СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к обобщающему уроку по теме: "Геологическое строение и рельеф России"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к обобщающему уроку по теме: "Геологическое строение и рельеф России"»

 Обобщающий урок по теме:  «Геологическое строение и рельеф России» Презентация к уроку географии в 8 классе Автор: учитель географии МОУ «СОШ №11»  с. Алексеевское Семенихина Татьяна Ивановна 2019 год

Обобщающий урок по теме: «Геологическое строение и

рельеф России»

Презентация к уроку географии в 8 классе

Автор: учитель географии МОУ «СОШ №11» с. Алексеевское

Семенихина Татьяна Ивановна

2019 год

  Цели урока: Образовательные: определить уровень знаний основных понятий, закономерностей размещения крупных равнин и гор;  формировать умение разбираться в многообразии геологического строения, рельефа, полезных ископаемых, выделять главное в этом многообразии, находить закономерности между тектоническими структурами и формами рельефа; формировать умение применять полученные знания в нестандартной ситуации. Развивающие: развивать географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания для решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач; развивать умение работать с картами (настенные, атлас). Воспитательные:  воспитать чувство дружбы, товарищества, умение работать в коллективе, умение работать в группе; самостоятельно и ответственно готовиться к уроку; способствовать формированию интереса к предмету; осуществление экологического и патриотического воспитания на основе преподаваемого материала.

Цели урока:

Образовательные: определить уровень знаний основных понятий, закономерностей размещения крупных равнин и гор; формировать умение разбираться в многообразии геологического строения, рельефа, полезных ископаемых, выделять главное в этом многообразии, находить закономерности между тектоническими структурами и формами рельефа; формировать умение применять полученные знания в нестандартной ситуации.

Развивающие: развивать географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания для решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач; развивать умение работать с картами (настенные, атлас).

Воспитательные: воспитать чувство дружбы, товарищества, умение работать в коллективе, умение работать в группе; самостоятельно и ответственно готовиться к уроку; способствовать формированию интереса к предмету; осуществление экологического и патриотического воспитания на основе преподаваемого материала.

Создание проблемной ситуации  Профессия геолога, путешественника полна приключений. А знаете ли вы ребята, что по-английски приключенческая игра называется «квест»? А ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Так вот сегодня нас ждет географический квест! Сегодня вам предстоит открыть новую горную породу : красный кристалл, название которого переводится, как «Шафран». Минерал впервые в мире открытый на Урале еще в 1766 году. Ювелирной ценности он не представляет, но за редкость его ценят коллекционеры, он является украшением музеев по всей планете.  Вопрос : Кто готов дать ответ?

Создание проблемной ситуации

Профессия геолога, путешественника полна приключений. А знаете ли вы ребята, что по-английски приключенческая игра называется «квест»? А ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Так вот сегодня нас ждет географический квест! Сегодня вам предстоит открыть новую горную породу : красный кристалл, название которого переводится, как «Шафран». Минерал впервые в мире открытый на Урале еще в 1766 году. Ювелирной ценности он не представляет, но за редкость его ценят коллекционеры, он является украшением музеев по всей планете.

Вопрос : Кто готов дать ответ?

Маршрутный лист ученика (цы) 8 класса _________________    № 1 . Старт «Карта» № 2. Привал  « Рельеф и геология» (баллов 8) (баллов 8) № 3. «Восхождение» (1 балл) + 1б (если команда первая собрала слово) № 4. Привал «Легкое перо» (баллов 8) № 5. Привал «Черный ящик» (2 балла) № 6. «Последний перевал»! (по1 баллу за правильный ответ) Итого баллов Итоговая оценка

Маршрутный лист ученика (цы) 8 класса _________________

1 . Старт «Карта»

2. Привал « Рельеф и геология»

(баллов 8)

(баллов 8)

3. «Восхождение»

(1 балл) + 1б (если команда первая собрала слово)

4. Привал «Легкое перо»

(баллов 8)

5. Привал «Черный ящик»

(2 балла)

6. «Последний перевал»!

(по1 баллу за правильный ответ)

Итого баллов

Итоговая оценка

№ 1 . Старт «Карта» Первопроходцем быть нелегко, Пред ним стояло много задач, Тебе же в готовом все виде дано, На контурной карте ты обозначь: 1. Плато Путорана 2. г. Народная 3. Среднерусская возвышенность 4. Хр. Черского 5. г. Белуха 6. Западно - Сибирская равнина 7. Восточный Саян 8. Приволжская возвышенность  За каждый правильный нанесенный объект 1 балл.(всего 8 баллов) Ученики выполняют задание. Наносят на контурную карту географические объекты.

1 . Старт «Карта»

Первопроходцем быть нелегко,

Пред ним стояло много задач,

Тебе же в готовом все виде дано,

На контурной карте ты обозначь:

1. Плато Путорана

2. г. Народная

3. Среднерусская возвышенность

4. Хр. Черского

5. г. Белуха

6. Западно - Сибирская равнина

7. Восточный Саян

8. Приволжская возвышенность

За каждый правильный нанесенный объект 1 балл.(всего 8 баллов)

Ученики выполняют задание. Наносят на контурную карту географические объекты.

. № 2. Привал « Рельеф и геология»                   ) Формы рельефа 1. Алданское нагорье Геологические структуры А. Герцинская складчатость 2. Восточно-Европейская равнина Б. Кайназойская складчатость 3. Уральские горы В. Мезозойская складчатость 4. Верхоянский хребет Г. Анабарский щит 5. Кавказские горы Д. Платформа Сибирская 6. Плато Путорана Е. Байкальская складчатость 7. Восточный Саян Ё. Щит Алданский 8. Сибирское плоскогорье Ж. Платформа Восточно-Европейская У ченики сопоставляют данные таблицы, используя атлас. Дают ответ.

.

2. Привал « Рельеф и геология»

)

Формы рельефа

1. Алданское нагорье

Геологические структуры

А. Герцинская складчатость

2. Восточно-Европейская равнина

Б. Кайназойская складчатость

3. Уральские горы

В. Мезозойская складчатость

4. Верхоянский хребет

Г. Анабарский щит

5. Кавказские горы

Д. Платформа Сибирская

6. Плато Путорана

Е. Байкальская складчатость

7. Восточный Саян

Ё. Щит Алданский

8. Сибирское плоскогорье

Ж. Платформа Восточно-Европейская

У ченики сопоставляют данные таблицы, используя атлас. Дают ответ.

Правильный ответ Формы рельефа Геологические структуры 1.Алданское нагорье Ё. Щит Алданский 2.Восточно-Европейская равнина Ж. Платформа Восточно-Европейская 3.Уральские горы А. Герцинская складчатость 4.Верхоянский хребет В. Мезозойская складчатость 5.Кавказские горы Б. Кайназойская складчатость 6.Плато Путорана Г. Анабарский щит 7. Восточный Саян Е. Байкальская складчатость 8. Сибирское плоскогорье Д. Платформа Сибирская За каждый правильный ответ 1 балл. (всего 8 баллов)

Правильный ответ

Формы рельефа

Геологические структуры

1.Алданское нагорье

Ё. Щит Алданский

2.Восточно-Европейская равнина

Ж. Платформа Восточно-Европейская

3.Уральские горы

А. Герцинская складчатость

4.Верхоянский хребет

В. Мезозойская складчатость

5.Кавказские горы

Б. Кайназойская складчатость

6.Плато Путорана

Г. Анабарский щит

7. Восточный Саян

Е. Байкальская складчатость

8. Сибирское плоскогорье

Д. Платформа Сибирская

За каждый правильный ответ 1 балл. (всего 8 баллов)

  № 3. «Восхождение»    Описание географического объекта.  Гора представлена двувершинным седловидным конусом вулкана. Последнее извержение датируется 50 г.н. э. В силу своего символического значения как наивысшей точки Европы гора стала ареной ожесточённого противостояния в годы Великой Отечественной войны, в котором участвовали в том числе подразделения германской горно-стрелковой дивизии «Эдельвейс». Высота 5642 метра. Первым высоту измерил академик Вишневский. Относится к списку «Семи вершин». Ученики пользуясь атласом, дают ответ

3. «Восхождение»

Описание географического объекта.

Гора представлена двувершинным седловидным конусом вулкана. Последнее извержение датируется 50 г.н. э. В силу своего символического значения как наивысшей точки Европы гора стала ареной ожесточённого противостояния в годы Великой Отечественной войны, в котором участвовали в том числе подразделения германской горно-стрелковой дивизии «Эдельвейс». Высота 5642 метра. Первым высоту измерил академик Вишневский. Относится к списку «Семи вершин».

Ученики пользуясь атласом, дают ответ

  г. Эльбрус.   Правильный ответ

г. Эльбрус.

Правильный ответ

1. Полуостров Таймыр 2. Срединный хребет 3. Кайнозойская складчатость  4. Землетрясение 5. г. Эльбрус 6. Лава 7. Туф 8. Ключевская Сопка  Ученики составляют описание местности  Лишние слова:  № 4. Привал «Легкое перо»

1. Полуостров Таймыр

2. Срединный хребет

3. Кайнозойская складчатость 4. Землетрясение

5. г. Эльбрус

6. Лава

7. Туф

8. Ключевская Сопка

Ученики составляют описание местности

Лишние слова:

4. Привал «Легкое перо»

Физкульминутка  Называю форму рельефа, ребята встают на название гор, садятся на равнину:   Кавказские горы, Западно – Сибирская равнина, Уральские горы, Восточно – Европейская равнина, Алтай, Среднесибирское плоскогорье, горы Бырранга, Валдайская возвышенность.

Физкульминутка

Называю форму рельефа, ребята встают на название гор, садятся на равнину: Кавказские горы, Западно – Сибирская равнина, Уральские горы, Восточно – Европейская равнина, Алтай, Среднесибирское плоскогорье, горы Бырранга, Валдайская возвышенность.

№ 5. Привал «Черный ящик» Есть в нем блеск, есть в нем металл, Был железом- станет сталь! С кристаллами кварца, прочный, тяжелый. Для нашей планеты он служит основой. Цвет имеет серо-черный, Белый и мягкий, кладезь кальцита, В КМА запас его огромный. Воздвигнуть с него монумент вековой, Сделан из раковин древних улиток. Дом побелить или сделать бетон,  В строительстве дома и мостовой. Повсюду полезным окажется он, Цветов он бывает разных в природе. С древности люди его применяют. Богата Карелия этой породой.  В центральной России сейчас добывают.

5. Привал «Черный ящик»

Есть в нем блеск, есть в нем металл,

Был железом- станет сталь!

С кристаллами кварца, прочный, тяжелый.

Для нашей планеты он служит основой.

Цвет имеет серо-черный,

Белый и мягкий, кладезь кальцита,

В КМА запас его огромный.

Воздвигнуть с него монумент вековой,

Сделан из раковин древних улиток.

Дом побелить или сделать бетон,

В строительстве дома и мостовой.

Повсюду полезным окажется он,

Цветов он бывает разных в природе.

С древности люди его применяют.

Богата Карелия этой породой.

В центральной России сейчас добывают.

Правильный ответ   (Гематит)    (Гранит)  (Известняк)

Правильный ответ

(Гематит)

(Гранит)

(Известняк)

6. «Последний перевал»!

1.Совокупность всех неровностей земной поверхности называется…..

2.Низменность, которая лежит на 27м ниже уровня Мирового океана, называется…..

3.К мелким формам рельефа относятся …..

4.Самые длинные горы России …..

5.Под действием внутренних процессов земли формируются … и .... формы рельефа.

6.Внешние процессы, формирующие современный рельеф, – это.....

7.Форма оледенения из смеси льда, песка, глины, щебня - это…

8.В осадочном чехле платформ сформировались полезные ископаемые…..

9.Потоки камня и грязи в горных районных называются…

10.Минеральные образования земной коры, которые используются в хозяйстве называются….

11.Линия пересечения склонов горочного хребта называется…..

12.Самые высокие горы России…….

13.Формы рельефа, создаваемые в процессе хозяйственной деятельности человека, называются…..

14.Устойчивые участки земной коры называются….

15.Разрушение и изменение горных пород на поверхности суши под влиянием условий природной среды называется…..

16.Скопление полезных ископаемых называется….

17.Самые древние участки земной коры на территории России это… и … платформы.

18. К древним складчатым областям приурочены месторождения…..

19.Геологическая эра, которая продолжается в настоящее время ……

20. Быстрые колебания земной коры, вызванные подземными толчками, называются…..

Ученики - капитаны отрядов отвечают по очереди на вопросы. За каждый правильный ответ получает 1 балл.

Правильный ответ

1.Совокупность всех неровностей земной поверхности называется ( рельеф)

2.Низменность, которая лежит на 27м ниже уровня Мирового океана..… ( Прикаспийская)

3.К мелким формам рельефа относятся ( Кочки, бугры, дюны.)

4.Самые длинные горы России …..( Уральские)

5.Под действием внутренних процессов земли формируются … и ....(крупнейшие и крупные) формы рельефа.

6.Внешние процессы, формирующие современный рельеф, – это...( море, ледники, реки, ветер..)

7.Форма оледенения из смеси льда, песка, глины, щебня - это… ( морена)

8.В осадочном чехле платформ сформировались полезные ископаемые….. ( уголь, нефть, газ, мел)

9.Потоки камня и грязи в горных районных называются… ( сели)

10.Минеральные образования земной коры, которые используются в хозяйстве называются….

( полезные ископаемые)

11.Линия пересечения склонов горочного хребта называется…( гребень)

12.Самые высокие горы России…….(Кавказ)

13.Формы рельефа, создаваемые в процессе хозяйственной деятельности человека, называются…. ( антропогенные)

14.Устойчивые участки земной коры называются….(платформами)

15.Разрушение и изменение горных пород на поверхности суши под влиянием условий природной среды называется….( выветривание).

16.Скопление полезных ископаемых называется….( месторождение)

17.Самые древние участки земной коры на территории России это… и … платформы. ( Восточно-Европейская и Сибирская)

18. К древним складчатым областям приурочены месторождения….. (рудных полезных

ископаемых.)

19.Геологическая эра, которая продолжается в настоящее время: ….(кайнозойская)

20. Быстрые колебания земной коры, вызванные подземными толчками, называются… ( землетрясение )

Описание минерала и его характеристика

Название «крокоит» произошло от греческого слова crocos — шафран. Крокоит - исконно российский минерал. Впервые он был обнаружен на Среднем Урале, в Березовском месторождении. Первое упоминание о крокоите встречается в труде М.В. Ломоносова "Первые основания металлургии" в 1763 году. Правда, тогда этот минерал был известен, как красная свинцовая руда. Первое научное описание крокоита три года спустя сделал академик И.Г Леман. Свое нынешнее название минерал получил в 1832 году. Крокоит - минерал очень хрупкий и неровный на изломе. Его твердость составляет всего 2,5-3 единицы по шкале Мооса. По своему химическому составу является хроматом свинца. В природе встречается в виде таблитчатых кристаллов и зернистых агрегатов. Размер полупрозрачных кристаллов крокоита редко превышает 2-3 см. Как правило, они представляют собой вытянутые призмы с глубокими бороздками вдоль оси кристалла. Запоминающийся внешний вид крокоита создают характерные сростки. Составляющие их, пронизывающие друг друга, кристаллы заполняют трещины и пустоты, образуя угловатые и колючие гроздья. Крокоит - редкий минерал. Помимо Урала, есть ещё только один регион на планете, где он обнаружен в больших количествах - Австралия.

Рефлексия        Я был активен на уроке, все успел, мне было интересно и  комфортно          Я не всегда был активен на уроке, не совсем разобрался  но мне было интересно.          Я был пассивен на уроке, не справился с заданиями, мне было неинтересно, некомфортно.  

Рефлексия

  •  
  •  
  •  
  • Я был активен на уроке, все успел, мне было интересно и комфортно
  •  
  •  
  •  
  •  

Я не всегда был активен на уроке, не совсем разобрался

но мне было интересно.

  •  
  •  
  •  
  •  
  • Я был пассивен на уроке, не справился с заданиями, мне было неинтересно, некомфортно.
  •  
Домашнее задание 1. Использовать свои знания по данной теме и написать отчет: «Особенности геологического строения, рельефа и полезных ископаемых Ставропольского края» 2. А кто, если желает еще получить дополнительную отметку, то подготовьте информацию о путешественниках возглавлявших экспедиции по нашему краю .

Домашнее задание

1. Использовать свои знания по данной теме и написать отчет: «Особенности геологического строения, рельефа и полезных ископаемых Ставропольского края»

2. А кто, если желает еще получить дополнительную отметку, то подготовьте информацию о путешественниках возглавлявших экспедиции по нашему краю .


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!