СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности" (мастер-класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация к теме "Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности" (мастер-класс)»

«Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности» Мастер-класс Февраль, 2021г.

«Работа с текстом как основной способ формирования читательской грамотности»

Мастер-класс

Февраль, 2021г.

Цель : предоставление опыта работы с текстом на уроках русского языка Задачи: 1.Познакомить с основными понятиями , связанными с функциональной грамотностью 2.Предоставить приемы работы с текстом на уроках русского языка и применять их на практике 3.Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса

Цель : предоставление опыта работы с текстом на уроках русского языка

Задачи:

1.Познакомить с основными понятиями , связанными с функциональной грамотностью

2.Предоставить приемы работы с текстом на уроках русского языка и применять их на практике

3.Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса

Чтение  — не простое перевертывание страниц. Это раздумья над написанным, пометки на полях, мысленные сопоставления с другими книгами, поиски новых идей или образов.  Чтение   — это упражнение для вашего ума, гимнастика для  мысли , развивающая  воображение .   Ноам Хомский

Чтение  — не простое перевертывание страниц. Это раздумья над написанным, пометки на полях, мысленные сопоставления с другими книгами, поиски новых идей или образов.  Чтение   — это упражнение для вашего ума, гимнастика для  мысли , развивающая  воображение . Ноам Хомский

Читательская грамотность способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей , расширять свои знания и возможности и участвовать в социальной жизни.

Читательская грамотность

  • способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей , расширять свои знания и возможности и участвовать в социальной жизни.
Содержание понятия читательская грамотность понимание  прочитанного  рефлексия  (раздумье о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания) использование информации (использование человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества, экономической, политической, социальной и культурной)

Содержание понятия читательская грамотность

  • понимание прочитанного
  • рефлексия (раздумье о содержании или структуре текста, перенос их на себя, в сферу личного сознания)
  • использование информации (использование человеком содержания текста в разных ситуациях деятельности и общения, для участия в жизни общества, экономической, политической, социальной и культурной)
Тексты Сплошные Несплошные без изображений включающие визуальные ряды, необходимые для понимания текста (таблицы, схемы и т.д.)

Тексты

Сплошные

Несплошные

без изображений

включающие визуальные ряды, необходимые для понимания текста (таблицы, схемы и т.д.)

1 поиск и извлечение информации поиск и извлечение информации 2 интерпретация и интеграция текста интерпретация и интеграция текста 3 оценка формы и содержания текста оценка формы и содержания текста 4 использование информации из текста использование информации из текста Виды деятельности

1

  • поиск и извлечение информации
  • поиск и извлечение информации

2

  • интерпретация и интеграция текста
  • интерпретация и интеграция текста

3

  • оценка формы и содержания текста
  • оценка формы и содержания текста

4

  • использование информации из текста
  • использование информации из текста

Виды деятельности

 Ель Ковтуненко Родина серебристой ели – Канада. Продолжительность жизни этого дерева – 500-800 лет.  Но серебристая ель, выращенная в питомнике под городом Нальчиком, ещё совсем молода. Вырастил эту ель, строгую и гордую старый селекционер Иван Порфирьевич Ковтуненко, удостоенный за это Государственной премии. Нелёгок был его труд. Никак не всходили семена в непривычных, не подходящих для них условиях. Но терпение и опыт селекционера победили. Последние три килограмма семян, оставшиеся после гибели первых всходов, он высадил в еловые опилки. И тысячи крепких всходов, почувствовавших родную среду, потянулись к солнцу. Первая из выращенных в питомнике серебристых елей уехала на Днепрогэс (Днепровскую газоэлектростанцию). Ель Ковтуненко встала и у стен Кремля, и на Мамаевом кургане, и возле Брестской крепости.

Ель Ковтуненко

Родина серебристой ели – Канада. Продолжительность жизни этого дерева – 500-800 лет.  Но серебристая ель, выращенная в питомнике под городом Нальчиком, ещё совсем молода.

Вырастил эту ель, строгую и гордую старый селекционер Иван Порфирьевич Ковтуненко, удостоенный за это Государственной премии. Нелёгок был его труд. Никак не всходили семена в непривычных, не подходящих для них условиях. Но терпение и опыт селекционера победили. Последние три килограмма семян, оставшиеся после гибели первых всходов, он высадил в еловые опилки. И тысячи крепких всходов, почувствовавших родную среду, потянулись к солнцу.

Первая из выращенных в питомнике серебристых елей уехала на Днепрогэс (Днепровскую газоэлектростанцию).

Ель Ковтуненко встала и у стен Кремля, и на Мамаевом кургане, и возле Брестской крепости.

Какова тема текста? Какова идея текста?

Какова тема текста?

Какова идея текста?

Сгруппировать собственные имена из текста Географические названия Названия памятных мест Имя человека Название награды

Сгруппировать собственные имена из текста

Географические названия

Названия памятных мест

Имя

человека

Название награды

Географические названия Названия памятных мест Канада Имя Нальчик Днепрогэс человека Название награды Кремль Иван Мамаев курган Порфирьевич Государственная премия Брестская крепость Ковтуненко

Географические названия

Названия памятных мест

Канада

Имя

Нальчик

Днепрогэс

человека

Название награды

Кремль

Иван

Мамаев курган

Порфирьевич

Государственная премия

Брестская крепость

Ковтуненко

Объясните, почему никак не всходили семена серебристой ели?   ( Кана́да   — государство в Северной Америке, занимает второе место в мире по площади. Омывается Атлантическим, Тихим и Северным Ледовитым океанами, имея самую длинную береговую линию в мире. Граничит с США на юге и на северо-западе, также имеет морские границы с Данией (Гренландия) на северо-востоке и с Францией (Сен-Пьер и Микелон) на востоке.)    (На́льчик  — город на юге России, столица Кабардино-Балкарской Республики.)

Объясните, почему никак не всходили семена серебристой ели? ( Кана́да   — государство в Северной Америке, занимает второе место в мире по площади. Омывается Атлантическим, Тихим и Северным Ледовитым океанами, имея самую длинную береговую линию в мире. Граничит с США на юге и на северо-западе, также имеет морские границы с Данией (Гренландия) на северо-востоке и с Францией (Сен-Пьер и Микелон) на востоке.)  (На́льчик  — город на юге России, столица Кабардино-Балкарской Республики.)

Как вы думаете, почему ель Ковтуненко встала у этих стен?

  •   (Днепрóвская гидроэлектростáнция   — крупная гидроэлектростанция на юге Украины, пятая ступень каскада гидроэлектростанций. Станция находится в городе Запорожье и является старейшей среди каскада электростанций на реке Днепр. На основе Днепрогэс в Запорожье был создан металлургический, химический и машиностроительный промышленный комплекс. С сооружением плотины, которая на 50 м повысила уровень воды в Днепре, открылось сквозное судоходство. 1-я очередь построена в 1927—1932 годах.)
  •   ( Мама́ев курга́н  — возвышенность на правом берегу реки Волги в Центральном районе города Волгограда, где во время Сталинградской битвы происходили ожесточённые бои, начиная с сентября 1942 года и заканчивая январём 1943 года. Сегодня Мамаев курган известен в первую очередь памятником-ансамблем «Героям Сталинградской битвы» с главным монументом «Родина-мать зовёт!». На Мамаевом кургане существует несколько братских и индивидуальных могил, в которых покоится прах более чем 35 000 защитников Сталинграда.)
  •   (Брест, го́род-геро́й,  — высшая степень отличия, которой удостоены двенадцать городов Советского Союза, прославившихся своей героической обороной во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов. Кроме того, Брестской крепости присвоено звание  крепости-героя .)
Какова тема этого текста? ( О нелегком труде по выращиванию серебристой ели) 2.Какова идея? (Можно достичь всего, если есть терпение, трудолюбие, знания, опыт)
  • Какова тема этого текста? ( О нелегком труде по выращиванию серебристой ели)

2.Какова идея? (Можно достичь всего, если есть терпение, трудолюбие, знания, опыт)

Определите микротему каждого абзаца … … … …

Определите микротему каждого абзаца

Определите микротему каждого абзаца Серебристая ель Терпение и опыт селекционера И.Ковтуненко Первая – на Днепрогэс Стоит ель у памятных мест

Определите микротему каждого абзаца

  • Серебристая ель
  • Терпение и опыт селекционера И.Ковтуненко
  • Первая – на Днепрогэс
  • Стоит ель у памятных мест
За что же И.Ковтуненко удостоен высокой награды?

За что же И.Ковтуненко удостоен высокой награды?

Везде ли можно посадить ель Ковтуненко?

Везде ли можно посадить

ель Ковтуненко?

Рефлексия   Нашли имена собственные, сгруппировали Поиск и извлечение информации Объяснили, почему были проблемы с выращиванием этой ели в России Объяснили, почему эта ель посажена у мест воинской и трудовой славы  Интерпретация и интеграция текста Определили тему и идею текста Составили план текста Пересказали текст  Оценка текста Ответили на вопрос: «За что же И.П.Ковтуненко был удостоен высокой награды?» Использование информации из текста Поразмышляли над проблемой: «Везде ли можно посадить ель Ковтуненко?»

Рефлексия

Нашли имена собственные, сгруппировали

Поиск и извлечение информации

Объяснили, почему были проблемы с выращиванием этой ели в России

Объяснили, почему эта ель посажена у мест воинской и трудовой славы

Интерпретация и интеграция текста

Определили тему и идею текста

Составили план текста

Пересказали текст

Оценка текста

Ответили на вопрос: «За что же И.П.Ковтуненко был удостоен высокой награды?»

Использование информации из текста

Поразмышляли над проблемой: «Везде ли можно посадить ель Ковтуненко?»

Спасибо за работу!

Спасибо

за

работу!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!