Применение метода «Кейс-стади»
в педагогической практике.
ЭТИМОЛОГИЯ ПОНЯТИЯ «КЕЙС-МЕТОД»
Метод обучения, использующий описание реальных ситуаций.
Волас Донам
Иначе:
Метод казусов
Метод ситуационного обучения
Метод конкретных ситуаций
Метод «прецедента» или «случая»
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
1910 год - впервые использован в Гарвардской школе бизнеса.
1921 год - метод перекочевал в профессиональное образование.
1987 год - впервые использован в России в высшей школе и в учреждениях дополнительного профессионального образования педагогов.
Зародился в бизнес-школе США
ЗНАЧЕНИЕ КЕЙС-МЕТОДА
- Ориентир на формирование умений и навыков.
- Сотворчество педагога и обучающегося.
- Получение знаний по тем дисциплинам, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос.
- Педагог - диспетчер процесса сотворчества.
- Использование в процессе обучения и контроля знаний.
- На занятиях с использованием кейс метода зрителей нет, участвуют все.
ТЕОРЕТИКО-ПРАКТИЧЕСКОЕ
ОСНОВАНИЕ КЕЙС-МЕТОДА
Интерактивный метод обучения
Проблемно-поисковый анализ
Развивающее обучение
Ориентация на создание ситуации выбора
Обучение через анализ собственного опыта
КЛАССИФИКАЦИЯ «КЕЙСОВ»
Н. Федянин, В. Давыденко
СТРУКТУРИРОВАННЫЙ КЕЙС
(highly structured)
«МАЛЕНЬКИЕ НАБРОСКИ»
(short vignetts)
ПЕРВООТКРЫВАТЕЛЬСКИЕ КЕЙСЫ
(ground breaking cases)
БОЛЬШИЕ НЕСТРУКТУРИРОВАННЫЕ КЕЙСЫ
(long unstructured cases)
7
КЕЙС,
КАК ИНСТРУМЕНТ МЕТОДА
это описание конкретной ситуации, которая имела место быть в той или иной практике, которая содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения.
Содержит:
Проблему , содержащую в себе несколько вариантов её решения.
Задание
Вспомогательную информацию
8
МЕТОДИКА РАБОТЫ
ПО КЕЙС-МЕТОДУ
Фаза работы
Действия педагога
До занятия
Действия обучающегося
- Подбирает или разрабатывает кейс.
- Определяет основные и вспомогательные материалы.
- Разрабатывает сценарий занятий.
Во время занятия
- Получает кейс и список рекомендуемой литературы (возможно получение кейса и во время занятия).
- Самостоятельно готовится к занятию (если получил кейс заранее).
- Вступительное слово, определение ключевых моментов.
- Разбивает группу на подгруппы на добровольной основе по 3-6 человек.
- Рассаживает участников подгруппы друг напротив друга.
- Подгруппы размещает поодаль друг от друга.
- Руководит обсуждением кейса в подгруппах, обеспечивая их дополнительными сведениями.
После занятия
- Задаёт вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы.
- Каждая подгруппа выбирает «модератора», координирующего работу, «секретаря» , фиксирующего результаты работы и «шкипера», представляющего проект на общее обсуждение.
- Поэтапное решение кейса.
- Обобщающее выступление, анализ ситуации.
- Оценивает работу обучающихся или принятые решения на поставленные вопросы.
- Публичная презентация принятого решения.
ИСТОЧНИКИ
ФОРМИРОВАНИЯ КЕЙСА
- Реальные события из жизни.
- Художественная и публицистическая литература.
- Произведения искусства.
- Научные статьи, монографии.
- Интернет.
Виды кейсов
«Полевые »
«Кресельные»
10
10
КЕЙС,
КАК ИНСТРУМЕНТ МЕТОДА
- написан интересно, в соответствии с возрастом обучающихся;
- отличается «драматизмом» и проблемностью, выразительно определяет «сердцевину» проблемы;
- показывает как положительные
примеры, так и отрицательные;
- соответствует потребностям
выбранного контингента
обучающихся;
и достаточное количество
информации.
10
ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ КЕЙСОВ
1. Формирование дидактических целей кейса: определение места кейса в структуре учебной дисциплины; формулирование целей и задач; выявление «зоны ответственности» за знания, умения и навыки обучающихся.
2. Определение проблемной ситуации.
3. Построение программной карты кейса, состоящей из основных тезисов, которые необходимо воплотить в тексте.
4. Поиск и сбор информации в институциональной системе относительно тезисов программной карты кейса.
10
ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ КЕЙСОВ
5. Построение или выбор модели ситуации, которая отражает деятельность института; проверка её соответствия реальности.
6. Выбор жанра кейса. Педагогу, освоившему работу с кейсовым обучением, не стоит ограничивать себя и воспитанников только бумажным раздаточным материалом. Очень удачной педагогической находкой будет совмещение бумажных и видеокейсов (фрагментов фильмов, видеоклипов или мультфильмов с философским подтекстом).
10
ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ КЕЙСОВ
7. Написание текста кейса.
8. Диагностика правильности и эффективности кейса; проведение методического учебного эксперимента, построенного по той или иной схеме, для выяснения эффективности данного кейса.
9. Подготовка окончательного варианта кейса.
10. Внедрение кейса в практику обучения. Приветствуется его публикация с целью распространения в преподавательском сообществе.
11. Подготовка методических рекомендаций по использованию кейса.
10
ВТОРАЯ ФАЗА
модератор
шкипер
секретарь
10
ЭТАПЫ РАБОТЫ С КЕЙСОМ
V ступень - сравнительный анализ
(анализ стратегий поиска решений; разработка плана мероприятий по реализации решения)
IV ступень - презентация решения
(оглашение сути проблемы; представление решения; аргументация выбора)
III ступень - принятие решения
(оценка вариантов решения проблемы; выбор оптимального решения)
II ступень - рассмотрение альтернатив
(разработка различных решений; изучение альтернативных вариантов)
I ступень - знакомство с содержанием кейса
(сопоставление важных аспектов проблемы; поиск и оценивание информации; характеристика действующих лиц).
10
ПРАКТИКА
10
модератор
шкипер
секретарь
10
Применение метода «Кейс-стади»
в педагогической практике.
10
Преимущества и недостатки метода
- Деятельность индивидуально и в группах.
- Высокая активность обучающихся.
- Самостоятельная познавательная работа.
- Педагог только руководит процессом.
- Эффективная обратная связь.
- Диалоговые и полилоговые формы общения.
- Формирование коммуникативных компетенций.
- Предоставляется больше возможностей для работы с информацией, оценки альтернативных решений.
- Гибкость, вариативность метода.
- Трудоёмкая подготовительная деятельность педагога.
10
Умный учится на чужих ошибках, а очень умный на кейсах. Народная мудрость
Источник :
Инновационные методы обучения: Особенности кейс-стади метода и пути его практического применения. З.Ю. Юлдашев, Ш.И. Бобохужаев
10
10