СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к методической разработке "Активизация познавательной деятельности на уроках химии при работе со схема-конспектами"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация "Активизация познавательной деятельности на уроках при работе со схемаконспектами" позволит более интересно подать материал, показать алгоритмы составления схема-конспектов, примеры схем.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к методической разработке "Активизация познавательной деятельности на уроках химии при работе со схема-конспектами"»

«Активизация познавательной деятельности на уроках химии при работе со схема-конспектами». Логвиненко С.В .  Преподаватель химии и биологии 1 категории Приморского Промышленного техникума

«Активизация познавательной деятельности на уроках химии при работе со схема-конспектами».

Логвиненко С.В .

Преподаватель химии и биологии 1 категории Приморского Промышленного техникума

Педагогическая технология: интенсивное обучение на основе схемных и знаковых моделей учебного материала»  (автор В.М.Шаталов) ПЛАН  1 . Введение. Виды малых графических пособий (МГП) Опорный конспект.  2 . Аналитическая часть. Требования к опорному конспекту. Опорный сигнал, опорные конспекты. Следящие и структурные опорные конспекты. Требования к опорному конспекту. 3.Практическая часть Составление плана-конспекта Примеры различных схема-конспектов 4.Заключение

Педагогическая технология: интенсивное обучение на основе схемных и знаковых моделей учебного материала»

(автор В.М.Шаталов)

ПЛАН

1 . Введение.

Виды малых графических пособий (МГП)

Опорный конспект.

  • 2 . Аналитическая часть. Требования к опорному конспекту. Опорный сигнал, опорные конспекты.

Следящие и структурные опорные конспекты.

Требования к опорному конспекту.

  • 3.Практическая часть

Составление плана-конспекта

Примеры различных схема-конспектов

  • 4.Заключение
Один из методов оптимизации учебной деятельности, развития природных способностей обучающегося – создание малых графических пособий (МГП).    МГП могут быть представлены разными символико-графическими формами: схемами, схематическими рисунками, таблицами, диаграммами, схемами-конспектами.  Я остановлюсь на применении схема-конспектов.

Один из методов оптимизации учебной деятельности, развития природных способностей обучающегося – создание малых графических пособий (МГП).

  • МГП могут быть представлены разными символико-графическими формами: схемами, схематическими рисунками, таблицами, диаграммами, схемами-конспектами.
  • Я остановлюсь на применении схема-конспектов.
Опорный сигнал (ОС) – это своеобразный план излагаемого материала, система взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков .  Сигнал может быть в форме ключевого слова, термина, цифры, рисунка, схемы, стрелки. Например: Н2О, СО2, При составлении схем содержания важную роль отводим цветовому оформлению. Цветовое структурирование позволяет вычленить подсистемы информации в комплекте схем.

Опорный сигнал (ОС)это своеобразный план излагаемого материала, система взаимосвязанных ключевых слов, условных знаков, рисунков .

Сигнал может быть в форме ключевого слова, термина, цифры, рисунка, схемы, стрелки.

Например: Н2О, СО2,

  • При составлении схем содержания важную роль отводим цветовому оформлению. Цветовое структурирование позволяет вычленить подсистемы информации в комплекте схем.
Опорные конспекты   Опорный конспект Схемы-конспекты

Опорные конспекты

Опорный конспект

Схемы-конспекты

Три этапа : I этап –  обучающие читают параграф, выделяются фрагменты текста, содержащие относительно законченную мысль. II этап –  составление следящего конспекта. Предлагаем обучающимся выбрать в тексте опорное слово, сочетание слов, символ, указывающий на предмет мысли. Последовательность полученных записей и образует следящий конспект. III этап –  состоит в преобразовании следящего конспекта  в структурный. Учитель кратко разъясняет цель такого преобразования, показывает подготовленный заранее образец структурного конспекта  и объясняет, в результате каких преобразований он был получен из следящего конспекта. Образец такого конспекта обучающие заносят в тетрадь.

Три этапа :

  • I этап – обучающие читают параграф, выделяются фрагменты текста, содержащие относительно законченную мысль.
  • II этап – составление следящего конспекта. Предлагаем обучающимся выбрать в тексте опорное слово, сочетание слов, символ, указывающий на предмет мысли. Последовательность полученных записей и образует следящий конспект.
  • III этап – состоит в преобразовании следящего конспекта в структурный. Учитель кратко разъясняет цель такого преобразования, показывает подготовленный заранее образец структурного конспекта и объясняет, в результате каких преобразований он был получен из следящего конспекта.

Образец такого конспекта обучающие заносят в тетрадь.

Следящий конспект .  Классификация химических реакций. 1.Классификация реакций по изменению степени окисления. 2.Классификация по числу и составу исходных и образующих веществ. А) реакции разложения 2СН4 = С2Н2↑ + 3Н2 Б) реакции соединения SO 3 + H 2 O = H 2 SO 4 B ) замещения: AgNO3 + Fe = Fe(NO3)2 + 2 Ag↓ Г) обмена: NaOH + HCl = NaCl + H 2 O 3) Классификация по тепловому эффекту . А)Тепловой эффект –количество теплоты, которое выделяется или поглощается. Б)Экзотермические – протекают с выделением теплоты. H 2 + Cl 2 = 2 HCl + 184.6 кДж В)Эндотермические – протекают с поглощением теплоты 1/2 N 2 +1/2 O 2 = NO – 90.4 кДж Г)Термохимические уравнения. 4)Классификация по признаку обратимости. А) необратимые – протекающие до конца 2 KClO 3 = 2 KCl + 3 O 2↑ Б) обратимые – протекающие во взаимно противоположных направлениях. N 2 + O 2 → 2 NH 3 + Q 2 NH 3→ N 2 + O 2 - Q

Следящий конспект . Классификация химических реакций.

  • 1.Классификация реакций по изменению степени окисления.
  • 2.Классификация по числу и составу исходных и образующих веществ.

А) реакции разложения 2СН4 = С2Н2↑ + 3Н2

Б) реакции соединения SO 3 + H 2 O = H 2 SO 4

B ) замещения: AgNO3 + Fe = Fe(NO3)2 + 2 Ag↓

Г) обмена: NaOH + HCl = NaCl + H 2 O

  • 3) Классификация по тепловому эффекту .

А)Тепловой эффект –количество теплоты, которое выделяется или поглощается.

Б)Экзотермические – протекают с выделением теплоты.

H 2 + Cl 2 = 2 HCl + 184.6 кДж

В)Эндотермические – протекают с поглощением теплоты

1/2 N 2 +1/2 O 2 = NO – 90.4 кДж

Г)Термохимические уравнения.

  • 4)Классификация по признаку обратимости.

А) необратимые – протекающие до конца

2 KClO 3 = 2 KCl + 3 O 2↑

Б) обратимые – протекающие во взаимно противоположных направлениях.

N 2 + O 2 → 2 NH 3 + Q

2 NH 3→ N 2 + O 2 - Q

Экзотермические ↑ H 2 + Cl 2 = 2 HCl + 184.6 кДж структурный структурный Выделение или поглощение теплоты Эндотермические↓ К Л А С С И Ф И П К 0 О А Ц П И Р Я И  З Х Н И А М К И У Ч Е С К И Х Р Е А К Ц И Й 1/2 N 2 +1/2 O 2 = NO – 90.4 кДж Соединения SO 3 + H 2 O = H 2 SO 4 Разложения 2СН 4 = С 2 Н 2 ↑ + 3Н 2 Изменение числа исходных и конечных веществ Замещения AgNO 3 +Fe = Fe(NO 3 ) 2 + 2 Ag↓ Обмена NaOH + HCl  =   NaCl + H 2 O Обратимые N 2 + O 2 → 2 NH 3  Обратимость реакции Необратимые 2KClO 3 = 2KCl + 3O 2 ↑ Без изменения(обмена) NaOH + HCl = NaCl + H 2 O Изменение степени окисления атомов Окислительно – восстановительные (Разложения, замещения, соединения.) AgNO 3 +Fe = Fe(NO 3 ) 2 +2 А g↓

Экзотермические ↑

H 2 + Cl 2 = 2 HCl + 184.6 кДж

  • структурный
  • структурный

Выделение или поглощение теплоты

Эндотермические↓

К

Л

А

С

С

И

Ф

И П

К 0 О

А

Ц П

И Р

Я И

З

Х Н

И А

М К

И У

Ч

Е

С

К

И

Х

Р

Е

А

К

Ц

И

Й

1/2 N 2 +1/2 O 2 = NO – 90.4 кДж

Соединения

SO 3 + H 2 O = H 2 SO 4

Разложения

2СН 4 = С 2 Н 2 ↑ + 3Н 2

Изменение числа исходных и конечных веществ

Замещения

AgNO 3 +Fe = Fe(NO 3 ) 2 + 2 Ag↓

Обмена

NaOH + HCl = NaCl + H 2 O

Обратимые

N 2 + O 2 → 2 NH 3

Обратимость реакции

Необратимые

2KClO 3 = 2KCl + 3O 2 ↑

Без изменения(обмена)

NaOH + HCl = NaCl + H 2 O

Изменение степени окисления атомов

Окислительно – восстановительные

(Разложения, замещения, соединения.)

AgNO 3 +Fe = Fe(NO 3 ) 2 +2 А g↓

  Рекомендации по составлению опорного конспекта.    1. Вспомните материал, изученный на уроках по данной теме. 2. Изучите текст, выделите основные понятия и термины. 3. Составьте план конспекта. 4. Придумайте символику опорных схем. 5. Приступайте к графическому изображению опорных сигналов 6. Не злоупотребляйте фактическим материалом, иначе опорный конспект будет громоздким и трудным для запоминания. 7. Составляйте конспект сначала простым карандашом, и только убедившись, что достигли цели, приступайте к его раскрашиванию, помните о смысловой нагрузке цвета. 8. Подготовьте устный рассказ по составленному конспекту.

Рекомендации по составлению опорного конспекта.

  • 1. Вспомните материал, изученный на уроках по данной теме.
  • 2. Изучите текст, выделите основные понятия и термины.
  • 3. Составьте план конспекта.
  • 4. Придумайте символику опорных схем.
  • 5. Приступайте к графическому изображению опорных сигналов
  • 6. Не злоупотребляйте фактическим материалом, иначе опорный конспект будет громоздким и трудным для запоминания.
  • 7. Составляйте конспект сначала простым карандашом, и только убедившись, что достигли цели, приступайте к его раскрашиванию, помните о смысловой нагрузке цвета.
  • 8. Подготовьте устный рассказ по составленному конспекту.
Опорный конспект ПОЗВОЛЯЕТ обучающему:

Опорный конспект ПОЗВОЛЯЕТ обучающему:

    Опорный конспект ПОМОГАЕТ преподавателю:   наглядно представить весь изучаемый материал студентам; сконцентрировать внимание на отдельных наиболее трудных местах изучаемого материала; многократно повторять изучаемый материал; быстро, без больших временных и энергетических затрат, проверить, как студент понял и запомнил изученный материал; привлечь к контролю знаний родителей. Даже не зная и не особенно понимая, что он учит, они, проверив опорный конспект, могут увидеть, готов ли он к уроку.

    Опорный конспект ПОМОГАЕТ преподавателю:

    • наглядно представить весь изучаемый материал студентам;
    • сконцентрировать внимание на отдельных наиболее трудных местах изучаемого материала;
    • многократно повторять изучаемый материал;
    • быстро, без больших временных и энергетических затрат, проверить, как студент понял и запомнил изученный материал;
    • привлечь к контролю знаний родителей. Даже не зная и не особенно понимая, что он учит, они, проверив опорный конспект, могут увидеть, готов ли он к уроку.
    Органическая химия  схема-конспект по теме «Алкены»

    Органическая химия схема-конспект по теме «Алкены»

    Функции схема- конспектов в обучении    Познавательная  (абстрагирования, обобщения, прогнозирования, систематизации, фиксации главного);  Формирующая  понятия и личность обучающихся;  Развивающая и воспитывающая  (пространственное и абстрактное мышление, системный и символический стиль мышления, экономность ума, интерес к учению);  Коммуникативная  (кодирование и компактное предъявление информации, обсуждение результатов деятельности и обобщение );  Организующая  (учебный материал, деятельность, сотрудничество).

    Функции схема- конспектов в обучении

    Познавательная (абстрагирования, обобщения, прогнозирования, систематизации, фиксации главного);

    Формирующая понятия и личность обучающихся;

    Развивающая и воспитывающая (пространственное и абстрактное мышление, системный и символический стиль мышления, экономность ума, интерес к учению);

    Коммуникативная (кодирование и компактное предъявление информации, обсуждение результатов деятельности и обобщение );

    Организующая (учебный материал, деятельность, сотрудничество).

    В  основе нового ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предъявляет к преподавателю новые требования.  Преподаватель должен быть профессионалом, демонстрировать универсальные и предметные способы действия, инициировать пробные действия обучающихся, искать способы включения в работу каждого.

    В основе нового ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предъявляет к преподавателю новые требования.

    Преподаватель должен быть профессионалом, демонстрировать универсальные и предметные способы действия, инициировать пробные действия обучающихся, искать способы включения в работу каждого.

    Опорные конспекты помогают четко распределять учебное время, совмещать различные виды работ в единое целое, активизирует мыслительную деятельность, развивает логическое и абстрактное мышление, повышать интерес к предмету, помогают более осознанно запомнить материал за счет подключения к долговременной памяти человека.

    Опорные конспекты помогают четко распределять учебное время, совмещать различные виды работ в единое целое, активизирует мыслительную деятельность, развивает логическое и абстрактное мышление, повышать интерес к предмету, помогают более осознанно запомнить материал за счет подключения к долговременной памяти человека.


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!