СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к мастер-классу "Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации отражены основные методы и приемы мнемотехники на уроках русского языка.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к мастер-классу "Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка"»

Тема мастер-класса:  «Использование приёмов мнемотехники на уроках русского языка и литературы»

Тема мастер-класса:

«Использование приёмов мнемотехники на уроках русского языка и литературы»

Цель: знакомство с термином «мнемотехника», с её приемами, которые используются на уроках русского языка и литературы.  Задачи: - познакомить с особенностью приемов мнемотехники; продемонстрировать этапы работы по заучиванию стихотворений с использованием мнемообразов; предоставить возможность практического освоения мнемотехнических приемов.

Цель: знакомство с термином «мнемотехника», с её приемами, которые используются на уроках русского языка и литературы.

Задачи:

- познакомить с особенностью приемов мнемотехники;

  • продемонстрировать этапы работы по заучиванию стихотворений с использованием мнемообразов;
  • предоставить возможность практического освоения мнемотехнических приемов.

Мнемотехника была известна с давних времён и насчитывает не менее 2 тыс. лет. Считается, что понятие «мнемоника» ввёл Пифагор Самосский в VIв. до н.э.

Мнемотехника была известна с давних времён и насчитывает не менее 2 тыс. лет. Считается, что понятие «мнемоника» ввёл Пифагор Самосский в VIв. до н.э.

Первый труд, который сохранился по мнемонике, приписывают Цицерону

Первый труд, который сохранился по мнемонике, приписывают Цицерону

МНЕМОТЕХНИКА (с греч. - искусство запоминания) – это система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования образов, ассоциаций.

МНЕМОТЕХНИКА (с греч. - искусство запоминания) – это система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования образов, ассоциаций.

Приемы мнемотехники 1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.

Приемы мнемотехники

1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.

Приемы мнемотехники 2.  Рифмизация

Приемы мнемотехники

2. Рифмизация

 Игра в рифму по картинкам Развитие звуковой культуры речи происходит через работу над словом, его формами, однокоренными словами. Развитие фонематического слуха поможет избежать многих ошибок при изучении основных законов фонетики и орфографии.

Игра в рифму по картинкам

  • Развитие звуковой культуры речи происходит через работу над словом, его формами, однокоренными словами.
  • Развитие фонематического слуха поможет избежать многих ошибок при изучении основных законов фонетики и орфографии.
Упражнение «Выбери рифму» Предлагается закончить строчку стихотворения, выбрав нужный предмет из нескольких.  Над прудом парит стрекоза  В огороде гуляет …   За столом Марина,  На столе …

Упражнение «Выбери рифму»

  • Предлагается закончить строчку стихотворения, выбрав нужный предмет из нескольких.

Над прудом парит стрекоза

В огороде гуляет …

За столом Марина,

На столе …

Упражнение «Отвечай в рифму» Отвечай на вопросы, верно отыскав на картинке необходимый предмет. Иногда, чтобы ответить на вопрос в рифму, надо подобрать форму слова, изменив число. Кто размером с пятачок? Кто слетелся на фонарики? Кто курочкам пастух? Кто пробует на вкус ромашки? Кто катал на спине люд? Кто с трудом передвигает ноги?

Упражнение «Отвечай в рифму»

  • Отвечай на вопросы, верно отыскав на картинке необходимый предмет. Иногда, чтобы ответить на вопрос в рифму, надо подобрать форму слова, изменив число.
  • Кто размером с пятачок?
  • Кто слетелся на фонарики?
  • Кто курочкам пастух?
  • Кто пробует на вкус ромашки?
  • Кто катал на спине люд?
  • Кто с трудом передвигает ноги?
Упражнение «Найди пару» Что нарисовано на картинке? (Дрова, забор, мышка, комар, самовар, сова, топор, лиса, червяк, моряк, оса, шишка.) Найди предметы, названия которых рифмуются, соедини их линией.  Придумай с ними двустишия.

Упражнение «Найди пару»

  • Что нарисовано на картинке? (Дрова, забор, мышка, комар, самовар, сова, топор, лиса, червяк, моряк, оса, шишка.)
  • Найди предметы, названия которых рифмуются, соедини их линией.
  • Придумай с ними двустишия.
Чему способствуют игры в рифму? Игры в рифму развивают у ребёнка слуховое внимание, фонематический слух, чувство ритма, правильное и чёткое произношение; формируют интонационную выразительность речи; обогащают словарный запас; побуждают ребёнка к самостоятельному творческому активному мышлению.

Чему способствуют игры в рифму?

  • Игры в рифму развивают у ребёнка слуховое внимание, фонематический слух, чувство ритма, правильное и чёткое произношение; формируют интонационную выразительность речи; обогащают словарный запас; побуждают ребёнка к самостоятельному творческому активному мышлению.
Приемы мнемотехники 3.  Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией.

Приемы мнемотехники

3. Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией.

Приемы мнемотехники 4. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Приемы мнемотехники

4. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

  Есть на новом платье у меня кармашки. На кармашках этих вышиты ромашки. Ромашки, ромашки, будто луговые. Ромашки, ромашки, словно как живые.

Есть на новом платье у меня кармашки.

На кармашках этих вышиты ромашки.

Ромашки, ромашки, будто луговые.

Ромашки, ромашки, словно как живые.

  Есть на новом платье у меня кармашки. На кармашках этих вышиты ромашки. Ромашки, ромашки, будто луговые. Ромашки, ромашки, словно как живые.

Есть на новом платье у меня кармашки.

На кармашках этих вышиты ромашки.

Ромашки, ромашки, будто луговые.

Ромашки, ромашки, словно как живые.

  Есть на новом платье у меня кармашки. На кармашках этих вышиты ромашки. Ромашки, ромашки, будто луговые. Ромашки, ромашки, словно как живые.

Есть на новом платье у меня кармашки.

На кармашках этих вышиты ромашки.

Ромашки, ромашки, будто луговые.

Ромашки, ромашки, словно как живые.

  Есть на новом платье у меня кармашки. На кармашках этих вышиты ромашки. Ромашки, ромашки, будто луговые. Ромашки, ромашки, словно как живые.

Есть на новом платье у меня кармашки.

На кармашках этих вышиты ромашки.

Ромашки, ромашки, будто луговые.

Ромашки, ромашки, словно как живые.

  Есть на новом платье у меня кармашки. На кармашках этих вышиты ромашки. Ромашки, ромашки, будто луговые. Ромашки, ромашки, словно как живые.

Есть на новом платье у меня кармашки.

На кармашках этих вышиты ромашки.

Ромашки, ромашки, будто луговые.

Ромашки, ромашки, словно как живые.

  Есть на новом платье у меня кармашки. На кармашках этих вышиты ромашки. Ромашки, ромашки, будто луговые. Ромашки, ромашки, словно как живые.

Есть на новом платье у меня кармашки.

На кармашках этих вышиты ромашки.

Ромашки, ромашки, будто луговые.

Ромашки, ромашки, словно как живые.

  Есть на новом платье у меня кармашки. На кармашках этих вышиты ромашки. Ромашки, ромашки, будто луговые. Ромашки, ромашки, словно как живые.

Есть на новом платье у меня кармашки.

На кармашках этих вышиты ромашки.

Ромашки, ромашки, будто луговые.

Ромашки, ромашки, словно как живые.

  Есть на новом платье у меня кармашки. На кармашках этих вышиты ромашки. Ромашки, ромашки, будто луговые. Ромашки, ромашки, словно как живые.

Есть на новом платье у меня кармашки.

На кармашках этих вышиты ромашки.

Ромашки, ромашки, будто луговые.

Ромашки, ромашки, словно как живые.

Где можно использовать мнемосхемы?

Где можно использовать мнемосхемы?

 В очках и без очков  Юнна Мориц

В очках и без очков Юнна Мориц

 Когда хожу я без очков,

Когда хожу я без очков,

 Я наступаю на жучков

Я наступаю на жучков

  И укусить могу шкатулку,

И укусить могу шкатулку,

 Вполне приняв её за булку!

Вполне приняв её за булку!

  Зато в очках я никогда

Зато в очках я никогда

  Не сел на спящего кота,

Не сел на спящего кота,

  Не вышел в сад через окно,

Не вышел в сад через окно,

 Не спутал почту и кино!

Не спутал почту и кино!

Но для того, чтоб видеть сны,

Но для того, чтоб видеть сны,

   Очки мне вовсе не нужны!

Очки мне вовсе не нужны!

 А ночь нужна, и тишина,

А ночь нужна, и тишина,

И звёзды в небе, и луна,

И звёзды в небе, и луна,

   Нужна подушка и кровать

Нужна подушка и кровать

  И нужно глаз не открывать!

И нужно глаз не открывать!

  В очках и без очков  Юнна Мориц

В очках и без очков Юнна Мориц

 Когда хожу я без …,

Когда хожу я без …,

 Я наступаю на …

Я наступаю на …

  И укусить могу …,

И укусить могу …,

 Вполне приняв её за …!

Вполне приняв её за …!

  Зато в … я никогда

Зато в … я никогда

  Не сел на спящего …,

Не сел на спящего …,

  Не вышел в сад через …,

Не вышел в сад через …,

 Не спутал почту и …!

Не спутал почту и …!

Но для того, чтоб видеть …,

Но для того, чтоб видеть …,

   Очки мне вовсе не …!

Очки мне вовсе не …!

 А ночь нужна, и …,

А ночь нужна, и …,

И звёзды в небе, и …,

И звёзды в небе, и …,

   Нужна подушка и …

Нужна подушка и …

  И нужно глаз не …!

И нужно глаз не …!

  В очках и без очков  Юнна Мориц

В очках и без очков Юнна Мориц

 Когда … я без …,

Когда … я без …,

 Я … на …

Я … на …

  И … могу …,

И … могу …,

 Вполне … её за …!

Вполне … её за …!

  Зато в … я …

Зато в … я …

  Не сел на … …,

Не сел на … …,

 Не спутал … и …!

Не спутал … и …!

  Не … в сад через …,

Не … в сад через …,

Но для того, чтоб … …,

Но для того, чтоб … …,

   Очки мне … не …!

Очки мне … не …!

 А ночь …, и …,

А ночь …, и …,

И звёзды в …, и …,

И звёзды в …, и …,

   Нужна … и …

Нужна … и …

  И нужно … не …!

И нужно … не …!

  В очках и без очков  Юнна Мориц

В очках и без очков Юнна Мориц

 … … я без …,

… … я без …,

 … … на …

… … на …

  И … … …,

И … … …,

 … … её за …!

… … её за …!

 … в … я …

… в … я …

  Не … на … …,

Не … на … …,

  Не … в … через …,

Не … в … через …,

 Не … … и …!

Не … … и …!

Но … того, чтоб … …,

Но … того, чтоб … …,

   … мне … не …!

… мне … не …!

 А … …, и …,

А … …, и …,

 И … в …, и …,

И … в …, и …,

   … … и …

… … и …

  И … … не …!

И … … не …!

  В очках и без очков  Юнна Мориц

В очках и без очков Юнна Мориц

В овладении приемами работы с мнемотаблицами, мы не только заучиваем стихотворение наизусть, но и тем самым развиваем и речь и основные психические процессы - память, внимание, образное мышление. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным, творческим.

В овладении приемами работы с мнемотаблицами,

мы не только заучиваем стихотворение наизусть, но и тем самым развиваем и речь и основные психические

процессы - память, внимание, образное мышление. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным, творческим.

Интересные идеи находим на конференциях и педагогических форумах

Интересные идеи находим на конференциях и педагогических форумах

Достижения учеников

Достижения учеников

 «Когда мы верим в чудеса» Н. Пикулева

«Когда мы верим в чудеса»

Н. Пикулева

Когда мы верим в чудеса, Они не могут не случиться!

Когда мы верим в чудеса,

Они не могут не случиться!

Какие добрые глаза и удивительные лица!

Какие добрые глаза и удивительные лица!

Когда мы верим в чудеса, они нас ждут зимой и летом!

Когда мы верим в чудеса, они нас ждут зимой и летом!

Не знает только тот об этом, кто, ЖАЛЬ , не верит в чудеса!

Не знает только тот об этом, кто, ЖАЛЬ , не верит в чудеса!

Но смех звенит, горят глаза!

Но смех звенит, горят глаза!

И признаемся мы друг другу,

И признаемся мы друг другу,

что ходит доброта по кругу

что ходит доброта по кругу

и учит верить в чудеса!

и учит верить в чудеса!

«Когда мы верим в чудеса» Н. Пикулева

«Когда мы верим в чудеса»

Н. Пикулева

Когда мы верим в ….. Они не могут не ……!

Когда мы верим в …..

Они не могут не ……!

Какие……………. И удивительные…..

Какие…………….

И удивительные…..

Когда мы верим…..  они нас ждут ….

Когда мы верим….. они нас ждут ….

Не знает только тот об этом, кто, ЖАЛЬ , .. …. . …..

Не знает только тот об этом, кто, ЖАЛЬ , .. …. . …..

Но………………., горят глаза!

Но………………., горят глаза!

И …………………..,

И …………………..,

что ходит ………………………………!

что ходит ………………………………!

и учит верить….

и учит верить….

«Когда мы верим в чудеса» Н. Пикулева

«Когда мы верим в чудеса»

Н. Пикулева

К.Д.Ушинский писал:  “ Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.

К.Д.Ушинский писал:

“ Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!