СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к теме урока: Комбинаторика. Комбинаторные конструкции

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к теме урока: Комбинаторика. Комбинаторные конструкции

Просмотр содержимого документа
«Презентация к теме урока: Комбинаторика. Комбинаторные конструкции»

КОМБИНАТОРИКА

КОМБИНАТОРИКА

Т ИИ 4=с 4=ц

Т

ИИ

4=с

4=ц

КОНСТРУКЦИИ

КОНСТРУКЦИИ

ТЕМА УРОКА: Комбинаторика. Комбинаторные конструкции

ТЕМА УРОКА:

Комбинаторика. Комбинаторные конструкции

Цели:  повторить основные понятия комбинаторики; отработка навыков решения комбинаторных задач с использованием формул перестановок, размещений, сочетаний.

Цели:

  • повторить основные понятия комбинаторики;
  • отработка навыков решения комбинаторных задач с использованием формул перестановок, размещений, сочетаний.
 Комбинаторика - это раздел математики, в котором изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов.

Комбинаторика - это раздел математики, в котором изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов.

Задачи, в которых идёт речь о тех или иных комбинациях, называются - КОМБИНАТОРНЫМИ ЗАДАЧАМИ

Задачи, в которых идёт речь о тех или иных комбинациях, называются -

КОМБИНАТОРНЫМИ

ЗАДАЧАМИ

Основные элементы комбинаторики  Факториал

Основные элементы комбинаторики

  • Факториал

Факториал. Факториал – это произведение всех натуральных чисел от 1 до n . Обозначение n!

Факториал.

Факториал – это произведение всех натуральных чисел

от 1 до n . Обозначение n!

Вопрос : Где встречаются комбинаторные задачи в реальной жизни?

Вопрос :

Где встречаются комбинаторные задачи в реальной жизни?

Комбинаторные задачи в реальной жизни встречаются: учебные заведения (составление расписаний); сфера общественного питания (составление меню); лингвистика (рассмотрение вариантов комбинаций букв).

Комбинаторные задачи в реальной жизни встречаются:

  • учебные заведения (составление расписаний);
  • сфера общественного питания (составление меню);
  • лингвистика (рассмотрение вариантов комбинаций букв).
география (раскраска карт); спортивные соревнования (расчёт количества игр между участниками); производство (распределение нескольких видов работ между рабочими);
  • география (раскраска карт);
  • спортивные соревнования (расчёт количества игр между участниками);
  • производство (распределение нескольких видов работ между рабочими);
агротехника (размещение посевов на нескольких полях); азартные игры (подсчёт частоты выигрышей); химия (анализ возможных связей между химическими элементами);
  • агротехника (размещение посевов на нескольких полях);
  • азартные игры (подсчёт частоты выигрышей);
  • химия (анализ возможных связей между химическими элементами);

биология (расшифровка кода ДНК); военное дело (расположение подразделений); астрология (анализ расположения планет и созвездий);
  • биология (расшифровка кода ДНК);
  • военное дело (расположение подразделений);
  • астрология (анализ расположения планет и созвездий);
экономика (анализ вариантов купли-продажи акций); криптография (разработка методов шифрования); доставка почты (рассмотрение вариантов пересылки).
  • экономика (анализ вариантов купли-продажи акций);
  • криптография (разработка методов шифрования);
  • доставка почты (рассмотрение вариантов пересылки).

Основные элементы комбинаторики

Основные элементы комбинаторики

Перестановки Размещения Сочетания

Перестановки

Размещения

Сочетания

Перестановки.  Перестановкой называется множество, в котором установлен порядок элементов. Число перестановок из n элементов  вычисляется по формуле: P n = n! Читается: «P из n» равно «n факториал»  По определению:  0! = 1 и 1! = 1

Перестановки.

Перестановкой называется множество, в котором установлен

порядок элементов.

Число перестановок из n элементов

вычисляется по формуле:

P n = n!

Читается: «P из n» равно «n факториал»

По определению: 0! = 1 и 1! = 1

Задача №: 1 Несколько стран в качестве символа своего государства решили использовать флаг в виде трех горизонтальных полос одинаковых по ширине, но разных по цвету: белый, синий, красный. Сколько стран могут использовать такую символику при условии, что у каждой страны свой, отличный от других, флаг? Решение: P 3 = 3! = 1 ∙ 2 ∙ 3 = 6 Ответ: 6

Задача №: 1

Несколько стран в качестве символа своего государства решили использовать флаг в виде трех горизонтальных полос одинаковых по ширине, но разных по цвету: белый, синий, красный.

Сколько стран могут использовать такую символику при условии, что у каждой страны свой, отличный от других, флаг?

Решение:

P 3 = 3! = 1 ∙ 2 ∙ 3 = 6

Ответ: 6

Отличительной особенностью перестановок является то, что в каждой из них участвует ВСЁ множество, то есть, все объекты. Например, дружная семья.

Отличительной особенностью перестановок является то, что в каждой из них участвует ВСЁ множество, то есть, все объекты. Например, дружная семья.

Задача №: 2 Сколькими способами можно рассадить 5 человек за столом? Р 5 =5!=1*2*3*4*5=120 способами Ответ: 120 способами

Задача №: 2

Сколькими способами можно рассадить 5 человек за столом?

Р 5 =5!=1*2*3*4*5=120 способами

Ответ: 120 способами

Устный счет Выбрать правильный ответ:

Устный счет

  • Выбрать правильный ответ:
Вычислить:

Вычислить:

Задача №3 Сколько существует анаграмм для слова КАТЕР ? Решение: P 5 = 5!=5∙4∙3∙2∙1=120 Ответ: 120

Задача №3

Сколько существует анаграмм для слова КАТЕР ?

Решение:

P 5 = 5!=5∙4∙3∙2∙1=120

Ответ: 120

Задача №4 «10 выпускников пришли в кафе отпраздновать окончание школы, но не могли решить, как сесть, т.е. в каком порядке. На выручку пришёл официант, который предложил сесть сегодня, как придётся, а на другой день сесть по - другому и так до тех пор, пока не наступит такой день, когда они сядут как в первый раз. Тогда их официант обещал угостить бесплатным обедом. Как вы думаете, долго ли друзьям ждать бесплатного обеда?» Решение: 10! = 3 628 800 Учитывая, что в году 365 дней, то это почти 9942 года. Ответ: около 10 000 лет.

Задача №4

«10 выпускников пришли в кафе отпраздновать окончание школы, но не могли решить, как сесть, т.е. в каком порядке. На выручку пришёл официант, который предложил сесть сегодня, как придётся, а на другой день сесть по - другому и так до тех пор, пока не наступит такой день, когда они сядут как в первый раз. Тогда их официант обещал угостить бесплатным обедом. Как вы думаете, долго ли друзьям ждать бесплатного обеда?»

Решение:

10! = 3 628 800

Учитывая, что в году 365 дней, то это почти 9942 года.

Ответ: около 10 000 лет.

Формула размещения   Читается : «A из n по m»

Формула размещения

Читается : «A из n по

Задача № 5 Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр 1, 3, 5 и 7, используя в записи числа каждую из них не более одного раза? Решение: Ответ: 24

Задача № 5

Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр 1, 3, 5 и 7, используя в записи числа каждую из них не более одного раза?

Решение:

Ответ: 24

  Задача №6 Сколько имеется слов длиной 3 с неповторяющимися буквами в алфавите из 6 букв ? Решение: Ответ: 120

Задача №6

Сколько имеется слов длиной 3 с неповторяющимися буквами в алфавите из 6 букв ?

Решение:

Ответ: 120

Задача №7 Студенты 1 курса изучают 10 предметов. Сколькими способами можно составить расписание на один день, чтобы в нем было 4 различных предмета? Решение: Ответ: 5040

Задача №7

Студенты 1 курса изучают 10 предметов. Сколькими способами можно составить расписание на один день, чтобы в нем было 4 различных предмета?

Решение:

Ответ: 5040

Формула сочетания Читается : «С из n по m»

Формула сочетания

Читается : «С из n по

Задача № 8 Имеется 5 цветков разного цвета. Обозначим их буквами a, b, c, d, e. Требуется составить букет из трех цветков. Решение: Ответ: 10

Задача № 8

Имеется 5 цветков разного цвета. Обозначим их буквами a, b, c, d, e. Требуется составить букет из трех цветков.

Решение:

Ответ: 10

Задача №9 В магазине «Филателия» продается 8 различных наборов марок, посвященных спортивной тематике. Сколькими способами можно выбрать из них 3 набора? Решение: Ответ: 56

Задача №9

В магазине «Филателия» продается 8 различных наборов марок, посвященных спортивной тематике. Сколькими способами можно выбрать из них 3 набора?

Решение:

Ответ: 56

Задача № 10 Из 18-ти студентов группы надо выбрать двух дежурных. Сколькими способами можно сделать этот выбор? Решение: Ответ: 153

Задача № 10

Из 18-ти студентов группы надо выбрать двух дежурных. Сколькими способами можно сделать этот выбор?

Решение:

Ответ: 153

Комбинаторные конструкции Перестановки Размещения n элементов Сочетания n клеток n элементов Порядок имеет значение k клеток Порядок имеет значение n элементов k клеток Порядок не имеет значения

Комбинаторные конструкции

Перестановки

Размещения

n элементов

Сочетания

n клеток

n элементов

Порядок имеет значение

k клеток

Порядок имеет значение

n элементов

k клеток

Порядок не имеет значения

Ребусы  Ответы Ребус №1.-«Комбинаторика» Ребус №2.-«Выборка» Ребус №3.-«События» Ребус №4.-«Достоверное» Ребус №5.-«Невозможное» Ребус №6.-«Случайные» Ребус №7.-«Совокупность» Ребус №8.-«Противоположные» Ребус №9.-«Равновозможное» Ребус №10.-«Совместное»

Ребусы

Ответы

Ребус №1.-«Комбинаторика»

Ребус №2.-«Выборка»

Ребус №3.-«События»

Ребус №4.-«Достоверное»

Ребус №5.-«Невозможное»

Ребус №6.-«Случайные»

Ребус №7.-«Совокупность»

Ребус №8.-«Противоположные»

Ребус №9.-«Равновозможное»

Ребус №10.-«Совместное»

Вычислите : 56 24

Вычислите :

56

24

№ 1 № 3 Из шести врачей поликлиники двух необходимо отправить на курсы повышения квалификации. Сколькими способами это можно сделать? В группе 7 студентов успешно занимаются математикой. Сколькими способами можно выбрать из них двоих для участия в олимпиаде по предмету?   № 2 № 4 Сколько различных двухзначных чисел можно составить, используя цифры 1, 2, 3, 4 при условии, что ни одна цифра не повторяется? Сколько различных трехзначных чисел можно составить из цифр 1, 2, 3, 4, 5 при условии, что ни одна цифра не повторяется?

1

3

Из шести врачей поликлиники двух необходимо отправить на курсы повышения квалификации. Сколькими способами это можно сделать?

В группе 7 студентов успешно занимаются математикой. Сколькими способами можно выбрать из них двоих для участия в олимпиаде по предмету?

2

4

Сколько различных двухзначных чисел можно составить, используя цифры 1, 2, 3, 4 при условии, что ни одна цифра не повторяется?

Сколько различных трехзначных чисел можно составить из цифр 1, 2, 3, 4, 5 при условии, что ни одна цифра не повторяется?

Ответы: № 1 № 3 № 2 № 4

Ответы:

1

3

2

4

Ответы: № 1  а) 2; б) 24; в) 720; г) 40320 № 2  а) 504; б) 42840; в) 1680; г) 30 № 3  а) 20; б) 21; в) 561; г) 4845

Ответы:

  • № 1 а) 2; б) 24; в) 720; г) 40320
  • № 2 а) 504; б) 42840; в) 1680; г) 30
  • № 3 а) 20; б) 21; в) 561; г) 4845
Домашняя работа Задания на карточках

Домашняя работа

Задания на карточках

Подведем итоги Повторили:  основные понятия комбинаторики; формулы для нахождения простейших комбинаций (перестановок, размещений и сочетаний). Научились: вычислять количество перестановок, размещений и сочетаний;  решать простейшие комбинаторные задачи.

Подведем итоги

Повторили:

  • основные понятия комбинаторики; формулы для нахождения простейших комбинаций (перестановок, размещений и сочетаний).

Научились:

  • вычислять количество перестановок, размещений и сочетаний;
  • решать простейшие комбинаторные задачи.

                  Рефлексия  Сегодня я узнал(а) .......  Было трудно…  Я понял(а), что…  Я научился(ась)…  Я смог(ла)…  Было интересно узнать, что…  Меня удивило… Мне захотелось…

Рефлексия

  • Сегодня я узнал(а) .......
  • Было трудно…
  • Я понял(а), что…
  • Я научился(ась)…
  • Я смог(ла)…
  • Было интересно узнать, что…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…
Выберите смайлик, который соответствует Вашему настроению в конце урока Мне не все удалось, придется дома подольше посидеть… Мне было очень трудно. Я ничего не понял. Мне всё удалось! Спасибо за урок!

Выберите смайлик, который соответствует Вашему настроению в конце урока

Мне не все удалось, придется дома подольше посидеть…

Мне было очень трудно. Я ничего

не понял.

Мне всё удалось!

Спасибо за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!