С 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации в 4 классах был введён курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – курс ОРКСЭ) в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г.
Базовые национальные ценности
- патриотизм;
- социальная солидарность ;
- гражданственность ;
- семья ;
- труд и творчество ;
- наука ;
- традиционные российские религии ;
- искусство и литература ;
- природа ;
- человечество
Курс ОРКСЭ
Дополняет предмет «Окружающий мир», с которым знакомятся обучающиеся начальной школы
Готовит к изучению
в 5 классе предмета «История» и «МХК»
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные принципы курса
- Светский характер;
- Свобода и добровольность выбора модуля;
- Культурологический подход;
- Преобладание воспитательного аспекта;
- Диалогический характер преподавания;
- Активные и интерактивные формы преподавания (проекты, исследования);
- Необходимость и возможность сотрудничества с родителями;
- Особая ответственность учителя, тактичность, доброжелательность.
Модули:
- Основы светской этики; Основы мировых религиозных культур; Основы буддийской культуры; Основы иудейской культуры; Основы исламской культуры; Основы православной культуры;
- Основы светской этики;
- Основы мировых религиозных культур;
- Основы буддийской культуры;
- Основы иудейской культуры;
- Основы исламской культуры;
- Основы православной культуры;
Обучающиеся узнают о том, что такое настоящий друг, честь и достоинство, стыд и совесть, этикет, и о многом другом.
Светская этика даст знания, которые помогут учащимся самостоятельно совершать моральные поступки, а значит, сделать свою жизнь и жизнь других людей лучше.
- Россия – наша Родина.
- Что такое светская этика.
- Культура и мораль.
- Особенности морали.
- Добро и зло.
- Добродетель и порок.
- Свобода и моральный выбор человека.
- Свобода и ответственность.
- Моральный долг.
- Справедливость.
- Дружба.
- Что значит быть моральным.
- Золотое правило нравственности.
- Совесть.
- Нравственные идеалы.
- Жизнь человека – высшая нравственная ценность.
- Любовь и уважение к Отечеству.
Элементарные представления о возникновении, истории и особенностях религий мира, их влиянии на жизнь людей. Авторы не ставят задачи отражения в пособии дискуссионных вопросов религиозных учений и религиоведения.
Знакомит с основами буддийской культуры: ее основателем, буддийским учением, нравственными ценностями, священными книгами, ритуалами, святынями, праздниками, искусством.
- Буддийская культура.
- Путь духовного совершенствования.
- Буддийское учение о добродетелях
Учащиеся узнают об истории появления, основах ислама и исламской этики, об обязанностях мусульман. Особое место в пособии уделено жизни пророка Мухаммада, мусульман в современной России.
- Колыбель ислама
- Коран и Судда
- Обязанности мусульман
Знакомит с основами иудейской культуры и раскрывает её значение в формировании личности иудея и его поведении в повседневной жизни, показывает жизнь евреев в России.
- Пророки и праведники в иудейской культуре.
- Храм в жизни иудеев.
- Молитвы и благословения в иудаизме.
Знакомит с основами православной культуры, раскрывает её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.
- Человек и Бог в православии.
- Христос и Его крест.
- Православное учение о человеке.
- каждая культура имеет собственный контекст и свою логику,
- ни одна культура не может быть лучше другой,
- каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием
Система творческих вопросов-заданий построена так, что для их подготовки школьник должен обратиться к опыту своих родителей, других взрослых.
Подготовка итоговых творческих работ также предусматривает посильное педагогическое сотрудничество родителей и детей.
При выборе модуля родителям рекомендуется сделать следующее:
- Ознакомиться с содержанием всех модулей курса, посмотреть содержание учебников по каждому модулю.
- Выслушать на родительском собрании учителей.
- Поговорить с учителем предметником.
- Посоветоваться с классным руководителем.
Мы не имеем права забывать, что для ребёнка самый действенный образец жизнелюбия, нравственного самоопределения — это его родители.
В помощь родителям.
В пособии раскрыты условия апробации нового курса в учебном процессе образовательных учреждений, структура и основное содержание курса. Особое внимание уделено формам и методам взаимодействия школы и семьи с целью нравственного воспитания детей.
Практические советы родителям
- Настройтесь на воспитание, отнеситесь к новому школьному курсу как к дополнительному средству нравственного развития вашего ребенка.
- Разговаривайте с детьми о том, что они изучили на уроках.
- Воспитывайте у ребенка благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.
- Не упускайте время, благоприятное для нравственного воспитания детей.
- Не забывайте, что никакой учебный курс сам не воспитывает. Главное – ребенок в процессе изучения может приобрести понимание того, насколько важна нравственность для полноценной человеческой жизни.
- Создавайте в общении и взаимодействии с ребенком воспитывающие ситуации, превращайте возникающие проблемы в нравственные уроки.
Спасибо за внимание!