План работы.
- Сфера духовной культуры и ее особенности
- Наука в жизни современного общества
- Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации
- Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести
- Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность
Духовная культура
Материальная культура
Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению
Совокупность физических объектов, созданных человеком
Образование
Религия
Наука
Формы духовной культуры
Право
Мораль
Искусство
Типы духовной культуры
Критерий
Народная
Авторы
Массовая
Характер
Анонимны, неизвестны
Элитарная
Сложность
Некоммерческий. Народная мудрость, закрепление обычаев и традиций.
Профессиональные творцы, действующие на заказ
Коммерческий.
Аудитория
Соответствует уровню развития общества
Профессиональные творцы, действующие по своей воле
Некоммерческий. Искусство – способ самовыражения.
Общедоступная, рассчитана на максимально широкие слои
Искусство – товар.
Широкая
Примеры
Высокая (рассчитано на подготовленного потребителя)
Массовая (распространение через СМИ)
Анекдоты, народные сказки, мифы и легенды
Узкая (необходим определенный уровень знаний)
Телесериалы, популярная музыка, бестселлеры и т.д.
Фестивальное кино, трактат «Абхидхармакоша»
Субкультура – часть культуры, отличающаяся от доминирующей в обществе отдельными признаками: поведением, позициями, внешними атрибутами и т.д.
Контркультура – субкультура, отрицающая ценности доминирующей культуры.
Особенности духовной культуры
Необязательное практическое применение и связь с реальностью ( основная задача – удовлетворение духовных потребностей ).
Связана с чувствами, а потому подвижна и непостоянна .
Объекты (духовные ценности) создаются чувствами и разумом, существуют в сознании и поддерживаются общением.
Включает в себя всю культуру : объект материальной культуры первоначально находится в состоянии идеи, затем находя материальное воплощение.
Непосредственно связана с материальной культурой .
Функции духовной культуры
Познавательная
Оценочная
Нормативная
Информативная
Коммуникативная
Социализация
Наука - сфера деятельности людей, направленная на получение объективных, систематизированных и обоснованных знаний о мире и человеке.
Ученые и их учреждения (Академия наук, научно-исследовательские институты и т.д.)
Особый язык (терминология, символы и знаки, уравнения и формулы)
Наука
Специальные средства (приборы, лаборатории и т.д.)
Методы научно-исследовательской работы
Методы научного познания
Наблюдение
Эксперимент
Моделирование
Сравнение
Измерение
и так далее
Уровни научного познания
Эмпирический
Теоретический
получение и описание фактов
объяснение и систематизация фактов, отражение и объяснение их связей
Эксперимент
Познание - совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира.
Знание – результат познания.
Научное знание – результат научного познания.
Черты научного познания
Обоснованность утверждений
Достоверность результатов
Системность
Функции науки
Культурно-мировоззренческая (создает мировоззрение, основанное на научном методе познания)
Познавательная (создает фундамент для познания мира)
Прогностическая (позволяет строить прогнозы относительно каких-либо процессов в обществе и природе)
Социальная (служит базой для формирования эффективного общественного устройства)
Производственная (позволяет повышать эффективность экономических процессов)
Образование - система воспитания и обучения личности, а также совокупность приобретаемых знаний, учений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций .
Образование
Воспитание
Обучение
Формирование свойств личности
Усвоение социально-культурного опыта
Развитие
Умственное и физическое
Тенденции в развитии образования
Гуманизация (повышенное внимание к комплексному развитию человеческой личности)
Гуманитаризация (повышенное внимание к гуманитарным и общественным наукам)
Интернационализация (расширение международных связей в образовании, повышение академической мобильности)
Компьютеризация (активное использование ИКТ в образовании, в том числе онлайн-образование)
Демократизация (возможность получения образования в различных формах, более демократичные методы обучения)
Непрерывность
Функции образования
Экономическая (формирует знания и навыки, необходимые для экономической деятельности – как работника и/или предпринимателя)
Социализация (обеспечивает систематическую передачу социального опыта)
Культурная (обеспечивает знакомство с достижениями мировой и национальной науки и культуры)
Религия - мироощущение, моральные нормы и тип поведения, которые основаны на вере в существование сверхъестественного мира или сверхъестественных существ .
Признаки религии
Религиозная вера
Культ
Религиозная организация
Стремление согласовать бытие с идеями
Центральная мировоззренческая установка
Ранние формы
Магия
Фетишизм
Анимизм
Тотемизм
Типы современных религий
Национально-государственные религии
Мировые религии
- Христианство
- Ислам
- Буддизм
Примитивные верования
Функции религии
Мировоззренческая
Компенсаторная
Нормативная
Культурная
Интегрирующая
Мораль - система принятых в данном обществе норм и правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, окружающей среде и самому себе .
Ученые расходятся в вопросе, равнозначны ли понятия «мораль» и «нравственность».
Мораль
Нравственность
Принципы, идеалы и нормы - результат размышления людей о жизни, добре и зле, хорошем и плохом
Часть жизни, связанная с практическим поведением людей (делами, обычаями, нравами и т.д.)
Функции морали
Мировоззренческая (этика – основа мировоззрения)
Нормативная (дает оценку тому или иному факту, процессу и т.д.)
Социализация (упрощает социальное взаимодействие, задает и сохраняет «правила игры»)
Интегрирующая (объединяет людей на основе общих ценностей)
Гуманизм - мировоззрение, ставящее во главу угла благо человека, проникнутое любовью и уважением к людям.
Гражданственность – нравственная позиция, выражаемая в
- осознании человеком своей принадлежности к обществу ,
- осознании совокупности своих прав и обязанностей по отношению к обществу ,
- готовности добровольно следовать предписаниям общественной морали и закона .
Патриотизм - чувство любви и преданности Родине, своему народу, вера в его духовные возможности, готовность служить интересам Родины.