Профилактика и коррекция нарушений письменной речи путём развития всех сторон речи
Семинар-практикум
Учитель-логопед Дикая Н.А.
дисграфия
-нарушения, при которых имеют место трудности в овладении письменной речью, проявляющиеся в наличии стойких специфических ошибок
- Все эти сложные процессы происходят
в затылочно-теменно-височных областях
головного мозга и окончательно
формируются к 10-11 году жизни.
- Если у ребёнка имеются нарушения в письменной речи, то в слаженной работе анализаторов и деятельности головного мозга произошёл сбой
Виды ошибок, на которые стоит обратить внимание!
- Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству:
Б-д, Е-З, а-о, д-у, л-м, и-у, т-ш, ш-щ, в-д, и-ш, и-п …
- ошибки, связанные с нарушением звукопроизношения.
- Смешение фонем по артикуляторно-акустическому сходству: гласные О-У, е-ю…, соноры с й, оппозиционные фонемы по звонкости-глухости, шипящие и свистящие.
- Пропуск букв и слогов, недописывание слова.
- Застревание ( За зомом росла мамина .)
- Предвосхищение ( дод небом лолубым )
Развитие фонематического восприятия
- Уточнение артикуляции и звучания звука
- Определение наличия и места в слове (начало, середина, конец)
- Более сложное: определение места звука по отношению к другим (какой по счету звук).
- Более сложное: определение места звука по отношению к другим (какой по счету звук).
Выделение его из словосочетания, предложения, текста.
2 этап
- Дифференциация смешиваемых звуков
- уточнение артикуляции и звучания звуков
- определение наличия и места звуков в слове (начало, середина, конец)
- выделение их из предложения, текста.
Образная опора
Развитие языкового анализа и синтеза
- работа по дифференциации гласных и согласных звуков
работа по дифференциации гласных и согласных звуков
- СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ.
Назвать гласные в слове, записать ТОЛЬКО гласные (для начала подбирать слова, произношение которых не отличается от написания)
У а и а и а у и а
Составить слово по первым, последним звукам…
Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.
Придумать предложение с определенным количеством слов.
3 слова_________________________________________
4 слова _______________________________________
5 слов_________________________________________
Увеличить количество слов в предложении.
Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней предложение.
Определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово).
Маленький мальчик плохо катается на самокате .
Самокат - ?
Мальчик - ?
Выделить предложение из текста с определенным количеством слов.
Развитие слогового анализа и синтеза
Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов, вписать соответствующую цифру .
Сколько в слове гласных, столько и слогов!
Выделить первый слог из названий картинок, записать его. Объединить слоги в слово, предложение.
Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки:
_____ буз, ут _____, лод _____, ка _____, ка _____ даш
Составить слово из слогов, данных в беспорядке
Исправить деформированные слова в предложении, тексте
СОСНА.
В лесу стояла совыкая сосна. Насос лабы сухая. Костя и Вася лиспили сухую нусос.
Развитие фонематического анализа и синтеза
- Составление схемы слога, слова
- С опорой на вспомогательные средства (графическая схема и звуковички)
- формирование фонематического анализа переводится в речевой план
(назвать слово, определить последовательность звуков, уточнить количество звуков).
Отобрать картинки, в названии которых 3,4, 5, 7 звуков...
Письменные работы. Примерные виды работ по закреплению фонематического анализа слов:
- Вставить пропущенные буквы в слова:
Ви...ка, ди…ан, ут...а, лу...а, б…тон
- Вставь буквы в слова и обозначь мягкие и твёрдые согласные перед гласными А - Я . Объясни выбор гласных.
- Вставь буквы в слова и обозначь мягкие и твёрдые согласные перед гласными А - Я . Объясни выбор гласных.
ШЛ _ ПА Л _ ПК _ КЛ _КС _
Т _ ЩИТ М _ Т _ КВ _ ДР _ Т
Т _ НЕТ Т _ ЖЕСТЬ Ц _ ПЛ _
КР _ СИТ М _ Л _ Р Н _ Н _
Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.
1 звук - _______________________________
2 звука____________________________________
3 звука____________________________________
4 звука____________________________________
Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово:
Па – парк, парта, парус, патрон…
На_________________________________________________
Ма_________________________________________________
Составить из букв одного слова новые слова
ствол
стол, вол, лот
Крапива
________________________________________
Картина_________________________________
Какой звук убежал?
Крот-кот ________,
лампа - лапа_________,
рамка - рама________.
Найти общий звук в словах:
луна стол__________,
кино игла__________,
окна дом__________.
Устранение оптической дисграфии
Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины
мнемообразы
Дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению
Использование подручных материалов для конструирования
- Реконструировать букву, добавляя элемент: А → Л → Д, К → Ж, 3 → В, Г → Б.
- Реконструировать букву, добавляя элемент: А → Л → Д, К → Ж, 3 → В, Г → Б.
- Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом: 3 — В, Р — В.
- Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом: 3 — В, Р — В.
- Реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв; например: Р → Ь, И → Н, Н →П, Г → Т.
- Реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв; например: Р → Ь, И → Н, Н →П, Г → Т.
Зашумленные изображения
Пути профилактики аграмматической дисграфии
- Выделение слов из скопления
- Выделение предложений из сплошного текста без точек и заглавных букв.
Мальчики пошли ловить рыбу у Саши новая удочка он поймал пять окуней.
- Составление, запись и произнесение повествовательных, вопросительных, восклицательных предложений.
- Развитие связной речи, составление рассказов из отдельных предложений по вопросам, по сюжетным картинкам.
2 этап – Работа по развитию словоизменения
- 1) Изменение существительных по числам, падежам, родам (игра «Один-много», «1,2,5,9», «Есть – не стало», «Он, она, оно»)
- Использование предлогов.
- Согласование существительных и прилагательных.
- Изменение глаголов
Рекомендации к занятиям
- Ежедневно
- Системно
- В спокойствии для родителей и ребёнка
- рекомендации специалистов
Благодарю за внимание и терпение и верю в наш общий успех!