СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку алгебры "основные правила комбинаторики"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация может быть использована на уроке изучения нового материала или учащимися для самостоятельного освоения темы

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку алгебры "основные правила комбинаторики"»

Основные правила комбинаторики

Основные правила комбинаторики

ВОПРОСЫ   1. Сколькими способами из 3-ех конфеток можем выбрать одну 2. Сколькими способами из 3-ех конфеток можем выбрать две 3. Сколькими способами можем 3-ех человек построить в ряд 4. Сколько диагоналей можно провести в треугольнике 5. Сколько диагоналей можно провести в четырехугольнике 6. Сколько диагоналей можно провести в пятиугольнике 7. Три человека играли в шахматы. Каждый с каждым сыграл по одному разу. Сколько всего было партий 8. Четыре человека играли в шахматы. Каждый с каждым сыграл по одному разу. Сколько всего было партий 9. Сколькими способами можно выбрать в нашем классе старосту и его заместителя 10. Из пункта А в пункт В ведут три дороги, а из В в пункт С две дороги. Сколькими способами можно добраться из А в С

ВОПРОСЫ

  • 1. Сколькими способами из 3-ех конфеток можем выбрать одну
  • 2. Сколькими способами из 3-ех конфеток можем выбрать две
  • 3. Сколькими способами можем 3-ех человек построить в ряд
  • 4. Сколько диагоналей можно провести в треугольнике
  • 5. Сколько диагоналей можно провести в четырехугольнике
  • 6. Сколько диагоналей можно провести в пятиугольнике
  • 7. Три человека играли в шахматы. Каждый с каждым сыграл по одному разу. Сколько всего было партий
  • 8. Четыре человека играли в шахматы. Каждый с каждым сыграл по одному разу. Сколько всего было партий
  • 9. Сколькими способами можно выбрать в нашем классе старосту и его заместителя
  • 10. Из пункта А в пункт В ведут три дороги, а из В в пункт С две дороги. Сколькими способами можно добраться из А в С
Область математики, которая занимается решением подобных задач, называется КОМБИНАТОРИКОЙ  (комбинаторика выясняет, сколько различных комбинаций, удовлетворяющих определенному правилу, можно составить из элементов данного множества)
  • Область математики, которая занимается решением подобных задач, называется
  • КОМБИНАТОРИКОЙ

  • (комбинаторика выясняет, сколько различных комбинаций, удовлетворяющих определенному правилу, можно составить из элементов данного множества)
Историческая справка Комбинаторика  – ветвь математики, изучающая комбинации и перестановки предметов, – возникла в XVII в. Долгое время казалось, что комбинаторика лежит вне основного русла развития математики и ее приложений. Положение изменилось после появления вычислительных машин и связанного с этим расцвета конечной математики. Сейчас комбинаторные методы применяются в теории случайных процессов, статистике, математическом программировании, вычислительной математике, биологии, планировании экспериментов, расшифровке кодов ДНК и т.д.

Историческая справка

  • Комбинаторика  – ветвь математики, изучающая комбинации и перестановки предметов, – возникла в XVII в. Долгое время казалось, что комбинаторика лежит вне основного русла развития математики и ее приложений. Положение изменилось после появления вычислительных машин и связанного с этим расцвета конечной математики. Сейчас комбинаторные методы применяются в теории случайных процессов, статистике, математическом программировании, вычислительной математике, биологии, планировании экспериментов, расшифровке кодов ДНК и т.д.
ПЕРВОЕ ПРАВИЛО КОМБИНАТОРИКИ Пример1 Туриста заинтересовали 5 маршрутов в Карелии и 7 маршрутов на Кавказе. Сколькими способами он может организовать свой отпуск, имея время только на один маршрут?

ПЕРВОЕ ПРАВИЛО КОМБИНАТОРИКИ

  • Пример1
  • Туриста заинтересовали 5 маршрутов в Карелии и 7 маршрутов на Кавказе. Сколькими способами он может организовать свой отпуск, имея время только на один маршрут?
ПЕРВОЕ ПРАВИЛО КОМБИНАТОРИКИ- ПРАВИЛО СУММЫ Ответ: всего имеется 5+7=12 маршрутов. Один из них можно выбрать 12-ю способами Карелия Кавказ Если множество А состоит из m элементов, а множество В из k элементов, причем эти множества не имеют общих элементов, то выбор «а или b», где аЄА, bЄВ, можно осуществить m+k способами

ПЕРВОЕ ПРАВИЛО КОМБИНАТОРИКИ- ПРАВИЛО СУММЫ

  • Ответ: всего имеется 5+7=12 маршрутов.
  • Один из них можно выбрать 12-ю способами
  • Карелия Кавказ
  • Если множество А состоит из m элементов, а множество В из k элементов, причем эти множества не имеют общих элементов, то выбор «а или b», где аЄА, bЄВ, можно осуществить m+k способами
Правило суммы  Пример: В классе 16 девочек и 11 мальчиков. Сколькими способами можно выбрать старосту класса?

Правило суммы

Пример: В классе 16 девочек и 11 мальчиков. Сколькими способами можно выбрать старосту класса?

Правило суммы Решение :  n(A)=16  n(B)= 11

Правило суммы

  • Решение :

n(A)=16

n(B)= 11

Задача.  Пусть предстоит сделать выбор одного теннисного мяча, если имеется 4 мяча фирмы Dunlop, 6 мячей фирмы Slazinger и 4 мяча фирмы Penn. Сколькими способами вы можете выбрать один мяч?

Задача.

Пусть предстоит сделать выбор одного теннисного мяча, если имеется 4 мяча фирмы Dunlop, 6 мячей фирмы Slazinger и 4 мяча фирмы Penn. Сколькими способами вы можете выбрать один мяч?

Решение: 4+6+4=14

Решение:

4+6+4=14

ВТОРОЕ ПРАВИЛО КОМБИНАТОРИКИ Пример 2 Туриста заинтересовали 5 маршрутов в Карелии и 7 маршрутов на Кавказе. Он хочет побывать в Карелии и на Кавказе. Сколькими способами он может организовать свой отпуск, имея время на два маршрута?

ВТОРОЕ ПРАВИЛО КОМБИНАТОРИКИ

  • Пример 2
  • Туриста заинтересовали 5 маршрутов в Карелии и 7 маршрутов на Кавказе. Он хочет побывать в Карелии и на Кавказе. Сколькими способами он может организовать свой отпуск, имея время на два маршрута?
ВТОРОЕ ПРАВИЛО КОМБИНАТОРИКИ- ПРАВИЛО ПРОИЗВЕДЕНИЯ Ответ: 5*7=35 маршрутов Выбрав один маршрут в Карелии, второй с ним можно выбрать 7-ю способами. Карелия Кавказ Если элемент а можно выбрать m способами и после каждого такого выбора элемент b можно выбрать k способами, то выбор «а и b» в указанном порядке можно осуществить m•k способами.

ВТОРОЕ ПРАВИЛО КОМБИНАТОРИКИ- ПРАВИЛО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Ответ: 5*7=35 маршрутов

Выбрав один маршрут в Карелии, второй с ним можно выбрать 7-ю способами.

Карелия Кавказ

Если элемент а можно выбрать m способами и после каждого такого выбора элемент b можно выбрать k способами, то выбор «а и b» в указанном порядке можно осуществить m•k способами.

Правило произведения Пример : Наряд студентки состоит из блузки, юбки и туфель. Девушка имеет в своем гардеробе четыре блузки, пять юбок и трое пар туфель. Сколько нарядов может иметь студентка?

Правило произведения

  • Пример : Наряд студентки состоит из блузки, юбки и туфель. Девушка имеет в своем гардеробе четыре блузки, пять юбок и трое пар туфель. Сколько нарядов может иметь студентка?
Правило произведения Решение :  n(A)=4  n(B)= 5  n(С)= 3

Правило произведения

  • Решение :

n(A)=4

n(B)= 5

n(С)= 3

Задача Пусть вам предстоит сделать выбор одного теннисного мяча, одной теннисной ракетки, одной теннисной майки, если имеется 4 мяча фирмы Dunlop, 2 мяча фирмы Slazinger, 2 ракетки фирмы Slazinger, 1 ракетка фирмы Head и 2 майки фирмы Lacoste. Сколькими способами вы можете выбрать тройку ( мяч, ракетка, майка)?

Задача

Пусть вам предстоит сделать выбор одного теннисного мяча, одной теннисной ракетки, одной теннисной майки, если имеется 4 мяча фирмы Dunlop, 2 мяча фирмы Slazinger, 2 ракетки фирмы Slazinger, 1 ракетка фирмы Head и 2 майки фирмы Lacoste. Сколькими способами вы можете выбрать тройку ( мяч, ракетка, майка)?

Решение: Сначала выберем пару (ракетка, мяч). Для этого составим таблицу. Очевидно, что всего имеется 6*3=18 возможностей выбора пары (мяч, ракетка). Теперь для каждой пары можем выбрать одну из двух маек. Получим 6*3*2=36 троек (мяч, ракетка, майка) Номера ракеток Номера мячей 1 1 2 2 3 (1;1) (1;2) 3 (2;1) (2;2) (3;1) (1;3) 4 (3;2) (1;4) (2;3) 5 (1;5) 6 (2;4) (3;3) (1;6) (3;4) (2;5) (2;6) (3;4) (3;5)

Решение:

Сначала выберем пару (ракетка, мяч). Для этого составим таблицу.

Очевидно, что всего имеется 6*3=18 возможностей выбора пары (мяч, ракетка).

Теперь для каждой пары можем выбрать одну из двух маек. Получим 6*3*2=36 троек (мяч, ракетка, майка)

Номера ракеток

Номера мячей

1

1

2

2

3

(1;1)

(1;2)

3

(2;1)

(2;2)

(3;1)

(1;3)

4

(3;2)

(1;4)

(2;3)

5

(1;5)

6

(2;4)

(3;3)

(1;6)

(3;4)

(2;5)

(2;6)

(3;4)

(3;5)

Задача. Даны пять цифр 3, 2, 4, 5, и 7. сколькими способами можно составить пятизначное число, чтобы его цифры не повторялись?

Задача.

Даны пять цифр 3, 2, 4, 5, и 7. сколькими способами можно составить пятизначное число, чтобы его цифры не повторялись?

Задание на карантин Алгебра Решу огэ февральские варианты 1 и 2 Учебник алгебра стр.157 – 161 №№ 576-589 Учебник алгебра стр.162 – 169 №№ 608-616 Учебник алгебра стр. 171 – 178 №№ 634 – 644

Задание на карантин

Алгебра

  • Решу огэ февральские варианты 1 и 2
  • Учебник алгебра стр.157 – 161 №№ 576-589
  • Учебник алгебра стр.162 – 169 №№ 608-616
  • Учебник алгебра стр. 171 – 178 №№ 634 – 644


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!