11 класс Алгебра и начала математического анализа
Перестановки. Размещения
Автор презентации: Попов Дмитрий Сергеевич
Алгоритм работы с презентацией:
- Слайды 3 – 11 – рассмотрите решение задачи;
- Слайд 12 – выписать.
- Слайд 13 – рассмотрите решение задачи.
- Слайд 14 – выписать.
- Слайд 15 – рассмотрите решение задачи.
- Слайды 16, 17 – изучить.
- Слайды 18 – 20 – рассмотрите решение заданий.
- Слайд 21 – выполнить домашнее задание.
Задача 1
Решим задачу: Сколькими способами можно расставить на полке три учебника: по алгебре, геометрии и по физике?
Рассмотрим всевозможные варианты таких расстановок.
Задача 1
Пусть первым будет стоять учебник по физике. Тогда возможны такие варианты расположения:
ФАГ
Задача 1
Пусть первым будет стоять учебник по физике. Тогда возможны такие варианты расположения:
ФАГ ФГА
Задача 1
Пусть первым будет стоять учебник по алгебре. Тогда возможны такие варианты расположения:
ФАГ ФГА
АФГ
Задача 1
Пусть первым будет стоять учебник по алгебре. Тогда возможны такие варианты расположения:
ФАГ ФГА
АФГ АГФ
Задача 1
Пусть первым будет стоять учебник по геометрии. Тогда возможны такие варианты расположения:
ФАГ ФГА
АФГ АГФ
ГАФ
Задача 1
Пусть первым будет стоять учебник по геометрии. Тогда возможны такие варианты расположения:
ФАГ ФГА
АФГ АГФ
ГАФ ГФА
Задача 1
Таким образом три учебника мы можем расставить шестью способами: 2 + 2 + 2 = 6.
ФАГ ФГА
АФГ АГФ
ГАФ ГФА
Задача 1
Таким образом три учебника мы можем расставить шестью способами: 2 + 2 + 2 = 6.
ФАГ ФГА
АФГ АГФ
ГАФ ГФА
Каждый из полученных нами расположений называют перестановкой из трёх элементов.
Определение:
Перестановки из n элементов называются соединения, которые состоят из n элементов и отличаются одно от другого только порядком их расположения.
Число перестановок из n элементов обозначают: Р n Р n = n ∙ ( n – 1) ∙ ( n – 2) ∙ … ∙ 3 ∙ 2 ∙ 1 Произведение первых n натуральных чисел обозначают n! (читается «эн факториал»).
Р n = n! – число перестановок из n различных элементов.
Задача 2
Сколькими способами можно положить 6 различных открыток в 6 имеющихся конвертов (по одной открытке в конверт).
Решение: Задача сводится к нахождению числа перестановок из 6 элементов. Р 6 = 6! = 1 ∙ 2 ∙ 3 ∙ 4 ∙ 5 ∙ 6 = 720.
Ответ: 720 способами.
Размещения
Задача 3
Сколькими способами из 40 учеников класса можно выделить актив в следующем составе: староста, физорг и редактор стенгазеты?
Решение:
Требуется выделить упорядоченные трехэлементные подмножества множества, содержащего 40 элементов, т.е. найти число размещений без повторений из 40 элементов по 3.
40!
A = = 38 ∙ 39 ∙ 40 = 59280
3
37!
40
Объектов n=8 Отобрать нужно к=3 Найти А n k - ?
ТЕОРЕМА. A n k =n(n – 1)(n – 2)…..(n – k +1)
Доказательство: Выбрать один элемент из n элементов можно n способами. Если этот выбор сделан, то второй элемент выбирается из (n -1) элементов, т.к. повторения запрещены, то третий элемент выбирают из (n– 2) элементов,… к-ый элемент (последний) из n – (к – 1) элементов.
По правилу произведения получим:
A n k =n(n – 1)(n – 2)…..(n – k +1).
Рассмотрите решение №1067 (2):
Рассмотрите решение №1076 (1):
Рассмотрите решение №1077 (1,5):
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Изучить п. 61, 62.
- Решить №1065 (1,5); №1067 (1,3); №1068; №1076 (2), №1077 (2,4).
Успехов в выполнении домашнего задания!