Тема мастер-класса:
«Использование приёмов мнемотехники на уроках русского языка и литературы»
Цель: знакомство с термином «мнемотехника», с её приемами, которые используются на уроках русского языка и литературы.
Задачи:
- познакомить с особенностью приемов мнемотехники;
- продемонстрировать этапы работы по заучиванию стихотворений с использованием мнемообразов;
- предоставить возможность практического освоения мнемотехнических приемов.
Мнемотехника была известна с давних времён и насчитывает не менее 2 тыс. лет. Считается, что понятие «мнемоника» ввёл Пифагор Самосский в VIв. до н.э.
Первый труд, который сохранился по мнемонике, приписывают Цицерону
МНЕМОТЕХНИКА (с греч. - искусство запоминания) – это система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования образов, ассоциаций.
Приемы мнемотехники
1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации.
Приемы мнемотехники
2. Рифмизация
Игра в рифму по картинкам
- Развитие звуковой культуры речи происходит через работу над словом, его формами, однокоренными словами.
- Развитие фонематического слуха поможет избежать многих ошибок при изучении основных законов фонетики и орфографии.
Упражнение «Выбери рифму»
- Предлагается закончить строчку стихотворения, выбрав нужный предмет из нескольких.
Над прудом парит стрекоза
В огороде гуляет …
За столом Марина,
На столе …
Упражнение «Отвечай в рифму»
- Отвечай на вопросы, верно отыскав на картинке необходимый предмет. Иногда, чтобы ответить на вопрос в рифму, надо подобрать форму слова, изменив число.
- Кто размером с пятачок?
- Кто слетелся на фонарики?
- Кто курочкам пастух?
- Кто пробует на вкус ромашки?
- Кто катал на спине люд?
- Кто с трудом передвигает ноги?
Упражнение «Найди пару»
- Что нарисовано на картинке? (Дрова, забор, мышка, комар, самовар, сова, топор, лиса, червяк, моряк, оса, шишка.)
- Найди предметы, названия которых рифмуются, соедини их линией.
- Придумай с ними двустишия.
Чему способствуют игры в рифму?
- Игры в рифму развивают у ребёнка слуховое внимание, фонематический слух, чувство ритма, правильное и чёткое произношение; формируют интонационную выразительность речи; обогащают словарный запас; побуждают ребёнка к самостоятельному творческому активному мышлению.
Приемы мнемотехники
3. Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией.
Приемы мнемотехники
4. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Есть на новом платье у меня кармашки.
На кармашках этих вышиты ромашки.
Ромашки, ромашки, будто луговые.
Ромашки, ромашки, словно как живые.
Есть на новом платье у меня кармашки.
На кармашках этих вышиты ромашки.
Ромашки, ромашки, будто луговые.
Ромашки, ромашки, словно как живые.
Есть на новом платье у меня кармашки.
На кармашках этих вышиты ромашки.
Ромашки, ромашки, будто луговые.
Ромашки, ромашки, словно как живые.
Есть на новом платье у меня кармашки.
На кармашках этих вышиты ромашки.
Ромашки, ромашки, будто луговые.
Ромашки, ромашки, словно как живые.
Есть на новом платье у меня кармашки.
На кармашках этих вышиты ромашки.
Ромашки, ромашки, будто луговые.
Ромашки, ромашки, словно как живые.
Есть на новом платье у меня кармашки.
На кармашках этих вышиты ромашки.
Ромашки, ромашки, будто луговые.
Ромашки, ромашки, словно как живые.
Есть на новом платье у меня кармашки.
На кармашках этих вышиты ромашки.
Ромашки, ромашки, будто луговые.
Ромашки, ромашки, словно как живые.
Есть на новом платье у меня кармашки.
На кармашках этих вышиты ромашки.
Ромашки, ромашки, будто луговые.
Ромашки, ромашки, словно как живые.
Где можно использовать мнемосхемы?
В очках и без очков Юнна Мориц
Когда хожу я без очков,
Я наступаю на жучков
И укусить могу шкатулку,
Вполне приняв её за булку!
Зато в очках я никогда
Не сел на спящего кота,
Не вышел в сад через окно,
Не спутал почту и кино!
Но для того, чтоб видеть сны,
Очки мне вовсе не нужны!
А ночь нужна, и тишина,
И звёзды в небе, и луна,
Нужна подушка и кровать
И нужно глаз не открывать!
В очках и без очков Юнна Мориц
Когда хожу я без …,
Я наступаю на …
И укусить могу …,
Вполне приняв её за …!
Зато в … я никогда
Не сел на спящего …,
Не вышел в сад через …,
Не спутал почту и …!
Но для того, чтоб видеть …,
Очки мне вовсе не …!
А ночь нужна, и …,
И звёзды в небе, и …,
Нужна подушка и …
И нужно глаз не …!
В очках и без очков Юнна Мориц
Когда … я без …,
Я … на …
И … могу …,
Вполне … её за …!
Зато в … я …
Не сел на … …,
Не спутал … и …!
Не … в сад через …,
Но для того, чтоб … …,
Очки мне … не …!
А ночь …, и …,
И звёзды в …, и …,
Нужна … и …
И нужно … не …!
В очках и без очков Юнна Мориц
… … я без …,
… … на …
И … … …,
… … её за …!
… в … я …
Не … на … …,
Не … в … через …,
Не … … и …!
Но … того, чтоб … …,
… мне … не …!
А … …, и …,
И … в …, и …,
… … и …
И … … не …!
В очках и без очков Юнна Мориц
В овладении приемами работы с мнемотаблицами,
мы не только заучиваем стихотворение наизусть, но и тем самым развиваем и речь и основные психические
процессы - память, внимание, образное мышление. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным, творческим.
Интересные идеи находим на конференциях и педагогических форумах
Достижения учеников
«Когда мы верим в чудеса»
Н. Пикулева
Когда мы верим в чудеса,
Они не могут не случиться!
Какие добрые глаза и удивительные лица!
Когда мы верим в чудеса, они нас ждут зимой и летом!
Не знает только тот об этом, кто, ЖАЛЬ , не верит в чудеса!
Но смех звенит, горят глаза!
И признаемся мы друг другу,
что ходит доброта по кругу
и учит верить в чудеса!
«Когда мы верим в чудеса»
Н. Пикулева
Когда мы верим в …..
Они не могут не ……!
Какие…………….
И удивительные…..
Когда мы верим….. они нас ждут ….
Не знает только тот об этом, кто, ЖАЛЬ , .. …. . …..
Но………………., горят глаза!
И …………………..,
что ходит ………………………………!
и учит верить….
«Когда мы верим в чудеса»
Н. Пикулева
К.Д.Ушинский писал:
“ Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.