СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к практической консультации логопеда с родителями "по теме Профилактика и коррекция нарушений письменной речи путём развития всех сторон речи"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактика и коррекция нарушений письменной речи путём развития всех сторон речи.

Дисграфия - нарушения, при которых имеют место трудности в овладении письменной речью, проявляющиеся в наличии стойких специфических ошибок

Просмотр содержимого документа
«Презентация к практической консультации логопеда с родителями "по теме Профилактика и коррекция нарушений письменной речи путём развития всех сторон речи"»

Профилактика и коррекция нарушений письменной речи путём развития всех сторон речи Семинар-практикум Учитель-логопед Дикая Н.А.

Профилактика и коррекция нарушений письменной речи путём развития всех сторон речи

Семинар-практикум

Учитель-логопед Дикая Н.А.

дисграфия -нарушения, при которых имеют место трудности в овладении письменной речью, проявляющиеся в наличии стойких специфических ошибок

дисграфия

-нарушения, при которых имеют место трудности в овладении письменной речью, проявляющиеся в наличии стойких специфических ошибок

Все эти сложные процессы происходят в затылочно-теменно-височных областях головного мозга и окончательно формируются к 10-11 году жизни. Если у ребёнка имеются нарушения в письменной речи, то в слаженной работе анализаторов и деятельности головного мозга произошёл сбой
  • Все эти сложные процессы происходят

в затылочно-теменно-височных областях

головного мозга и окончательно

формируются к 10-11 году жизни.

  • Если у ребёнка имеются нарушения в письменной речи, то в слаженной работе анализаторов и деятельности головного мозга произошёл сбой
Виды ошибок, на которые стоит обратить внимание!   Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: Б-д, Е-З, а-о, д-у, л-м, и-у, т-ш, ш-щ, в-д, и-ш, и-п … ошибки, связанные с нарушением звукопроизношения. Смешение фонем по артикуляторно-акустическому сходству: гласные О-У, е-ю…, соноры с й, оппозиционные фонемы по звонкости-глухости, шипящие и свистящие. Пропуск букв и слогов, недописывание слова. Застревание ( За зомом росла мамина .) Предвосхищение ( дод небом лолубым )

Виды ошибок, на которые стоит обратить внимание!

  • Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству:

Б-д, Е-З, а-о, д-у, л-м, и-у, т-ш, ш-щ, в-д, и-ш, и-п …

  • ошибки, связанные с нарушением звукопроизношения.
  • Смешение фонем по артикуляторно-акустическому сходству: гласные О-У, е-ю…, соноры с й, оппозиционные фонемы по звонкости-глухости, шипящие и свистящие.
  • Пропуск букв и слогов, недописывание слова.
  • Застревание ( За зомом росла мамина .)
  • Предвосхищение ( дод небом лолубым )
Развитие фонематического восприятия Уточнение артикуляции и звучания звука

Развитие фонематического восприятия

  • Уточнение артикуляции и звучания звука
Определение наличия и места в слове (начало, середина, конец) Более сложное: определение места звука по отношению к другим (какой по счету звук). Более сложное: определение места звука по отношению к другим (какой по счету звук).
  • Определение наличия и места в слове (начало, середина, конец)
  • Более сложное: определение места звука по отношению к другим (какой по счету звук).
  • Более сложное: определение места звука по отношению к другим (какой по счету звук).
Выделение его из словосочетания, предложения, текста.

Выделение его из словосочетания, предложения, текста.

2 этап Дифференциация смешиваемых звуков уточнение артикуляции и звучания звуков

2 этап

  • Дифференциация смешиваемых звуков
  • уточнение артикуляции и звучания звуков
определение наличия и места звуков в слове (начало, середина, конец) выделение их из предложения, текста.
  • определение наличия и места звуков в слове (начало, середина, конец)
  • выделение их из предложения, текста.
Образная опора

Образная опора

Развитие языкового анализа и синтеза   работа по дифференциации гласных и согласных звуков

Развитие языкового анализа и синтеза

  • работа по дифференциации гласных и согласных звуков
работа по дифференциации гласных и согласных звуков   СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ.

работа по дифференциации гласных и согласных звуков

  • СКОЛЬКО В СЛОВЕ ГЛАСНЫХ, СТОЛЬКО И СЛОГОВ.
Назвать гласные в слове, записать ТОЛЬКО гласные (для начала подбирать слова, произношение которых не отличается от написания) У а и а и а у и а

Назвать гласные в слове, записать ТОЛЬКО гласные (для начала подбирать слова, произношение которых не отличается от написания)

У а и а и а у и а

Составить слово по первым, последним звукам…

Составить слово по первым, последним звукам…

Придумать предложение по сюжетной картинке  и определить в нем количество слов.

Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.

Придумать предложение с определенным количеством слов.   3 слова_________________________________________ 4 слова _______________________________________ 5 слов_________________________________________ Увеличить количество слов в предложении.

Придумать предложение с определенным количеством слов.

3 слова_________________________________________

4 слова _______________________________________

5 слов_________________________________________

Увеличить количество слов в предложении.

Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней предложение.

Составить графическую схему данного предложения и придумать по ней предложение.

Определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово).   Маленький мальчик плохо катается на самокате . Самокат - ? Мальчик - ?

Определить место слов в предложении (какое по счету указанное слово).

Маленький мальчик плохо катается на самокате .

Самокат - ?

Мальчик - ?

Выделить предложение из текста с определенным количеством слов.

Выделить предложение из текста с определенным количеством слов.

Развитие слогового анализа и синтеза   Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов, вписать соответствующую цифру . Сколько в слове гласных, столько и слогов!

Развитие слогового анализа и синтеза

Повторить слово по слогам. Сосчитать количество слогов, вписать соответствующую цифру .

Сколько в слове гласных, столько и слогов!

Выделить первый слог из названий картинок, записать его.     Объединить слоги в слово, предложение.

Выделить первый слог из названий картинок, записать его.   Объединить слоги в слово, предложение.

Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки:   _____ буз, ут _____, лод _____, ка _____, ка _____ даш

Определить пропущенный слог в слове с помощью картинки:

_____ буз, ут _____, лод _____, ка _____, ка _____ даш

Составить слово из слогов, данных в беспорядке

Составить слово из слогов, данных в беспорядке

Исправить деформированные слова в предложении, тексте СОСНА. В лесу стояла совыкая сосна. Насос лабы сухая. Костя и Вася лиспили сухую нусос.

Исправить деформированные слова в предложении, тексте

СОСНА.

В лесу стояла совыкая сосна. Насос лабы сухая. Костя и Вася лиспили сухую нусос.

Развитие фонематического анализа и синтеза Составление схемы слога, слова С опорой на вспомогательные средства (графическая схема и звуковички) формирование фонематического анализа переводится в речевой план (назвать слово, определить последовательность звуков, уточнить количество звуков).

Развитие фонематического анализа и синтеза

  • Составление схемы слога, слова
  • С опорой на вспомогательные средства (графическая схема и звуковички)
  • формирование фонематического анализа переводится в речевой план

(назвать слово, определить последовательность звуков, уточнить количество звуков).

Отобрать картинки, в названии которых 3,4, 5, 7 звуков...

Отобрать картинки, в названии которых 3,4, 5, 7 звуков...

Письменные работы.     Примерные виды работ по закреплению фонематического анализа слов:   Вставить пропущенные буквы в слова: Ви...ка,  ди…ан,  ут...а,  лу...а, б…тон Вставь буквы в слова и обозначь мягкие и твёрдые согласные перед    гласными     А  -  Я .  Объясни выбор гласных. Вставь буквы в слова и обозначь мягкие и твёрдые согласные перед    гласными     А  -  Я .  Объясни выбор гласных. ШЛ _ ПА              Л _ ПК _               КЛ _КС _ Т _ ЩИТ              М _ Т _                  КВ _ ДР _ Т Т _ НЕТ               Т _ ЖЕСТЬ            Ц _ ПЛ _ КР _ СИТ            М _ Л _ Р                Н _ Н _

Письменные работы.   Примерные виды работ по закреплению фонематического анализа слов:

  • Вставить пропущенные буквы в слова:

Ви...ка, ди…ан, ут...а, лу...а, б…тон

  • Вставь буквы в слова и обозначь мягкие и твёрдые согласные перед    гласными     А  -  Я .  Объясни выбор гласных.
  • Вставь буквы в слова и обозначь мягкие и твёрдые согласные перед    гласными     А  -  Я .  Объясни выбор гласных.

ШЛ _ ПА              Л _ ПК _               КЛ _КС _

Т _ ЩИТ              М _ Т _                  КВ _ ДР _ Т

Т _ НЕТ               Т _ ЖЕСТЬ            Ц _ ПЛ _

КР _ СИТ            М _ Л _ Р                Н _ Н _

Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.   1 звук - _______________________________ 2 звука____________________________________ 3 звука____________________________________ 4 звука____________________________________

Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно назвать их и записать.

1 звук - _______________________________

2 звука____________________________________

3 звука____________________________________

4 звука____________________________________

Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу,     чтобы получилось слово:   Па – парк, парта, парус, патрон… На_________________________________________________ Ма_________________________________________________

Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу,   чтобы получилось слово:

Па – парк, парта, парус, патрон…

На_________________________________________________

Ма_________________________________________________

Составить из букв одного слова новые слова ствол стол, вол, лот Крапива ________________________________________ Картина_________________________________

Составить из букв одного слова новые слова

ствол

стол, вол, лот

Крапива

________________________________________

Картина_________________________________

Какой звук убежал?   Крот-кот ________, лампа - лапа_________, рамка - рама________.

Какой звук убежал?

Крот-кот ________,

лампа - лапа_________,

рамка - рама________.

Найти общий звук в словах:   луна стол__________, кино игла__________, окна дом__________.

Найти общий звук в словах:

луна стол__________,

кино игла__________,

окна дом__________.

Устранение оптической дисграфии   Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины

Устранение оптической дисграфии

Развитие зрительного восприятия, узнавания цвета, формы и величины

мнемообразы

мнемообразы

Дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению

Дополнить недостающий элемент фигуры или буквы по представлению

Использование подручных материалов для конструирования Реконструировать букву, добавляя элемент: А → Л → Д, К → Ж, 3 → В, Г → Б. Реконструировать букву, добавляя элемент: А → Л → Д, К → Ж, 3 → В, Г → Б. Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом: 3 — В, Р — В. Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом: 3 — В, Р — В. Реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв; например: Р → Ь, И → Н, Н →П, Г → Т. Реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв; например: Р → Ь, И → Н, Н →П, Г → Т.

Использование подручных материалов для конструирования

  • Реконструировать букву, добавляя элемент: А → Л → Д, К → Ж, 3 → В, Г → Б.
  • Реконструировать букву, добавляя элемент: А → Л → Д, К → Ж, 3 → В, Г → Б.
  • Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом: 3 — В, Р — В.
  • Определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом: 3 — В, Р — В.
  • Реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв; например: Р → Ь, И → Н, Н →П, Г → Т.
  • Реконструировать букву, изменяя пространственное расположение элементов букв; например: Р → Ь, И → Н, Н →П, Г → Т.
Зашумленные изображения

Зашумленные изображения

Пути профилактики аграмматической дисграфии Выделение слов из скопления Выделение предложений из сплошного текста без точек и заглавных букв. Мальчики пошли ловить рыбу у Саши новая удочка он поймал пять окуней. Составление, запись и произнесение повествовательных, вопросительных, восклицательных предложений. Развитие связной речи, составление рассказов из отдельных предложений по вопросам, по сюжетным картинкам.

Пути профилактики аграмматической дисграфии

  • Выделение слов из скопления
  • Выделение предложений из сплошного текста без точек и заглавных букв.

Мальчики пошли ловить рыбу у Саши новая удочка он поймал пять окуней.

  • Составление, запись и произнесение повествовательных, вопросительных, восклицательных предложений.
  • Развитие связной речи, составление рассказов из отдельных предложений по вопросам, по сюжетным картинкам.

2 этап – Работа по развитию словоизменения   1) Изменение существительных по числам, падежам, родам (игра «Один-много», «1,2,5,9», «Есть – не стало», «Он, она, оно») Использование предлогов. Согласование существительных и прилагательных. Изменение глаголов

2 этап – Работа по развитию словоизменения

  • 1) Изменение существительных по числам, падежам, родам (игра «Один-много», «1,2,5,9», «Есть – не стало», «Он, она, оно»)
  • Использование предлогов.
  • Согласование существительных и прилагательных.
  • Изменение глаголов
Рекомендации к занятиям Ежедневно Системно В спокойствии для родителей и ребёнка рекомендации специалистов

Рекомендации к занятиям

  • Ежедневно
  • Системно
  • В спокойствии для родителей и ребёнка
  • рекомендации специалистов
Благодарю за внимание и терпение и верю в наш общий успех!

Благодарю за внимание и терпение и верю в наш общий успех!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!