Эффективность реализации ООП ФГОС НОО в рамках формирования школьной системы оценки качества образования.
Виды оценивания:
стартовая диагностика;
текущее оценивание, тесно связанное с процессом обучения;
итоговое оценивание.
Prezentacii.com
Развести два понятия и ориентировать на новый результат:
ОЦЕНКА И ОТМЕТКА
«Оцениваться может любое, особенно успешное действие,
а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, т.е. по использованию знаний»
Оценка – словесная характеристика результатов действия (можно за любое действие ученика)
Отметка – фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (только за решение продуктивной задачи – каждой в отдельности)
Итоговые оценка и отметка
Итоговые оценки и отметки рекомендуется определять за учебный модуль (блок тем), который изучали в течение года.
Итоговая оценка выражается в характеристике продемонстрированного учеником на данном отрезке времени уровня возможностей.
Итоговая отметка – это показатель уровня обученности. Она высчитывается как среднеарифметическое текущих отметок, и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учётом промежуточной аттестации.
Модели оценочной деятельности:
ВНУТРЕННЯЯ ОЦЕНКА:
учитель, ученик,
ОУ и родители
ВНЕШНЯЯ ОЦЕНКА:
государственные
службы
мониторинг:
система
образования
аттестация:
выпускник
Процедура оценки:
ЧТО? Всё! Но отметка – за решение задачи
КТО? Ученик + Учитель в диалоге
СКОЛЬКО? Одна задача – одна отметка
ГДЕ? В таблице требований по умениям
КОГДА? Текущие – по желанию, тематические – обязательны (+ право пересдачи)
КАК? По критериям уровней успешности
(с переводом в любой тип отметок)
ПЕРВЫЙ КЛАСС
Реализация «безотметочного обучения»
-Сохраняет оценку
-НО предлагает выставлять ее не по пятибалльной шкале, а использовать иные формы и приёмы.
АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ:
(вопросы к ученику):
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель , что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат ? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
«Учитель и ученик по возможности определяют оценку в диалоге . (Возможно, когда ученик на уроке предъявляет учителю свое решение продуктивного задания – ответ у доски, с места) .
Ученик имеет право аргументированно оспорить оценку». (После сдачи письменного задания учителю, который, соответственно, не может организовать диалог во время проверки)».
Обратная связь
Безотметочная система должна быть понятной и детям, и родителям.
Должна давать необходимую содержательную информацию.
ЧИСЛО ОТМЕТОК
«За каждую учебную задачу или группу заданий-задач, показывающих овладение отдельным умением, ставится своя отдельная отметка»
ПРИМЕР 1: На уроке ученик дважды предъявлял решение двух разных задач – за урок он получает две разные отметки (они могут быть выставлены в журнал на один день, на два дня в рамках общей темы).
ПРИМЕР 2: В проверочной работе – 5 заданий . Значит в контрольной работе ученик видит 5 отметок , которые, если необходимо выставить в журнал одну отметку, усредняются по правилу среднего арифметического. Должно быть видно и понятно ученику.
ГДЕ?..
Ф.И.ученика
Безударные гласные
Иванов
Пропуск, замена букв
+
Петров
Ъ и Ь знаки
Сидоров
Кол-во ощибок
+
Отметка
+
КОГДА?..
За задачи, решенные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика , так как он еще овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.
За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам , так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями темы. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку
Необходимый уровень – решение типовой задачи , подобной тем, что решали уже много раз, где требовалось применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего соответствующие госстандарту, что необходимо всем по любому предмету. Это «удовлетворительно», но не «хорошо»
Программный уровень – решение нестандартной задачи , где потребовалось либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности – « отлично», с недочётами «хорошо»
Максимальный уровень (необязательный) – решение «сверхзадачи» по неизученному материалу, когда потребовались либо самостоятельно добытые вне уроков знания, либо новые самостоятельно усвоенные умения. Этот уровень демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам – сверх школьных требований, «превосходно»
Как оценивать в баллах письменные работы.
- Оценочные шкалы все время разные…
- Дети участвуют в их разработке вместе с учителем
- Выбор оценочной шкалы должен зависеть от типа оцениваемого задания, то есть обладать относительностью
ПОРТФОЛИО
ученика
В ЗАКЛЮЧЕНИЕ… Оценка и отметка всегда считались монополией учителя , а развитие самооценки – чем-то «дополнительным и необязательным». Если мы хотим помочь нашим детям стать самостоятельными , давайте учить их свободе решений и ответственности за свой выбор . Развитие самооценки потребует от вас дополнительных усилий, но вскоре вы увидите, как дети станут другими! Как показала практика, они говорят: «Теперь понятно, зачем мы учимся!» и «Я больше не боюсь отвечать, потому что учитель со мной советуется!»
Спасибо
за внимание!