Просмотр содержимого документа
«Презентация к лекции 5-1. Мир византийской культуры»
Раздел 3. Художественная культура Средних веков. Мир византийской культуры.
Византия, Византийская империя, самоназвание Ромейская империя (395 — 1453) — государство, сформировавшееся в 395 году вследствие окончательного раздела Римской империи на западную и восточную части.
Византийское искусство
Раннехристианский
Палеологовское
возрождение
период
Ранневизантийский
период
Комниновское
возрождение
Период
Македонского
возрождения
Иконоборческий
период
Византийской культуре были свойственны:
- Зрелищность и спиритуализм;
- Эклектизм стилей и направлений;
- Сакральность и культовость.
Империя Ромеев стала первым образцом классической христианской культуры. Именно здесь философия и доктрины молодой религии приобрели завершенную форму в Церкви. Влияние духовного прослеживалось везде: в политической жизни оно было выражено в обожествлении власти и придании сакральности образу императора; в живописи не было равных византийской иконописи; в архитектуре появлялись новые ориентиры и элементы зодчества.
Архитектура Византии
- большое внимание уделялось декорированию убранства храма - не только снаружи, но и внутри;
- разработан тип купольной базилики;
- начинается строительство крестово-купольных храмов.
Софийский собор
Специфика храмов Древних греков и римлян заключалась в их алтарности — храмы строили как обитель почитаемого бога. Основное внимание уделялось фасаду. В традиции христианства храм является местом для вознесения молитв. Меняется его сущность — он становится местом собрания верующих. Концепция постройки претерпевает изменения: внутренняя отделка становится разнообразнее, все внимание мастеров направлено на создание атмосфера духовности места.
Церковь Святой Ирины
Храм Святой Софии (Трабзон)
Мавзолей Галлы Плацидди
Скульптура Византии
- наследование традиций Рима;
- распространение скульптурных рельефов, изображающих повседневность, сцены библейских сюжетов.
Для религиозных целей ваяние с самого начала употреблялось умеренно, т.к. восточная церковь всегда неблагосклонно смотрела на статуи, считая поклонение им идолопоклонством. Постановлением Никейского собора 842 г. Скульптуры были совсем устранены из храмов.
Живопись и прикладное искусство
- расцвет мозаики (смальта);
- высокая одухотворенность образов;
- иконопись как основная форма живописи;
- под влияние иконоборцев замена индивидуальных образов орнаментальными мотивами, изображениями природы, животных;
- вырабатывается строгий живописный канон в размещении религиозных изображений;
- реставрация индивидуализации иконописных изображений.
Иконопись Византии
Развитие жанра изобразительного творчества можно разделить на несколько периодов:
- доиконоборческая эпоха;
- иконоборство;
- постиконоборческий период.
Византийская мозаика
Мозаика — искусство составления из мелких частиц какого-либо материала единого образа или картины. Главной техникой византийской мозаики был прямой набор, при котором элементы укладываются обратной стороной на постоянную основу. Прямой набор в древности осуществлялся непосредственно на месте мозаичной композиции: на ровном слое закрепляющей массы делался эскиз, а затем кусочки смальты вдавливались в массу. Смальтовые композиции отличались большим разнообразием цвета, яркостью, игрой света на поверхности.
Главной художественной особенностью византийских мозаик является великолепный золотой фон. Обязательным для византийских мастеров стал технический прием выполнения контуров мозаичных фигур. Контур выкладывался в один ряд кубиков и элементов со стороны фигуры или объекта, и также в один ряд — со стороны фона. Ровная линия таких контуров придавала изображениям четкость. Большинство мозаичных панно изображали библейские сюжеты и христианские истории.
Декоративно-прикладное искусство
Наряду с резным делом процветала обработка металлов, из которых исполнялись выбивные или литые произведения умеренного рельефа.
Корона Константина IX Мономаха
Великолепнейший образец византийского эмальерного дела представляет знаменитая Pala d’oro (золотой алтарь) — род маленького иконостаса с миниатюрами в технике перегородчатой эмали, украшающий собой главный алтарь в венецианском соборе св. Марка.