Формирование функциональной грамотности учащихся начальной школы. Способы формирования читательской грамотности.
Выполнили: ст-ки 21П-4 группы
Яргина Е. и Сараева Е.
Вертит очками так и сяк: То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, То их понюхает, то их полижет; Очки не действуют никак.
И.А.Крылов «Мартышка и очки»
Одна из задач – формирование функционально грамотных людей.
Что же такое «функциональная грамотность»?
Задания для групп
2 группа
Подберите слова – синонимы к слову "функционировать".
1 группа
Используя каждую букву слова «личность», записать личностные качества.
3 группа
Дайте определение слову "грамотность".
Функциональная грамотность — способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» А.А. Леонтьев
Проблема?
Как сформировать, развить функциональную грамотность
Виды функциональной грамотности
- Читательская грамотность.
- Математическая грамотность.
- Естественно-научная грамотность.
- Финансовая грамотность.
- Глобальные компетенции.
- Креативное мышление.
Вопросы
- Что такое функциональная и читательская грамотность младших школьников?
- Какие способы формирования читательской грамотности можно применять на практике? Действенны ли они?
Актуальность
- Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. Падение интереса к чтению = ступень к кризису читательской грамотности. Поэтому на сегодняшний день ставится очень актуальная и важная задача ‒ развитие читательской грамотности обучающихся
Что же такое читательская грамотность?
Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Образовательные технологии
- Проблемно-диалогическая технология;
- технология формирования правильной читательской деятельности;
- технология проектной деятельности;
- обучение на основе «учебных ситуаций»;
- уровневый дифференцированный подход;
- применение ИКТ;
- технология оценивания обучающимися своих достижений.
Читательские действия
- Вычитать детали (единицы информации), впрямую упомянутые в тексте;
- делать прямые умозаключения из этой информации;
- интерпретировать и интегрировать отдельные сообщения текста;
- оценивать содержание, язык и форму всего сообщения и его отдельных элементов.
Уровни читательской грамотности
- Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени.
- Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения.
- Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.
Мастер – класс «Приёмы формирования читательской грамотности»
- Цель мастер – класса: совершенствование у учителей системы работы с текстом на уроках.
- Задачи:
- выявить коллегам эффективные приемы технологии читательской грамотности;
- определить риски при использовании приемов технологии развития читательской грамотности;
- освоить приемы технологии развития читательской грамотности.
Задание. 1. Приём «Верите ли вы …»
Придумать вопросы по сказке «Репка» по приёму
«Верите ли вы…»
1. Приём «Верите ли вы …»
- Помогает связывать разрозненные факты в единую картину;
- систематизировать уже имеющуюся информацию;
- прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации.
Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.
Задание 2. Прием «Мозаика». «Реконструкция текста».
2 группа: Собирать сказку «Репка» по частям.
1 группа: Собирать сказку «Репка» по картинкам.
3 группа: Собирать сказку «Репка» по готовому плану.
2. Прием «Мозаика». «Реконструкция текста».
1.Группы работают 3 минуты.
2.С наработанными материалами выступает 1 представитель группы.
- Сложение целого текста из частей.
- Эффективность:
- в 1 классе при работе картинками, во 2-4 классах, изучении тем: “Текст”, “ Тема текста”.
- в 1 классе при работе картинками,
- во 2-4 классах, изучении тем: “Текст”, “ Тема текста”.
3. Приём «Тонкий вопрос и Толстый вопрос»
Тонкий вопрос
Толстый вопрос
- Кто? Что?
- Когда?
- Может…? Мог ли…?
- Как звать…?
- Было ли…?
- Согласны ли вы…?
- Дайте три объяснения, почему… ?
- Объясните, почему… ?
- Почему вы думаете… ? Почему вы считаете… ?
- В чём различие… ? Предположите, что будет, если… ?
Пример:
Кто главный герой?
Пример:
Почему вы думаете, что герой нашего рассказа поступил плохо или правильно ?
Задание
Задание группе 2. Составить к тексту толстые вопросы, используя приём «Тонкие и толстые вопросы»
Задание группе 1 . Составить к тексту тонкие вопросы, используя приём «Тонкие и толстые вопросы».
Стратегия позволяет формировать:
- умение формулировать вопросы;
- умение соотносить понятия.
Приемы работы с текстом позволяют решать такие речевые задачи:
● учить видеть, слышать и чувствовать текст;
● пополнять речевую память учащегося;
● обогащать словарный запас;
● продуктивно усваивать учебный материал;
● прививать эстетический вкус;
● формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.
Рефлексия
Оцените по 10-бальной шкале:
- 1. Ваше настроение ____
- 2. Актуальность, услышанного на педсовете ____
- 3. Что нового дал Вам педсовет____
- 4. Насколько понятен был ход и содержание педсовета ____
- 5. Как данный педсовет поможет Вашему профессиональному росту ____