СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к ученической научно-исследовательской работе "Лингвистические средства выражения позиции автора в русскоязычной поэме Т.Г. Шевченко «Слепая»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация является приложением к научно-исследовательской работе " Лингвистические средства выражения  позиции автора  в русскоязычной поэме Т.Г. Шевченко «Слепая»

Просмотр содержимого документа
«Презентация к ученической научно-исследовательской работе "Лингвистические средства выражения позиции автора в русскоязычной поэме Т.Г. Шевченко «Слепая»»

Лингвистические средства выражения позиции автора  в русскоязычной поэме Т.Г. Шевченко «Слепая»

Лингвистические средства выражения позиции автора

в русскоязычной поэме Т.Г. Шевченко «Слепая»

«Текст» заимствовано из латинского языка (textus), означает «ткань, сплетение, соединение».

«Текст» заимствовано из латинского языка (textus), означает «ткань, сплетение, соединение».

  Позиция автора в художественном произведении Лингвистические средства выражения авторской позиции  Восприятие текста читателем  «Лингвистические средства выражения позиции автора в русскоязычной поэме Т.Г. Шевченко “Слепая”».

Позиция автора в художественном произведении

Лингвистические средства выражения авторской позиции

Восприятие текста читателем

«Лингвистические средства выражения позиции автора в русскоязычной поэме Т.Г. Шевченко “Слепая”».

Актуальность темы определяется все возрастающим  интересом к творчеству и личности Т.Г. Шевченко. Задача научно-исследовательской работы -  изучение лингвистических средств выражения авторской позиции в тексте художественного произведения

Актуальность темы

определяется все возрастающим

интересом к творчеству и личности

Т.Г. Шевченко.

Задача научно-исследовательской работы -

изучение лингвистических средств выражения авторской позиции в тексте художественного произведения

Методы исследования Антропо- центрический анализ Лингвистический анализ текста Ожидаемые результаты: на основе анализа лингвистических средств поэмы «Слепая» раскрыть авторскую позицию Т. Шевченко, оригинальность его поэтического таланта, показать любовь поэта к Украине и украинскому народу.

Методы

исследования

Антропо-

центрический анализ

Лингвистический анализ текста

Ожидаемые результаты:

на основе анализа лингвистических средств поэмы «Слепая» раскрыть авторскую позицию Т. Шевченко, оригинальность его поэтического таланта, показать любовь поэта к Украине и украинскому народу.

Лингвистические средства, позволяющие определить позицию автора: Лексические Семантические  , Синтаксические Средства создания национально-культурных стериотипов

Лингвистические средства,

позволяющие определить позицию автора:

Лексические

Семантические

,

Синтаксические

Средства создания национально-культурных стериотипов

Семантические средства выражения авторской позиции  Семантика названия поэмы  Драма «Слепая красавица»   Поэма «Слепая» Случайно ли изменилось заглавие произведения?

Семантические средства выражения

авторской позиции

Семантика названия поэмы

Драма

«Слепая красавица»

Поэма «Слепая»

Случайно ли изменилось заглавие произведения?

Семантика имени  - субстантивированное прилагательное  (т.е. прилагательное, перешедшее в существительное)  Слепая  Слепая – не видящая реалий  окружающего мира, Слепая –  потерявшая зрение Номинационный ряд : «несчастная», «несчастливица», «калека», «непотребница»

Семантика имени

- субстантивированное прилагательное

(т.е. прилагательное, перешедшее в существительное)

Слепая

Слепая –

не видящая реалий

окружающего мира,

Слепая –

потерявшая зрение

Номинационный ряд :

«несчастная», «несчастливица», «калека», «непотребница»

Оксана – украинская разговорная форма имени Ксения (от греческого слова

Оксана – украинская разговорная форма имени Ксения (от греческого слова "ксенос" – чужой)

Оксана

  • Распространенное в народной среде
  • Усиливает национальный колорит
  • Является одним из признаков народности поэмы
… А возвратили ль благодать  Ея невинных помышлений?  Ея невинную  любовь,  И радость тихих упоений,  И целомудренную кровь  Вы обновили ль? …

А возвратили ль благодать

Ея невинных помышлений?

Ея невинную любовь,

И радость тихих упоений,

И целомудренную кровь

Вы обновили ль? …

Лексические средства выражения авторской позиции Эмоционально-экспрессивная лексика Эмоциональность - субъективное авторское отношения к описываемым событиям и персонажам. Экспрессивность – результативность воздействия текста на читателя. Оксана – «прекрасная» Слепая – «бедная»

Лексические средства выражения авторской позиции

Эмоционально-экспрессивная лексика

Эмоциональность - субъективное авторское отношения к описываемым событиям и персонажам.

Экспрессивность – результативность воздействия текста на читателя.

Оксана – «прекрасная»

Слепая – «бедная»

Средства выражения экспрессии Семантический ряд слов: печаль, грусть, тоска Многократно употребляемые слова: «унылый», «тяжкий», «несчастный», «горестный», «мрачный» Новообразованные сложные слова «уныло-тихо», «грустно-тихо» Экспрессивный ряд:  глухо – тщетно – пустота – одинокий

Средства выражения экспрессии

  • Семантический ряд слов:

печаль, грусть, тоска

  • Многократно употребляемые слова:

«унылый», «тяжкий», «несчастный», «горестный», «мрачный»

  • Новообразованные сложные слова

«уныло-тихо», «грустно-тихо»

  • Экспрессивный ряд:

глухо – тщетно – пустота – одинокий

Использование книжной лексики Позиция автора песенное обрамление устаревшие слова и формы слов повторяющиеся слова-определения Обличает бездушное общество, для которого «невнятен стон разлуки, чужда … матери любовь»

Использование книжной лексики

Позиция автора

  • песенное обрамление
  • устаревшие слова и формы слов
  • повторяющиеся слова-определения

Обличает бездушное общество,

для которого «невнятен стон разлуки, чужда … матери любовь»

Синтаксические средства выражения авторской позиции риторические вопросы однородные члены предложения повторы синтаксический параллелизм

Синтаксические средства выражения авторской позиции

риторические вопросы

однородные члены предложения

повторы

синтаксический параллелизм

Лингвистические средства выражения авторской позиции в лирических отступлениях поэмы Лирические авторские ремарки обращение эпитеты, метафоры окказионализм Поэт передает свою любовь к Украине, тоску по родине, горечь одиночества и разочарования в людях.

Лингвистические средства выражения авторской позиции в лирических отступлениях поэмы

Лирические авторские

ремарки

обращение

эпитеты, метафоры

окказионализм

Поэт передает свою любовь к Украине, тоску по родине, горечь одиночества и разочарования в людях.

 Лингвистические средства создания национально-культурных стереотипов  в поэме Т.Г. Шевченко «Слепая» Украинские традиции и обряды Разговорная украинская речь Народные песни  Украинизмы:  лексические,  грамматические,  фонетические  Гражданская позиция Т.Г. Шевченко

Лингвистические средства создания национально-культурных стереотипов

в поэме Т.Г. Шевченко «Слепая»

Украинские традиции и обряды

Разговорная украинская речь

Народные песни

Украинизмы:

лексические,

грамматические,

фонетические

Гражданская позиция Т.Г. Шевченко

Лексические украинизмы Грамматические   украинизмы   экзотизм этнографизмы обращения Форма  звательного падежа Форма  именительного  падежа

Лексические

украинизмы

Грамматические

украинизмы

экзотизм

этнографизмы

обращения

Форма

звательного

падежа

Форма

именительного

падежа

Вывод Авторская позиция в поэме Т.Г. Шевченко «Слепая» передаётся с помощью ряда лингвистических средств, которые раскрывают образ автора –  человека, безгранично любящего свою родину, больно переживающего разлуку с ней, страдающего вместе со своим народом.

Вывод

Авторская позиция в поэме Т.Г. Шевченко «Слепая» передаётся с помощью ряда лингвистических средств,

которые раскрывают образ автора –

человека, безгранично любящего свою родину,

больно переживающего разлуку с ней,

страдающего вместе со своим народом.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!