Проектно-исследовательская работа на тему: «Сундучок Фразеологизмов »
Выполнил:
ученик 8г класса Богатырёв Евгений
Руководитель:
Учитель русского языка и литературы
Семилетова Галина Ивановна .
Введение
Тема моей исследовательской работы «Сундучок фразеологизмов».
Я выбрал именно эту тему, потому что хочу показать, как важно употребление фразеологизмов в нашей речи, как данные выражения обогащают нашу речь и делают её яркой, образной, красочной. На изучение фразеологизмов в школьной программе отводится мало часов. Я решил исследовать фразеологизмы, попытался понять, что они обозначают. Исходя из этого, у меня возникли вопросы: «Все ли ребята знают, что такое фразеологизмы? Существует ли фразеологизмы, которые употребляются чаще других? Мне стало интересно, и я решил заняться поиском ответа на этот вопрос.
Гипотеза: я предполагаю, что фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и яркой.
Цель работы
Узнать :
- о понятии фразеологизма,
- о происхождение фразеологизма,
- интересные факты из истории,
- какие фразеологизмы употребляют чаще всего в нашей школе.
Исследование
Понятие фразеологизма
Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, которое выражает целостное значение и по функции соотносится с отдельным словом. Например: душа в пятки уходит – становится страшно; душа в душу – дружно; души не чаять – сильно любить.
- Я узнал, как произошли фразеологизмы, но у меня появился новый вопрос: а какие фразы употребляют чаще всего? Чтобы получить ответ на этот вопрос я провёл опрос:
Опрос
- Я решил выяснить, каков уровень владения фразеологическими единицами у моих одноклассников. Для этого провел анкетирование с помощью специально разработанных вопросов.
- В ходе исследования было проведено анкетирование среди учащихся 1- 9 классов, в количестве 23 человека.
- Цель анкетирования – выяснить, знают ли школьники, что такое фразеологизмы; понимают ли значение фразеологизмов; как часто школьники употребляют фразеологизмы в повседневной речи.
- Учащимся были предложены вопросы: 1. Знаете ли Вы, что такое фразеологизмы? (Да, нет) Я выяснил, что не все опрошенные дети знают, что такое фразеологизмы. Восемнадцать из опрошенных детей знают, что такое фразеологизмы, пять человек – не знают. 2. Используете ли Вы фразеологизмы в своей речи? (Да, нет, иногда) Анализ ответов показал, что 10 учащихся используют фразеологизмы в своей речи, 8 учащихся - иногда, 5 человек – никогда не использовали в своей речи фразеологизмы.
Опрос учащихся
Опрос учителей
Результаты исследования анкет учителей.
Мне захотелось выяснить, а как относятся к фразеологизмам учителя. Для этого провел анкетирование с помощью специально разработанных вопросов.
Учителям следовало ответить на вопросы: 1. Употребляете ли Вы фразеологизмы во время учебного процесса? а) да б) нет в) редко Большинство учителей, 83% часто используют фразеологизмы во время учебного процесса, 16% - редко и нет ни одного учителя, который совсем не использует в учебном процессе фразеологизмы. Я собрал все фразеологизмы, употребляемые учителями, выделил из них самые популярные:
данного вопроса мы позволили выделить 15 самых «популярных» фразеологизмов среди учителей.
В результате анализа данного вопроса мы позволили выделить 15 самых «популярных» фразеологизмов среди учителей
- 1.Тянуть кота за хвост(быть нерешительным).
- 2.Смотреть как баран на новые ворота (удивлённо).
- 3.Гроша ломаного не стоят(обещания).
- 4.Продвигаться черепашьими шагами(очень медленно.)
- 5.Курам на смех (очень плохо ,глупые куры и те смеются).
- 6.Не в своей тарелке (в плохом настроении).
- 7.Витать в облаках (отвлекаться). 8. Пораскинь мозгами (подумай).
- 9. Зарубить на носу (надолго запомни).
- 10.Как с гуся вода (легко всё соскакивает).
- 11.Как курица лапой (некрасиво).
- 12. В час по чайной ложке (делать очень медленно).
- 13.Мартышкин труд (всё напрасно).
- 14. Слона то я и не приметил - не обратил внимание на самое важное.
- 15.Клевать носом (низко наклониться).
Тянуть кота за хвост.
Быть нерешительным в выполнении какого-либо дела,
затягивать решение вопроса.
Смотрит как баран на новые ворота.
Очень удивлённо.
Продвигаться черепашьими шагами.
Очень медленно
что-то делать.
Твои обещания гроша ломаного не стоят.
С незапамятных времён курица у людей была предметом шутливых насмешек. Она не летает, хотя имеет крылья, не вьёт гнезда, боится воды, не видит в темноте, пуглива, глупа. Недаром говорят, что рак – не рыба, а курица - не птица. Отсюда и выражения: «курам на смех» (даже глупые куры и те смеются); «мокрая курица» (о человеке, имеющем жалкий вид); «нацарапал, как курица лапой» (о неразборчивом почерке); «куриная память» (о забывчивом человеке); «раскудахтался, как курица» (о болтливом человеке); «бродят, как куры» (о праздных зеваках, бестолково слоняющихся туда – сюда).
Результаты исследования анкет родителей
- Мне стало интересно, знают ли родители нашей школы о фразеологизмах и какие чаще всего используют в жизни.
Фразеологизмы, чаще всего употребляемые родителями
- 1.Если хотят серьёзно наказать, говорят: «Я покажу тебе, где раки зимуют».
- 2. Засучить рукава - усердно, старательно, энергично, делать что – либо. 2. Бить баклуши – праздно проводить время, бездельничать.
- 3Ты в этом большой мастер (хорошо умеешь что-то делать).
- 4.Ищи ветра в поле (не найдёшь).
- 5.Дел невпроворот (много).
- 6.Как за каменной стеной (надёжно).
- 7.Пальчики оближешь (вкусно).
- 8.Повесить нос (огорчиться).
- 9. Ходить по пятам (следом).
-
«Где раки зимуют?»
Это выражение тесно связано с историей нашего народа. Многие помещики
любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно, раки
прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах рек.
На ловлю раков посылали зимой провинившихся крестьян. Много времени проходило, прежде чем тот наловит раков. Часто после этого человек тяжело болел, намёрзнувшись в ледяной воде. Отсюда и пошло: если хотят кого-то
наказать, то говорят эту фразу.
Заключение
Тема «Фразеологизмы» оказалась интересной и увлекательной.
- Работая над этой темой, я получил более полное представление о фразеологизмах, научился находить их в тексте, пользоваться фразеологизмами в своей собственной речи. Также я научился работать со словарями, использовать информацию из интернета.
- Я пришёл к выводу , что знать значения фразеологизмов нужно для того, чтобы правильно употреблять их в речи, они помогают сделать нашу речь живой, красивой, эмоциональной. Эти знания мне пригодятся при сдаче экзамена ОГЭ. Цель моей исследовательской работы достигнута. Задачи, которые были поставлены перед работой, выполнены.
Литература
- 1.Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова
- 2. Советский энциклопедический словарь
- 3. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка
- 4. Фёдоров А.И. Фразеологический словарь русского языка
- 5. Жуков А.В. Лексико-фразеологический словарь русского языка.
С п а с и б о з а в н и м а н и е !!!