СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по технологии "Многоразовая маска как решение экологической проблемы". Автор: Уляшева Елизавета, 10 класс, руководитель проекта: Чупрова С.Г., учитель технологии и ИЗО.

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к индивидуальному проекту по технологии "Многоразовая маска как решение экологической проблемы".  Автор: Уляшева Елизавета,  ученица 10 класса.

Просмотр содержимого документа
«Проект по технологии "Многоразовая маска как решение экологической проблемы". Автор: Уляшева Елизавета, 10 класс, руководитель проекта: Чупрова С.Г., учитель технологии и ИЗО.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Мохченская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза А.Г.Хатанзейского”














Проектная работа

«Многоразовая маска как решение экологической проблемы»










Выполнила ученица 10 класса Уляшева Елизавета

Руководитель Чупрова С. Г.,

учитель технологии и ИЗО





















Мохча

2021

СОДЕРЖАНИЕ



  1. Введение………………………………………………………………………… стр.2

    1. Формулирование проблемы, цели и задач………………………………. стр.2

    2. Историческая справка ………………………………………………………стр.2

  2. Анализ идей и выбор оптимального варианта..……………………………… стр. 5

  3. Конструирование: разработка конструкции изделия ……………………… стр. 6

  4. Технология изготовления проектного изделия ………………………………. стр.6

    1. Выбор материалов ………………………………………………………… стр. 6

    2. Выбор инструментов и оборудования ……………………………………стр. 7

    3. Технологическая последовательность изготовления изделия ………… стр. 9

  5. Экономическое обоснование …………………………………………………стр. 10

  6. Заключение. Анализ работы над проектом ………………………………….стр. 11

  7. Литература и источники ..…………………………………………………… стр.12

  8. Приложения …………………………………………………………………… стр. 13





































  1. Введение


    1. Формулирование проблемы, цели и задач


Многоразовые экомаски или

как можно быть экологичным

в условиях пандемии?


Актуальность нашего проекта заключается в том, что из-за распространения коронавируса медицинские маски стали очень востребованным товаром. Ведь практически все специалисты утверждают, что ношение медицинской маски в многолюдных местах снижает риск заражения, но носить её можно не более 1-2 часов. Поэтому постоянно покупать одноразовые маски совершенно не экономно. Тем более, что люди, кто пользуется одноразовыми масками, всегда оставляют после себя огромное количество мусора. Достойным решением этих проблем будет многоразовая маска.

Мы прочитали много интересного про маски — какие выбрать, что лучше, есть ли гарантия и защита и т.п. Приведем такие факты:

1) Пандемия и масочный режим, самоизоляция началась в России весной 25 марта 2020 года. За то время, что мы начали работать над проектом, сколько было куплено одноразовых масок! Не сосчитать! А если бы у людей были многоразовые маски, сколько было бы сэкономлено денег?

2) Люди сэкономили бы сотни тысяч рублей, если бы пользовались такими масками! Они смогли бы потратить эти деньги на еду, лекарства, предметы первой необходимости и пр.

3) По самым скромным подсчётам, только один человек НЕ выбросил бы 360-400 масок за год! А сто людей в один день могут выбросить порядка 100-300 масок. Представьте, сколько масок можно не выбросить за месяц или год, если все эти люди будут использовать многоразовые маски?!

4) Пандемия не закончена, она то сбавляет, то набирает новые обороты. А значит снова может увеличиться количество заболевших и ужесточатся правила. Снова будет актуально ношение масок и соблюдение режима.

Цель проекта: изготовить практичные, удобные многоразовые маски для всей семьи и научить этому других людей.

Для достижения цели проекта нам необходимо выполнить следующие задачи:

1. Экономическая – использовать лоскуты или вторичное сырье для пошива масок.

2. Экологическая – выявить экологические проблемы и найти пути решения их.

3. Эстетическая – разработать красивый аксессуар.

4. Исследовательская – поиск необходимой информации о масках вообще и медицинских масках в частности.

5. Обучающая – научить группу учащихся шить многоразовые маски для защиты, а также правилам ухода за ними.


1.2. Историческая справка


В Википедии сказано, что слово «маска» происходит от фр. Masque, от итал. maschera или исп. máscara. Возможными предками являются латинские (не классические) mascus, mascaо, обозначающие «призрак», и араб. maskharah‎ («шут», «человек на маскараде»).

М

Фото 1

а́ска (личина) — предмет, накладка на лицо, который надевается или для сокрытия личности, или для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз, рта и носа (фото 1).

М аски использовались в церемониальных, эстетических, и практических целях. В древности маски использовались как защита и оборона от злых духов.

Маски могут изготавливаться из разнообразных материалов: дерева, металла, гипса, ткани, кожи, папье-маше и многих других.

Д

Фото 2

екоративные маски (фото 2) в основном предназначены для украшения помещения. В качестве настенных украшений чаще всего выступают изображения божественных сущностей африканского либо восточного пантеона. Также это могут быть изображения животных либо, реже, небесных светил. Если на Западе такое украшение выполняет сугубо эстетическую функцию, то на Востоке и в ряде африканских стран декоративные маски служат тотемическими символами, отгоняющими злых духов. По размеру декоративные маски различаются. Иногда встречаются изделия в 1 метр в высоту. Могут создаваться из дерева, бронзы, гипса, керамики, или папье-маше.

М аски в искусстве (фото 3).С древних времен во всем мире маски играют важную роль в театральной традиции. Особенно важное значение они приобрели в восточных культурах. Их использование в театре сохранилось до сегодняшнего дня, хотя они и перетерпели изменения формы и выразительных средств.

В

Фото 3

Европе использование масок в искусстве впервые было широко представлено у древних греков и римлян. Общеизвестный символ театрального искусства — смеющаяся и плачущая маски — берет начало в древнегреческом театре.

Г реческие маски (фото 4) зачастую имели широко открытый рот и играли роль рупора. Их изготовляли из бронзы, и такие маски помогали голосу исполнителя достигнуть дальних концов амфитеатра.

В Средневековье ношение масок во время выступления было связано с мистическими соображениями. Боги изображались актерами в серебряной или золотой маске.

Р

Фото 4

асцвет масок пришелся на эпоху Возрождения. Большое количество балов и маскарадов, карнавалов и других представлений, происходящих на улице или в дворцовой обстановке, создавало спрос и способствовало процветанию масочного ремесла. Популярности маскам добавил и балет, в котором персонажи часто представали в масках.

Масочные герои комедии дель арте считаются предшественниками современных клоунов. Знаменитый персонаж уличного театра — Арлекин, широко известен и в настоящее время.В настоящее время маски широко используются в цирковых представлениях и кукольных театрах.

К арнавальные маски (фото 5). Во всем мире маски находят широкое применение в различных фестивалях и карнавалах.

Т

Фото 5

ысячелетний венецианский карнавал ведет свою историю с древнеримских сатурналий, во время которых рабам было позволено сидеть за одним столом с хозяевами и во время которых люди носили маски, чтобы избежать дискомфорта при общении.

Карнавальные маски могут полностью закрывать лицо, либо частично. Если дорогие венецианские маски делаются из гипса, то более доступные карнавальные маски могут создаваться из пластика или папье-маше.

М аски в играх (фото 6). Например, широко используются игровые маски в детских садах, школах на различных мероприятиях, праздниках и утренниках.


Фото 6



Р

Фото 7

итуальные маски (фото 7) надевались участниками различных обрядов (культовых и магических танцев и других). Они широко известны с древнейших времён у многих племён и народов мира (в Африке, Северной и Южной Америке, Азии, Океании). Изготовлялись из древесной коры, дерева, травы, кожи, материи, кости и других материалов и изображали человеческие лица, головы животных или какие-либо фантастических или мифологических существ. Особый вид таких масок — наголовники.

П рименение ритуальных масок связано с культами предков, духов, животных, тотемистическими представлениями и прочим. Надевший маску как бы преображался в то существо, которое она изображала. Нередко (например, у народов Меланезии, Африки, Америки) ритуальные маски были принадлежностью тайных союзов и использовались при посвящении юношей, военных набегах, отправлении правосудия и др. У ряда народов Сибири (шорцев, бурятов, ненцев) в прошлом суконные и берестяные маски надевались во время некоторых видов шаманских молений, а у хантов и манси — при празднествах в честь убитого медведя (Медвежий праздник).

М

Фото 8

а́ска для сна (фото 8) является частью одежды. Носится на голове, чтобы покрыть глаза для их защиты от яркого света во время сна как в условиях транспорта, так и дома. Маску можно носить для предотвращения открытия глаз. С открытыми глазами через ткань ничего не видно. Изготавливается, как правило, из светонепроницаемых материалов.

П рародителем медицинской маски стал «птичий клюв» — часть костюма, придуманного в начале XVII века врачом из Франции Чарлем Лормом для защиты от «чумных» заболеваний (фото 9). Это была закрывающая всю область лица маска с вытянутым носом, в который закладывали сено, сушеные травы.

П

Фото 9

редназначенная для ограждения от дурного запаха, маска работала как респиратор. В конце XIX века врачи Поль Бержер и Йоханн Микулич-Радецкий одновременно изобрели маски, более похожие на современные. Предпосылкой послужило открытие микробиолога Карла Флюгге, который нашел патогены в слюне.

В конце 1897 года Поль Бержер стал пользоваться маской из шести слоев кисеи, которая удерживалась повязками на носу, чтобы оградить контакт со слюной пациентов, выделяемой при беседе, кашле и чихании. Наблюдения он проводил более года, за который количество инфекций у больных, с которыми врачи работали в медицинских масках, уменьшилось.

Уже в 1920-х годах медицинские маски стали использоваться в большинстве операционных европейских стран. Они также применялись среди граждан во время эпидемии «испанки» и Первой мировой войны для защиты от химического оружия.



  1. Анализ идей и выбор оптимального варианта


Из открытых источников были найдены следующие варианты многоразовых масок:

  • из неопрена;

  • из марли;

  • из ткани;

  • из синтетической ткани с пропиткой (респиратор);

  • из прозрачной пластмассы.


























1. Маска из неопрона. Синтетический материал, который активно используют сразу в нескольких сферах. Например, из него изготавливают водолазные костюмы, некоторую медицинскую одежду и защитные маски для лица. Особенность неопрена в том, что он способен останавливать влагу. Поэтому по этой части материала можно поставить плюс.Однако возникает вопрос комфорта. Неопрен еще и блокирует выход тепла. Из-за чего лицо может преть и если с внешней стороны вы защищены, то внутри наоборот - нежелательная влажная среда.

2. Марлевая многоразовая маска. Самый простой вариант защиты, часто используемый в медицинских целях при отсутствии прямого контакта с пациентами. Защищает от резких запахов и неплохо справляется с едкими веществами в малых концентрациях.Сегодня их практически не используют, вариант считается устаревшим. Однако, марля выдерживает многократное использование при должной дезинфекции, и легко обрабатывается любыми способами: радио- и кварцевыми стерилизаторами, кипятком и простыми дезрастворами.

3. Многоразовая маска из натуральных тканей. Самый популярный аксессуар. Самый доступный материал. Сшить из него многоразовую маску для лица можно даже в домашних условиях. Его удобно стирать и утюжить в целях дезинфекции. Роспотребнадзор напоминает, что после обработки, маска должна остаться сухой: подачу пара на утюге надо отключить. Ведь бактерии живут именно во влажной среде.

4. Респиратор. Они отличаются от масок более плотным материалом и полным прилеганием по контуру — прошитый край идет по всей маске. Считается более надежным способом защиты, поскольку респиратор увлажняется чуть дольше и в его состав входят более плотные материалы. Обычно их используют для защиты от пыли.Как и маски пропускают вирусы, поскольку те все ещё меньше размеров ячеек фильтрующего материала — защищает только от частиц, летящих в лицо. Вышесказанное касается как вариантов с клапаном, так и без него — он лишь улучшает дыхание.

5. Защитный экран многоразового использования из пластика надежно защитит лицо от возможных попаданий химических, бактериальных, вирусных и других вредных для организма веществ, обеспечит хорошую видимость и комфорт использования долгое время за счет эластичного пенополиуретана. Легко очищается, моется. Минусом является его непортативность, невозможность его применения в обычной повседневной жизни.

Опираясь на требования, предъявляемые к медицинским изделиям (таблица 1 «Анализ идей и выбор оптимального варианта»), мы пришли к выводу, что наилучшим будет третий вариант – из ткани – набравший 6 баллов из 6.

Таблица 1


Анализ идей и выбор оптимального варианта

Критерий

Идея

1

2

3

4

5

  1. Соответствие назначению

+

+

+

+

+

  1. Оригинальность конструкции

+

-

+

+

+

  1. Наличие материала

-

+

+

-

-

  1. Технологичность изготовления

+

+

+

+

-

  1. Наличие инструментов и оборудования

-

+

+

-

-

  1. Экономичность

+

+

+

-

-

Вывод

4

5

6

3

2



  1. Конструирование: разработка конструкции изделия


Разработка конструкции чертежа и выкройки многоразовой маски - в приложении 1, стр. 14



  1. Технология изготовления проектного изделия


4.1. Выбор материалов


Экологичность проектного изделия вмещает в себя экологичность материалов, экологичность конструкции, экологичность шитья и т.д. Мы подумали, какой из этих элементов взять, как основу своего проекта. В соответствии с требованиями нашего проекта сделан выбор натуральных тканей: хлопок и лён (см. приложение 2, таблица 2, стр. 15).

Хлопчатобумажные ткани очень прочные, удобные в носке и теплостойкие. Они обладают значительной устойчивостью к многократным растяжениям и изгибам, стиркам и глажению, а также прекрасными гигиеническими свойствами. Особенностью хлопка является его способность прекрасно впитывать влагу: до 20% от собственного веса, не становясь при этом влажным на ощупь, и 65%, не отдавая влагу в форме капель. Однако сохнет хлопок довольно медленно.

Хлопчатобумажная ткань почти не греет, это идеальный материал для летней одежды. Для изготовления более теплой одежды хлопок подвергают ворсованию.

Хлопчатобумажные ткани (если они не обработаны специальным способом) сильно мнутся и дают усадку при стирке. Сминаемость ткани уменьшают, подвергнув её обработке раствором химических веществ. Обработанные таким образом ткани при носке меньше мнутся и быстро разглаживаются.

Для получения малоусадочной ткани проводят противоусадочную отделку на специальной машине или обрабатывают ткань веществами, которые резко снижают набухаемость волокон, а, следовательно, их усадку. Волокна хлопка горят жёлтым пламенем, при этом образуется серый пепел и ощущается запах жженой бумаги.

Второй вид ткани, который подходит для пошива масок – это лён.

Льняные ткани твёрдые и плотные, с мягким блеском. Они малорастяжимы, очень прочны, причём в мокром состоянии гораздо прочнее, чем в сухом. Льняное полотно мало пачкается и не ворсится, прекрасно впитывает влагу, накапливая её до 23% собственного веса, и быстро высыхает. Благодаря этим свойствам лён прекрасно поддерживает естественную терморегуляцию тела и лучше всего подходит для изготовления летней одежды и одежды для жаркого и влажного климата.

Льняные ткани обладают стойкостью против гниения, они отличаются добротностью, весьма носки и дают сравнительно небольшую усадку при увлаженении.

Лён почти не осыпается на срезах. А у народа существует поверье: если человек устал в пути или во время тяжёлой работы, нужно надеть льняное бельё, - и силы его восстановятся, а настроение улучшится. Зимой льняная одежда греет, летом даёт прохладу; в одежде из льна в жару влагоотделение кожи вдвое меньше, чем в платье из ситца или вискозного шелка.


4.2. Выбор инструментов и оборудования


Для работы нам нужны следующие инструменты, приспособления и оборудование (см. таблицу 3 . Выбор инструментов и оборудования):

Таблица 3

Выбор инструментов и оборудования

Название

Назначение

Изображение

1

Портновские ножницы

Для раскроя ткани, срезания ниток, рассечения припусков и т.д.

2

Ручная игла№3

Для соединения деталей изделия


3

Булавки

Для прикалывания выкроек к ткани, скалывания деталей изделия









4

Колышек

Для чистки изделия от строчек временного назначения

5

Линейка

Для проведения прямых линий

6

Комплект лекал

Для проведения кривых линий

7

Карандаш

Для проведения линий

8

Портновский мел

Для проведения линий на ткани

9

Электрический утюг

Для выполнения влажно-тепловой обработки деталей и изделия

10

Утюжильный стол

Для выполнения операций влажно-тепловой обработки

11

Электрическая швейная машинка

Для выполнения машинных операций при обработке деталей изделия









4.3. Технологическая последовательность изготовления изделия


Таблица 4.

Технологическая карта на изготовление маски


Последовательность этапов, операций

Фотографическое изображение

Оборудование, инструменты, приспособления

1

Выкроить маску. Для этого сложить ткань в два слоя, лицевой стороной внутрь. На изнаночную сторону наложить бумажную выкройку или лекало и обвести по контуру карандашом. Не забыть отметить припуски на швы 1 см. Для изготовления защитной маски для лица потребуется 2 пары симметричных деталей


Лекало, карандаш, ножницы

2

Скрепить портновскими булавками две пары симметричных деталей в центральной части маски













Портновские булавки

3

Cтачать на швейной машинке две пары симметричных деталей в центральной части маски.



Швейная машинка

4

Чтобы округлый край хорошо лежал на лицевой стороне, аккуратно, не доходя до строчки, делаем вдоль него надрезы.

Ножницы










5

У нас получились две детали будущей защитной маски. Накладываем одну на другую лицом к лицу так, чтобы средние швы совпали, скалываем булавками и прошиваем по длинным срезам – верхнему и нижнему

Булавки, швейная машинка











5

Выворачиваем маску с изнанки на лицо, расправляем и отутюживаем

Утюг, утюжильный стол








6

Можно отстрочить маску вдоль длинных сторон в край, чтобы она лучше держала форму и выглядела аккуратней


Швейная машинка

7

Обрабатываем обметочным швом короткие боковые срезы, загибаем их примерно на 1,5 см наизнанку и пристрачиваем или пришиваем вручную.

Швейная машинка

8

От резинки отрезаем два куска по 20 см длиной. При помощи английской булавки вдеваем резинку в боковые швы.


Ножницы, английские булавки

9

Закрепляем концы резинки, сшивая иголкой или завязав их. Прячем шов или узел внутрь кулиски.

Маска готова!

Иголки, швейная машинка




  1. Экономическое обоснование


Для определения затрат на проект была составлена таблица расчета себестоимости (таблица 3 «Расчет себестоимости комплекта изделий»)

Таблица 5

Расчет себестоимости комплекта изделий

Наименование

Количество

Цена за ед.

Цена

Ткань

0,40 м

70 руб

28 руб

Резинка

0,40 м

40 руб

16 руб

Нитки

0,1 кат

20 руб

2 руб

Всего

46 руб


Таким образом, расходы на изготовление трех масок составили 46 руб. Следовательно, себестоимость одной маски равна 15 руб. 33 коп. По сравнению с готовыми масками из х/б тканей из торговых сетей они получились дешевле в среднем на 80 – 235 рублей.







VI. Заключение. Анализ работы над проектом


Анализ работы над проектом показал, что:

1. Учащиеся нашей школы узнали новые сведения о проблеме загрязнения планеты.Их внимание привлечено к проблемам окружающей среды нашего села, района, страны и планеты в целом;

2. Показан один из вариантов решений экологической проблемы утилизации.

3. Все участники проекта научилась шить маски.

4. Был проведен запланированный мастер-класс и обучены ученицы5 класса.

5. В конце проекта получились 8 многоразовых масок.

6. Использованы лоскуты, а также вторичное сырье для пошива масок.

Многоразовая медицинская маска получилась удобной, практичной и пригодится при выходе из дома всем членам семьи.

Цель проекта - изготовить практичные, удобные многоразовые маски для всей семьи и научить этому других людей - достигнута.

Наш проект может иметь дальнейшее развитие. Например, после появления новых лоскутов, можно собрать творческие наборы, благодаря которым дети из малообеспеченных семей сами или совместно с родителями сошьют экологическую многоразовую защитную маску. В такой набор войдут: выкройка маски, ткань, инструкция по сбору маски, необходимая фурнитура для шитья. Можно собрать команду волонтеров из обученных учащихся, которая в дальнейшем будут сотрудничать с различными учреждениями социальной помощи.































VII. Литература и источники


1. Симоненко В.Д., Очинин О.П., Матяш Н.В. Технология: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений−М.: Вентана-Графф, 2001. − 192 с.

2. В.Д. Симоненко, Н.В. Матяш − Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательных учреждений/ Под редакцией В.Д. Симоненко. − М.: Вентана-Графф, 2005. − 288 с.

3. Журавлева И. Д. Ткани. Обработка. Уход. Окраска. Апликация. Батик. ̶ М.: Изд-во Эскимо, 2003. ̶ 176 с.

4. https://www.iphones.ru/iNotes/15-tipov-masok-razobralis-kakuyu-komu-pokupat-i-dlya-chego-04-01-2020

5. https://www.kp.ru/putevoditel/zdorove/luchshie-mnogorazovye-meditsinskie-maski-dlya-litsa

6. https://www.swissinfo.ch/rus



















































Приложения








































Приложение 1

Чертеж проектного изделия









Приложение 2

Таблица 1

Сравнительная характеристика свойств натуральных и химических тканей

Свойства тканей

Виды тканей

Хлопчато-бумажные

Льняные


Шерстяные


Шелковые

Вискозные

Капроновые

Физико-механические:

Прочность



Средняя



Высокая



Меньше, чем у хлопчато-бумажных



Высокая



Высокая, значительно уменьшается в мокром состоянии



Прочное, не уменьшается в мокром состоянии

Сминаемость,

Средняя

Большая

Очень малая

Очень малая

Большая

Небольшая

Драпируемость

Малая

Малая

Средняя

Высокая

Средняя

Малая

Гигиеничес-

кие:

Гигроскпич-ность



Значительная




Большая




Значительная




Значительная




Хорошая




Низкая


Пылеемкость

Средняя

Малая

Большая

Малая

-

-

Теплозащит-ные свойства

Средняя

Слабые

Высокие

Несколько выше, чем у хлопчатобу-мажных

Невысокие

Слабые

Технологичес-кие:

Усадка



Значительная



Значительная



Значительная



Значительная



Большая



Слабая

Осыпаемость нитей

Слабая

Средняя

Средняя

Значительная

Большая

Значительная

Раздвижка нитей в швах

Малая

Средняя

Средняя

Значительная

Большая

Значительная

Вывод

6 +

5 +

2 +

4 +

2 +

4 +


20



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!