Автор презентации: Корнилова Елена Владимировна, учитель математики МАОУ Московской СОШ Тюменского района Тюменской области
Источник шаблона: автор Дьячкова Наталья Анатольевна, учитель биологии и ИЗО МБОУ Верхнесоленовская СОШ Веселовского района Ростовской области
Знаменитая легенда о создании шахмат:
По легенде, когда создатель шахмат –древнеиндийский математик, показал своё изобретение правителю страны, тому так понравилась игра, что он дал изобретателю право самому выбрать награду. Мудрец попросил у короля за первую клетку шахматной доски заплатить ему одно зерно пшеницы, за вторую — два, за третью — четыре и т. д., удваивая количество зёрен на каждой следующей клетке. Правитель быстро согласился, даже несколько обидевшись на столь невысокую оценку изобретения, и приказал казначею подсчитать и выдать изобретателю нужное количество зерна. Однако, когда неделю спустя казначей всё ещё не смог подсчитать, сколько нужно зёрен, правитель спросил, в чём причина такой задержки. Казначей показал ему расчёты и сказал, что расплатиться невозможно, разве только осушить моря и океаны и засеять всё пространство пшеницей. В результате получилось 18 446 744 073 709 551 615 зёрен . Для такого урожая необходимо поле, которое превосходит сушу земного шара в 28 раз.
Математика - это язык, на котором написана книга природы. (Г. Галилей)
Тема урока: Геометрическая прогрессия и численность популяций
Цели урока:
- Исследовать царства бактерий, растений и животных с помощью арифметической прогрессии
- Осознать, что все дисциплины, изучаемые в школе, взаимосвязаны и в целом создают нам целостную картину мира (на примере алгебры и биологии).
- Учить использовать математические модели при решении задач с практическим содержанием.
- Повторить формулы геометрической прогрессии и продолжить отработку их применения на практике.
Историческая справка:
Слово «прогрессия» (от латинского progression) означает «движение вперед» . Этот термин впервые был введен римским автором Боэцием, жившим в 6 веке.
Своё название геометрическая прогрессия получила по своему свойству:
каждый член прогрессии равен среднему геометрическому его соседей.
Продолжить геометрическую прогрессию
и назвать в 1 и q.
Разминка
Задача : Летом инфузории размножаются бесполым способом: делением пополам.
Вопрос: сколько будет инфузорий после 7-го размножения?
1 группа
Пусть у нас есть одно зерно пшеницы. Посадим его в землю. Из него вырастет растение, в колосе которого будет 2 зерна. Высадим их вновь и т. д. Сколько растений у нас будет через 64 поколения?
(статья: Борьба за существование в органическом мире)
1 группа
b 64 = 2 63 =
9 223 372 036 854 775 808
Тогда если площадь каждого растения 1 кв. см , общая площадь пшеничного поля через 64 поколения почти вдвое превысит площадь Земного шара.
2 группа
Известно, что бактерия, попав в живой организм, к концу 20 минуты делится на 2 бактерии,
каждая из них к концу следующих 20 минут делится опять на две и т.д.;
Найдите число бактерий, образующихся из одной бактерии через трое суток.
2 группа
Через трое суток общая масса потомства одной только бактерии могла бы составить 7500 тонн.
Таким громадным количеством бактерий можно было бы заполнить около 375 железнодорожных вагонов.
3 группа
Одно растение одуванчика занимает на земле площадь 10 кв. см и даёт в год около 100 летучих семян.
а) Сколько км 2 площади покроет всё потомство одной особи одуванчика через 10 лет при условии, если оно размножается беспрепятственно?
б) Хватит ли этим растениям на 11-й год места на поверхности суши земного шара, считая площадь суши
148 млн км 2 ?
3 группа
Ответ: а)10 млн. км 2
Ответ: б)нет, т.к. будет занято 1 млрд.км 2 , а площадь суши
148 млн км 2 ?
В каждой группе по своей задаче вычислить количество особей за шесть поколений и построить графики роста численности популяций
Информация к размышлению:
1.Девятое поколение одной пары мух наполнило бы куб, сторона которого равна 140 км, или же составило бы нить, которой можно опоясать земной шар 40 млрд. раз.
Информация к размышлению:
2.Всего за пять поколений, то есть за 1 – 1,5 летних месяцев,
одна единственная тля может оставить более 300 млн. потомков, а за год её потомство способно будет покрыть поверхность земного шара слоем
толщиной почти в 1 метр.
Информация к размышлению:
3. Потомство пары птиц величиной с воробья при продолжительности жизни в четыре года может покрыть весь земной шар за 35 лет.
Вывод:
Все живые организмы на Земле размножаются по закону геометрической прогрессии
Рост численности популяций любого вида в природе никогда не бывает бесконечным. Рано или поздно популяция сталкивается с ограничениями, не позволяющими ей наращивать далее свое обилие.
Причины сокращения численности популяций
- Ограниченная пищевая база
- Недостаточная продолжительность жизни (смерть перед достижением возраста размножения)
- Конкуренция с другими видами животных на одном и том же жизненном пространстве
- Изменения окружающей среды и т.д.
Выводы:
1.Предметы, изучаемые в школе, взаимосвязаны и для целостной картины мира нужно воспринимать их во взаимосвязи.
2.Человек может экологически грамотно сосуществовать с другими видами жизни на Земле только хорошо изучив особенности их роста и способы саморегуляции.
Рефлексия
Я всё понял, мне было интересно
Мне всё было понятно, но материал не всегда был интересен
Я не всё понял, но мне было интересно
Я почти ничего не понял и на уроке скучал
Спасибо за внимание!
Интернет-ресурсы
- Источник шаблона: автор Дьячкова Наталья Анатольевна учитель биологии и ИЗО МБОУ Верхнесоленовская СОШ Веселовского района Ростовской области сайт «http://pedsovet.su/»
- Алгебра. 9 класс, ч.2./ Мордкович А.Г., П.В. Семенов
- Экология. 10-11класс. / Константинов В. М., Чернова Н. М.
- Википедия. Свободная энциклопедия.
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Задача_о_зёрнах_на_шахматной_доске
- Задача про пшеницу: http://biofile.ru/bio/19317.html
- Одуванчики: https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/881477/cd0459c2-f813-478d-8a21-953ae22a1f45/s1200
- Муха: https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0179/00037060-8562dd45/1/hello_html_m34c0aa2.jpg
- Земля: https://moodymedia.s3.amazonaws.com/filer_public_thumbnails/filer_public/2012/10/06/believingheart.jpg__460x285_q95_subsampling-2.jpg
- Тля: https://notklop.ru/wp-content/uploads/2018/01/vid-tli.jpg
- Воробьи: http://komotoz.ru/photo/zhivotnye/images/vorobej/vorobej.jpg
- Тигры: https://static.arthouz.ru/picture/4ca7bd7cb61ef7a2356d6c04f1c24a8e.jpg?w=300&h=300
- График: http://xn--b1adcbmenc6ef2bmg.xn--p1ai/wp-content/uploads/2017/12/fa41a438a987d0813de15c83f56e8f86-300x225.jpg
- Кефир: https://s2.narmed.ru/p/articles/5276/400_400.jpg
- Силос: http://agrodaily.com/wp-content/uploads/2015/08/silage-300x225.jpg
- Очистка вод: http://blue-planet.ru/uploads/posts/2012-08/1345996694_2neva3.jpg
- Смайлики: http://divorcedandkids.com/wp-content/uploads/2011/02/freesmileface.jpg