что в мире Как в пеплуме древних богинь, Есть что-нибудь кроме тебя, Ты держишь хрустальную сферу Что сам я не только ночная В прозрачных и тонких перстах. Бессонная песнь о тебе.   Но свет у тебя за плечами, Такой ослепительный свет. Там длинные пламени реют, Как два золотых крыла.    1921 г.

Н. Гумилев

* * *

Я сам над собой насмеялся

А все океаны, все горы,

Архангелы, люди, цветы -

И сам себя обманул,

Когда мог подумать, что в мире

Они в хрустале отразились

Прозрачных девических глаз.

Есть что-нибудь кроме тебя.

 

 

Лишь белая, в белой одежде,

Как странно подумать, что в мире

Как в пеплуме древних богинь,

Есть что-нибудь кроме тебя,

Ты держишь хрустальную сферу

Что сам я не только ночная

В прозрачных и тонких перстах.

Бессонная песнь о тебе.

 

Но свет у тебя за плечами,

Такой ослепительный свет.

Там длинные пламени реют,

Как два золотых крыла.

 

1921 г.

А. Блок     Я помню длительные муки:  Ночь догорала за окном; Ее заломленные руки   Чуть брезжили в луче дневном.   И под окошком участились Прохожих быстрые шаги; Вся жизнь, ненужно изжитая, Пытала, унижала, жгла; И в серых лужах расходились А там, как призрак возрастая, Под каплями дождя круги; День обозначил купола;   И утро длилось, длилось, длилось... И праздный тяготил вопрос; И ничего не разрешилось Весенним ливнем бурных слез.    4 марта 1908 г.

А. Блок

 

Я помню длительные муки:

Ночь догорала за окном;

Ее заломленные руки

Чуть брезжили в луче дневном.

 

И под окошком участились

Прохожих быстрые шаги;

Вся жизнь, ненужно изжитая,

Пытала, унижала, жгла;

И в серых лужах расходились

А там, как призрак возрастая,

Под каплями дождя круги;

День обозначил купола;

 

И утро длилось, длилось, длилось...

И праздный тяготил вопрос;

И ничего не разрешилось

Весенним ливнем бурных слез.

 

4 марта 1908 г.

 Стихотворение посвящено Н. Н. Волоховой, актрисе театра В. Ф. Комиссаржевской, с которой А. Блок познакомился на постановке своего “Балаганчика”. После премьеры пьесы состоялся вечер, на котором все дамы были в бумажных платьях, как и полагалось по сюжету произведения. На этом вечере «лиловая маска» Волохова окончательно покорила Блока. Свидетели этого романа вспоминают, что в глазах Натальи Николаевны горел «змеиный» огонь.

Стихотворение посвящено

Н. Н. Волоховой, актрисе театра

В. Ф. Комиссаржевской, с которой А. Блок познакомился на постановке своего “Балаганчика”. После премьеры пьесы состоялся вечер, на котором все дамы были в бумажных платьях, как и полагалось по сюжету произведения. На этом вечере «лиловая маска» Волохова окончательно покорила Блока. Свидетели этого романа вспоминают, что в глазах Натальи Николаевны горел «змеиный» огонь.

Любовь Дмитриевна, присутствовавшая на вечере,  замерла на мгновение, увидев входивших в комнату  Блока и Волохову: их роман был очевиден для всех.  Через некоторое время Любовь Дмитриевна  пришла к Наталье Николаевне и прямо спросила,  хочет ли она принять Блока на всю жизнь,  принять поэта с его высокой миссией,  как это сделала она, его Прекрасная Дама.  Волохова ответила: «Нет».  Видимо, этот ответ предопределил  дальнейшее развитие их отношений с Блоком.  Узнав, что Наталья Николаевна в Москве,  Блок едет к ней, и после длительного разговора  понимает, что скоро разрыв отношений.

Любовь Дмитриевна, присутствовавшая на вечере, замерла на мгновение, увидев входивших в комнату Блока и Волохову: их роман был очевиден для всех. Через некоторое время Любовь Дмитриевна пришла к Наталье Николаевне и прямо спросила, хочет ли она принять Блока на всю жизнь, принять поэта с его высокой миссией, как это сделала она, его Прекрасная Дама. Волохова ответила: «Нет». Видимо, этот ответ предопределил дальнейшее развитие их отношений с Блоком. Узнав, что Наталья Николаевна в Москве, Блок едет к ней, и после длительного разговора понимает, что скоро разрыв отношений.

Н. Гумилев     Однообразные мелькают Все с той же болью дни мои,   Как будто розы опадают И умирают соловьи.      Но и она печальна тоже, Мне приказавшая любовь, И если я живу на свете, И под ее атласной кожей То лишь из-за одной мечты: Бежит отравленная кровь. Мы оба, как слепые дети, Пойдем на горные хребты,   Туда, где бродят только козы, В мир самых белых облаков, Искать увянувшие розы И слушать мертвых соловьев.    1917 г.

Н. Гумилев

 

Однообразные мелькают

Все с той же болью дни мои,

Как будто розы опадают

И умирают соловьи.

 

Но и она печальна тоже,

Мне приказавшая любовь,

И если я живу на свете,

И под ее атласной кожей

То лишь из-за одной мечты:

Бежит отравленная кровь.

Мы оба, как слепые дети,

Пойдем на горные хребты,

 

Туда, где бродят только козы,

В мир самых белых облаков,

Искать увянувшие розы

И слушать мертвых соловьев.

 

1917 г.

  Она Когда я жажду своеволий Я знаю женщину: молчанье, И смел и горд - я к ней иду Усталость горькая от слов Живет в таинственном мерцаньи Учиться мудрой сладкой боли Ее расширенных зрачков. В ее истоме и бреду.     Она светла в часы томлений Ее душа открыта жадно И держит молнии в руке, Лишь медной музыке стиха, И четки сны ее как тени Пред жизнью дольней и отрадной На райском огненном песке. Высокомерна и глуха.     Дольняя - земной. Неслышный и неторопливый, Так странно плавен шаг ее,  Назвать нельзя ее красивой, Отрадный - доставляющий отраду, приятный. Но в ней все счастие мое .  Отрада - чувство удовольствия, радости, удовлетворения.  Своеволия - склонность действовать, поступать по своей воле, по своей прихоти, а также поведение, поступки, совершаемые по своей воле, прихоти.

Она

Когда я жажду своеволий

Я знаю женщину: молчанье,

И смел и горд - я к ней иду

Усталость горькая от слов

Живет в таинственном мерцаньи

Учиться мудрой сладкой боли

Ее расширенных зрачков.

В ее истоме и бреду.

 

 

Она светла в часы томлений

Ее душа открыта жадно

И держит молнии в руке,

Лишь медной музыке стиха,

И четки сны ее как тени

Пред жизнью дольней и отрадной

На райском огненном песке.

Высокомерна и глуха.

 

 

Дольняя - земной.

Неслышный и неторопливый,

Так странно плавен шаг ее,

Назвать нельзя ее красивой,

Отрадный - доставляющий отраду, приятный.

Но в ней все счастие мое .

Отрада - чувство удовольствия, радости, удовлетворения.

Своеволия - склонность действовать, поступать по своей воле, по своей прихоти, а также поведение, поступки, совершаемые по своей воле, прихоти.

Н. Гумилев. Слоненок  Стихотворение входит в сб. “Огненный столб” (последний прижизненный сб. поэта), в котором мучительные ощущения одиночества, затерянности в жизненном лабиринте возрастают. Равно как и другие скорбные мотивы - разлада души и тела, противоречий сознания. В поздней поэзии Гумилева имеет место печать таинственности. Поэту свойственно притяжение к философской аллегории, к объединению реально видимого и предчувствуемого - прозреваемого. Внимание направлено к тайнам духовного бытия человека, его внутреннему состоянию.

Н. Гумилев. Слоненок

Стихотворение входит в сб. “Огненный столб” (последний прижизненный сб. поэта), в котором мучительные ощущения одиночества, затерянности в жизненном лабиринте возрастают. Равно как и другие скорбные мотивы - разлада души и тела, противоречий сознания. В поздней поэзии Гумилева имеет место печать таинственности. Поэту свойственно притяжение к философской аллегории, к объединению реально видимого и предчувствуемого - прозреваемого. Внимание направлено к тайнам духовного бытия человека, его внутреннему состоянию.

Слоненок     Моя любовь к тебе сейчас - слоненок,  Родившийся в Берлине иль Париже И топающий ватными ступнями  Не думай, милая, что день настанет, По комнатам хозяина зверинца.   Когда, взбесившись, разорвет он цепи, И побежит по улицам, и будет, Не предлагай ему французских булок, Как автобус, давить людей вопящих. Не предлагай ему кочней капустных, Он может съесть лишь дольку мандарина,   Кусочек сахару или конфетку. Нет, пусть тебе приснится он под утро   В парче и меди, в страусовых перьях, Как тот, Великолепный, что когда-то Не плачь, о нежная, что в тесной клетке Он сделается посмеяньем черни, Нес к трепетному Риму Ганнибала.   Чтоб в нос ему пускали дым сигары Приказчики под хохот мидинеток.  1921 г.

Слоненок

 

Моя любовь к тебе сейчас - слоненок,

Родившийся в Берлине иль Париже

И топающий ватными ступнями

Не думай, милая, что день настанет,

По комнатам хозяина зверинца.

 

Когда, взбесившись, разорвет он цепи,

И побежит по улицам, и будет,

Не предлагай ему французских булок,

Как автобус, давить людей вопящих.

Не предлагай ему кочней капустных,

Он может съесть лишь дольку мандарина,

 

Кусочек сахару или конфетку.

Нет, пусть тебе приснится он под утро

 

В парче и меди, в страусовых перьях,

Как тот, Великолепный, что когда-то

Не плачь, о нежная, что в тесной клетке

Он сделается посмеяньем черни,

Нес к трепетному Риму Ганнибала.

 

Чтоб в нос ему пускали дым сигары

Приказчики под хохот мидинеток.

1921 г.

Мидинетки  – женщины легкого поведения, торгующие “любовью” Великолепный – слон Ганнибала,  на которого надета попона, украшенная жемчугом, расшитая золотом и т. д. Ганнибал - карфагенский полководец, живший в 247 или 246-183 до н. э.. Он дал себе клятву покорять всю свою жизнь Рим, при этом держал руку над пламенем и опалил ее. После ряда удач во 2-ой Пунической войне был побежден римлянами. И когда римляне окружили его дом, он выпил яд.

Мидинетки женщины легкого поведения, торгующие “любовью”

Великолепный – слон Ганнибала, на которого надета попона, украшенная жемчугом, расшитая золотом и т. д.

Ганнибал - карфагенский полководец, живший в 247 или 246-183 до н. э.. Он дал себе клятву покорять всю свою жизнь Рим, при этом держал руку над пламенем и опалил ее. После ряда удач во 2-ой Пунической войне был побежден римлянами. И когда римляне окружили его дом, он выпил яд.

А. Блок Она пришла с мороза, раскрасневшаяся…. Стихотворение обращено Н. Н. Волоховой, актрисе театра В. Комиссаржевской, в которую Блок был влюблен. Примыкает к сборнику «Пузыри земли» Пузыри земли - в трагедии В. Шекспира “Макбет”, которая принадлежит к числу любимых произведений Блока, есть такие стихи: Земля, как вода, содержит газы, И это были пузыри земли.

А. Блок

Она пришла с мороза, раскрасневшаяся….

Стихотворение обращено

Н. Н. Волоховой, актрисе театра

В. Комиссаржевской, в которую

Блок был влюблен.

Примыкает к сборнику «Пузыри земли»

Пузыри земли - в трагедии В. Шекспира “Макбет”, которая принадлежит к числу любимых произведений Блока, есть такие стихи:

Земля, как вода, содержит газы,

И это были пузыри земли.

 Все это было немножко досадно А. Блок  Она пришла с мороза, И довольно нелепо. Впрочем, она захотела, Раскрасневшаяся, Чтобы я читал ей вслух “Макбета”. Наполнила комнату Едва дойдя до пузырей земли , Ароматом воздуха и духов, Звонким голосом О которых я не могу говорить  без волненья, И совсем неуважительной к занятиям Болтовней. Я заметил, что она тоже волнуется И внимательно смотрит в окно.   Она немедленно уронила на пол   Толстый том художественного журнала, Оказалось, что большой пестрый кот С трудом лепится по краю крыши, И сейчас же стало казаться, Подстерегая целующихся голубей. Что в моей большой комнате Очень мало места. Я рассердился больше всего на то, Что целовались не мы, а голуби, И что прошли времена Паоло  и Франчески.    6 февраля 1908 г.

Все это было немножко досадно

А. Блок

Она пришла с мороза,

И довольно нелепо.

Впрочем, она захотела,

Раскрасневшаяся,

Чтобы я читал ей вслух “Макбета”.

Наполнила комнату

Едва дойдя до пузырей земли ,

Ароматом воздуха и духов,

Звонким голосом

О которых я не могу говорить

без волненья,

И совсем неуважительной к занятиям

Болтовней.

Я заметил, что она тоже волнуется

И внимательно смотрит в окно.

 

Она немедленно уронила на пол

 

Толстый том художественного журнала,

Оказалось, что большой пестрый кот

С трудом лепится по краю крыши,

И сейчас же стало казаться,

Подстерегая целующихся голубей.

Что в моей большой комнате

Очень мало места.

Я рассердился больше всего на то,

Что целовались не мы, а голуби,

И что прошли времена Паоло

и Франчески.

 

6 февраля 1908 г.

Паоло  и Франческа - герои “Божественной комедии” Данте, читали вместе рыцарский роман о Ланцелоте; чтение стало для них прологом к запретному сближению. Они становятся жертвой преступной, гибельной, но в то же время высокой и благородной страсти. Обоих их убил ревнивый муж Франчески, брат Паоло. Убитые неразлучны в аду.

Паоло и Франческа - герои “Божественной комедии” Данте, читали вместе рыцарский роман о Ланцелоте; чтение стало для них прологом к запретному сближению. Они становятся жертвой преступной, гибельной, но в то же время высокой и благородной страсти. Обоих их убил ревнивый муж Франчески, брат Паоло. Убитые неразлучны в аду.

А. Блок «Балаганчик»  Стихотворение создано А. Блоком в период «распутья», когда поэт отказался от поисков и воспеваний Прекрасной Дамы и пытался найти другой идеал, в реальной жизни, окружающей его действительности. Это стихотворение – размышление поэта о своем месте среди других поэтов и вообще среди людей. Стихотворение написано в необычной форме. Это своего рода маленькая пьеса, в которой есть автор, два главных персонажа – девочка и мальчик – и несколько второстепенных героев – «адская свита» королевы, паяц, наверное, другие зрителе в Балагане. В дальнейшем по мотивам этого стихотворения Блоком будет написана пьеса «Балаганчик» (по предложения Г. И. Чулкова).

А. Блок «Балаганчик»

Стихотворение создано А. Блоком в период «распутья», когда поэт отказался от поисков и воспеваний Прекрасной Дамы и пытался найти другой идеал, в реальной жизни, окружающей его действительности. Это стихотворение – размышление поэта о своем месте среди других поэтов и вообще среди людей. Стихотворение написано в необычной форме. Это своего рода маленькая пьеса, в которой есть автор, два главных персонажа – девочка и мальчик – и несколько второстепенных героев – «адская свита» королевы, паяц, наверное, другие зрителе в Балагане. В дальнейшем по мотивам этого стихотворения Блоком будет написана пьеса «Балаганчик» (по предложения Г. И. Чулкова).

А. Блок Балаганчик    Девочка  Вот открыт балаганчик Ах, нет, зачем ты дразнишь меня? Для веселых и славных детей, Смотрит девочка и мальчик Это - адская свита... Королева - та ходит средь белого дня, На дам, королей и чертей.   Вся гирляндами роз перевита, И шлейф ее носит мечами звеня, И звучит эта адская музыка, Вздыхающих рыцарей свита. Зазывает унылый смычок. Страшный черт ухватил карапузика,   Истекает клюквенный сок. Вдруг паяц перегнулся за рампу   И кричит: “Помогите! Истекаю я клюквенным соком!  Мальчик   Он спасется от черного гнева Забинтован тряпицей! На голове моей - картонный шлем! Мановением белой руки. А в руке - деревянный меч!” Посмотри: огоньки Приближаются слева...   Заплакали девочка и мальчик, Видишь факелы? видишь дымки? Это, верно, сама королева... И закрылся веселый балаганчик.  Июль 1905 г.

А. Блок Балаганчик

 

Девочка

Вот открыт балаганчик

Ах, нет, зачем ты дразнишь меня?

Для веселых и славных детей,

Смотрит девочка и мальчик

Это - адская свита...

Королева - та ходит средь белого дня,

На дам, королей и чертей.

 

Вся гирляндами роз перевита,

И шлейф ее носит мечами звеня,

И звучит эта адская музыка,

Вздыхающих рыцарей свита.

Зазывает унылый смычок.

Страшный черт ухватил карапузика,

 

Истекает клюквенный сок.

Вдруг паяц перегнулся за рампу

 

И кричит: “Помогите!

Истекаю я клюквенным соком!

Мальчик

  Он спасется от черного гнева

Забинтован тряпицей!

На голове моей - картонный шлем!

Мановением белой руки.

А в руке - деревянный меч!”

Посмотри: огоньки

Приближаются слева...

 

Заплакали девочка и мальчик,

Видишь факелы? видишь дымки?

Это, верно, сама королева...

И закрылся веселый балаганчик.

Июль 1905 г.

Н. Гумилев Волшебная скрипка

Валерию Брюсову

Ты устанешь и замедлишь, и на миг прервется пенье,

И уж ты не сможешь крикнуть, шевельнуться и

Милый мальчик, ты так весел, так светла твоя улыбка,

Не проси об этом счастье, отравляющем миры,

вздохнуть, -

Ты не знаешь, ты не знаешь, что такое эта скрипка,

Тотчас бешеные волки в кровожадном иступленье

Что такое темный ужас начинателя игры!

В горло вцепятся зубами, встанут лапами на грудь.

 

 

Ты поймешь тогда, как злобно насмеялось все, что пело,

Тот, кто взял ее однажды в повелительные руки, -

В очи глянет запоздалый, но властительный испуг.

У того исчез навеки безмятежный свет очей;

И тоскливый смертный холод обовьет, как тканью, тело,

Духи ада любят слушать эти царственные звуки,

И невеста зарыдает, и задумается друг.

Бродят бешеные волки по дороге скрипачей.

 

 

Мальчик, дальше! Здесь не встретишь ни веселья, ни сокровищ!

Надо вечно петь и плакать этим струнам, звонким струнам,

Но я вижу - ты смеешься, эти взоры - в два луча.

Вечно должен биться, виться обезумевший смычок,

На, владей волшебной скрипкой, посмотри в глаза чудовищ

И под солнцем, и под вьюгой, под белеющим буруном,

И когда пылает запад, и когда горит восток.

И погибни славной смертью, страшной смертью скрипача!

По моему глубокому убеждению, ... - поэт еще не прочитанный... А. А. Ахматова Его жизнь ... была стихотворением, которое длилось непрерывно изо дня в день двадцать лет с 1898 по 1918-ый. К. Чуковский

По моему глубокому убеждению, ...

- поэт еще не прочитанный...

А. А. Ахматова

Его жизнь ... была стихотворением,

которое длилось

непрерывно изо дня в день двадцать лет

с 1898 по 1918-ый.

К. Чуковский


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!