Урок биологии в 7 классе
- Тема урока «Общая характеристика Типа Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви»
- Автор: учитель биологии
МБОУ ЦО №43 г. Тулы Балабанова Т.Н.
Кроссворд на тему «Тип Плоские и Круглые черви»
1.
4
2
П Е Р В И
М Е З
Р Е С
3
А Н
5
О К О Н Ч А Т Е Л Ь Н Ы Й
Д Е Р
Л
Ь Н О Е
И Ч Н Ы Е
6
Я И Ч Н И К И
2
Н
7
П А Р Е Н Х И М А
А
Я
ТЕМА УРОКА:
«Общая характеристика Типа Кольчатые черви ( Annelida) . Класс Многощетинковые черви ( Polychaeta) .»
Цели урока:
- Изучить среду обитания, многообразие и значение в природе кольчатых червей;
- Изучить внешнее и внутреннее строение многощетинковых червей;
- Изучить процессы жизнедеятельности многощетинковых червей.
Тип Кольчатые черви (около 9000 видов)
Класс
Многощетинковые или полихеты (5300)
Морские обитатели
Предста
вители
Малощетинковые или олигохеты (3100 видов) Почвенные и пресноводные жители
Нереида, пескожил, серпула
Пиявки
(300 видов) Пресноводные свободноживущие или паразиты
Дождевой червь, трубочник
Пиявки
НЕРЕИДА или НЕРЕИС
Физическая карта Европейской части России
А – параподия (поперечный разрез); Б – головной отдел; 1 – щупальце (антенна); 2 – щупик (пальп); 3 – усики; 4 – глаза; 5 - щетинки
А
Б
2
3
4
ПЕСКОЖИЛ
СЕРПУЛА
Вторичная полость тела или целом
Бионика (англ. bionics) — наука, изучающая принципы строения и функционирования живых организмов для решения инженерных задач: совершенствования и конструирования машин, приборов, строительных конструкций и технологических процессов.
Общая характеристика червей
Характеристика
Тип Кольчатые черви
1. Представители
2. Численность
3. Среда обитания
4. Симметрия
5. Форма тела
6. Полость тела
7. Слои клеток
8. Кожно-мускульный мешок
9. Ткани
10. Системы органов
Класс Многощетинковые (нереида, пескожил, серпула)
Класс Малощетинковые (дождевой червь, трубочник)
Класс Пиявки
Около 9 тысяч
Водная, почвенная
Двусторонняя симметрия
Тело вытянутое, состоит из сегментов или колец
Вторичная, целом
3 слоя: эктодерма, мезодерма, энтодерма
Тонкая кутикула+эпителий+ кольцевые и продольные мышцы
4 типа: соединительная, мышечная, эпителиальная, нервная
Опорно-двигательная, пищеварительная, выделительная, нервная, половая, кровеносная
Схема строение кожно-мускульного мешка
Обеспечивает связь организма с окружающей средой
Удаляет жидкие вредные для организма вещества
Системы органов и их функции
Выделительная система
Нервная система
Пищеварительная система
Переваривает пищу
Д
О
М
И
Н
О
ЗООЛОГИЧЕСКОЕ
Участвует в воспроизведении потомства
Удаляет твердые непереваренные остатки
Кожно-мускульный мешок
Половая система
Анальное отверстие
Защита внутренних органов, движение
Переносит кислород и углекислый газ
Кровеносная система
Внутреннее строение кольчатого червя
Что является органами передвижения у нереиды?
Какая система органов появляется у Кольчатых червей?
Какую функцию она выполняет?
Закончите предложение.
Пищеварительная система нереиды начинается … и заканчивается …
Какая полость тела появляется в процессе эволюции у кольчатых червей? Какую функцию она выполняет?
Чем представлена выделительная система кольчатых червей? Какова её функция?
Из чего состоит кожно-мускульный мешок у кольчатых червей?
Как происходит процесс размножения у кольчатых червей?
Как происходит процесс
дыхания у многощетинковых
червей?
Перед вами изображения червей. Назовите что это за черви, к какому типу и классу они принадлежат. Расскажите, какую роль они играют в природе или жизни человека.
2
1
3
СИНКВЕЙН
- Два прилагательных, раскрывающих характерные признаки явления, предмета
- Три глагола, раскрывающие действия
- Фраза, раскрывающая суть явления, усиливающая предыдущие две строки .
- Вывод, отражающий личное отношение к явлению.
Домашнее задание
- Изучить § 18
- Ответить на вопросы с. 87
- Задание на выбор:
- подготовить сообщение о любом представителе Кольчатых червей;
- подготовить тесты по теме класс Многощетинковые черви;
- составить кроссворд по теме Кольчатые черви.