«Твой выбор»
Агафонова Е.М.
учитель математики
МОУ СОШ п.Поливаново
МО «Барышский район» Ульяновской области
- Агафонова Е.М. учитель математики МОУ СОШ п.Поливаново МО «Барышский район» Ульяновской области
Много есть профессий разных Много всяких нужных дел. Чем бы в жизни заниматься, Что бы делать Ты хотел?
Профессия
Профессия
Специальность
Специальность — комплекс приобретённых путём специальной подготовки и опыта работы знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии (эколог, парикмахер, хореограф, искусствовед, менеджер, религиовед, культуролог, инженер-строитель, слесарь-инструментальщик, слесарь-наладчик, врач-терапевт).
Классификация Е.А. Климова
Е.А. Климовым
Мир профессий и специальностей очень многообразен и динамичен.
Классификация профессий: (Климов)
1) Человек – человек (Ч–Ч);
2) Человек – техника (Ч– Т);
3) Человек – знак (Ч–З);
4)
5) Человек – художественный образ (Ч – Х)
Профессии типа «ЧЕЛОВЕК – ЧЕЛОВЕК»
Профессии типа «ЧЕЛОВЕК – ТЕХНИКА»
Профессии типа «ЧЕЛОВЕК – ЗНАК»
Профессии типа «ЧЕЛОВЕК – ПРИРОДА»
Профессии типа «ЧЕЛОВЕК – ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ»
По целям труда:
- Гностические профессии» (от древнегреческого «гнозис» - знание, познание). Таких профессий, связанных с чисто познавательным трудом и, в то же время, органично включенных в самые недра материального производства, немало, и все они весьма разнообразны.
- «Преобразующие профессии» Большинство профессий является не чисто гностическим, а связанным с активным изменением свойств и состояний предметов труда. Познавание здесь не самоцель, оно обслуживает преобразующую деятельность человека.
- «Изыскательские профессии» В этом классе профессий на первый план выступает такая цель деятельности, которая предполагает что-то изобрести, придумать, найти новый вариант решения.
Гностические (распознать, определить)
Гностические (распознать, определить)
Человек - человек
Преобразующие (обработать, обслужить)
Человек - техника
Психолог
Изыскательские (изобрести, придумать)
Наладчик станков с ЧПУ
Человек - знаковая система
Учитель, врач
Режиссёр
Водитель, слесарь
Графолог
Человек - природа
Изобретатель, Инженер
Архивариус, библиотекарь
Ботаник
Человек – художествен-ный образ
Программист
Ветеринар
Литературный критик
Биоинженер
Актёр
Художник, дизайнер
По средствам труда:
- «Ручные орудия труда» (непосредственное выполнение функции). Лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант, слесарь, картограф, художник-живописец.
- «Механизированные орудия труда» (управление машинами, механизмами). Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичными профессиями для этого подразделения классификации являются машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.
- «Автоматизированные орудия труда» (управление станками, устройствами). Оператор инкубационных цехов, оператор станков с программным управлением, оператор магнитной записи.
- «Функциональные средства организма человека». З десь имеются в виду психологические средства труда – разного рода мысленные эталоны (например, у акробата – мысленный образец последовательности действий, у дирижера – образные эталоны и т.д.).
По условиям труда:
- «Условия бытового типа» В таких условиях работает, например, лаборант, бухгалтер, программист.
- «Работа на открытом воздухе ». В режиме резкого перепада температуры, влажности. Эти условия характерны для агронома, монтажника стальных и железобетонных конструкций, тракториста-механизатора.
- «Необычные условия труда» Под водой, на высоте, под землей, а также в условиях повышенной температуры и других. Примеры профессий – водолазы, шахтеры, маляры, монтажники.
- «Условия с повышенным уровнем моральной ответственности» За здоровье и жизнь человека или за большие материальные общественные ценности. К этой группе относятся профессии учителя, судьи, продавца.
«ХОЧУ»
«МОГУ»
Интерес – побуждение познавательного характера
Склонности - это желания человека, побуждения, потребности в определенных видах деятельности, стремление не только к результату, но и к самому процессу того, что человек делает.
«НАДО»
Способности - это такие индивидуальные качества человека, от которых зависит успешное осуществление деятельности
Состояние здоровья
Личные качества
Потребности рынка труда – наличие рабочих мест по избранной специальности
Тестирование по ДДО Е.А. Климова.
Инструкция к тесту
Ниже приведены 20 пар утверждений, которые раскрывают в сжатой форме тот или иной вид деятельности. Каждое утверждение в свою очередь имеет два буквенных обозначения — а и б.
Прочитайте каждое из двух утверждений внимательно, а потом выберите одного из них, проставив рядом знак «+», которое Вы сочли наиболее соответствующим и подходящим именно Вам. Можете поставить два знака «+», что будет говорить о еще большей привлекательности выбранного Вами вида деятельности. В случае, если выбранная работа Вам очень нравится Вы можете, поставить три знака «+».
Знаком «-» отметьте работу, которая Вам не привлекательна. По степени несоответствия данного вида деятельности Вашим предпочтениям, Вы можете поставить два знака «-», и в случае, когда эта работа очень не нравится Вам, поставьте три знака «-».
1а. Ухаживать за животными
или
2а. Помогать больным людям, лечить их
1б. Обслуживать машины
или
За. Участвовать в оформлении книг, плакатов, журналов
или
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин
4а. Обрабатывать материалы (древесину, ткань, металл, пластмассу и др.)
3б. Следить за состоянием и развитием растений
или
4б. Доводить товары до потребителя (рекламировать)
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи
или
6а. Содержать животных
5б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты)
или
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты)
или
6б. Тренировать товарищей (или младших школьников) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных)
8а. Сообщать (разъяснять) людям какие-либо сведения (в справочном бюро, на экскурсии)
7б. Управлять подъемным краном, трактором, тепловозом и т. п.
или
8б. Художественно оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов)
9а. Ремонтировать вещи (одежду, технику), жилище
или
10а. Лечить животных
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках
или
11а. Выводить новые сорта растений
или
10б. Выполнять вычисления, расчеты
12а. Разрешать споры, предупреждать ссоры, убеждать, разъяснять, поощрять, наказывать
1б. Конструировать, проектировать новые виды изделий (машины, одежду, дома и т. п.)
или
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок)
13а. Участвовать в работе кружков художественной самодеятельности
или
14а. Налаживать медицинские приборы, аппараты
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов
или
15а. Составлять точные описания, отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и т.п
или
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах и т. п.
16а. Выполнять лабораторные анализы в больнице
15б. Художественно описывать, отображать события (наблюдаемые или представляемые)
или
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение
17а. Красить или расписывать стены или помещения, поверхность изделий
или
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших товарищей (в театры, музеи), экскурсии, туристические походы и т. п.
17б. Осуществлять монтаж зданий или сборку машин, приборов
или
19а. Изготавливать по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания
или
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты
или
20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе и др.)
Ключи к тесту:
После заполнения таблицы, состоящей из пяти рядов, каждый из которых соответствует конкретному типу профессии, по вертикали подсчитывается число знаков «+». Полученное число плюсов записывается в первую из трех пустых строчек внизу таблицы.
Затем аналогичным образом подсчитывается число знаков «-» и их количество записывается во вторую пустую строку таблицы.
После этого по каждому из пяти вертикальных рядов необходимо проделать следующую операцию: из числа плюсов вычесть число минусов и полученный результат записать в последнюю пустую строку внизу таблицы.
При интерпретации результатов рекомендуется использовать не только показатели последней строки таблицы, в которой прописана общая сумма набранных баллов, но и показатели двух других строк: число плюсов и число минусов. Например, в столбце «Ч-Ч» содержится 7 плюсов и 1 минус, сумма соответственно получается 6; а в столбце «Ч-Т» содержится 13 плюсов и 7 минусов, сумма в итоге получается тоже 6; Вам в таком случае более соответствует профессия типа «Ч-Т», так как плюсов в данной колонке больше.
Ч-Ч
2а
Ч-Т
1б
4б
Ч-п
Ч-З
1а
4а
6б
Ч-Х
2б
8а
3б
7б
3а
5а
6а
9а
12а
10а
9б
5б
11б
14б
7а
10б
11а
14а
16б
8б
17б
12б
13б
18а
19а
15а
16а
13а
19б
15б
20а
17а
20б
18б
+
-
Сумма
Человек — Человек (Ч-Ч)
Труд людей этой группы профессий связан с:
воспитанием, обучением, тренировкой других людей (воспитатель дошкольных учреждений, детских домов, преподаватель в школах и других учебных заведениях, мастер производственного обучения, тренер по спорту и др.);
медицинским обслуживанием людей и уходом за ними (врач, зубной техник, медицинская сестра);
правовой помощью (судья, адвокат, юрисконсульт, работник милиции и т.д.);
организацией людей, руководством и управлением ими (администратор, менеджер и пр.);
изучением, описанием, исследованием других людей (социолог, психолог, журналист, следователь и пр.).
Человек - Техника (Ч-Т)
Труд людей этой группы профессий связан с:
преобразованием деталей, изделий, механизмов (изготовление деталей, машин, механизмов вручную, на станках и автоматических линиях, слесарно-сборочные работы, монтажные и электромонтажные, строительно-отделочные, работы по добыче и переработке промышленного сырья, изготовление пищевых продуктов);
обслуживанием технических объектов (наладка и обслуживание оборудования, управление станками, машинами, механизмами, транспортными средствами и строительными машинами);
восстановлением (восстановление и ремонт технического оборудования, изделий);
изучением (контроль и анализ качества изделий и механизмов, испытание качества изделий).
Человек — Природа (Ч-П)
Труд людей этой группы профессий связан с:
преобразованием, переработкой (садовник, технолог пищевой промышленности, рыбообработчик и пр.);
обслуживанием, охраной флоры и фауны (работник лесного хозяйства, цветовод, птицевод, животновод и пр.);
заготовкой продуктов, эксплуатацией природных ресурсов (охотник, рыбак, лесоруб, агроном, зоотехник и пр.);
восстановлением, лечением (ветеринар, эколог, лесовод и пр.);
изучением, описанием, изысканием (генетик, геолог, ботаник, зоолог, метролог и пр.).
Человек — Знаковая система (Ч-З)
Труд людей этой группы профессий связан с:
преобразованием, расчетом, сортировкой (бухгалтер, экономист, почтальон и пр.);
шифровкой, дешифровкой, распознаванием символов (стенографист, радист, лингвист, филолог, историк, математик, библиотекарь и пр.);
управлением движения (диспетчер, инспектор ГИБДД и пр.);
составлением и хранением документации (нотариус, архивариус, делопроизводитель и пр.);
восстановлением, устранением искажений (корректор, редактор и пр.).
Человек — Художественный образ (Ч-Х)
Труд людей этой группы профессий связан с:
преобразованием, созданием (архитектор, дизайнер, скульптор, модельер, художник, режиссер, композитор и пр.);
исполнением, изготовлением изделий по образцу в единичном экземпляре (дирижер, музыкант, вокалист, актер, ювелир, реставратор, оформитель и пр.);
с воспроизведением, копированием, размножением художественных произведений (мастер по росписи, шлифовщик по камню, маляр и пр.).
- https://psychologyc.ru/oprosnik-klimova/
- https://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/professii/