СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к проектно-исследовательской работе "Сундучок фразеологизмов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к проектно-исследовательской литературе "Сундучок фразеологизмов"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к проектно-исследовательской работе "Сундучок фразеологизмов"»

Проектно-исследовательская работа  на тему:   «Сундучок Фразеологизмов »  Выполнил: ученик  8г класса Богатырёв Евгений Руководитель: Учитель русского языка и литературы Семилетова Галина Ивановна .

Проектно-исследовательская работа на тему: «Сундучок Фразеологизмов »

Выполнил:

ученик 8г класса Богатырёв Евгений

Руководитель:

Учитель русского языка и литературы

Семилетова Галина Ивановна .

Введение     Тема моей исследовательской работы «Сундучок фразеологизмов».  Я выбрал именно эту тему, потому что хочу показать, как важно употребление фразеологизмов в нашей речи, как данные выражения обогащают нашу речь и делают её яркой, образной, красочной. На изучение фразеологизмов в школьной программе отводится мало часов. Я решил исследовать фразеологизмы, попытался понять, что они обозначают. Исходя из этого, у меня возникли вопросы: «Все ли ребята знают, что такое фразеологизмы? Существует ли фразеологизмы, которые употребляются чаще других? Мне стало интересно, и я решил заняться поиском ответа на этот вопрос.

Введение

Тема моей исследовательской работы «Сундучок фразеологизмов».

Я выбрал именно эту тему, потому что хочу показать, как важно употребление фразеологизмов в нашей речи, как данные выражения обогащают нашу речь и делают её яркой, образной, красочной. На изучение фразеологизмов в школьной программе отводится мало часов. Я решил исследовать фразеологизмы, попытался понять, что они обозначают. Исходя из этого, у меня возникли вопросы: «Все ли ребята знают, что такое фразеологизмы? Существует ли фразеологизмы, которые употребляются чаще других? Мне стало интересно, и я решил заняться поиском ответа на этот вопрос.

   Гипотеза: я предполагаю, что фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и яркой.

Гипотеза: я предполагаю, что фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и яркой.

Цель работы   Узнать : о понятии фразеологизма, о происхождение фразеологизма, интересные факты из истории, какие фразеологизмы употребляют чаще всего в нашей школе.

Цель работы

Узнать :

  • о понятии фразеологизма,
  • о происхождение фразеологизма,
  • интересные факты из истории,
  • какие фразеологизмы употребляют чаще всего в нашей школе.
  Исследование    Понятие фразеологизма  Фразеологизм  – это устойчивое сочетание слов, которое выражает целостное значение и по функции соотносится с отдельным словом. Например: душа в пятки уходит – становится страшно; душа в душу – дружно; души не чаять – сильно любить.

Исследование

Понятие фразеологизма

Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, которое выражает целостное значение и по функции соотносится с отдельным словом. Например: душа в пятки уходит – становится страшно; душа в душу – дружно; души не чаять – сильно любить.

Я узнал, как произошли фразеологизмы, но у меня появился новый вопрос: а какие фразы употребляют чаще всего? Чтобы получить ответ на этот вопрос я провёл опрос:
  • Я узнал, как произошли фразеологизмы, но у меня появился новый вопрос: а какие фразы употребляют чаще всего? Чтобы получить ответ на этот вопрос я провёл опрос:
 Опрос Я решил выяснить, каков уровень владения фразеологическими единицами у моих одноклассников. Для этого провел анкетирование с помощью специально разработанных вопросов. В ходе исследования было проведено анкетирование среди учащихся 1- 9 классов, в количестве 23 человека. Цель анкетирования – выяснить, знают ли школьники, что такое фразеологизмы; понимают ли значение фразеологизмов; как часто школьники употребляют фразеологизмы в повседневной речи. Учащимся были предложены вопросы:  1. Знаете ли Вы, что такое фразеологизмы? (Да, нет)  Я выяснил, что не все опрошенные дети знают, что такое фразеологизмы. Восемнадцать из опрошенных детей знают, что такое фразеологизмы, пять человек – не знают.  2. Используете ли Вы фразеологизмы в своей речи? (Да, нет, иногда)  Анализ ответов показал, что 10 учащихся используют фразеологизмы в своей речи, 8 учащихся - иногда, 5 человек – никогда не использовали в своей речи фразеологизмы.

Опрос

  • Я решил выяснить, каков уровень владения фразеологическими единицами у моих одноклассников. Для этого провел анкетирование с помощью специально разработанных вопросов.
  • В ходе исследования было проведено анкетирование среди учащихся 1- 9 классов, в количестве 23 человека.
  • Цель анкетирования – выяснить, знают ли школьники, что такое фразеологизмы; понимают ли значение фразеологизмов; как часто школьники употребляют фразеологизмы в повседневной речи.
  • Учащимся были предложены вопросы: 1. Знаете ли Вы, что такое фразеологизмы? (Да, нет) Я выяснил, что не все опрошенные дети знают, что такое фразеологизмы. Восемнадцать из опрошенных детей знают, что такое фразеологизмы, пять человек – не знают. 2. Используете ли Вы фразеологизмы в своей речи? (Да, нет, иногда) Анализ ответов показал, что 10 учащихся используют фразеологизмы в своей речи, 8 учащихся - иногда, 5 человек – никогда не использовали в своей речи фразеологизмы.
Опрос учащихся

Опрос учащихся

Опрос учителей  Результаты исследования анкет учителей. Мне захотелось выяснить, а как относятся к фразеологизмам учителя. Для этого провел анкетирование с помощью специально разработанных вопросов. Учителям следовало ответить на вопросы:  1. Употребляете ли Вы фразеологизмы во время учебного процесса?  а) да  б) нет  в) редко  Большинство учителей, 83% часто используют фразеологизмы во время учебного процесса, 16% - редко и нет ни одного учителя, который совсем не использует в учебном процессе фразеологизмы.  Я собрал все фразеологизмы, употребляемые учителями, выделил из них самые популярные: данного вопроса мы позволили выделить 15 самых «популярных» фразеологизмов среди учителей.      

Опрос учителей

Результаты исследования анкет учителей.

Мне захотелось выяснить, а как относятся к фразеологизмам учителя. Для этого провел анкетирование с помощью специально разработанных вопросов.

Учителям следовало ответить на вопросы: 1. Употребляете ли Вы фразеологизмы во время учебного процесса? а) да б) нет в) редко Большинство учителей, 83% часто используют фразеологизмы во время учебного процесса, 16% - редко и нет ни одного учителя, который совсем не использует в учебном процессе фразеологизмы. Я собрал все фразеологизмы, употребляемые учителями, выделил из них самые популярные:

данного вопроса мы позволили выделить 15 самых «популярных» фразеологизмов среди учителей.

  •  
  •  
  •  
В результате анализа данного вопроса мы позволили выделить 15 самых «популярных»  фразеологизмов среди учителей   1.Тянуть кота за хвост(быть нерешительным). 2.Смотреть как баран на новые ворота (удивлённо). 3.Гроша ломаного не стоят(обещания). 4.Продвигаться черепашьими шагами(очень медленно.) 5.Курам на смех (очень плохо ,глупые куры и те смеются). 6.Не в своей тарелке (в плохом настроении). 7.Витать в облаках (отвлекаться).  8. Пораскинь мозгами (подумай). 9. Зарубить на носу (надолго запомни). 10.Как с гуся вода (легко всё соскакивает). 11.Как курица лапой (некрасиво). 12. В час по чайной ложке (делать очень медленно). 13.Мартышкин труд (всё напрасно). 14. Слона то я и не приметил - не обратил внимание на самое важное. 15.Клевать носом (низко наклониться).

В результате анализа данного вопроса мы позволили выделить 15 самых «популярных» фразеологизмов среди учителей

  • 1.Тянуть кота за хвост(быть нерешительным).
  • 2.Смотреть как баран на новые ворота (удивлённо).
  • 3.Гроша ломаного не стоят(обещания).
  • 4.Продвигаться черепашьими шагами(очень медленно.)
  • 5.Курам на смех (очень плохо ,глупые куры и те смеются).
  • 6.Не в своей тарелке (в плохом настроении).
  • 7.Витать в облаках (отвлекаться). 8. Пораскинь мозгами (подумай).
  • 9. Зарубить на носу (надолго запомни).
  • 10.Как с гуся вода (легко всё соскакивает).
  • 11.Как курица лапой (некрасиво).
  • 12. В час по чайной ложке (делать очень медленно).
  • 13.Мартышкин труд (всё напрасно).
  • 14. Слона то я и не приметил - не обратил внимание на самое важное.
  • 15.Клевать носом (низко наклониться).
Тянуть кота за хвост. Быть нерешительным в выполнении какого-либо дела, затягивать решение вопроса.

Тянуть кота за хвост.

Быть нерешительным в выполнении какого-либо дела,

затягивать решение вопроса.

Смотрит как баран на новые ворота. Очень удивлённо.

Смотрит как баран на новые ворота.

Очень удивлённо.

Продвигаться черепашьими шагами. Очень медленно что-то делать.

Продвигаться черепашьими шагами.

Очень медленно

что-то делать.

Твои обещания гроша ломаного не стоят.

Твои обещания гроша ломаного не стоят.

С незапамятных времён курица у людей была предметом шутливых насмешек. Она не летает, хотя имеет крылья, не вьёт гнезда, боится воды, не видит в темноте, пуглива, глупа. Недаром говорят, что рак – не рыба, а курица - не птица. Отсюда и выражения: «курам на смех» (даже глупые куры и те смеются); «мокрая курица» (о человеке, имеющем жалкий вид); «нацарапал, как курица лапой» (о неразборчивом почерке); «куриная память» (о забывчивом человеке); «раскудахтался, как курица» (о болтливом человеке); «бродят, как куры» (о праздных зеваках, бестолково слоняющихся туда – сюда).

С незапамятных времён курица у людей была предметом шутливых насмешек. Она не летает, хотя имеет крылья, не вьёт гнезда, боится воды, не видит в темноте, пуглива, глупа. Недаром говорят, что рак – не рыба, а курица - не птица. Отсюда и выражения: «курам на смех» (даже глупые куры и те смеются); «мокрая курица» (о человеке, имеющем жалкий вид); «нацарапал, как курица лапой» (о неразборчивом почерке); «куриная память» (о забывчивом человеке); «раскудахтался, как курица» (о болтливом человеке); «бродят, как куры» (о праздных зеваках, бестолково слоняющихся туда – сюда).

Результаты исследования анкет родителей Мне стало интересно, знают ли родители нашей школы о фразеологизмах и какие чаще всего используют в жизни.

Результаты исследования анкет родителей

  • Мне стало интересно, знают ли родители нашей школы о фразеологизмах и какие чаще всего используют в жизни.
Фразеологизмы, чаще всего употребляемые родителями 1.Если хотят серьёзно наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют». 2. Засучить рукава - усердно, старательно, энергично, делать что – либо.  2. Бить баклуши – праздно проводить время, бездельничать. 3Ты в этом большой мастер (хорошо умеешь что-то делать). 4.Ищи ветра в поле (не найдёшь). 5.Дел невпроворот (много). 6.Как за каменной стеной (надёжно). 7.Пальчики оближешь (вкусно). 8.Повесить нос (огорчиться). 9. Ходить по пятам (следом).  

Фразеологизмы, чаще всего употребляемые родителями

  • 1.Если хотят серьёзно наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют».
  • 2. Засучить рукава - усердно, старательно, энергично, делать что – либо. 2. Бить баклуши – праздно проводить время, бездельничать.
  • 3Ты в этом большой мастер (хорошо умеешь что-то делать).
  • 4.Ищи ветра в поле (не найдёшь).
  • 5.Дел невпроворот (много).
  • 6.Как за каменной стеной (надёжно).
  • 7.Пальчики оближешь (вкусно).
  • 8.Повесить нос (огорчиться).
  • 9. Ходить по пятам (следом).
  •  
«Где раки зимуют?» Это выражение тесно связано с историей нашего народа. Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно, раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах рек. На ловлю раков посылали зимой провинившихся крестьян. Много времени проходило, прежде чем тот наловит раков. Часто после этого человек тяжело болел, намёрзнувшись в ледяной воде. Отсюда и пошло: если хотят кого-то наказать, то говорят эту фразу.

«Где раки зимуют?»

Это выражение тесно связано с историей нашего народа. Многие помещики

любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно, раки

прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах рек.

На ловлю раков посылали зимой провинившихся крестьян. Много времени проходило, прежде чем тот наловит раков. Часто после этого человек тяжело болел, намёрзнувшись в ледяной воде. Отсюда и пошло: если хотят кого-то

наказать, то говорят эту фразу.

Заключение     Тема «Фразеологизмы» оказалась интересной и увлекательной. Работая над этой темой, я получил более полное представление о фразеологизмах, научился находить их в тексте, пользоваться фразеологизмами в своей собственной речи. Также я научился работать со словарями, использовать информацию из интернета. Я пришёл к выводу , что знать значения фразеологизмов нужно для того, чтобы правильно употреблять их в речи, они помогают сделать нашу речь живой, красивой, эмоциональной. Эти знания мне пригодятся при сдаче экзамена ОГЭ. Цель моей исследовательской работы достигнута. Задачи, которые были поставлены перед работой, выполнены.

Заключение

Тема «Фразеологизмы» оказалась интересной и увлекательной.

  • Работая над этой темой, я получил более полное представление о фразеологизмах, научился находить их в тексте, пользоваться фразеологизмами в своей собственной речи. Также я научился работать со словарями, использовать информацию из интернета.
  • Я пришёл к выводу , что знать значения фразеологизмов нужно для того, чтобы правильно употреблять их в речи, они помогают сделать нашу речь живой, красивой, эмоциональной. Эти знания мне пригодятся при сдаче экзамена ОГЭ. Цель моей исследовательской работы достигнута. Задачи, которые были поставлены перед работой, выполнены.

Литература   1.Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова 2. Советский энциклопедический словарь 3. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка 4. Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского языка 5. Жуков А.В. Лексико-фразеологический словарь русского языка.

Литература

  • 1.Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова
  • 2. Советский энциклопедический словарь
  • 3. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка
  • 4. Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского языка
  • 5. Жуков А.В. Лексико-фразеологический словарь русского языка.
С п а с и б о  з а в н и м а н и е !!!

С п а с и б о з а в н и м а н и е !!!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!