Лингвистические средства выражения позиции автора
в русскоязычной поэме Т.Г. Шевченко «Слепая»
«Текст» заимствовано из латинского языка (textus), означает «ткань, сплетение, соединение».
Позиция автора в художественном произведении
Лингвистические средства выражения авторской позиции
Восприятие текста читателем
«Лингвистические средства выражения позиции автора в русскоязычной поэме Т.Г. Шевченко “Слепая”».
Актуальность темы
определяется все возрастающим
интересом к творчеству и личности
Т.Г. Шевченко.
Задача научно-исследовательской работы -
изучение лингвистических средств выражения авторской позиции в тексте художественного произведения
Методы
исследования
Антропо-
центрический анализ
Лингвистический анализ текста
Ожидаемые результаты:
на основе анализа лингвистических средств поэмы «Слепая» раскрыть авторскую позицию Т. Шевченко, оригинальность его поэтического таланта, показать любовь поэта к Украине и украинскому народу.
Лингвистические средства,
позволяющие определить позицию автора:
Лексические
Семантические
,
Синтаксические
Средства создания национально-культурных стериотипов
Семантические средства выражения
авторской позиции
Семантика названия поэмы
Драма
«Слепая красавица»
Поэма «Слепая»
Случайно ли изменилось заглавие произведения?
Семантика имени
- субстантивированное прилагательное
(т.е. прилагательное, перешедшее в существительное)
Слепая
Слепая –
не видящая реалий
окружающего мира,
Слепая –
потерявшая зрение
Номинационный ряд :
«несчастная», «несчастливица», «калека», «непотребница»
Оксана – украинская разговорная форма имени Ксения (от греческого слова "ксенос" – чужой)
Оксана
- Распространенное в народной среде
- Усиливает национальный колорит
- Является одним из признаков народности поэмы
… А возвратили ль благодать
Ея невинных помышлений?
Ея невинную любовь,
И радость тихих упоений,
И целомудренную кровь
Вы обновили ль? …
Лексические средства выражения авторской позиции
Эмоционально-экспрессивная лексика
Эмоциональность - субъективное авторское отношения к описываемым событиям и персонажам.
Экспрессивность – результативность воздействия текста на читателя.
Оксана – «прекрасная»
Слепая – «бедная»
Средства выражения экспрессии
печаль, грусть, тоска
- Многократно употребляемые слова:
«унылый», «тяжкий», «несчастный», «горестный», «мрачный»
- Новообразованные сложные слова
«уныло-тихо», «грустно-тихо»
глухо – тщетно – пустота – одинокий
Использование книжной лексики
Позиция автора
- устаревшие слова и формы слов
- повторяющиеся слова-определения
Обличает бездушное общество,
для которого «невнятен стон разлуки, чужда … матери любовь»
Синтаксические средства выражения авторской позиции
риторические вопросы
однородные члены предложения
повторы
синтаксический параллелизм
Лингвистические средства выражения авторской позиции в лирических отступлениях поэмы
Лирические авторские
ремарки
обращение
эпитеты, метафоры
окказионализм
Поэт передает свою любовь к Украине, тоску по родине, горечь одиночества и разочарования в людях.
Лингвистические средства создания национально-культурных стереотипов
в поэме Т.Г. Шевченко «Слепая»
Украинские традиции и обряды
Разговорная украинская речь
Народные песни
Украинизмы:
лексические,
грамматические,
фонетические
Гражданская позиция Т.Г. Шевченко
Лексические
украинизмы
Грамматические
украинизмы
экзотизм
этнографизмы
обращения
Форма
звательного
падежа
Форма
именительного
падежа
Вывод
Авторская позиция в поэме Т.Г. Шевченко «Слепая» передаётся с помощью ряда лингвистических средств,
которые раскрывают образ автора –
человека, безгранично любящего свою родину,
больно переживающего разлуку с ней,
страдающего вместе со своим народом.