СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к проектной работе"основные традиции и символы Масленницы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация имела социальное направление. На проводах зимы была сожжена кукла выполненная в ходе проекта. Была дана высокая оценка.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к проектной работе"основные традиции и символы Масленницы"»

Проектная работа  Основные традиции и символы Масленицы Автор работы: Антипина Нина Евгеньевна 4 «Б» класс МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ» Руководитель: Кустова Любовь Григорьевна. Научный консультант: Кузавкова Зоя Олеговна, инженер ИГУ, аспирант ИГ СО РАН.

Проектная работа Основные традиции и символы Масленицы

Автор работы:

Антипина Нина Евгеньевна 4 «Б» класс

МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ»

Руководитель: Кустова Любовь Григорьевна.

Научный консультант: Кузавкова Зоя Олеговна, инженер ИГУ, аспирант ИГ СО РАН.

Проблема: Мы имеем богатейшие традиции в проведении народных праздников. Масленица – праздник, в котором переплелись языческие и православные корни. Забывая традиции, мы лишаем себя возможности развиваться духовно, нравственно, патриотически.

Проблема: Мы имеем богатейшие традиции в проведении народных праздников. Масленица – праздник, в котором переплелись языческие и православные корни. Забывая традиции, мы лишаем себя возможности развиваться духовно, нравственно, патриотически.

Цель: изучение традиций и обычаев проведения народного праздника «Масленица»; изготовление чучела и оберега Масленицы согласно исторически сложившимся традициям; разработка фрагмента праздника, связанного с сжиганием чучела.

Цель: изучение традиций и обычаев проведения народного праздника «Масленица»; изготовление чучела и оберега Масленицы согласно исторически сложившимся традициям; разработка фрагмента праздника, связанного с сжиганием чучела.

Задачи: Изучить и проанализировать литературу и интернет источники о традициях и обычаях проведения «Масленицы» в России и в Иркутске. Написать краткий очерк о изученном материале. Исследовать степень ознакомленности с этим вопросом моих одноклассников. Рассмотреть вопрос о традиционных правилах изготовления чучела и оберега Масленицы. Изготовить оберег Масленицы согласно изученным требованиям. Изготовить чучело Масленицы в соответствии с обычаями славянского народа. На основе изученного материала разработать фрагмент праздника, связанный с моментом сжигания чучела Масленицы. Встретиться с директором КСЦ с. Мамоны для рассмотрения вопроса о возможном использовании разработанного фрагмента праздника и изготовленного чучела Масленицы на народном гулянии в с. Мамоны.

Задачи:

  • Изучить и проанализировать литературу и интернет источники о традициях и обычаях проведения «Масленицы» в России и в Иркутске.
  • Написать краткий очерк о изученном материале.
  • Исследовать степень ознакомленности с этим вопросом моих одноклассников.
  • Рассмотреть вопрос о традиционных правилах изготовления чучела и оберега Масленицы.
  • Изготовить оберег Масленицы согласно изученным требованиям.
  • Изготовить чучело Масленицы в соответствии с обычаями славянского народа.
  • На основе изученного материала разработать фрагмент праздника, связанный с моментом сжигания чучела Масленицы.
  • Встретиться с директором КСЦ с. Мамоны для рассмотрения вопроса о возможном использовании разработанного фрагмента праздника и изготовленного чучела Масленицы на народном гулянии в с. Мамоны.
Планирование проекта Мероприятие Определение темы проекта, постановка целей, задач; осознание проблемы. Планирование этапов проекта. Поиск и изучение литературы по теме «Масленица». Работа со словарями. Изучение интернет источников. Составление краткого очерка по изучаемой проблеме. Проведение анкетирования в 4 «Б» классе МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ». Анализ результатов анкетирования. Изготовление оберега Масленицы. Изготовление чучела Масленицы.  Разработка фрагмента праздника.  Встреча с директором КСЦ с. Мамоны.  Составление компьютерной презентации к проекту.  Презентация проекта. Сроки 1-я неделя ноября  2-ая неделя ноября 3-я неделя ноября  4-ая неделя ноября 1-ая и 2-ая недели декабря 3-я неделя декабря  4-я неделя декабря 2-я неделя января 3-я неделя января 4-я неделя января 5-ая неделя января  1-ая неделя февраля 2-ая неделя февраля

Планирование проекта

Мероприятие

  • Определение темы проекта, постановка целей, задач; осознание проблемы.
  • Планирование этапов проекта.
  • Поиск и изучение литературы по теме «Масленица». Работа со словарями.
  • Изучение интернет источников.
  • Составление краткого очерка по изучаемой проблеме.
  • Проведение анкетирования в 4 «Б» классе МОУ ИРМО «Мамоновская СОШ».
  • Анализ результатов анкетирования.
  • Изготовление оберега Масленицы.
  • Изготовление чучела Масленицы.
  • Разработка фрагмента праздника.
  • Встреча с директором КСЦ с. Мамоны.
  • Составление компьютерной презентации к проекту.
  • Презентация проекта.

Сроки

1-я неделя ноября

2-ая неделя ноября

3-я неделя ноября

4-ая неделя ноября

1-ая и 2-ая недели декабря

3-я неделя декабря

4-я неделя декабря

2-я неделя января

3-я неделя января

4-я неделя января

5-ая неделя января

1-ая неделя февраля

2-ая неделя февраля

Тип проекта Тип проекта: *по числу участников – индивидуальный; *по доминирующему направлению – творческий, исследовательский, социальный; *по предметным областям – межпредметный (история, литература, технология, окружающий мир, краеведение, музыка); *по продолжительности – средней продолжительности.

Тип проекта

  • Тип проекта:
  • *по числу участников – индивидуальный;
  • *по доминирующему направлению – творческий, исследовательский, социальный;
  • *по предметным областям – межпредметный (история, литература, технология, окружающий мир, краеведение, музыка);
  • *по продолжительности – средней продолжительности.
Анкетирование одноклассников

Анкетирование одноклассников

Изготовление оберега Масленицы Сформировала шар, надела на деревянную палочку, перевязала красной нитью. Получилась голова будущей куклы.   Я оторвала кусок белой ткани квадратной формы, положила на него лён.

Изготовление оберега Масленицы

Сформировала шар, надела на деревянную палочку, перевязала красной нитью. Получилась голова будущей куклы.

Я оторвала кусок белой ткани квадратной формы, положила на него лён.

Формирую из льна тело.  Для изготовления рук заворачиваю часть льна в ткань. Края перевязываю красной нитью.

Формирую из льна тело.

Для изготовления рук заворачиваю часть льна в ткань. Края перевязываю красной нитью.

Из ярких кусков ткани прямоугольной формы делаю сарафан и рубашку. Рубашку перевязываю под грудью нитью.  Привязываем руки и приготовленную грудь ниткой крест-накрест к телу берегини.

Из ярких кусков ткани прямоугольной формы делаю сарафан и рубашку. Рубашку перевязываю под грудью нитью.

Привязываем руки и приготовленную грудь ниткой крест-накрест к телу берегини.

Закрепляю косу на голове куклы. Повязываю платок.  Для будущей косы связываю три полоски яркой ткани. Заплетаю полоски ткани в косу, перевязываю нитью.

Закрепляю косу на голове куклы. Повязываю платок.

Для будущей косы связываю три полоски яркой ткани. Заплетаю полоски ткани в косу, перевязываю нитью.

Из куска ткани другого цвета прямоугольной формы делаю фартук. Перевязываю поясом из лент. Родственники могут загадывать желание и привязывать ленты на руки берегини. Оберег готов!

Из куска ткани другого цвета прямоугольной формы делаю фартук. Перевязываю поясом из лент. Родственники могут загадывать желание и привязывать ленты на руки берегини. Оберег готов!

Как сделать главное чучело Масленицы? Папа приготовил две доски: 1м 80 см и 1м 20 см. С помощью саморезов скрепил их крест накрест. Получилась основа будущего чучела.  Затем я взяла полмешка сена, надела его на доску, перевязала верёвкой. Получилась голова. Чтобы сформировать тело, я использовала целый мешок сена и соломы. Верх зашила, чтобы содержимое не вываливалось. Перевязала его посередине верёвкой, получилась талия. Вместе с папой мешок надёжно привязали к средней доске.

Как сделать главное чучело Масленицы?

Папа приготовил две доски: 1м 80 см и 1м 20 см. С помощью саморезов скрепил их крест накрест. Получилась основа будущего чучела.

Затем я взяла полмешка сена, надела его на доску, перевязала верёвкой. Получилась голова. Чтобы сформировать тело, я использовала целый мешок сена и соломы. Верх зашила, чтобы содержимое не вываливалось. Перевязала его посередине верёвкой, получилась талия. Вместе с папой мешок надёжно привязали к средней доске.

На улице стало холодно, и остальную работу мы делали дома. Начинаем одевать нашу Мару. По традиции одежда для чучела должна собираться по всей деревни. Мы не стали от неё отходить. Мои одноклассники и некоторые учителя принесли из дома старые ненужные вещи. С их помощью мы и одевали чучело. Старую кофточку пришлось разрезать посередине, т.к. её невозможно было одеть через голову. Затем я её зашила.  Одеваем юбку на чучело. Из старых колгот я сплела косичку. Концы многократно надрезала. Косу пришила к голове. Сверху повязала платок.

На улице стало холодно, и остальную работу мы делали дома. Начинаем одевать нашу Мару. По традиции одежда для чучела должна собираться по всей деревни. Мы не стали от неё отходить. Мои одноклассники и некоторые учителя принесли из дома старые ненужные вещи. С их помощью мы и одевали чучело. Старую кофточку пришлось разрезать посередине, т.к. её невозможно было одеть через голову. Затем я её зашила.

Одеваем юбку на чучело. Из старых колгот я сплела косичку. Концы многократно надрезала. Косу пришила к голове. Сверху повязала платок.

После этого осталось только украсить Мару. Из старого полотенца я сделала фартук. Из обрезков штор – пояс и шарфик. А чтобы шарфик не спадал, концы сшила и прикрепила бабочку. И у меня получилось вот такое симпатичное чучело Масленицы!

После этого осталось только украсить Мару. Из старого полотенца я сделала фартук. Из обрезков штор – пояс и шарфик. А чтобы шарфик не спадал, концы сшила и прикрепила бабочку. И у меня получилось вот такое симпатичное чучело Масленицы!

Заключение

  • В ходе выполнения проекта сделаны следующие выводы:
  • В книгах вопрос проведения праздника Масленицы рассмотрен более глубоко, данные достовернее, чем в интернет – источниках, к которым надо подходить критически, анализировать, выбирать. Это мнение связано с тем, что в ходе поиска информации в сети Интернет, встречались статьи, где чучело изображалось с глазами и полноценным лицом, где сообщалось о том, что сжигая чучело, мы сжигаем саму Масленицу и другие ошибки.
  • Проанализировав результаты анкетирования моих одноклассников, я выяснила, что степень их осведомленности относительно праздника Масленица ниже среднего. Знания поверхностные, в основном о веселых гуляниях. Ребята мало знают о глубоком нравственном смысле Масленицы.
  • Изготовлен оберег Масленицы согласно выясненным этапам и правилам изготовления этой куклы.
  • С помощью взрослых изготовлено чучело Масленицы – Мара.
  • Сжигание чучела традиционно сопровождается речью, которая должна быть одновременно весёлой, оптимистичной, фольклорной, содержать пожелания и напутствия. Произносить её может сама госпожа Масленица. Тогда люди не будут ошибочно думать, что они её сжигают. Они поймут, что сжигают символ зла – Мару. Согласно этим пунктам я разработала фрагмент праздника.
  • Встретившись с директором КСЦ с. Мамоны Завада Галиной Константиновной, мы рассмотрели вопрос использования моего фрагмента праздника и чучела на масляничных гуляниях в нашем селе 13 марта 2016 года. Галина Константиновна одобрила мои идеи.
  • Таким образом, цель проекта достигнута. Гипотеза поставленная в начале проекта подтвердилась. Я действительно стала лучше понимать традиции славянского народа, особенно относительно праздника Масленица.
  •  
Список использованных источников: Как своими руками сделать народную куклу «Домашняя Масленица». Электронный ресурс - [http://luckytoys.ru] Масленица – Блиноедка. Электронный ресурс - [http://dohcolonoc.ru] Панкеев И.А. Сударыня Масленица / И.А. Панкеев // М.: ЭКСМО, - 2003, 544 с. Сценарии развлечения

Список использованных источников:

  • Как своими руками сделать народную куклу «Домашняя Масленица». Электронный ресурс - [http://luckytoys.ru]
  • Масленица – Блиноедка. Электронный ресурс - [http://dohcolonoc.ru]
  • Панкеев И.А. Сударыня Масленица / И.А. Панкеев // М.: ЭКСМО, - 2003, 544 с.
  • Сценарии развлечения "Масленица" на улице. Электронный ресурс - [http://scenarii-novyj.ucoz.ru]
  • Чучело Масленицы – традиции в древности и в современности. Электронный ресурс – [http://tradicii.com]
  • Чучело на Масленицу «Мастер класс». Электронный ресурс – [http://masterclassy.ru]
  • Широка Масленица. МБУК Музей истории города Иркутска - Брошюра, - Иркутск, 2013
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!